Эссе на тему «Быть учителем значит…»
Все в жизни происходит не случайно,
Все в жизни происходит неспроста,
От нас лишь все это сокрыто тайной,
Непостижимой тайной бытия...
Думаю, как много значит в нашей жизни слово работа. Работой зовут и шаг альпиниста, и выход артиста, работа и у штурвала корабля, и у руля самолета. Говорят, работа бывает хорошей, упоительной, выдающейся, праздничной и парадной, будничной и вдохновенной. А работа учителя, какая она?
Что значит быть учителем?
Учитель… Какое высокое у него назначение… Именно он дарит юному человеку тот бесценный багаж знаний, без которого немыслима дорога в будущее. Профессия учителя существует еще с древних времен и всегда считалась одной из самых уважаемых в мире. Однако, за последнее время роль учителя изменилась. Современный педагог - это учитель - наставник, учитель – мудрый собеседник, учитель - мастер, способный научить своего воспитанника самостоятельно добывать знания. Я считаю, что успех обучения лежит в сотрудничестве учителя и ребенка. Сотрудничество – это когда обе стороны интересны друг для друга. Вот я вхожу в класс и слышу приветливые голоса детей, вижу их лица, улыбающиеся мне. Это дает мне силы каждый вечер готовиться к урокам, чтобы подарить ребятам что-то новое, необычное и увлекательное.
Быть учителем – значит уметь общаться с детьми, видеть мир их глазами. Я уверена, что понимание между учителем и учеником может достигаться только путем общения. Общение – это урок сотворчества, урок свободы, где каждый может высказаться, не подстраиваясь под другого. Общение – всегда открытие. Прежде – для самого учителя, который с помощью ребят «открывает» себя и уже ключом собственной личности в каждом из них открывает личность.
Учитель - не только проводник знаний, но и создатель культуры, притом, самой тонкой, изысканной, душевной. Как в театре, ему нужен дружный эмоциональный отклик тех, с кем он общается – ребят. Мне необходимо их внимание. А внимание – это когда чего-то очень ждут от тебя. Поэтому быть учителем - значит уметь заинтересовать учеников своим предметом. Ведь какого учителя ждут школьники? Умного – да; эрудированного – конечно; грамотного – безусловно. И все-таки: оригинального! с выдумкой! Только тогда творчество учителя становится творчеством ученика, а именно такая личность – креативная, разносторонняя интересна детям.
Какими же еще качествами, на мой взгляд, должен обладать современный учитель? Гуманность и толерантность, настойчивость и мобильность, ответственность и преданность своей профессии, креативность и оптимизм – все важно, чтобы быть учителем. Конечно, это непросто. Необходимо работать над собой, чтобы работа учителя, моя работа, стала вдохновенной, творческой, любимой. Возросли требования к педагогам, изменились дети и их отношение к учителям, но быть учителем – значит уметь находить подход к каждому ученику. Вглядываясь в чистые глаза каждого ребенка, я стараюсь увидеть то, чем он живет, что его отличает от других, что я для него могу сделать.
Учитель на всю жизнь запоминается людям как личность, как характер, как индивидуальность. Будущее народа в руках учителя, в его золотом сердце. По-моему, быть учителем – не только профессия, но и призвание. Ещё Максим Горький говорил: «Детей должны воспитывать люди, которые по природе своей тяготеют к этому делу, требующему великой любви к ребятишкам, великого терпения и чуткой осторожности в обращении с будущими строителями нового мира». От веры учителя в возможности каждого ребенка, от его настойчивости, терпения, умения вовремя прийти на помощь зависят успехи его ученика.
Профессия учителя – дело всей жизни. И как мы её проживём, какой след оставим после себя — зависит от нас самих.
Учитель находится в постоянном поиске, именно поэтому в течение всей своей педагогической деятельности я стараюсь найти те изюминки, интересные задания, которые помогут увидеть блеск ребячьих глаз, воспитать в них доброту, понимание, отзывчивость.
Перспективное развитие образования во многом зависит от эффективного использования в практике работы школы современных педагогических технологий. Одной из актуальных технологий на сегодняшний день является тестовая технология. Именно она является главной при окончании школы.
Доброта, милосердие, честность, порядочность, толерантность, любовь к Родине – вот те качества, которые я стараюсь воспитать в детях на своих уроках. Эти качества во все века составляли непреходящую ценность человеческой культуры. В этом и заключается моя педагогическая философия. А ещё это и мой стиль отношений с учениками и родителями, коллегами, с людьми, меня окружающими. Он состоит в том, чтобы отдавать и душу, и энергию детям, коллегам. Понимать их, сопереживать вместе с ними.
Найти рецепт учительского успеха – мечта любого педагога. К сожалению, такого рецепта не существует. Но как замечательно видеть горящие любопытством глаза, ожидающие чуда. Какое удовольствие испытываешь, видя, как твои ученики с легкостью справляются с трудными заданиями, с желанием принимают участие в различных творческих конкурсах, ждут твоей оценки.
Так пусть моя любовь согреет их в трудную минуту, пусть знания, мною данные, помогут обрести место в жизни, пусть человеческие качества, привитые мною, помогут выстоять и победить.
Что важнее всего, без чего я не могу обойтись? Я живу, чтобы быть полезной, нужной моим ученикам, и мне очень хочется видеть ежедневно детские глаза, светящиеся от радости познания науки.
Коль светятся глаза учеников, стремясь к познанью истины науки,
То знай, учитель, преданность, любовь, сердца они в твои вверяют руки.
И помни, ты несешь за все ответ: за их печали, радости, невзгоды.
И каждый твой урок, и твой совет ученики проносят через годы.
Итак, работа учителя… Как много значит она в жизни каждого учителя. Как много значат для меня мои ученики, ведь у каждого из них в душе есть колокольчик. Важно услышать его, чтобы он зазвенел нам в ответ.