Методическая разработка внеклассного /внеаудиторного/ мероприятия
(тематического урока в формате театрализованной экскурсии патриотического направления)
для реализации в условиях профессиональных образовательных учреждений всех уровней (в том числе – для профильных классов общеобразовательных учреждений)
на тему: «Быть, а не казаться»
(посвящённая деятельности гениального русского хирурга, выдающегося публициста, педагога и гуманиста Николая Ивановича Пирогова)
Разработчик: преподаватель ГБПОУ «Кузбасский
медицинский колледж» Лукина Ольга Владимировна
г. Кемерово
2022 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
П/№ | НАИМЕНОВАНИЕ | Стр. |
1 | АННОТАЦИЯ | 2 |
2 | ВВЕДЕНИЕ | 3 |
3 | ПРЕДИСЛОВИЕ | 5 |
4 | ПРИВЕТСТВИЕ ГОСТЕЙ | 6 |
5 | СЦЕНА 1 | 8 |
6 | СЦЕНА 2 | 9 |
7 | СЦЕНА 3 | 11 |
8 | СЦЕНА 4 | 15 |
9 | СЦЕНА 5 | 16 |
10 | ЦИТАТЫ И КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ХИРУРГА НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ПИРОГОВА | 17 |
11 | СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ - ИСТОЧНИКОВ | 19 |
| | |
АННОТАЦИЯ
Т
еатрализация при проведении тематических уроков стала самым популярным инновационным направлением.
Инновационные театрализованные тематические мероприятия разрабатываются и с успехом внедряются в ряде образовательных учреждений различного уровня (включая профильные классы общеобразовательных учебных заведений).
Главным условием эффективности театрализованных уроков является высокий научный уровень исторических реконструкций.
Театрализованные проекты дают обучающимся уникальную возможность перенестись на время в другую историческую эпоху, стать участником интересных событий, следовательно, лучше узнать особенности того или иного региона и периода истории.
Театрализованное («живое») тематическое внеаудиторное мероприятие патриотического направления познакомит обучающихся, студентов, а также гостей действа с одной из важных вех в истории развития России: Крымской войной 1853—1856 гг., которая неразрывно связана с деятельностью величайшего русского хирурга, педагога и публициста Николая Ивановича Пирогова и сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины.
ВВЕДЕНИЕ
Методическая разработка для осуществления тематического урока патриотического направления в условиях профессиональных образовательных учреждений различного уровня (в том числе – для обучающихся профильных классов среднеобразовательных учреждений) призвана следовать следующим целям:
Развивающая цель
Формирование общих компетенций (ОК):
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
2.Воспитательная цель:
Формирование общих компетенций (ОК):
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
ПРЕДИСЛОВИЕ
«Esse quam videri» - «Быть, а не казаться». Этому древнему латинскому принципу Николай Иванович Пирогов следовал всегда и во всём. Гениальный русский хирург, выдающийся публицист, педагог и гуманист всю жизнь без остатка посвятил служению людям.
Пирогов – родоначальник современной военно – полевой хирургии. Его нововведения позволили сохранить жизнь миллионам раненых в последующих мировых войнах и локальных конфликтах.
Принципы разработанной Пироговым топографической анатомии легли в основу современной компьютерной томографии. Костная пластика по Пирогову и сегодня выполняется во всём мире, давая людям с ампутациями жить полноценно, не терзаясь страшной болью.
Данная методическая разработка позволит полноценно подготовить уникальный тематический урок и непременно познакомит обучающихся с деятельностью Николая Ивановича Пирогова – врача, а также позволит соприкоснуться с необыкновенной яркой личностью Пирогова – человека.
ПРИВЕТСТВИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ, А ТАКЖЕ ПОСЕТИТЕЛЕЙ УРОКА
Действие происходит в заранее подготовленном помещении, оснащённом реквизитом, которое разделено на два условных сектора
Действующие лица: ведущий, Николай Иванович Пирогов, Бакунина, Петрова, Даша Севастопольская, солдаты, раненые солдаты, профессор Бильрот.
В первом (ближе к экрану монитора) - имитация сортировочного пункта раненых, который действовал во времена Крымской войны 1853 - 1856 гг.
Оснащение: тазы, кувшин, стол с картой, санитарная сумка, простыни
ВЕДУЩИЙ: Уважаемые гости нашего действа! Мы рады Вам и предлагаем поприсутствовать вам на нашем театрализованном тематическом уроке «Быть, а не казаться», посвящённого деятельности великого русского хирурга Николая Ивановича Пирогова и его соратниц по Крымской войне 1853 – 1856 гг. – сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины.
«Esse quam videri» - «Быть, а не казаться». Этому древнему латинскому принципу Николай Иванович Пирогов следовал всегда и во всём. Гениальный русский хирург, выдающийся публицист, педагог и гуманист всю жизнь без остатка посвятил служению людям. Пирогов – родоначальник современной военно – полевой хирургии. Его нововведения позволили сохранить жизнь миллионам раненых в последующих мировых войнах и локальных конфликтах. Принципы разработанной Пироговым топографической анатомии легли в основу современной компьютерной томографии. Костная пластика по Пирогову и сегодня выполняется во всём мире, давая людям с ампутациями жить полноценно, не терзаясь страшной болью.
Данный урок позволит познакомить вас с деятельностью Пирогова – врача, а также непременно позволит соприкоснуться с необыкновенной яркой личностью Пирогова – человека.
Николай Иванович Пирогов родился в 1810 году в Москве, в семье военного казначея, майора Ивана Ивановича Пирогова (1772—1826). Являлся тринадцатым ребёнком в семье. Вскоре отец Николая умер. Мать с детьми была вынуждена продать дом и скитаться по съемным углам. Страшная нужда, в которую попали родные, заставляли студента Пирогова прилагать титанические усилия, чтобы помочь семье выбиться из нищеты.
Уже в 26 лет он стал профессором медицины. О его талантах врача ходили легенды. Бесценный опыт Пирогова, приобретенный во время Кавказской войны, особенно пригодился России, когда русская армия в Крыму подверглась нападению объединенной коалиции, в которой участвовала Великобритания, Франция, Турция и Сардиния. Он накопил бесценный опыт, проводя до 30 ампутаций верхних и нижних конечностей в день. За 9 месяцев своей работы он выполнил более 5 тысяч ампутаций.
Именно на Крымскую войну пришелся дебют Крестовоздвиженской общины сестер милосердия. Это первое в мире женское медицинское формирование по оказанию помощи раненым во время войны. Они ухаживали за ранеными в госпиталях и спасали их прямо на поле боя. Из 120 медсестер, которые работали в Севастополе, 17 погибли во время исполнения своего долга.
Экспозиция военного действия - защита Севастополя во время Крымской войны: Звучит клип про Дашу Севастопольскую.
На сортировочном пункте сёстры стирают, разбирают простыни, наматывают высохшие бинты вручную.
Реконструкция событий реального исторического факта
(СЦЕНА 1)
Действующие лица: Пирогов, Дарья Севастопольская, сёстры Крестовоздвиженской общины Петрова и Бакунина
В сортировочную комнату, где находятся сёстры милосердия, входит Даша Севастопольская.
Даша: Скажите Пирогову… Все равно до него дойду и не испугаюсь. Мне бы только выучиться как раны зашивать, да кровь останавливать.
Сёстры: Да что сказать – то?
Даша: Просто сказать. Дарья мол, простого матроса дочка желает на сестру милосердия выучиться.
Сёстры: Ладно, скажем, только ты работай как следует, Николай Иванович только с виду простой, а на самом деле - уууух!
Входит Пирогов. Сёстры выдвигают вперёд Дашу.
Даша: Николай Иванович!
Пирогов: Здравствуй, Дарья Александровна! Давно хочу познакомиться с тобой!
Пирогов берёт Дашу за руку и обращается ко всем:
Пирогов: Господа! Это Дарья, прозвана в Севастопольскую. Купив лошаденку на свои последние гроши пошла она под Альму, стала поить свежей водою раненых и заодно пользовать их своей простой хирургией. Сердце заменило ей знания – это истинная сестра для каждого солдата и матроса, идущего в бой за нашу землю. Будем же такими, как она!
Реконструкция событий реального исторического факта
(СЦЕНА 2)
Действующие лица: Пирогов, Дарья Севастопольская, сёстры Крестовоздвиженской общины Петрова и Бакунина
Пирогов наклоняется над столом с картой
Пирогов: к тому времени, как начнется вылазка здесь и там развернем перевязочные палатки, транспорт для перевозки раненых к нам - назначили стоять здесь.
Еще раз упреждаю на передовой позиции никаких операций не делать, а доставлять на сортировку.
Пирогов: К тому времени, как начнется вылазка здесь и там - развернем перевязочные палатки, транспорт для перевозки раненых к нам; назначили стоять здесь.
Еще раз упреждаю на передовой позиции никаких операций не делать, а доставлять на сортировку. Сестра Бакунина здесь?
Бакунина: Да, здесь!
Пирогов: Ваш опыт обязывает меня назначить вас на сортировку раненых. Сестра Петрова здесь?
Петрова: Да, здесь!
Пирогов: Вас назначаем на питание раненым. Мы должны быть не хуже солдат и матросов русских в грядущем сражении.
Бакунина: Доехали. Многие в очень тяжёлом состоянии. Нужна горячая пища, чай, вино!
ВЕДУЩИЙ: наркоз, гипсовые повязки, этапное оказание медицинской помощи в период Крымской войны, анализ характера военной травмы и заболеваний – все эти новации Пирогова, которые использовались при оказании медицинской помощи в период Крымской войны, легли в основу двухтомного руководства Пирогова под названием «Начала общей военно – полевой хирургии». Пирогов был не только величайшим хирургом, он держал под контролем все звенья помощи раненым. По тактике Пирогова особые летучие отряды занимались эвакуацией раненых в стационарные и мобильные госпитали, по возможности. За пределами зоны поражения, а уж там врачи сортировали по нескольким категориям: безнадёжные, неотложные, легкораненые и те, кто мог подождать, пока оказывают помощь тяжёлым пациентам.
Идёт сортировка: на стол, на койку
Даша: Стала я его выносить из боя, а он тяжелый, словно, извините, лошадь или медведь. Брось, говорит, меня - это против всей науки, чтобы такая маленькая здорового вынесла, а я ему: «Знаешь, что? Я – Дарья!!! Ну, тогда говорит, вынесешь, ежели ты - Дарья.
Бакунина: Раненого в ногу прямо в операционную, еще зажгите факелы!
Все переходят во второй сектор – операционную
Реконструкция событий реального исторического факта
(СЦЕНА 3)
Действующие лица: Пирогов, Бакунина
Оснащение: стол, медицинский инструмент (корнцанг, ножницы, зажимы), ёмкости – склянки, кувшин, полотенце, простыни, тазы с муляжами ног и рук, ткань с «кровью»
ОПЕРАЦИОННАЯ
ВЕДУЩИЙ: Пирогова, любившего всё новое, очень интересовало использование метода знаменитого английского хирурга Джозефа Листера (применение антисептиков), проще говоря, борьба с инфекцией в ране. Большое внимание Николай Иванович уделял чистоте рук, хирургического инструмента и бинтов, поэтому зорко следил за порядком, установленным им самим же в стационарных пунктах и лазаретах. Уже через год им был опубликован первый отчёт о постановке военно – врачебного дела.
Бакунина: Плохо дело без ноги!
Пирогов: Вы забыли про нашу гипсовую повязку. Теперь у нас и хлороформ, без наркоза не делается ни одна операция. Маску.
Пирогов моет руки, вытирает их чистым полотенцем
Осматривает пациента, считает пульс, (кулак на грудь), смотрит в рот, ощупывает ногу.
Бакунина – раненому: Считайте!
Раненый солдат: Один, два, три…
Бакунина: Николай Иванович, есть надежда?
Пирогов: Вы сами медик, Екатерина Михайловна.
Бакунина: Я - медик, а вы – Бог.
Пирогов: Я не Бог. Спит? Начнем!
ВЕДУЩИЙ: в те времена главным в работе хирурга была скорость: поскольку операции проходили без обезболивания, требовалось закончить все в считанные минуты, иначе пациент мог умереть от болевого шока. Так вот, Пирогов был одним из рекордсменов - ампутацию бедра или удаление камня из мочевого пузыря он производил за 1,5 - 3 минуты! Однако виртуоз прекрасно понимал, что отсутствие обезболивания тормозит развитие хирургии. В арсенале медиков был очень примитивный набор операций на конечностях и поверхности тела. Болезни, требующие серьезного хирургического вмешательства, относились к категории неизлечимых.
Стоит отметить, что в осажденном Севастополе Пирогов и его помощники провели более 10 тысяч операций, большая часть из них совершена под наркозом. Николай Иванович Пирогов во время защиты Севастополя ввёл в обращение применение анестезии с помощью вдыхания пострадавшим паров эфира и хлороформа. Хлороформ имел ряд преимуществ в сравнении с эфиром. Количество вещества было значительно меньшим и хлороформ был неопасен своим применением. От начала и до конца процесс анестезии проводился с помощью простых предметов: бутылки и тряпки.
Здесь Пирогов впервые применил гипсовые повязки для фиксации переломов конечностей. Эта идея ему пришла в голову в мастерской знакомого скульптора Николая Степанова. Наблюдая за работой художника, он обратил внимание, как быстро твердеет податливый гипс.
Изобретение гипсовых повязок спасло жизнь и здоровье десятков тысяч людей. Поскольку в те времена фиксировать неподвижно сломанные кости не умели, очень часто конечности срастались неправильно, и человек оставался калекой на всю жизнь. В худшем же случае из-за нагноения приходилось ампутировать конечность. У Пирогова же количество таких ампутаций было сведено к минимуму. Стоит отметить, что в осажденном Севастополе Пирогов и его помощники провели более 10 тысяч операций, большая часть из них совершена под наркозом.
Бакунина: Николай Иванович, он будет жить, и нога его спасена!
Пирогов: Да, Катюша, все будет хорошо, все будет отлично!
Бакунина: Николай Иванович, он будет жить, и нога его спасена!
Пирогов: Да, Катюша. Всё будет хорошо. Всё будет отлично!
ВЕДЕНИЕ ДНЕВНИКА Н.И. ПИРОГОВЫМ
ВЕДУЩИЙ: Пирогов заканчивает очередную операцию, моет руки из ковша, вытирает руки чистым полотенцем, даёт распоряжение сестрам милосердия и садится отдохнуть за рабочий стол, где стоит стакан чая, чернильница с пером и дневник. Он, как всегда, раскуривает трубку и делает записи в своём походном дневнике:
«При перевязке можно видеть ежедневно трёх или четырёх женщин; из них одна знаменитая Дарья, одна дочь какого – то чиновника и одна – жена солдата. Дарья теперь является с медалью на груди, полученной от государя, который велел её поцеловать великим князьям, подарил ей 500 рублей, и еще 1000, когда выйдет замуж. Она – молодая женщина и не дурна собой. Под рекой Альмою она приносила бельё, отданное ей для стирки, и здесь же, в первый раз, обнаружилась её благородная наклонность помогать раненым. Она ассистирует и при операциях».
Реконструкция событий реального исторического факта из жизни Пирогова
(СЦЕНА 4)
ВЕДУЩИЙ: Пирогов накопил бесценный опыт, проводя до 30 ампутаций верхних и нижних конечностей в день. За 9 месяцев своей работы он выполнил более 5 тысяч ампутаций. На Крымском фронте солдаты были настолько уверены в необыкновенных способностях Пирогова как хирурга, что однажды принесли ему тело солдата без головы.
Солдат: Принимайте пострадавшего, господин лекарь! Шибко тяжко парню, не ровен час – околеет!
Дежурный фельдшер: Что ж вы делаете? Куда вы его несёте?! Разве вы не видите, что он без головы?!
Солдат: Ничего, голову сейчас принесут! Высокоблагородие Пирогов же здесь, он найдёт способ вернуть её на место!
Реконструкция событий реального исторического факта
СЦЕНА 5
Действующие лица: Пирогов, профессор Бильрот
В
ЕДУЩИЙ: Курение – вредная привычка Николая Ивановича Пирогова, к сожалению, стала причиной его смерти. В 1881 году Пирогов почувствовал боль и раздражение нёба. Доктора ему сразу же поставили диагноз: рак верхней челюсти. Он не мог смириться с таким страшным диагнозом и поехал на консультацию к своему ученику Бильроту в Австрию, в город Вену. Бильрот подтвердил рак нёба, однако, своему учителю так и не сообщил об этом, так как тот находился в ужасном моральном состоянии. Операция была просто невозможна. Именно это и помогло Николаю Ивановичу возвратиться, хоть и не на долгое время, к нормальной жизни. Он продолжал консультировать пациентов.
В следующей сцене реконструкции событий молодой врач – хирург Бильрот осматривает полость рта своего учителя, Н.И. Пирогова, при помощи инструментов; осматривает его прибор для курения – трубку. Пишет ему рекомендации, подбадривает его, прощается и печально смотрит ему во след. После ухода Пирогова он садится за рабочий стол и обхватывает руками голову.
ВЕДУЩИЙ: Уважаемые гости! Мы рассказали вам о ряде фактов из жизни выдающегося русского хирурга, просветителя Н.И. Пирогова, который своей деятельностью оставил глубокий след не только в истории мировой медицины, но и в истории человечества в целом. Представляем вашему вниманию крылатые слова и выражения Николая Ивановича Пирогова.
На экране по одной цитате, все действующие лица урока зачитывают по очереди
ЦИТАТЫ И КРЫЛАТЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ ВЕЛИКОГО РУССКОГО ХИРУРГА Н.И.ПИРОГОВА
«Медицина – моя любовь и моя жизнь!»
«Война – это травматическая эпидемия»
«Жить на белом свете – значит постоянно бороться и постоянно побеждать»
«Будущее принадлежит медицине профилактической»
«Где господствует дух науки, там творится великое и малыми средствами»
«Всякая школа славится не числом, а славою своих учеников»
«Все готовящиеся быть полезными граждане сначала должны научиться быть людьми»
«Тот, кто выбрал труд лекаря, повинен присягнуть, что будет честно служить своему народу»
«Только тот постиг истину, кто изучил природу, людей и самого себя»
Экскурсовод: Уважаемые гости, мы прощаемся с вами! Спасибо вам за внимание! Надеемся на новую встречу с вами в нашем музее!
ПОКЛОН. АПЛОДИСМЕНТЫ.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ И ГОСТИ РАССМАТРИВАЮТ ДЕКОРАЦИИ, ФОТОГРАФИРУЮТСЯ, ОБМЕНИВАЮТСЯ МНЕНИЯМИ
(приветствуется обратная связь с ведущим действа и с обучающимися, занятыми в качестве исполнителей)
СПИСКОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Серия Путеводитель по истории России. Николай Иванович Пирогов- патриарх русской хирургии, К.Е. Маят, 31 с. – ООО «АСТ – ПРЕСС – ШКОЛА», 2017 г.
Интернет – ресурсы:
2.Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова /Электронный ресурс/ ULR: http://rsmu.ru/320.html (дата обращения 6.05.22);
3.Журнал «Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пирогова» /Электронный ресурс/ ULR:
http://www.pirogov-center.ru/about/structure/magazine (дата обращения 5.05.22). При составлении методической разработки использованы фото автора: с внеаудиторного мероприятия патриотического направления «Быть, а не казаться», посвящённого деятельности гениального русского хирурга, выдающегося публициста, педагога и гуманиста Николая Ивановича Пирогова, а также сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины; 10.05.2019 г., Кемеровский областной медицинский колледж (приуроченному к кануну профессионального праздника – Международного Дня медицинской сестры, отмечающегося ежегодно 12 мая). При составлении методической разработки также использованы тематические фото и иллюстрации из открытых Интернет – источников при помощи поисковой системы Гугл (Google).
10