СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Былины проект. Научно-исследовательская деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность былин в наше время. Работа предназначена для учащихся школ, лицеев, колледжей

Просмотр содержимого документа
«Былины проект. Научно-исследовательская деятельность»



+ Содержание

І. Введение………………………………………………………………………….3

1. Цели………………………………………………………………………….3

2. Задачи………………………………………………………………………..3

3. Объект/предмет исследования……………………………………………..3

4. Методы исследования………………………………………………………3

5. Актуальность………………………………………………………………..3

ІІ. Исследование литературы по данной теме……………………………………4

1. Что такое былины?…………………………………………………………………………4

2. Обзор исследовательской литературы……………………………………4

3. Обращение художников к данной теме…………………………………..5

ІІІ. Русские былины в произведениях художников на рубеже 19 – 20 веков…5

  1. Чем привлекали былины художников?……………………………………………..6

  2. Исследование теоретической части……………………………………………….6

  3. Исследование образной галереи . Гипотезы и достоверность………………..7

  4. Как стать богатырем……………………………………………………………….9

ІV. Практическая часть………………………………………………………..…9

V. Заключение…………………………………………………………………….10

VI. Список использованной литературы………………………………………..10













2

Цели:

• познакомить с принципом комплексного подхода в создании творческого продукта проектной деятельности;

• вовлечь ученика в активный познавательный, творческий процесс;

• учить представлять свой творческий труд в виде презентации, отстаивать свои взгляды на выбор методов, средств и материалов, необходимых для осуществления своих творческих замыслов;

• воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

Задачи:

развитие творческих способностей, эстетического вкуса;

развитие умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний;

формирование навыков исследовательской деятельности;

отработка умения применять свои знания при создании творческого продукта.

Практическая направленность: использование работы на уроках литературы, МХК, классных часах.

Объект исследования: произведения литературы (русские былины) и живописи (картины Васнецова, Рериха).

Предмет исследования: былины, репродукции, образы богатырей, церковь

Методы исследования: наблюдение, описание, теоретический, справочно-исторический;

Актуальность.

В последнее время возрос интерес современного общества к историческому прошлому своего народа, отсюда интерес ко всему фольклору и былинам в частности. Наиболее восприимчивы ко всем явлениям нашей жизни люди творческих профессий. К таковым относятся художники рубежа XIX-XX веков. Картины этих живописцев наиболее ярко и точно отражают образы, созданные народом.

II. Исследование литературы по данной теме

1.Что такое былины?

3

Прежде чем начать наши исследования, дадим определение слову «былина». Согласно энциклопедии «Кругосвет» былина — это фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории. Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 века фольклористом И.П.Сахаровым.

Русские былины — это неотъемлемая часть культуры, бесценное свидетельство исторической памяти народа. Они — воплощение представлений об идеальном и типичном, о добре и зле, трагизме и комедийности, правде и кривде. Былины, как правило, трехчастны: запев (обычно не связанный напрямую с содержанием), функция которого состоит в подготовке к прослушиванию песни; зачин (в его пределах разворачивается действие); концовка.

Следует отметить, что те или иные художественные приемы, использованные в былине, определяются ее тематикой (так, для богатырских былин характерна антитеза). Само слово «былина» прямо указывает на понятие «быль». Но это не доказывает реальности используемых в жанре сюжетов и их героев. Речь идет о том, что в эту реальность верили до определенного времени и сами сказители, и их слушатели. Первоначально под былиной подразумевался рассказ о действительных происшествиях, лишь потом обросший фантастическими подробностями.

Люди часто путают былины со сказками. Действительно, сложно четко разделить эти два жанра. Их основное отличие заключается в отношении сказителя (певца, рассказчика) к своему творчеству. Сказка – изначально чудесный вымысел. Былина — повесть о старине, когда могли случаться вещи, в настоящем совершенно невероятные. Соотношение между действительностью и вымыслом в былинах отнюдь не прямолинейно, наряду с явными фантазиями присутствует отражение жизни Древней Руси. За многими былинными эпизодами угадываются реальные социальные и бытовые отношения, многочисленные военные и общественные конфликты, имевшие место в древности. Примечателен и тот факт, что в былинах с удивительной точностью переданы определенные детали быта, а зачастую поразительно верно описана местность, где разворачивается действие. Также небезынтересно, что даже имена некоторых былинных персонажей зафиксированы в летописях, где о них повествуется, как о реально существовавших личностях.

2. Обзор исследовательской литературы

Былинам посвящено огромное количество книг и исследований различных авторов, некоторые из них включены в школьную программу. Примером может служить книга исследований Льва Прозорова «Времена Русских Богатырей. По Страницам Былин — В Глубь Времен», в которой автор пытается раскрыть тайны русского эпоса.

Большой интерес для читателей представляет работа Владимира Стасова «Происхождение русских былин», которая обстоятельно и подробно рассказывает о появлении былин.

4

Также множество работ посвящено раскрытию образов самих богатырей, одной из лучших является статья Константина Аксакова «О богатырях Владимировых».

Часто интерес исследователей вызывали былины, относящиеся к конкретным областям российского государства. Примером таких работ являются книги К. Д. Квашнина-Самарина «О русских былинах в историко-географическом отношении», Веселовского «Южнорусские былины», А. Д. Григорьева «Архангельские былины и исторические песни», Н. Е. Ончукова «Печорские былины». Общий обзор былин дают работы А. П. Скафтымова «Поэтика и генезис былин», Б. М. Соколова «Былины, исторический очерк, тексты, комментарии».

О сказителях былин и исторических песен дают представление исследования Н. В. Васильева «Из наблюдений над отражением личности сказителя в былинах», В. Ф. Миллера «Очерки русской народной словесности», Б. М. Соколова «Сказители»

Существует множество детских былинных книг с одноименными названиями, выпускающиеся под редакцией самых знаменитых российских изданий.

3. Обращение художников к былинной теме.

Мастера Серебряного века – Виктор Васнецов, Михаил Врубель, Николай Рерих, Иван Билибин, Илья Репин – создали образы, ограничено воплотившие истинно народные идеалы Добра, Красоты, Мужества и Любви, которые передавались из поколения в поколение в произведениях устного народного творчества. Их картины точны в деталях, поэтичны и одновременно удивительно реальны. Они отображают чудеса и волшебных героев такими живыми, какими их и воспринимали в старину, какими их представляет каждый ребенок.

ІІІ. Русские былины в произведениях художников на рубеже 19 – 20 веков

1. Чем привлекали былины художников?

Произведения русского народа очень интересны, и они, бесспорно, могли привлечь внимание живописцев. Ведь это ни на что не похожая русская природа, величественные образы богатырей, их облачение… Какому художнику не захочется изобразить это так, как он себе это представляет? Другое дело, что нужно быть поистине гениальным живописцем, чтобы изобразить то, что имели в виду сказители данных произведений. И поэтому мало быть просто хорошим живописцем, надо быть в какой-то степени и историком, чтобы не поверхностно, а глубинно понять сущность русского народа и правильно отобразить всё написанное им на холсте.

2. В. М. Васнецов

Одним из величайших мастеров сказочного жанра в мировой живописи является Виктор Михайлович Васнецов. Он начинал свое творчество как художник-бытописатель. Внимание Васнецова к жизни народа, его каждодневным нуждам помогли прочувствовать и народные мечты, реализованные в сказках и былинах.

5

Главное произведение живописца – «Богатыри», создававшиеся на протяжении 10-летия, — образец безграничной любви к Родине, самоотверженного служения Отчизне, всегда актуальный для новых поколений урок патриотизма.

На панно «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» — главный герой русского эпоса, воплотивший в себе лучшие идеалы народа и его представления о добре и зле, о верности родной земле, о богатырской удали и чести, поэтому его называют ещё и духовным богатырём. В Древней Руси об этом богатыре было сложено множество былин. Считается, что «Илья Муромец — единственный герой русского эпоса, гробница которого доныне существует в знаменитой пещере Киево-Печерского монастыря, рядом с гробницами легендарного летописца Нестора, первого русского иконописца Алимпия и других исторических деятелей Киевской Руси. Сохранилась также гравюра, сделанная в этом монастыре, со следующей подписью: «Преподобный Илья Муромский, иже вселися в пещеру преподобного Антония в Киеве, идее доныне нетленен пребывает». А в православном календаре день 19 декабря отмечается как «память преподобного нашего Ильи Муромца, в двенадцатом веке бывшего».

Вашему вниманию я хотела бы представить презентацию, в которой я хочу рассказать о некоторых качествах русских богатырей. Что же я узнала в ходе своего творческого исследования и хочу донести до нас.

2. Исследование теоретической части

Я выяснила, что БЫЛИНЫ, эпические песни, сложенные в Древней Руси XI — XVI вв. о богатырях и добрых молодцах, в которых описываются их подвиги и приключения. Сам термин «былины» не народного, а литературного происхождения. В народе эти повествования носили названия «старин» или «старинушек», свидетельствуя о своей древности и притязании на достоверность. Первые былины были сложены еще до Крещения Руси. Из героев былин к дохристианскому циклу принадлежат Святогор, МикитаСелянинович, Волъга. Главными действующими лицами киевских былин являются богатыри-воины, защищающие Святую Русь от посягательств иноверцев. Центральной фигурой стал Илья Муромец. Илье Муромцу посвящено более десятка, причем большинство из них имеет отношение к защите Православия на Руси Людям хочется быть физически сильными, здоровыми, закаленными. Собственно говоря, это исконная мечта человечества. Отсюда появление в фольклоре богатырей. Героями русских былин являются Илья Муромец и Микула Селянинович, Добрыня Никитич и Василий Буслаевич, у которых «силушка по жилушкам так живчиком и переливается». Они совершают много подвигов, в основе которых лежит физическая сила. Человечеству хочется, чтобы богатырями рождались. Конечно, природная сила существует. Однако только ее одной недостаточно. К силе еще требуется добавление в виде ловкости, смелости, умения управлять телом, правильно распоряжаться своими физическими данными. А это уже вырабатывается тренировкой.



6

Человек, о котором здесь пойдёт речь, известен каждому с детства. Ещё бы! Ведь он – самый популярный персонаж русских былин. Уже в ХII веке о нём пели бродячие скоморохи и сказители-гусляры по всей Великой, Малой, Белой, Червонной и Чёрной Руси, и многие столетия он был примером для славных витязей, защищавших наше Отечество от иноземных захватчиков и разбойных набегов диких кочевых орд- половцев и печенегов. Особое внимание хочу уделить образу главного богатыря Ильи Муромца.

3. Исследование образной галереи . Достоверность и гипотезы.

Иногда в былинах его называли Моровлином или Муравлином. Ещё было у него прозвище Чоботок. Возникло оно следующим образом. Однажды на богатыря внезапно напали враги - как раз в тот момент, когда он обувался. Не имея под рукой оружия, он стал отбиваться чоботом (сапогом, еще не надетым на ногу - и положил замертво всех супостатов…

Родился Илья в крестьянской семье близ села Карачарова, что в двух верстах от Мурома, вверх по Оке. Отсюда и его прозвище – Муромец. По местному преданию, происходил он из рода Гущиных, поименованных так из-за того, что изба их располагалась в густом лесу. В Карачарове по сей день распространена эта фамилия. На протяжении веков многие Гущины отличались большой силой и крепким здоровьем. В праздники, когда карачаровцы сходились на кулачные бои, мужчин из рода Гущиных к этой забаве не допускали, опасаясь, как бы они ненароком не пришибли кого-нибудь из односельчан…Гущины живут и поные в одноименном селе Карачарове, которое существует и по сей день. Таким образом мы видим, что данное собрание былин возникло не на пустом месте.

Но Илейко Муромец был от рождения немощен: обездвиженный из-за болезни позвоночника, он до тридцати лет не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. А затем случилось чудо. Когда его родителей не было дома, явились к нему трое нищих старцев-странников – «калики перехожие-переброжие». Они исцелили Илью, дали ему силу богатырскую и предрекли ему великое будущее.

Но – дорогу осилит идущий, и мы отправляемся вслед за легендарным казаком Древней Руси в стольный Киев, к князю Владимиру Красно Солнышко… Приняв Илью Муромца, князь одобрил его желание охранять Русь от недругов – и сказал ему:

И собрал Илья Муромец лучших богатырей: Добрыню Никитича, Алёшу Поповича, Дуная Ивановича, Самсона Сильного, ЧурилаПлёнковича, Ивана Заолешанина, Пересьмяку с племянником - со всеми «побратался крестами золотыми», и стали они крестовыми братьями. После этого «надо всеми он был да атаман большой»…

О преподобном Илье, покоящемся ныне в лавре, известно, что после завершения воинской карьеры он решил окончить свои дни иноком и принял постриг в Феодосиевом монастыре (ныне Киево-Печерской лавре).

7

Подобные примеры известны из нашей истории: так же поступили Александр Невский и русские богатыри Пересвет и Ослябя, проходившие послушание под началом Сергия Радонежского, а затем геройски погибшие на Куликовом поле…

В книгах лавры записано упоминавшееся посланником Ласоттой прозвище угодника божьего Ильи Печерского - Илья Чобитко. Он обладал весьма внушительной комплекцией, а его рост - 180 сантиметров – по тем временам являлся поистине богатырским. На его останках сохранились следы многих ранений и переломов рёбер. Отсутствуют обе ступни ног. Кроме глубокой раны на левой руке, имеется значительное повреждение в левой области груди: по всей видимости, монах прикрыл грудь рукой, и ударом копья она была пригвождена к сердцу.

Почти до конца XX века некоторые исследователи ставили под сомнение возможность того, что преподобный Илья Печерский и былинный атаман Илья Муромец – это один и тот же человек. А в 1988 году Минздравом была проведена официальная экспертиза мощей святого Илии с применением самой современной японской аппаратуры. Выяснилось, что возраст покойного – от 40 до 55 лет. Обнаружены дефекты позвоночника, позволяющие утверждать, что в юности он страдал параличом конечностей. Приблизительно установлена дата гибели: XI или XII век. Её причина – ранение в сердц. Не оставляет сомнений, что преподобный Илья встретил свою смерть в бою, защищая Киев от очередных ворогов, каких в нашей истории были тьмы и тьмы… Преподобный Илья Печерский причислен к лику святых . Я думаю, что Илья был назван в честь Ильи Пророка- покровителя русского воинства. Символично и то, что он просидел сиднем на печи 30 лет и 3 года. Здесь можно провести аналогию сокрального числа 33- годы распятия Христа, что дополнительно говорит в пользу его святости.

Алёша Попович- сын священника, поэтому и Попович. Его отличает не сила (иногда даже подчёркивается его слабость, указывается его хромота и т. п.). Ему свойственны удаль, натиск, сметливость, находчивость, хитроумие. Умел играть на гуслях, балагур . Алёша готов обмануть даже своего названного брата Добрыню, посягая на его супружеские права (Алёша распространяет ложный слух о гибели Добрыни, чтобы жениться на его жене Настасье Никулишне). Вообще Алёша хвастлив, кичлив, лукав и увёртлив; шутки его иногда не только веселы, но и коварны, даже злы; его товарищи-богатыри время от времени высказывают ему своё порицание и осуждение. В целом, образу Алёши свойственны противоречивость и двойственность.

Добры́ня Ники́тич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса[1]. Он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире. Жена — Настасья, дочь Микулы Селяниновича. Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет своё природное «вежество». Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри. Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты.

8

Богатырь умён, образован[4] и отличается разнообразием дарований: он ловок, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, играет на гуслях. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается «вежеством» — то есть учтивостью и дипломатичностью. Добрыня разговаривал «на 12 языках и знал разговор птичий»[7].

4. Как стать богатырем

В заключении я провела небольшое исследование: Как же стать богатырём?. Мы провели маленькое исследование и вот, что выяснили. Богатыри с раннего детства много работали, занимались тяжёлым трудом. В наше время мы тоже как богатыри можем помогать своим родителям, выполнять мужскую работу. Заниматься посильным трудом. Поможет стать сильным и физкультура. Если заниматься регулярно гимнастикой, соблюдать режим, бывать с пользой на свежем воздухе (кататься на лыжах, коньках, санках, купаться в реке, просто играть в интересные игры). Есть некоторые упражнения, которые можно выполнять не отрываясь от интересного дела. Также, чтобы стать богатырём нужно правильно питаться. Есть в меру, не переедать. Кушать овощи, фрукты. Вовремя завтракать, обедать и ужинать. Мы привыкли, что кушать надо 4 – 5 раз в день. Но учёные выяснили, что кушать надо тогда, когда хочет ваш организм, а не строго по часам. Утром надо выпить стакан воды, это заставит ваш желудок работать и только потом завтракать. Такие вот советы, как стать богатырем дают наши ученые. Но помните: богатыри должны быть не только сильны физически, но и интеллектуально полноценными, благородными , культурными и воспитанными. В заключении хочу добавить, что образ Ильи Муромца стал нашим национальным брендом. Его широко используют в анимации, кинематографии, именем Ильи Мурромца был назван аэроплан в начале 20 века, самый большой в мире по тем временам.

ІV. Практическая часть

В ходе нашего исследования мы проводили опрос среди учащихся МБОУ СОШ№8 5-6 классов. Мы хотели узнать, что знают ученики о русских былинах. Опрос состоял из 4 вопросов:

1) Что такое былина?

2) Каких художников, изобразивших героев былин в своих картинах, вы знаете?

3) Название картин, на которых изображены герои русских былин.

4) Чем былина отличается от сказки?

Результаты опроса:

1) Ученики, которые знают ответ на первый вопрос («Что такое былина?»):

Точно: 8 человек;Приблизительно: 28 человек;Не знают: 38 человек

9

2) Знают ответ на второй вопрос («Каких художников, изобразивших героев былин в своих картинах, они знают»):

Знают одного: 13 человек;Двух: 2 человека;Не знают вообще: 59 человек.

3) Знают ответ на третий вопрос («Название картин, на которых изображены герои русских былин»):

1 картина: 27 человек2 картины: 5 человек3 картины: 1 человекне знают: 41 человек

4) Знают ответ на четвертый вопрос («Отличие между былиной и сказкой»):

Точно: 5 человекПриблизительно 32 человекане знают: 37 человек

Заключение

Замечательный живописцы, прекрасные иллюстраторы и скульпторы оставили большое художественное наследие, в котором поведали о том, что видели их проницательные глаза, что впитывали их чуткие и деликатные души. Каждый может поставить перед собой вопрос: Хорошо ли то, что читая произведения русского народного творчества перед нами, самопроизвольно всплывают их картины, или было бы лучше самим создать в своей голове эти образы?

Мы думаем, что иллюстрации к басням нам ни в коем случае не мешают, а только помогают воссоздать в своём воображении всё написанное. Это полезно не столько для взрослых, сколько для детей, которым легче воспринимать то или иное произведение, посмотрев на картину или скульптуру, изображающую его героев.

V. Список использованной литературы

1. Былины Севера. Записи А.М.Астаховой. М. – Л., 1938–1951, тт. 1–22. Ухов П.Д.  Былины. М., 19573. Пропп В.Я., Путилов Б.Н.  Былины. М., 1958, тт. 1–24. Астахова А.М. Былины. Итоги и проблемы изучения. М. – Л., 19665. Ухов П.Д. Атрибуция русских былин. М., 19706. Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым. М., 19777. Азбелев С.Н. Историзм былин и специфика фольклора. Л., 19828. Астафьева Л.А. Сюжет и стиль русских былин. М., 19939. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 199910.

10. Словарь литературоведческих терминов

11. Универсальная научно – популярная энциклопедия Кругосвет

12. Сайт «Сеть творческих учителей»


10


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!