СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 31.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя.»

Тема: Быт и бытие Ильи Ильича Обломова. Внутренняя противоречивость натуры героя.

Цель: помочь учащимся осмыслить образ главного героя с точки зрения социальной и общечеловеческой, нравственной; развивать навыки работы с критической литературой. показать социальную психологию Обломова, живую его душу; проанализировать 9 главу романа «Сон Обломова»; сделать наблюдения над стилем Гончарова; раскрыть роль второстепенных героев.


Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в… кисель

И.А.Гончаров

Ход урока

1. Актуализация знаний учащихся.

В 1852 г. опубликован роман «Обломов», который прославил имя Гончарова. Этим романом писатель показал, как условия помещичьего быта и дворянского воспитания порождают в герое апатию, безволие, равнодушие. Писатель показал путь Обломова к осознанию своей никчёмности, несостоятельности, к распаду личности.

2. Композиция романа.

1) Главная тема романа – судьба поколения, ищущего своё место в обществе, но не сумевшего

2) Идея. Показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу.

Анализ слов эпиграфа.

Также Гончаров ставит в романе вопросы о подлинной дружбе, любви, о гуманизме, о равноправии женщины, о настоящем счастье, осуждает дворянский романтизм.

3) Композиция романа


1 часть. Введение в роман. «Сон». Экспозиция. Пролог к роману.

Эволюция Обломова

2 часть (1 – 2 гл.). «Собственно роман». Экспозиция

Русско-немецкое воспитание Штольца

2 часть (3 -5 гл.) «Пробуждение». Завязка

Узел событий. Знакомство с Ольгой. Любовь к Ольге.

2 часть (6 – 11 гл.) «Восхождение героя». Развитие действия.

Чувство крепнет. Письмо к Ольге.

2 часть. (12 гл.) Кульминация.

Объяснение в любви.

3 часть. «Испытания любви». Развязка. (11 -12 гл.). Погружение в сон. «Нисхождение героя.

Несостоятельность и банкротство Обломова.

4 часть.

Выборгская обломовщина. Взаимоотношения Ольги и Штольца.

4 часть. Перетекание сна в вечный сон. Эпилог.

Смерть Обломова.



1-я часть романа малодейственна Экспозицию составляют 1-я часть романа и две первые главы 2-й части. Такая большая экспозиция нужна писателю для того, чтобы полнее показать условия, в которых формировался Обломов как личность, чтобы проследить его эволюцию.

(Обломов лежит на диване и отказывает визитёрам, зовущим его в Петергоф), но в ней показана эволюция Обломова: детство с внушением идеи исключительности, обучение в пансионе, но служить не смог, мечтает о путешествии). В Обломове загублены живой ум, чистота, доброта, кротость, гуманность к нижестоящим, склонность к самоанализу и самокритике, чувство справедливости. Но Обломов не испытывает необходимости развивать их в себе. Об этом свидетельствует его «мысленный» план реформ в Обломовке, выражающий инфантильность, архаичность его взглядов на жизнь.

Ясно, что Обломов зависит от Захара больше, чем Захар и другие крепостные от него.

В конце 1-й части Гончаров ставит вопрос: что же победит в Обломове – жизненные, деятельные начала или сонная «обломовщина»?

Во 2-й, 3-й частях описывается русско-немецкое воспитание Штольца, борьба 2-х национальных начал, в результате возникла сильная и гармоничная личность. Несмотря на взаимные различия, Штольц способен понять Обломова. Это тип новой эпохи, деятельный разночинец. Он многократно старается оживить Обломова, вернуть его в активную жизнь. Обломов понимает всю важность перемены в жизни, но этих-то перемен он и боится, боится движения и деятельности.

3 и 5 гл. 2-й части завязывается узел события – знакомство Обломова с Ольгой, зарождающаяся любовь и составляет завязку.

6-11 главы этой части – развитие действия. Чувство Обломова к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли он отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге.

Кульминация – 12 глава 2-й части. Илья Ильич объяснился в любви Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11 – 12 главы 3-й части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова.

В борьбе мотивов – соединиться с Ольгой и зажить осмысленной жизнью или отойти от Ольги и обрести желанный покой – побеждает последний. Обломовщина оказалась сильнее любви.

Так Обломов находит пристанище в доме вдовы Пшеницыной. Постепенно кипучая энергия Штольца разбивается о неподвижность и равнодушие Обломова.

4 – я часть романа - дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные для себя условия жизни в домике Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Это постпозиция (пост…

посвящена описанию «выборгской обломовщины». Обломов, женившись на Пшеницыной, опускается ещё больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически. В эпилоге (11 глава 4-й части) Гончаров говорит о смерти Обломова. Эта глава объясняет смысл «обломовщины».

Таким образом, показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мёртвую душу», Гончаров показал главного героя в моменты взлётов и в дни падения, раскрыв его борьбу с самим собой. И всё это дано в ярких картинах жизни, авторские рассуждения же сведены до минимума.


В образе Обломова Гончаров блестяще совместил социальное обобщение с изображением индивидуализированной личности. Обломов вошёл в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем, Тургеневым и др. В нём нет деспотизма, жестокости. Наоборот, он кроток, благодарен. Но, тем не менее, он вызывает к себе отрицательное отношение. Писатель не остался беспристрастным: с симпатией относясь к герою, он в то же время осудил, разоблачил его, вынес приговор обломовщине.


Композиция романа полностью соответствует идее романа: показать условия, порождающие лень и апатию, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу. Все действия развёртываются вокруг главного героя – Ильи Ильича Обломова. Он объединяет вокруг себя всех действующих лиц. Действия в романе мало (особенно в 1-й части). Обломов преимущественно лежит на диване, что определяется идейным замыслом писателя. Всё внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров.

Место действия романа – Петербург (только в 9 главе «Сон Обломова» действие перенесено в Обломовку).

Многообразен язык каждого героя. Обломов, Ольга и Штольц – люди образованные, говорят правильным, литературным языком. Но у каждого он связан с чертами внутреннего облика героев. Ясен и выразителен язык в описании пейзажей, но к ним писатель обращается редко. (Летняя Обломовка, описание парка, где встречаются Ольга и Обломов, оценка снегопада в день разрыва героев). Вся языковая система романа направлена на решение вопроса: что такое обломовщина?


3. Диалектика характера Обломова.

Композиция 1-х 5-ти глав романа почти повторяет построение глав-портретов «Мёртвых душ».

Открывается роман развёрнутым описанием внешнего вида героя.

Просмотр видео. (5 минут)

Вслед за портретом. Тяжёлые, неграциозные стулья, шаткие этажерки, сломанный диван… страницы книги Обломова покрылись пылью и почернели. «Сон души» бездельников-мечтателей запечатлён в этой выразительной детали.


Символичен образ халата в романе и целая история отношений к нему Ильи Ильича. Халат как послушный раб повинуется самомалейшему движению тела его хозяина.

На всех вещах заброшенность, следы запустения: валяется прошлогодняя газета, на зеркалах – слой пыли, если бы кто-нибудь решился обмакнуть перо в чернильницу – оттуда вылетела бы муха. Характер Ильи Ильича угадан даже через его туфли, длинные, мягкие и широкие. Когда хозяин не глядя опускал с постели ноги на пол, он непременно попадал в них сразу.

Завершается экспозиция 1-й части романа горестным всхлипом Обломова. Этот всхлип вызывает смех. Авторский пафос беспощадного отрицания заражает читателя.

Таков он в перебранке с Захаром. Здесь Захар и Обломов равны в своей бездуховности, поглощённости мелочами, - они ссорятся из-за грязи в комнате, из-за денег, переезда на квартиру.

«Пошлость пошлого человека», которую не уставал обличать Гоголь, Гончаров обнажает в своем герое с редкой беспощадностью. Мелочи быта вырастают до мировых масштабов, застилают весь свет для Обломова, бездельника, ленивца.

Обломов развратил Захара. «Ты больше Обломов, чем я»,- бросает герой Захару.

Парад гостей во 2 главе чуть искусствен: гости сменяют друг друга – они заменят собой необходимое описание среды, в которой живёт Обломов. Каждый из них – напоминание о 3-х этапах жизни Обломова: светская жизнь, чиновничья служба, литературная деятельность. Гости совокупно олицетворяют в романе столичное общество. Смысл жизни здесь сводится к:

Волков? В описании Волкова преобладают глаголы конкретного действия (вошёл, вынул, провёл, обмахнул), которые придают авторскому повествованию динамичность. В портретной же характеристике Обломова преимущественны глаголы «недейственной» семантики, обозначающие в основном состояние.

Судьбинский. Этот герой легко мог бы «вписаться» в галерею гоголевских чиновников. (Карьера - «духовное» увлечение «пошлого человека» с казённой квартирой и выгодная женитьба – смысл его жизни.) Принёс новость по «разряду практической стилистики»: «отменили писать «покорнейший слуга», пишут «примите уверение»

Беллетрист Пенкин? («Игра в обличительство» - «духовное» увлечение этого «пошлого человека». Сочинительство в модном духе и на любую тему)

Приятели Обломова – Алексеев и Тарантьев – своего рода «двойники» героя, каким он показан в самом начале романа – байбака, увальня. Неспособность Обломова к реальному действию повторена в Алексееве – «человеке без поступков», и в Тарантьеве.

перерастает в полную бесхарактерность Алексеева Нет практически имени, фамилии.

Тарантьев, грубиян, хам - накидывается он на бессловесного Алексеева.

Вывод. Авторская мысль, вызвавшая к жизни «демонстрацию» гостей и приятелей, с резкой прямотой прозвучит в одной из будущих реплик Обломова

Исповедь героя 1,8 надеется Обломов. Упования на «может быть», на «авось», на «как-нибудь» лежат в основе обломовского «порядка жизни».


Обломовская пассивность питается постоянным сознанием, что кто-то за него всё сделает – значит, и уметь что-либо делать нет необходимости.

Глубокая проявленность нравственного содержания обломовщины делает роман Гончарова чрезвычайно современным.

Нравственные недуги обломовщины заявляли о себе не только в недавнем прошлом, но и заявляют сегодня безынициативностью, равнодушием. Просто ленью.

Просмотр видео «Обломов и Захар»

Захар Комический свет бросает на обломовского слугу Захара его хорошо ощущаемая в романе параллель с оруженосцем Дон Кихота. Подобно Санча Пансе, Захар искренне предан своему барину и в то же время едва ли не во всём «перечит» ему. В особенности отличается от понятий Ильи Ильича взгляд Захара на женщин, вполне выразившийся в его «гордо» мрачном отношении к своей жене Анисье.

Первейшие жизненные потребности обломовцев – еда и сон.

- Символом обломовской жизни стал послеобеденный всепоглощающий сон.

Просмотр видео

С каким упоением предаются обломовцы сну!» Никто и ничто не в силах «противиться обаянию сна»: ни человек, ни матушка-природа. Даже воздух «сонно висит без движения», даже солнце будто дремлет, «стоит неподвижно». Нет места духовности. Полным контрастом этой статичной картине выступает описание поведения Илюши во время «сна».

Описании полдня, сцены «всеобщего послеобеденного сна», с одной стороны, и живого, резвого, шаловливого и любознательного Илюши, с другой. Полным контрастом этой статичной картине выступает описание поведения Илюши во время «всеобщего послеобеденного сна».

- Первая главная жизненная забота в Обломовке – забота о пище. Ну чем не сказочное царство с ревами мёда и молока? В состав «обломовщины» входит и поэзия деревенского уединения, и картины щедрого русского хлебосольства с исполинским пирогом, и гомерическое веселье, и красота крестьянских праздников под звуки балалайки… Подробно Гончаров описывает изготовление «исполинского пирога», поедаемого в течение целой недели. (Пирог, которого хватает всем, начиная от господ и кончая дворником Антипом, служит в романе символом всеобщего равенства и земного благополучия.


- Единственная форма духовной жизни, доступная обломовцам, - причастность к миру сказки, легенды, мифа. Развивая мечтательность, сказка только больше привязывала мальчика к дому. Ведь в сказках живёт та же Обломовка, только поэтически украшенная; няня. В Обломовке всё овеяно сказкой про «Емелю-дурачка», про «добрую волшебницу, являющуюся… в виде щуки» и осыпающую его «ни с того ни с сего разным добром», про «неслыханную красавицу Милитрису Кирбитьевну», про «неведомую сторону», где «текут реки мёду и молока». Духовная жизнь такого рода культивирует созерцательность, бездействие. Псевдожизнью подменяется подлинная жизнь.

Не случайно у воспитанного в атмосфере сказки Ильи Ильича и во взрослом состоянии «сказка… смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».

- Отношение обломовцев к труду. Труд воспринимали как наказание, избавление от которого возможно и должно. Жители очень боятся хлопот, волнений, перемен. Бездействие и безделие здесь возведены в культ.

Идиллическим обломовцам вместе с тем присущи мягкость, сердечность и благодаря этому человечность.

Строго ограниченное пространство живёт по своим вековечным традициям, ритуалам. Любовь, рождение, брак, труд, смерть – вся жизнь Обломовки сводится к этому кругу и так же неизменна, как смена времён года.

- Любовь в Обломовке носит совсем иной хар – р, чем в реальном мире, она не может стать каким-то переворотом в душевной жизни человека, она не противостоит другим сторонам жизни. Любовь-страсть противопоказана миру обломовцев, они «114/3».

- В состав обломовщины входит у Гончарова безграничная любовь и ласка, которыми с детства окружён и взлелеян Илья Ильич. «101/1».

- Обряды, обычаи обломовцев. Кажется, вся жизнь их состоит только из одних обрядов и ритуальных праздников. Отсчёт времени ведут по праздникам или по семейным событиям. То, что для обыкновенного человека считается вполне естественным, здесь возведено в ранг мистического бытия – обломовцы смотрят на мир как на таинство, святость. Отсюда особое отношение к времени суток: вечернее время особо опасное, послеобеденное время сна обладает могущественной силой, которая управляет жизнью людей. Есть здесь и таинственные места - овраг, например. Отпуская Илюшу гулять с няней, мать строго наказывала.

Особое отношение у обломовцев к приметам: в них мир подаёт человеку знаки, предупреждает его, диктует свою волю. Если в зимний вечер погаснет свеча, «119/1». И дальше начнётся заинтересованное обсуждение этого вопроса, кто бы это мог быть, но в том, что гость будет, в этом никто не сомневается.

Мир обломовцев абсолютно свободен от каких-либо причинно – следственных связей, которые очевидны для аналитического ума. Вопрос «почему?» - это не обломовский вопрос. Бытие обитателей Обломовки не отягчено глубокими раздумьями о смысле жизни. Обломовцы не ставят перед собой никаких целей.

Обломовщина как философия жизни.

1) Идиллический пейзаж. Прошлое в «сне» конкретно и в то же время символично. На широкий и мягкий характер Ильи Ильича оказала влияние среднерусская природа с мягкими очертаниями отлогих холмов, медленное течение рек. Природа здесь как мать заботится о тишине, размеренной спокойной жизни человека. Грозы не страшны, страшных бурь, разрушений в том краю не бывает. «Никто из жителей не видал и не помнит никаких страшных небесных знамений».

Обломовка – обыкновенная усадьба с крепостническим укладом, с другой стороны, жизнь в ней течёт по своим внутренним законам.


2) Первейшие жизненные потребности обломовцев – еда и сон. Забота о пище была главная забота в Обломовке

3) Единственная форма духовной жизни – причастность к миру легенды, сказки. Сказка для обломовцев – попытка с помощью воображения объяснить и разгадать мир, но и реакция на страшный мир реальной жизни, от которой люди так надёжно спрятались, заменив жизнь вымыслом.

4) Отношение к труду. Сносили труд как наказание. В результате человеку ничего не нужно: «жизнь как покойная река текла мимо и сводилась к трём главным актам жизни: родинам, свадьбе, похоронам». Но нигде в этих актах не нашлось места ни книге, ни образованию: «Илья Иванович не подозревал в чтении существенной потребности, а считал его роскошью… без которой легко можно обойтись»

5) Любовь в Обломовке.

6) Обряды, обычаи и приметы обломовцев.


- Название деревни: одно из архаических значений слова «обло» - круг, окружность. «Такой смысл как будто вполне соответствует мягкокруглому, шароподобному человеку Обломову и его округлой, мирно блаженствующей вотчине», - таково заключение исследователя Ю. Лощица. По его мнению, в названии деревни также явственно проступает другой символический смысл: «В самом деле, что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной и всеохватной жизни? И что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» - обломок Эдема» Здешним обитателям обломилось доедать археологический обломок, кусок громадного когда-то пирога. Вспомним, что пирог в народном мировоззрении – один из наиболее наглядных символов счастливой, изобильной, благодатной жизни…».


Какова роль данного эпизода в романе? Гончаров показал, как любящие и заботливые родители вырастили абсолютно беспомощного взрослого человека! А ведь родился Илья, как и все дети, любознательным, пытливым ребёнком. Глава называется «Сон Обломова». Жизнь - это сон, следовательно, обломовщина как философия жизни смертельно опасна для человека. Эпизод помогает понять, почему не состоялась жизнь героя.

Вывод.

По мнению Гончарова, именно первые бессознательные детские впечатления формируют натуру будущего человека. Детство, отрочество – в них начало судьбы Обломова, недаром картины патриархальной жизни в родном доме (вечерние зимние часы ; кормление булочками , история с письмом.) навсегда остались для И. И. идеалом настоящей жизни – спокойной, сытой. И никакие последующие влияния – книги, университетский быт, служба в Москве – не смогли его серьёзно поколебать. И это, по Гончарову, естественно, потому что в обломовском доме воспиталось в Илюше и чувство избранничества, на которое опирается его убеждение «я – другой» и бессознательный эгоизм, чуждый его кроткой и доброй натуре. А главное, с детства заложены в герое основы нравственного иждивенчества, предопределившие трагедию его жизни.

«Сон Обломова» и должен объяснить, почему И. И. стал таким, каким он показан в начале романа. Характер героя – объективный результат условий рождения и воспитания. Он, как жидкость, принял форму сосуда, в который был налит.

Если в первых главах Обломов был представлен читателю как воплощение своей среды, то «Сон Обломова» доказал правомочность такого представления. Нет никаких намёков на способность героя противостоять сложившемуся порядку жизни: более того, сами потенциальные задатки сопротивления среде (природная живость, любознательность) подавляются в ребёнке воспитанием.

«Сон Обломова – это великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена,- был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной», - писал критик Александр Васильевич Дружинин.


4. Рефлексия.

5. Домашнеее задание: Образ Штольца.


















































Тема: Анализ 2-3 части романа. Штольц. «Собственно роман». Пробуждение. «Восхождение героя». Обломов и Ольга Ильинская.

Цели уроков: беседа, сопровождаемая комментированным чтением отдельных сцен; раскрыть особенности характера как заглавного героя, так и его возлюбленной, понимание любви писателем: осмыслить художественные особенности, символику романа.


Ход урока.


1. Вступительное слово. По замыслу Гончарова. Только со 2 части начинается собственно роман.

Со 2 части повествование теряет статичность. Появляется Ольга. Грядет любовная драма, в драматическом действии развёртывается подлинный характер главного героя.

Правда, открывается 2 часть портретом Штольца, но в том-то и особенность «Обломова» как монографического романа, центростремительного по своей конструкции, что этот портрет даётся не самостоятельно, а в постоянном сопоставлении с Обломовым. История Штольца больше рассказана, чем представлена в картинах (а образ Обломова уже сформировался в воображении читателя), характеристика Штольца «работает» не столько на него самого, сколько на его друга.

Просмотр видео «Штольц»

Портрет, история Штольца (1 и 2гл., ч.2)

Дополнение учителя. Штольц рос и воспитывался по соседству с Обломовкой, но формирующие его характер условия были совершенно разными. Отец героя – немец, управляющий в дворянском поместье, привил сыну навыки самостоятельного и упорного труда, умение полагаться на собственные силы. Мать – русская дворянка с нежным сердцем и поэтической душой – передала Андрею свою духовность. В отличие от Обломова, Штольц – воплощённая энергия.

Если Обломов - весь в стихии эмоциональной – Штольц предельно рационалистичен.

Есть такой литературный приём – антитеза – художественное противопоставление. Роман «Обломов» весь строится на антитезах:

Прошлое – настоящее,

Обломовка – Петербург,

Обломов – Штольц.

В оценке Штольца, как ни странно, сошлись даже Добролюбов и Дружинин. Им обоим образ показался малоудачным, сухим и невыразительным. Правда, объяснили они это по-разному.

• Добролюбов отметил, что в современной русской жизни пока слишком мало энергичных, деятельных людей, и потому писателю не удалось ярко показать такой тип.

• Дружинин же считал Штольца прежде всего художественной неудачей Гончарова: «…это … персонаж, обрисованный с излишнею кропотливостью, которая всё-таки не даёт нам должной полноты впечатления».

Да, Штольц безжалостен. Он вроде бы и любит Обломова и желает ему добра. Но всё равно рассказывает Ольге о том, что застал друга в разных чулках – хотя и знает, как боится Илья Ильич огласки этой позорной истории.

Организуя знакомство Ольги с Обломовым, Штольц как будто устраивает очередную торговую сделку. Всё рассчитано. Всё разумно. Но всё срывается.

Глава 3.

Вот развивается сцена, начатая в 1-й части, - приезд Штольца: та же комната, тот же диван, Обломов на нём, рядом Захар. Но изменились сами авторские ремарки, которыми сопровождается разговор героя с приехавшим другом. Наедине со Штольцем, единственно близком ему человеком, Обломов становится таким, каким он был в тайной исповеди перед самим собой «в одну из ясных, сознательных минут в его жизни». Он отвечает на вопросы Штольца о своей жизни.. В Илье Ильиче нет ни грани самодовольства «пошлого человека», грустно-скептически относится он к самому себе. Он отвечает на вопросы Штольца «печально», «с едва заметной горечью», «со вздохом».

Вся та деятельность, которую в качестве образца представлял Штольц Обломову, кажется герою бессмысленной, пустоутробной.

Так бездеятельность Обломова получает новое объяснение: он не только не может, но и не хочет включаться в этот круговорот пустоты, где за внешней энергичностью скрывается тот же всепоглощающий сон.

Вступив в круг «деятельных людей», - считает Обломов, - неминуемо потеряешь себя.

Илья Ильич был хорошо знаком с надеждами, так и со «всеобщими человеческими скорбями» и разуверениями. Юный Обломов вместе со Штольцем мечтал увидеть картины Рафаэля, Тициана, Корреджо, росписи Микеланджело, статую Аполлона Бельведерского, зачитывался произведениями Руссо, Шиллера, Гёте, Байрона. Каждое из этих имён и все они вместе весьма точно указывают на духовные возможности и идеалы героя «Обломова».

В своём полусонном петербургском существовании герой не мог, по его словам, «равнодушно вспомнить Casta diva», т. е. ту самую женскую арию из «Нормы» В. Беллини (163), которую он затем услышит в проникновенном исполнении Ольги Ильинской. Показательно, что своим толкованием арии ещё до знакомства с Ольгой предугадал драму их любви. «Какая грусть, - говорит он,- заложена в эти звуки!.. И никто не знает ничего вокруг… Она одна… Тайна тяготит её…»


Просмотр видео «Обломов Суета»


Ольга Ильинская. 4 ;,2

Почему Штольц пробудил интерес Ольги к Обломову? 185 (гл. 6)

Штольц, уезжая, поручил Ольге Обломова и просил не давать ему лежать целые дни напролёт. Наказ Штольца Ольга обещалась выполнить и уже предвкушала свою победу над ленью Обломова. Она видела, как рядом с ней он переменился: апатия, неподвижность сменились оживлением и активностью, он весел и полон жизни.

Но настоящий источник сближения заключён в них самих: естественность, несветскость и одиночество среди светских людей было присуще обоим.

Что предшествовало объяснению в любви Ольги и Ильи Ильича в романе. (И Обломов, и Ольга, несомненно, любимые герои Гончарова. Оба нарисованы автором с большой симпатией. Но если Обломов ленив, и постоянно вызывает авторскую улыбку в отношении к нему, то Ольга – натура активная, деятельная.) Гончаров показывает Обломова способным на глубочайшие переживания поэтических моментов бытия. Душа героя с детства была подвластна воздействию поэзии: его целиком захватывали сказки няни, он воспринимал их как реальность. В юности «поэты задели его за живое: он стал юношей, как все. И для него наступал счастливый, никому не изменяющий, все улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желание блага, доблести, деятельности, эпоха сильного биения сердца, пульса, трепета, восторженных речей и сладких слёз. Ум и сердце просветлели: он стряхнул дремоту, душа запросила деятельности».

Почему постоянным «аккомпанементом», пеньем Ольги, сопровождается роман Ольги и Обломова?

Любовь героев выявляет истинное родство их душ.

Признание стр. 224

Сомнение и объяснение стр. 240 – 242

Письмо стр. 274


Составление устного рассказа «Обломов и Агафья Матвеевна» (планы –конспекты стр. 153)

Часть 3, глава 2 - портрет Пшеницыной

Пшеницына впервые предстала перед героем как «хозяйка». Быт отступил, когда Ольга вошла в жизнь Ильи Ильича, - Пшеницына вся в быте, при вещах, при хозяйстве. (ч. 3, гл. 2) при первой встрече, но – в хозяйстве, курах, цыплятах. В портрете Пшеницыной подчёркнуты те же детали, что и в облике Ольги, но в них противоположное содержание. Пушистые, говорящие брови Ольги, над одной из них складочка, где именно покоилась сама мысль,- , в её чертах отражалась богатая внутренняя жизнь, контрастен портрет Пшеницыной с её «полными, округлыми локтями», «крепкой, как подушка дивана, никогда не волнующейся грудью» и «простотой» душевных движений». Так же «просто», не подозревая о высоком общественном назначении этого чувства и стоящих на его пути преградах, полюбила Агафья Матвеевна Обломова.

Любовь – 4; 1

Намеренно противопоставлены 2 объяснения в любви Обломова. В романе с Ольгой оно происходит в парке, сопровождается восхищением красотой любимой, трепетом сердца, в котором надежда сменяется отчаянием. Второе объяснение – на кухне маленького домика Пшеницыной

9 глава 4 части. Домик Пшеницыной, её быт


Работа с таблицей (планы-конспекты стр. 153)











































Тема: Рр. Сочинение по роману «Обломов».

Цель урока: подготовить учащихся к сочинению по роману; повторить типы сочинений (характеристика героя, сравнительная характеристика; понятия «узкие» и «широкие» сочинения )

Ход урока.

Темы сочинений:

1. Противоречия в характере Обломова и его душевная драма. 2. Испытание героя любовью.

3. Смысл противопоставления Штольца и Обломова. 4. Обломов и Захар. 5. Штольц и Ольга.

Сочинение «Обломов и Захар».

1. Связь образов Обломова и Захара.

Обломова трудно представить себе без Захара, а Захара без Обломова. «Ты больше Обломов, чем я»,- бросает герой Захару. Илья Ильич и Захар – лишь разные модификации обломовского типа. Не случайно через весь роман эти 2 героя проходят неразлучной парой. Эти образы связаны принципом дополнительности. Захар – одно целое с Ильёй Ильичом. В его обломовской ипостаси. Они не контрастны, а глубоко родственные натуры.

2. Роль Захара в развитии внутреннего конфликта романа.

1) Почему Захар и Обломов не умеют жить?

Не умеет жить Обломов: его и его предков всю жизнь обхаживали чужие руки. «Зачем? Куда? А Васька, Ванька, а Захарка на что?» - слышит он в детстве. Не умеет жить Захар: он и его предки всю жизнь принадлежали себе, не совершали самостоятельных поступков, двигаясь только чужой волей. «А ты, Захарка, пострелёнок, куда опять бежишь?.. Вот я тебе дам бегать!.. Пошёл назад, в прихожую!»- сопровождает его от рождения. «Ленивый по природе, он (З.) был ещё ленив по своему лакейскому воспитанию» (гл. 7, ч. 1)

2) Как дан образ Захара?

Образ Захара дан в романе замечательно выпукло. Вот Захар тяжело спрыгивает с лежанки и с угрюмым видом появляется в дверях комнаты Обломова. Сначала показываются его бакенбарды, а затем и он сам «в сером сюртуке с прорехой под мышкой», откуда торчит клочок рубашки. Обломов указывает ему на беспорядок в комнате, на пыль, покрывающую вещи. Захар оправдывается: «Стараюсь, жизни не жалею! И пыль-то стираю, и мету-то почти каждый день». Лентяй, подстать самому Обломову, он искренно убеждён в том, что выполняет свои обязанности безупречно. Разве он виноват, что «уберёшь, а пыль завтра опять наберётся?» Обломов жалуется: «захочется пить, взял графин, а стакана нет». «Можно и из графина напиться!» - добродушно разъясняет Захар. Лень, неумелость Захара, утвердившегося в своём праве быть неумелым, могла процветать лишь рядом с обломовской инертностью.

Захар угрюм и груб. Грубовата и его речь. «Бесится с жиру»,- говорит он о барине. «Вишь дрыхнет, словно чурбан осиновый». «Эк его там с квасу-то раздувает».

Однако у него доброе сердце. Он ласков с детьми, и среди детей на дворе у него было много своих маленьких приятелей. Несмотря на ворчливость по отношению к Обломову, Захар по-своему любил своего барина. Ему было присуще «кровное,

родственное чувство преданности ко всему, что носит имя Обломова, что близко, мило, дорого ему». Он не мог «представить себе другого барина, кроме Ильи Ильича, другого существования, как одевать, кормить его, грубить ему, лукавить, лгать и в то же время внутренне благоговеть перед ним». Без услуг ворчливого, неуклюжего, но преданного Захара Обломов беспомощен, как ребёнок.

3. В чём их сходство?

Оба они апатичны, связаны противоречивым и неразрывным родством. Вспомним эпизод, когда Захар, преодолевая сопротивление Обломова, отстаивает «наш фрак» от покушений Тарантьева. Обломов – лучшее, что может родить его среда, человек с «золотым сердцем». Захар – человек народа, крестьян. Представитель народной почвы. Мы узнаём, как внутренне опустошила обоих привычная, обыкновенная жизнь, в которой не было никаких несчастий, переворотов.

4. В чём драма героев?

Действие начинается комически, ленивыми пререканиями Захара и Обломова по поводу одевания. Но постепенно в действии накапливается всё больше скрытой драмы. Его завершение – смерть Обломова; паперть, нищета, перспектива голодной смерти у Захара. К драматическому финалу идут обе противоречиво связанные фигуры. Мы узнаём об их жизни всё от начала до конца. Обломов погубил себя, развратил Захара. Захар не более жизнеспособен, чем его барин. Умер Обломов – обречён и Захар.


14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!