СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Быт и нравы русской провинции по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Образы Кнурова, Вожеватова, Паратова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:

 «Быт и нравы русской провинции по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Образы Кнурова, Вожеватова, Паратова»

Пояснительная записка:

 

Данная тема изучается в цикле уроков, предложенных в методических рекомендациях Е. В. Михайловой по изучению пьесы «Бесприданница» А. Н. Островского (всего автор предлагает посвятить 5 уроков данному произведению, но мы остановим свое внимание на уроке № 2)

На основании методических рекомендаций был самостоятельно разработан урок по теме.

 

 В десятом классе ученики уже обладают достаточным опытом по анализу литературных произведений, поэтому, опираясь в ходе урока на их читательское впечатление, представляется возможным провести качественный и плодотворный урок, в котором будет особое внимание уделено мнению учащихся, их знаниям.

 

Цель урока:  Глубоко изучить образы некоторых героев пьесы «Бесприданница» (Кнуров, Вожеватов, Паратов).

Задачи:

 

  • развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности человеческой личности,
  • совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы,
  • эмоционально вовлечь учащихся в пространство текста, на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев,
  • развивать умения учащихся анализировать текст, формировать свой взгляд на мир, аргументировать его.

 

Аудитория:  10 класс

Время: 45+ 45 мин. (два урока подряд)

Дополнительные материалы к уроку: презентация, подготовленные детьми цитатные характеристики героев (Кнуров, Вожеватов, Паратов).

Просмотр содержимого документа
««Быт и нравы русской провинции по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Образы Кнурова, Вожеватова, Паратова»»

Тема урока:

«Быт и нравы русской провинции по пьесе А. Н. Островского «Бесприданница». Образы Кнурова, Вожеватова, Паратова»

Пояснительная записка:


Данная тема изучается в цикле уроков, предложенных в методических рекомендациях Е. В. Михайловой по изучению пьесы «Бесприданница» А. Н. Островского (всего автор предлагает посвятить 5 уроков данному произведению, но мы остановим свое внимание на уроке № 2)

На основании методических рекомендаций был самостоятельно разработан урок по теме.


В десятом классе ученики уже обладают достаточным опытом по анализу литературных произведений, поэтому, опираясь в ходе урока на их читательское впечатление, представляется возможным провести качественный и плодотворный урок, в котором будет особое внимание уделено мнению учащихся, их знаниям.


Цель урока: Глубоко изучить образы некоторых героев пьесы «Бесприданница» (Кнуров, Вожеватов, Паратов).

Задачи:


  • развивать навыки владения активной лексикой, характеризующей нравственно-психологические особенности человеческой личности,

  • совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять главное, аргументировать высказывание, делать выводы,

  • эмоционально вовлечь учащихся в пространство текста, на основании сравнения мира их собственных ценностей и духовного мира героев,

  • развивать умения учащихся анализировать текст, формировать свой взгляд на мир, аргументировать его.


Аудитория: 10 класс

Время: 45+ 45 мин. (два урока подряд)

Дополнительные материалы к уроку: презентация, подготовленные детьми цитатные характеристики героев (Кнуров, Вожеватов, Паратов).


Основные этапы урока


Этап урока, время

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность ученика


Вводная часть

~ 10 мин.

  1. Оргмомент

  2. Вводная беседа (Слайд 1)

  1. (слово учителя) Место действия в пьесах используется Островским в качестве инструмента для отражения той эпохи, в которой происходят события сюжета

  2. Где происходит действие пьесы? (Это вымышленный Островским город. Название заимствовано из летописи: в древности Бряхимов существовал в верховьях Волги, в окрестностях нынешнего города Васильсурска)

  3. В каком ещё произведении фигурирует город, который расположен на р. Волге?

  4. Как Островский описывает город Калинов, его население?

  5. Попробуйте определить суть конфликта данной пьесы.

«Гроза»




Предполагаемые ответы на вопросы учителя (взяты из методических рекомендаций +частично разработаны самостоятельно):

  1. Действие происходит в г. Бряхимове (город на р. Волге)

  2. В «Грозе»

  3. Вымышленный город Калинов находится на Волге, истинно русской реке – это подчеркивает то, что Калинов не какой-то особенный, непохожий на остальные места, а напротив, имеет нечто общее со многими русскими городами. Купеческое сословие (Дикой, Кабаниха) отнюдь не добропорядочное, а консервативное, закостенелое, боящееся любых перемен.

  4. Семейно-бытовой конфликт, через который раскрывается противостояние разных эпох и поколений (касается не только семьи Кабановых, но и большинства семей).


Основная часть (1 урок)

~ 35 мин.






























































































Основная часть (2 урок)

~ 40 мин.

  1. (слово учителя) Действие пьесы «Бесприданница» происходит в более позднее время и дает возможность проследить за изменениями, произошедшими в жизни купеческого сословия за сравнительно небольшой период.

  2. Посмотрите, как описан город Бряхимов в пьесе «Бесприданница»? (Слайд 1)

  3. В чем заключается конфликт пьесы «Бесприданница»? (Слайд 1)

  4. (слово учителя) В основе драмы - социальная тема: Лариса бедна, она бесприданница, и этим определяется ее трагическая судьба. Она живет в мире, где все продается и покупается, в том числе девичья честь, любовь и красота. Лариса - романтическая натура. По мере развития действия в драме нарастает несоответствие между романтическими представлениями Ларисы и прозаическим миром людей, ее окружающих и ей поклоняющихся. Люди эти по-своему сложные и противоречивые. Попробуем разобраться, какие они, на конкретных примерах.

  5. Фамилии в этой пьесе весьма точно и образно отражают главное качество того или иного персонажа, которое и положено в основу фамилии. (Анализируя образы героев, попутно касаясь антропонимии пьесы, ученики должны прийти к выводу, что большинство имен, отчеств и все фамилии в «Бесприданнице» несут существенную смысловую нагрузку. Тот факт, что именование героев проводится в соответствии с основными качествами их характера, внешности, манеры поведения, поможет ученикам глубже проникнуть в суть образа персонажа, всесторонне рассмотреть его и тщательно разобраться в порой непредсказуемом поведении героя, которое зачастую столь метко отражено в его фамилии, имени, отчестве).

Далее учащимся предлагается ряд вопросов, на которые они смогут найти ответы в тексте пьесы и поразмышлять вслух над этими проблемами.

Мокий Парменыч Кнуров

Мокий - от греч. осмеивающий, насмешник

Парменыч - от греч. Пармений - твердо стоящий

Кнуров - от кнур - боров, кабан, хряк (В.И.Даль)

7. Что об этом герое мы узнаем из ремарки?

8. Кто первый говорит об этом герое в пьесе? Каков он в общении с другими персонажами? Какие привычки и особенности характера Кнурова выявляются в ходе действия пьесы? Каково отношение героев пьесы к Кнурову?

9. Найдите в тексте ключевую фразу, которую произносит Кнуров и которая является характеристикой его внутреннего мира, лейтмотивом образа.

10. Как относится Кнуров к Ларисе Огудаловой? Как он оценивает то, что в дальнейшем происходит с Ларисой?

Реплики, которые необходимо выделить в тексте для характеристики отношения Кнурова к Ларисе

«Однако положение ее незавидное»;

«А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку»;

«Жаль бедную Ларису Дмитриевну, жаль...»;

«Да разве вы не видите, что эта женщина создана для роскоши. Дорогой бриллиант дорогой и оправы требует».

11. Какое счастье хочет предложить Кнуров Ларисе?



Василий Данилыч Вожеватов

Василий — «базилеус» — царь и этимологически означает: царь, царский, царственный. Появилось со времен персидских войн и имело поначалу значения: царь, князь, правитель.

Даниил — Имя Даниил (разг. Данил, Данила, стар. разг. Данило) происходит от древнееврейского слова «даниел», которое означает «мой судья — Бог», «Бог мне судья», «Божий суд», «судья  Божий».
В Библии Даниил — древнееврейский пророк, известный как главный тайновидец и прорицатель при дворах царей.  Был правой рукой царя Навуходоносора.

вожеватый - вожеватенький, тот, кто умеет водиться с людьми, обходительный, вежливый, приветливый, занимательный собеседник. (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля)

1.  Каков Вожеватов в общении с людьми? Сравнить его с Кнуровым. В чем между ними разница? Каково его жизненное кредо?

2. Каковы взаимоотношения Вожеватова с семьей Огудаловых, с Ларисой? Поведение Вожеватова до того, как они с Кнуровым тянули жребий, и после.

3. Как оценивает Вожеватов ситуацию, в которой оказывается Лариса после поездки с Паратовым за Волгу?

4. Выделите главную реплику в тексте, которой можно охарактеризовать всю сущность характера Вожеватова.

Слово учителя.

И последний, наиболее интересный, многолинейный образ - Сергей Сергеич Паратов.

Ремарка: «блестящий барин, из судохозяев».

Обратимся к антропонимике.

Запись в тетради

Сергей — Имя Сергей (прост. Сергиян, стар. Сергий) происходит от римского родового имени Сергиус - высокий, высокочтимый, почтенный, ясный. 

Паратов - 1) Некоторые считают, что фамилия образована от искаженного французского слова parade, мотивируя это тем, что Паратов любит покрасоваться, «пустить пыль в глаза».

2) Но скорее драматург образовал данную фамилия от диалектного слова поратый, что означает «бойкий, сильный, дюжий». Дополнительный аргумент в пользу этой точки зрения можно считать тот факт, что Островский довольно редко образовывал фамилии героев от искаженных иностранных слов.

3) барат - обмен товара на товар,

баратерия - обман по счетам торговли.

Паратов - человек широкой души, отдающийся искренним увлечениям, готовый поставить на карту не только чужую, но и свою жизнь.

1. Какова жизненная позиция Паратова? (ее ученики должны найти в тексте самостоятельно).

2. Искренен ли Паратов в проявлении своих чувств?

3. Каковы взаимоотношения Паратова и Ларисы?

4. В чем выражается себялюбие Паратова?



5. Паратов, разговаривая с Робинзоном, говорит ему о своем жизненном принципе. Что это за принцип?

Вывод.

Паратов любит только себя и свое благополучие, не обращая внимания на то, как он попутно, незаметно для себя, калечит судьбы людей.

Паратов принял правила игры, основанные на трезвом расчете и беспредельном эгоизме, и не намерен проигрывать ни при каких условиях, т.к. собственные выгоды и удовольствия для Паратова дороже всего.











2. Вымышленный город Бряхимов, как и Калинов, располагается на берегах Волги, но заметны отличия в образе жизни жителей – они не сидят по домам, а свободно гуляют по бульвару, чувствуют себя гораздо привольнее, чем прежде. Город постепенно теряет свое типично русское лицо, становится все менее определенным. Купцы отныне не консервативные бородачи, а абсолютно новые люди, манеру разговора и моду перенимающие у дворян. Они ведут свои коммерческие дела так, как это принято в просвещенной Европе.

3. Конфликт «Бесприданницы» - вариация на тему «Грозы». Молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая жизнь, художественно одаренная, сталкивается с миром дельцов, где ее красота оценивается в «золоте».




7. Крупный делец, «пожилой человек с громадным состоянием».



8.С подчеркнутым уважением причисляет его к «чистой публике» города Бряхимова буфетчик Гаврило. В разговоре буфетчика со слугой Иваном называются некоторые привычки и особенности характера Кнурова. Проявляя неизменную заботу о своем здоровье Кнуров постоянно «для моциону» «каждое утро бульвар-то меряет взад и вперед, точно по обещанию». «Какие обеды-то у него!- поясняет Гаврило,- разве без моциону такой обед съешь?». В общении с людьми Кнуров строго избирателен, держит дистанцию, понапрасну слов не тратит. «С кем ему разговаривать? Есть человека два-три в городе, с ними он и разговаривает, а больше не с кем; ну он и молчит... А разговаривать он ездит в Москву, Петербург, да и за границу, там ему просторнее». Окружение ясно осознает силу влияния Кнурова. Вожеватов при встрече с ним «почтительно» кланяется. С особым уважением встречает Кнурова Огудалова, взволнованная честью, оказанной ее дому: «На чем записать такое счастье?.. Я так рада, растерялась право... не знаю где и посадить вас»; «мы за особенное счастье поставляем ваш визит; ни с чем это сравнить нельзя». Если Вожеватов для Кнурова свой человек и ему при встрече он «подает руку», то совсем иначе Кнуров ведет себя с другими. Как отмечено в ремарке: «Кнуров, молча и не вставая с места, подает руку Огудаловой, слегка кивает Карандышеву и погружается в чтение газеты», которой он демонстративно отгораживается от нежелательных собеседников. Связанный нехотя данным обещанием быть на обеде у жениха Ларисы, Кнуров обрадовался приезду принадлежащего к людям его круга Паратову: «Я очень рад, все-таки будет с кем хоть слово за обедом перемолвить».

9. Кнуров всегда, прежде всего - делец. Он ценит деньги, выгодно обделанное дело («Хорошо тому, Василий Данилыч, у кого денег-то много»). Имея в виду свое состояние, на которое, по его понятиям, можно купить все (вплоть до любви красивой женщины), Кнуров уверенно заявляет: «Для меня невозможного мало».

10. Кнуров высоко ценит красоту Ларисы Огудаловой, которая могла бы значительно украсить его жизнь, внести в нее приятное разнообразие (за немалые деньги, разумеется). «А хорошо бы с такой барышней в Париж прокатиться на выставку». Рассказ Вожеватова о семействе Огудаловых, о любви Ларисы к обманувшему ее Паратову, об отчаянном положении красивой бесприданницы, решившей выйти замуж за Карандышева, укрепил Кнурова в желании купить благосклонность Ларисы. Ее он называет «дорогим бриллиантом», себе же Кнуров уготовил роль художника-ювелира, который сумеет этот бриллиант обработать и превратить в бесценное украшение, ставшее его собственностью.

11. Кнуров действительно желает осчастливить Ларису в том смысле, в каком понимает счастье он сам. Когда девушка осознала, как низко и бесчеловечно поступил с ней Паратов, Кнуров делает ей предложение поехать с ним в Париж, стать его содержанкой за «полное обеспечение на всю жизнь». «Стыда не бойтесь, осуждений не будет... Я могу предложить Вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления»,- успокаивает он, человек опытный и хорошо знающий, как могут защитить в подобной ситуации деньги. Возможно, Кнуров не лукавит, когда говорит: «Я бы ни на одну минуту не задумался предложить Вам руку, но я женат». Если Лариса примет его предложение, он готов сделаться ее «самым преданным слугой», «самым точным исполнителем ее желаний и даже капризов, как бы странны и дороги они ни были». Но, по сути, Кнуров предлагает Ларисе путь разврата, от которого уберег ее выстрел Карандышева.

Вожеватов.

1. «Очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец», довольно проворный и удачливый в делах человек. За небольшую сумму, очень выгодно, Вожеватов купил у Паратова пароход. «Нам кстати: у нас на низу грузу много»,- поведал он Кнурову. В ближайшее время он намерен поехать в Париж на выставку. А в Бряхимове он развлекается общением с Ларисой Огудаловой и тем, что под видом чая распивает по утрам шампанское.

Вожеватов отличается веселым нравом, легкостью в общении. Сравнивая его с Кнуровым, слуга Иван с одобрением говорит о Вожеватове: «Вот тоже богатый человек, а разговорчив». Более опытный и разбирающийся в людях Гаврило замечает: «Василий Данилыч еще молод; малодушеством занимается; еще мало себя понимает, а в лета войдет, такой же идол будет». Вожеватов любит пошутить, посмеяться, не принимать всерьез то, что не имеет отношения к его делам. Харита Игнатьевна Огудалова замечает: «Да ведь шут он, у него не разберешь, нарочно он или вправду». По своему положению он принадлежит к высшему кругу бряхимовского общества, и знакомство с ним ценится. Уверенная небрежность Вожеватова вызывает зависть у Карандышева, который, чтобы скрыть свои подлинные чувства, отзывается о Вожеватове: «Пустой глупый мальчик», «Этот купчик Вожеватов». Сам о себе Вожеватов сказал довольно определенно: «Я хоть и молод, а не зарвусь, лишнего не передам».

2. Он с детства знаком с Ларисой, посвящен во все события в доме Огудаловых. От него становятся известны различные обстоятельства и истории, связанные с этим семейством. Но обращает на себя внимание тон рассказов Вожеватова. Посмеиваясь, он поведал Кнурову о том, как тяжело Лариса переживала разлуку с Паратовым, как затем появился у Огудаловых кассир, которого у них в доме и арестовали. Если при этом Кнуров высказывает сочувствие, («Однако положение ее незавидное»), то Вожеватов высмеивает все происходящее, как цепь нелепых и забавных случаев («Да, смешно даже»). И о жизни Ларисы, о ее положении он повествует с юмором, не упуская возможность представить в комическом свете Хариту Игнатьевну («Она, должно быть, не русская... Уж очень проворная»), всех женихов Ларисы, да и о ней самой, о ее будущем с Карандышевым, говорит: «А я так думаю, что бросит она его скорехонько. Теперь еще она как убитая, а вот оправится да поглядит на мужа попристальнее, каков он...».

Трезво и по-деловому Вожеватов оценивает положение Ларисы, бесстрастно рассчитав, что надеяться ей не на что. «Теперь женихов-то в самый обрез: сколько приданых, столько и женихов, лишних нет, - бесприданницам-то и недостает... Ну, а жениться-то надо подумавши». Общение с Ларисой является для него развлечением на фоне довольно однообразной бряхимовской жизни, удовольствием, за которое можно и должно платить деньги. «А бывать у них в доме большое удовольствие»,- признается он Кнурову.

Взаимоотношения с Огудаловыми ни к чему не обязывают, «Лишний стаканчик шампанского потихоньку от матери налью, песенку выучу, романы вожу, которые девушкам читать не дают... Что мне об ее нравственности заботится: я ей не опекун».

По всей видимости Вожеватову не чужда идея съездить с Ларисой в Париж. Но до времени он это тщательно скрывает от Кнурова и быстро отшутился от его подозрения: «Где мне! Я простоват на такие дела». Над Карандышевым он, как и другие, иронизирует, не прочь поиздеваться над ним, для чего разрабатывает план прогулки, в который посвящает Паратова. «Мы нынче вечером прогулочку сочиним за Волгу. На одном катере цыгане, на другом мы, приедем, усядемся на коврике, жженочки сварим».

Тут пригодился и бездомный актер Робинзон, выполняющий прихоти потешающихся господ, помогая напоить Карандышева. Нимало не задумываясь над последствиями, Вожеватов включает в план увеселительного мероприятия и присутствие Ларисы, уже зная о «миллионной» невесте Паратова. Его не терзают нравственные сомнения, и не трогает разыгрывающаяся на глазах трагедия Ларисы.

«Что делать-то! Мы не виноваты, наше дело сторона», говорит он Кнурову.

3. Ситуацию, в которой оказывается Лариса, Вожеватов называет «удобным случаем», словно речь идет о выгодной торговой сделке. Он уже не отшучивается, не вспоминает о патриархальном воспитании, а решительно заявляет Кнурову: «Отступного я не возьму, Мокий Парменыч»,- и предлагает кинуть жребий. Проиграв, Вожеватов не расстроился: «Я не в убытке; расходов меньше». Но Вожеватов считает делом чести заверить Кнурова: «Я сам знаю, что такое купеческое слово. Ведь я с вами имею дело, а не с Робинзоном». Когда по воле случая оказывается, что красивая женщина не может ему принадлежать, он становится совершенно равнодушным к Ларисе, для нее у него не находится ни слова сочувствия. Его, друга детства («почти родню»), не трогают ни слезы девушки, ни ее просьба пожалеть ее, поплакать вместе с ней, дать ей совет. «Не могу, ничего не могу»,- произносит Вожеватов, ссылаясь на «кандалы», на «честное купеческое слово», которое его освобождает от чувства ответственности и сострадания.

4. «Василий Данилыч еще молод; малодушеством занимается; еще мало себя понимает, а в лета войдет, такой же идол будет».


Паратов.


1. «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет, найду выгоду, так все продам, что угодно». Из разговора Кнурова с Вожеватовым выясняется, что в практической, деловой сфере Паратов терпит неудачу, в настоящее время нуждается в деньгах и поэтому продает пароход «Ласточка». «Выгоды не находит»,- заключает Вожеватов, а Кнуров добавляет: «Где ж ему! Не барское это дело... Он ведь мотоват».

2. Не лишенный обаяния, он постоянно играет какую-либо роль в зависимости от ситуации и окружения. То это разгулявшийся купчик, то светский лев, неотразимый покоритель женских сердец, искуситель и роковой любовник, то расчетливый эгоист, то широкая натура, веселый кутила. Жизнь для него - бесконечная игра, подчас связанная с некоторой долей риска. А сам он - и сценарист, и режиссер, и главный исполнитель.

3. Из его монолога проясняются некоторые обстоятельства его отношения к Ларисе. Год назад он увлекся девушкой, у него даже появились серьезные намерения по отношению к ней, что теперь, год спустя, он расценивает, как непростительную глупость. «Ведь я было чуть не женился на Ларисе,- вот бы людей-то насмешил! Да разыграл бы дурака»,- делится он с Кнуровым и Вожеватовым. В сцене встречи с Ларисой Паратов надевает на себя маску разочаровавшегося в женщинах и оскорбленного мужчины. На доверчивую девушку он действует красноречием. Лариса приходит в замешательство от упреков, которых она никак не ожидала. Она поставлена в такое положение, когда нужно оправдываться, доказывать свою невиновность. Паратов слышит от нее признание в любви и вновь торжествует победу. Теперь можно и повиниться. Извинения победителя выглядят великодушным прощением, чего не замечает Лариса, ошеломленная приездом Паратова и характером встречи с ним. Ни на минуту не переставая играть, Паратов все более подчиняет себе Ларису: «Уступить Вас я могу, я должен по обстоятельствам; но любовь Вашу уступить было бы тяжело».

4. Флиртуя с Ларисой, Паратов совершенно не дорожит ею. Он хочет унизить в ее глазах жениха, жестоко проучить Карандышева за то, что тот перед ним «топорщится», «как и человек, петушиться тоже вздумал». «У меня правило: никому не прощать, а то страх забудут, забываться станут»,- это не пустые звуки, а одно из качеств Паратова. Он вступил с Карандышевым в спор, чтобы лишний раз подчеркнуть в присутствии Огудаловых, сколь ничтожен, низок, смешон жених Ларисы в сравнении с ним, с блестящим барином. Никакие брудершафты не останавливают Паратова в осуществленном им сценарии унижения и оскорбления чиновника Карандышева, посмевшим посчитать себя равным ему.

В финальных сценах тон Паратова заметно меняется. Едва все сошли на берег, он словами отстраняется от Ларисы, говорит ей не о любви, а только благодарит за поездку - «за счастье, которое вы нам доставили». Чуткая Лариса сразу же поняла, что это лишь «фразы». От прямого ответа на вопрос: «Вы мне скажите только: что я - жена ваша или нет?»- Паратов уходит и предлагает Ларисе ехать домой. В ход идут другие слова и фразы - о «пище» «для разговоров», о женихе, который «будет рад - радехонек». Наконец он вынужден признаться: «Допускаете ли вы, что человек, скованный по рукам и ногам неразрывными цепями, может так увлечься, что забудет все на свете..., забудет и свои цепи?.. Угар страстного увлечения скоро проходит, остаются цепи и здравый рассудок ...Я обручен».

Это известие Паратов сознательно преподносит в конце прогулки. «Я видел вас, и ничего более для меня не существовало». В словах Паратова есть и правда, и страшная ложь.

5. «Применяйся к обстоятельствам... Время просвещенных покровителей, время меценатов прошло, теперь торжество буржуазии... в полном смысле наступает золотой век». В один ряд у него выстраивается пароход «Ласточка» (его потом можно продать), актер Робинзон (он пригодился для забавы), Лариса. В одном ряду оказывается то, чем можно попользоваться, насладиться, потешиться, а затем поменять на более ценное и выгодное.





Заключительная часть ~ 5 мин.

Общий вывод по теме урока (сначала дети пытаются сформулировать его сами, потом учитель выводит основные положения на слайд)

  1. В мире, где все продается и покупается, нет места «высоким чувствам».

  2. Мотив сочувствия и равнодушия, жалости и бессердечности проходит через всю пьесу, находя своё отражение в отношениях героев.

  3. Трагедия Ларисы – это история не просто обманутой девушки, а трагическое столкновение чистого светлого человека с миром, в котором господствует бесчеловечность и расчетливость ,в котором нет настоящей чистой любви.

Домашнее задание:

сделать «цитатную характеристику» образа Карандышева, а также подумать, вспомнить, как «маленький человек» изображается в литературе XVIII в.- нач. XIX в. (Гоголь «Шинель», Пушкин «Повести Белкина» и др.).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!