СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Быт СССР на основе фильма "Москва слезам не верит"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Быт СССР на основе фильма "Москва слезам не верит"»

КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ БАЛАКОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №11»

Г.БАЛАКОВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ











Индивидуальный итоговый проект

По теме: «Быт граждан СССР 1970-х годов на примере героев фильма «Москва слезам не верит»

















Исполнитель проекта: ученица 10 «А» класса МАОУ СОШ №11

Гудкова Анастасия

Руководитель проекта: учитель истории и обществознания

Резник Я.А.











Балаково

2021- 2022 учебный год









Содержание

Введение

Глава 1. Повседневная жизнь граждан СССР в 70 гг.

1.1 Описание особенностей быта тех лет …………………………………………………5 стр.

1.2 Фильм «Москва слезам не верит» и квартирный быт героев ……6 стр.

1.3. Повседневная жизнь жителей Балаково в 1970-х годов……………………………. 7 стр.

Глава 2. Практическая часть

2.1. Социологический опрос ………………………………………………………………8 стр.

2.2. Интервьюирование Морозовой Светланой Степановной …………………………………………………………………. 10 стр.

2.3. Изготовление макета

Заключение

Используемые информационные источники

Приложения

Введение

Все дальше от нас уходит история Советского Союза. Если в памяти наших родителей осталось много воспоминаний, то мало вероятно, что нынешнее поколение что-то знает о нем. А ведь по словам наших бабушек и дедушек это было спокойное время.

В это десятилетие не было войн, революций, голода, резкой смены политического курса. Вошло в пору зрелости первое послевоенное поколение. Вне заводских цехов жизнь текла своим чередом. Дети отдыхали в пионерских лагерях и гоняли в футбол на городских пустырях, взрослые ходили в кино, ездили на Чёрное море, стояли в очередях за дефицитом.

Время было просто удивительное! Наверно, самое спокойное время за всю историю Советского союза. С одной стороны, закончился бурный послевоенный рост, требовавший огромного напряжения всех сил, с другой стороны, наметился некоторый осторожный консенсус со странами запада. Ну, даже не совсем консенсус, но явного противостояния не было. Ко всему этому добавился рост благосостояния жителей, а также лёгкий ветерок свободы…

В 70-х годах выходят такие культовые фильмы, как «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Москва слезам не верит», «12 стульев». Резко меняется мода под влиянием Запада, появляются аналоги американских шоу, новые направления в музыке и еще много чего.

Я выбрала фильм «Москва слезам не верит» потому, что в нем ярко выражена социальная стратификация, благодаря чему, быт граждан СССР можно рассмотреть с разных позиций.

Вот такое взрывное десятилетие! Поэтому предлагаю окунуться в золотую эпоху 70-х годов.

Гипотеза: Именно в 70-80-е гг. в советском обществе стало проявляться социальное неравенство, но граждане считают это время лучшим в истории России.

Цель: проанализировать быт граждан в 70-х годах СССР на основе фильма «Москва слезам не верит».

Задачи:

  1. Изучить быт 1970-х годов

  2. Показать разницу быта социальных слоев граждан

  3. Провести интервью у Морозовой С. С.

  4. Провести анкетирование среди учащихся моего класса

  5. Подготовить макет комнат граждан разного социального статуса 70-х годах СССР, на основе фильма «Москва слезам не верит».

Предмет исследования: повседневная жизнь советского общества 1970-х годов на основе фильма «Москва слезам не верит»

Объект исследования: квартирный быт граждан 1970-х годов.

Для своего проекта я буду использовать аналитический метод, метод моделирования, анализ опроса и интервьюирование.

Проект можно использовать на классных часах, уроках истории, обществознания, экскурсиях и мероприятиях ЦПВ КУ «Содружество» МАОУ СОШ №11.

Мой индивидуальный проект состоит из введения, Главы 1 «Повседневная жизнь граждан СССР в 70 гг.» в которой я рассматриваю жизнь и быт советских граждан и особенности быта 1970-х годов на основе фильма «Москва слезам не верит», Главы 2 Практической части, в которой анализирую социальный опрос и интервью моей бабушки, изготовление макета, заключения.




Глава 1.

    1. Описание особенностей быта 1970-хгодов СССР

В 70-е годы страна уверенно строила коммунизм под руководством партии, идеология проникала во все сферы жизни, оказывая влияние на культуру, быт и образ жизни. Ковры и авоськи, чайный гриб в банке и утренние позывные радио «Маяк» – непременные атрибуты жизни в СССР.


С приходом 70-х в стране стали появляться брежневки.

Обычно их строили не в ширину, а в высоту. Обычная высота «брежневки» была от девяти до 16 этажей. Бывало, что даже возводились и более высокие дома.

Дома – «брежневки» в обязательном порядке оборудовали лифтом и мусоропроводом. Квартиры располагали в так называемых «карманах», в каждом таком «кармане» обычно было две квартиры.

Заходим в квартиру и видим диван, стенку, кресла, журнальный столик и полированный обеденный стол. Планировки были такими, что особых дизайнерских изысков не конструировали, а вышеописанный набор мебели мог означать вполне себе комфортную жизнь.

Без полированного серванта или громоздкой «стенки» советский быт вообще невозможно представить! Где же ещё хранить дефицитный хрусталь, полное собрание сочинений и бюсты партийных деятелей? На стенку долго копили, записывались в очередь, долго ждали и наконец обретали вожделенные предметы мебели из ГДР, чешские или румынские гарнитуры. Надо сказать, что цены на них были довольно внушительные и доходили до 1000 рублей при средней зарплате инженера 180-200 рублей.

Во многих семьях покупка импортной мебели считалась очень хорошим и практичным вложением денег, покупали в наследство детям, то есть на века. Где-то они выполняют свою функцию до сих пор.

Бессменный атрибут советского дизайна – это ковёр на стене и на полу. В итоге жилище напоминало юрту монгольских кочевников – колорита добавляли псевдовосточные узоры.

Большой популярностью пользовалась трансформирующаяся мебель с несколькими функциями. Трансформации чаще всего подвергались кровати, которые могли превратиться в кресла кровати, диваны -кровати, а также столы-книжки.

Для многих семей это было спасением. Иногда, гостиная комната вечером превращалась в спальню: диван-кровать, кресла-кровати. А утром комната вновь превращалась в гостиную.

Осветительные приборы тоже были своеобразными.

В спальне, допустим абажур, на кухне — плафон из матового стекла, но в «зале» — только люстра, и чтоб каскадом, каскадом! Так она и называлась — «Каскад». Подвески у нее были поддельного хрусталя, но и цена не кусалась. Конечно, постояв в очереди к магазину «Власта» (Москва), можно было заиметь и чешскую. Но и на поддельном хрустале, и на богемском пыль скапливалась одинаково, а «висюльки» приходилось мыть по одной в теплой воде с добавлением нашатыря.

Размер кухни очень маленький. Кухонный стол, две — три табуретки, шкаф или несколько полок на стене для кухонной утвари. В ванной комнате уже могла стоять простенькая стиральная машина, типа такой. У стенки стояла стиральная доска.

В рацион среднестатистического жителя СССР входили незатейливые продукты – макароны, картофель, консервы, знаменитая варёная колбаса, вкус которой вспоминают до сих пор. Чтобы приготовить из минимального набора ингредиентов достойный ужин, хозяйкам приходилось проявлять смекалку. Помогали рецепты из книг. Многие признают, что руководство было достаточно толковым, и даже неопытные кулинары могли приготовить вполне съедобный борщ и презентабельные котлеты.

Детские игрушки отличались соцреалистическим дизайном и габаритами по ГОСТу. Ударопрочность была на высоте. Одним из запомнившихся агрегатов была игра «За рулём» – по вращающемуся диску ездил автомобильчик с магнитом. У отдельных счастливчиков была целая железная дорога. В зимний сезон малышня вооружалась санками и лыжами, а летом дружно каталась на велосипедах. Существовали и специальные заведения – зачастую при кинотеатрах – с игровыми автоматами. Редко и исключительно по случаю, но всегда радостно: попасть туда было за счастье! Настоящим кумиром молодежи был московский поэт, актер и бард Владимир Высоцкий, на его полу подпольные концерты и спектакли в театре на Таганке всегда собиралась масса народа.

Согласно данным опросов общественного мнения последних лет (в СССР таких опросов, конечно, не проводилось), 1970-е годы вошли в историю страны как самый благополучный период ее развития. Давая положительные оценки тому времени, люди старшего поколения отмечают присущее той эпохе ощущение стабильности и жизненной перспективы. Люди стали лучше одеваться и питаться. В коммунальных квартирах по-прежнему проживала значительная часть населения, но их число продолжало стремительно сокращаться. Отдельная бесплатная квартира наконец стала нормой, и это привело к индивидуализации повседневной жизни. Круг общения постепенно сужается. Дружеские соседские связи постепенно уходили в прошлое. Становилась более заметной разница в образе жизни, она опережала рост различий в устройстве быта. В начале 1970-х гг. каждая 30 семья приобрела телевизор. Вечер у телевизора стал любимой формой досуга. Советское телевидение вело активную просветительскую работу и стремилось удовлетворить запросы всех групп населения. Такие программы, как «Клуб кинопутешествий», «Кинопанорама», «Очевидное -- невероятное», «Международная панорама», имели многомиллионную аудиторию. Они восполняли дефицит информации, в том числе и o мире за пределами СССР. Вся страна смотрела «Голубой огонек» - концерты, в которых участвовали известные артисты и многое другое. Трансляции международных соревнований по фигурному катанию и хоккею, где наши спортсмены достигли выдающихся успехов, смотрела вся страна.

Летом многие покидали квартиры, чтобы поехать на дачу. В 1970-е гг. массовая раздача садово-огородных участков рассматривалась как доступный и быстрый способ повысить благосостояние людей.

Пригороды больших городов превращаются в места массового отъезда на выходные, переполненные загородные электрички = характерная примета 1970-х гг. Вместе с тем для все большего числа семей доступным средством транспорта становится личный автомобиль. Яркие примеры Повседневной жизни и социальных процессов в 1970-х г. в советском обществе можно увидеть в фильме «Москва слезам не верит» режиссера В. Меньшова. (Приложение 1)


1.2. Фильм «Москва слезам не верит» и квартирный быт героев

«Москва слезам не верит» — советский мелодраматический фильм режиссёра Владимира Меньшова. Лидер проката 1980 года в СССР. В 1981 году был удостоен премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и Государственной премии СССР.

События в фильме происходят в 1960-70-х годах. В столичном общежитии живут три 20-летние подруги. Целеустремлённая и сдержанная Катерина, недобрав баллов при поступлении в институт, работает штамповщицей, а позже - слесарем-наладчиком на машиностроительном заводе. Стеснительная и простая Антонина трудится маляром на стройке и замуж выходит за москвича-рабочего. Самоуверенной и весёлой Людмиле Москва представляется лотереей, в которой она должна выиграть своё особенное счастье. Она работает на хлебозаводе, но мечтает выйти замуж за статусного москвича — артиста, управленца, спортсмена, учёного.

По словам критиков – «Москва слезам не верит - классическая история Золушки. неудачница упорным трудом добивается положения в обществе и завоевывает прекрасного принца.»

В фильме «Москва слезам не верит» фигурируют две сталинские высотки. Внутренние интерьеры относятся к дому на Котельнической набережной, 1/15, а внешний вид с улицы – это высотка на площади Восстания (нынешняя Кудринская площадь)

В фильме мы видим важные локации: общежитие, квартира профессора Тихомирова и затем – жилье Катерины, когда она уже стала директором химкомбината и депутатом Моссовета, Антонины, маляра и Людмилы.

В профессорском жилище было важно показать роскошь: простор, свет, высокие потолки и антиквариат, который на тот момент был маркером принадлежности к элите.

Квартира обставлена массивной мебелью из натурального резного дерева. Тёмный буфет в гостиной украшен резьбой, а на застеклённых полках - посуда. Как было модно в те времена, тумбочки и комоды украшены кружевной тканью. Они играли роль не только декоративного элемента, но, и чтобы мебель не пылилась. В квартире Тихомирова обилие различных украшений: фарфоровые и бронзовые вазы, стеклянные люстры, занавеси с ламбрекенами, множество ковров.

В квартире Катерины обстановка должна была говорить о ее статусе – служащей высшего ранга, но при этом не быть сильно шикарной. Гостиная и спальня одновременно - самая просторная комната в квартире Кати Тихомировой. Круглый стол с хрустальной граненой вазой на нем был почти в каждой семье. Хрустальная граненая посуда стояла за стеклом серванта напоказ. Катина хрустальная посуда стояла за стеклами югославской стенки. На стенах можно заметить кашпо с растениями. В квартире имелся телевизор с телескопической антенной.

Первую квартиру Антонины можно увидеть во втором фильме «Москва слезам не верит». Нам представляют типичную советскую кухню. Маленькая комната с крашенными стенами и с белой плиткой, белая фурнитура. На стене висит сушилка для посуды, которая была в каждой квартире. Полки шкафчиков заставлены различными кувшинами и кастрюлями. Стол покрыт белой клетчатой скатертью. На окнах висят цветочные шторы. Ее кухня – типичный образец квартиры среднестатистического советского человека.

В общежитие хоть комната и была маленькой для троих человек, но уютной. В разных углах комнаты стоят три кровати, покрытые цветными одеялами. Над кроватями есть книжные полки и висят небольшие коврики на стене. Ярче всего украшен угол, где стоит кровать героини Ирины Муравьёвой. Людмила украсила стену портретами артистов - преимущественно мужчин. На окнах - простенькие занавески и тюль, который был непременным атрибутом интерьера. При входе стоит высокий шифоньер из толстой фанеры. Особый уют придают цветы на окнах. Обилие текстиля сглаживает бедность казенного жилища. Если убрать все пёстрые дополнения, останутся голые крашеные стены. (Приложение2)


1.3 «Быт советских граждан города Балаково»

Пять Всесоюзные ударные комсомольские стройки в 60-70-е гг. сделали Балаково одним из самых известных провинциальных городов Советского Союза. В 1970 - е годы численность населения Балаково выросла почти в три раза - с 36 тысяч до 103 тысяч. Строились новые районы. Энергетики, строители и промышленники приезжали в Балаково тысячами. Молодёжь съезжалась в наш город со всех концов Советского Союза. Её привлекала не только сама идея, но и то, что за короткое время здесь можно было получить жильё: сначала местечко в общежитие, а потом, после обзаведения семьёй, и квартиру. В квартирах 1970-е г. росли наши деды, родители, да и многие из нас с вами.
На долгое время Балаково превратилось в огромную строительную площадку.

На глазах у балаковцев рождался совершенно новый город. Его атмосфера, несмотря на строительную грязь и временные неудобства, буквально пропиталась романтикой. «Здесь и дружба, и труд, и любовь горяча», - написал в то время один из балаковских поэтов.
В Балаково приезжали люди со всего света, и каждый из них привозил не только свой скромный домашний скарб, но и возникает какая-то особенная культура. Старая патриархальность города была нарушена, а бурная, кипучая, неудержимая молодость захлестнула город. В 1962–1963 гг. средний возраст жителей города был 24 года, потом – 26 лет, а к 1970-м годам – 27 лет, и так держалось несколько лет.

Сдавались новые объекты, дома, школы, росла численность населения, не только за счёт приезжих, но и потому, что создавались новые семьи. Это было время многочисленных комсомольско-молодёжных свадеб, со своим ритуалом.

Особенностью дворов стали голубятни. Разведением голубей страна начала увлекаться вскоре после Великой Отечественной войны. Голубь - это, как известно, символ мира. Увлечение оказалось настолько серьезным, что голубятни стали появляться чуть ли не в каждом дворе. Небольшие голубятни даже строили по типовым проектам. Самые заядлые любители голубей возводили для них настоящие хоромы.

Большинство жителей Балаково жили в однотипных квартирах, похожими были и предметы быта: отечественный телевизор, одинаковые скатерти и занавески, продававшиеся во всех городах, советские торшеры, многие из которых сохранились вплоть до 1990-х годов. Обеспеченные чиновники и творческая элита могли позволить себе еще и дачу. Прежде всего, быстро строящиеся экономные малометражки оказались крайне тесными. Пришлось срочно изобретать разного рода дизайнерские приемы хотя бы для зрительного увеличения пространства. На смену громоздкой мебели коммунальных квартир пришла трансформирующаяся, складная мебель. На страницах газет и журналов публиковались всевозможные советы для домохозяек по благоустройству квартиры. Чтобы квартира считалась современной и красивой, ее стены должны были быть оклеены обоями или окрашены в спокойные тона, на окнах - строгие портьеры без ламбрекенов, оборок и кружев, в комнатах - комплекты малогабаритной мебели, в которых кровать заменена диваном или тахтой, а стол - секретером, на полу - ковер, на стенах - эстампы и гравюры, несколько вышивок с правильным геометрическим рисунком, а также книжные полки. В 1970 - 1980-е гг. в быт входит гарнитурная мебель, рассчитанная на более просторные, 2-х и 3-х комнатные квартиры, которые стали преобладать в жилищном строительстве. (Приложение 3).






Глава 2. Практическая часть

2.1. Социологический опрос

Для достижения цели я провела анкетирование среди учеников 10 класса (14 человек). Были заданы следующие вопросы:
1. Смотрели ли вы фильм «Москва слезам не верит»?
2. Ваши родственники рассказывали вам о временах СССР?
3. В вашем доме есть вещи советских времен?

По результатам первого опроса, можно сделать вывод, что каждый второй человек из опрошенных смотрел фильм «Москва слезам не верит»

По результатам второго опроса, большая часть людей знает о временах Советского Союза, так как им рассказывали об этом родственники.

И по результатам третьего опроса я делаю вывод, что в наше время не у всех остались вещи советских времен. Скорее всего потому, что они уже устарели и не используются в быту. А 37% хранят их дома как воспоминание о быте ушедших лет.

В итоге опроса можно сделать вывод, что каждый второй респондент смотрел фильм «Москва слезам не верит», знакомы с бытом СССР и не у всех остались вещи советских времен, хотя многие проживают в квартирах, построенных в этот период и в них выросли родители.

2.2 Интервью с Морозовой Светланой Степановной

В 1970 годы численность населения г. Балаково выросла почти в три раза – с 36 тыс. до 103 тыс. Строились новые районы с современной инфраструктурой, энергетики, строители и промышленники приезжали в Балаково тысячами.

Так как в селе особых перспектив не было, моя бабушка переехала в Балаково в конце 70-х годов, когда город только отстраивался, и устроилась на завод токарем.
- Как по вашему мнению жилось в 70-е годы в СССР?

- В 70-е годы было хорошо. Хоть тогда в деревне не было особых возможностей, мы постоянно были чем-то заняты и всегда находили увлечение. Жили свободно, никто ни к чему не принуждал.

- Тогда не было безработных. Это правда?

- Могу лишь сказать на личном опыте. Родители всегда были на работе, так как в селе ее было много.

- Расскажите немного о своей жизни.

- После 10 класса я переехала в Балаково и пошла работать на завод токарем. Так как работала в городе, то жила в общежитии. Комната была небольшая: 3 кровати, шкаф и стол. Больше ничего не было. Тогда в общежитии было строго. Если приходишь позже 11, то не впускали… За порядком следили сами. Зарплата на заводе в то время была 75 рублей.

- В 70-е годы люди стояли в очередях за машинами, квартирами… Вы получили тогда что-нибудь?

- Да. После двух лет работы на заводе мы получили однокомнатную квартиру. После рождения ребенка, мы встали в очередь за квартирой побольше и уже в 1984 году получили двушку. Так как город только рос и развивался, квартиры выдавали бесплатно.

- Остались ли у вас вещи с тех годов?

- Кроме фотографий ничего не осталось, появлялись новые вещи, старые стали не нужными. Да и я не люблю хранить старые вещи. (Приложение 4)


2.2. Макет Квартирный быт граждан СССР 1970-хг. На примере фильма «Москва слезам не верит»

Результатом проекта я решила изготовить макет квартир главных героинь фильма «Москва слезам не верит». Макет покажет более подробно покажет проявляться социальное неравенство в 70-80-е гг. в советском. Изготовлю комнаты таких героев, как Тоня и Екатерина, а также профессор Тихомиров. Я выбрала именно эти комнаты. Потому что в них ярко выражен быт советских граждан. В квартире Екатерины мы видим мебель для гостиной, которая часто встречалась в те времена (средний социальны класс). На кухне у Тони можно увидеть самую обычную мебель, которая была в квартирах каждого второго жителя СССР. Общежитие было также типичным образцом всех остальных общежитий.


Когда я начала делать макет, возникли трудности с идеей его воплощения. Позже я нашла нужные материалы и начала его выполнять. Сначала я сделала планировку макета и обклеила стены обоями.

Следующим шагом нужно было придумать как сделать мебель. н
екоторые вещи я делала из проволоки, некоторые из картона. Все получалось не с первого раза и мне пришлось приложить усилия для его выполнения.

В итоге у меня получилось сделать макет 4-х комнат из фильма «Москва слезам не верит». Тем самым, я наглядно могу показать, как тогда выглядело жилище советского человека.

















Заключение

В старину говорили: «Расскажи нам свою историю, и мы скажем, кто ты». Исходя из вышесказанного, следует подытожить, что тщательное изучение всех областей деятельности предков позволяет открыть ранее неизвестное не только о прошлом, но и о будущем, и сориентироваться в настоящем.

В фильме «Москва слезам не верит» показан совсем другой интерьер. Квартиры героев считались зажиточными и многие зрители, после просмотра кинофильма, стремились найти подобную мебель для своего дома. 

По результатам социального опроса и интервьюирования моей бабушки, можно сделать вывод, что в наше время люди знают о временах Советского Союза. Кто-то узнает из уст родственников, кто-то по фильмам, а кто-то до сих пор проживает в таких квартирах. Наши бабушки и дедушки все еще хранят вещи из СССР как символ памяти. Сейчас очень часто вспоминают с положительной стороны этот период истории России, в том числе и в фильмах. (Например, сериал «Батя»)

В три четверти века в советском обществе сложились черты только ему присущие. В будни и в праздники в производственных коллективах, в домашнем быту, в здравоохранении, досуге, системе образования вплоть до характера и особенностей антиобщественных проявлений складывались новые формы образа жизни.

Но были и недостатки. Прежде всего, быстро строящиеся экономные малометражки оказались крайне тесными. Пришлось срочно изобретать разного рода дизайнерские приемы хотя бы для зрительного увеличения пространства. На смену громоздкой мебели коммунальных квартир пришла трансформирующаяся, складная мебель. На страницах газет и журналов публиковались всевозможные советы для домохозяек по благоустройству квартиры. Чтобы квартира считалась современной и красивой, ее стены должны были быть оклеены обоями или окрашены в спокойные тона, на окнах - строгие портьеры без ламбрекенов, оборок и кружев, в комнатах - комплекты малогабаритной мебели, в которых кровать заменена диваном или тахтой, а стол - секретером, на полу - ковер, на стенах - эстампы и гравюры, несколько вышивок с правильным геометрическим рисунком, а также книжные полки. В 1970 - 1980-е гг. в быт советских людей входит гарнитурная мебель, рассчитанная на более просторные, 2-х и 3-х комнатные квартиры, которые стали преобладать в жилищном строительстве

В доме нужны были только те вещи, которые удобны, а уют заключался в чувстве меры и отсутствии излишеств в быту.

Жилище превратилось в социальный институт, в котором нормы поведения во многом определялись санитарными и жилищными стандартами. Идеология, стержень всей советской действительности, и ее материализованная реальность (санитарные, жилищные, коммунально-финансовые нормы) позволяли использовать квартиру, комнату как механизм формирования советского образа жизни, важной составляющей частью которого было содержание досуга.

На сегодняшний день мнения о советской мебели неоднозначны, хотя многие продолжают пользоваться сервантами, шкафами и полками, сделанными в СССР. Одни говорят о высоком качестве и эргономичности, другие- о грубом исполнении и абсолютном отсутствии эстетических качеств. Но Советский Союз –это наше прошлое, которое останется неизменным независимо от того, как мы к нему будем сегодня относиться.  А через пятьдесят лет наши нынешние дома так же будут объектом любопытства будущих поколений с неизбежной оценкой «за» и «против».  Но этот этап необходим для нашего будущего, так же, как и прошлая эстетика советской квартиры была необходима для восприятия нашего настоящего.


Сейчас ретро-вейв довольно популярен и в культуре, и в интерьере. Кто-то сознательно добавляет в него элементы из советского прошлого, и, надо сказать, это может смотреться здорово.





















































Список информационных источников

  1. Баканов С.А. Малый советский город 1960 80-х гг. В зеркале отечественной урбанистики // Новый исторический вестник. 2003. № 1.

  2. Богданович JI.A. Жизнь начинается сегодня. М.: Московский рабочий

  3. Бродель Ф. Структуры повседневности: возможное и невозможное

  4. Быт и свободное время в структуре образа жизни советских людей. М.:Б. и.

  5. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: Новое литературное обозрение

  6. Исмаилов А.И., Исмаилова Э.И. Социалистический быт советского народа. Достижения, ретроспектива, перспективы. М.:

  7. Альбом фотографий Морозовой Светланой Степановной

  8. https://moscowsteps.com/kino-mos-moskva-slezam

  9. https://thecity.m24.ru/articles/1860

  10. https://zen.yandex.ru/media/id/

  11.  https://www.spletnik.ru/blogs/kruto/76327_zhilyo-v-sssr-interer-i-byt

  12. https://obratnosssr.mirtesen.ru/blog/43674998593/Kakoy-byil-interer-sovetskoy-kvartiryi-70-80-godov-Tolko-faktyi-

  13. https://stroitel.livejournal.com/670253.html







Приложение1












Приложение 2


Комната общежития

Квартира профессора


Схема квартиры Екатерины


Квартира Антонины Квартира Людмилы






Приложение 3


Г. Балаково ул. Минская













Приложение 4

Фотоархив Морозовой Светланы Степановны