Просмотр содержимого документа
«Статья "Быть учителем - значит.."»
Быть учителем – значит …
Каждая школа, каждый педагог неизбежно выполняет одну из двух функций: или они готовят счастье своей стране, или несчастье
К.Д. Ушинский
Учитель, педагог, преподаватель … Мы часто употребляем эти слова и не задумываемся о том, какую роль играет профессия в обучении и воспитании подрастающего поколения. В толковом словаре В.И. Даля определено, что учитель обозначает наставника. С этим трудно не согласится, поскольку профессия учителя направлена не сколько на передачу знаний, а столько на обучение тому, как жить и адаптироваться в современном мире. И это достаточно сложная задача, не каждый человек в силе справиться с выполнением.
Быть учителем для меня - многогранный вопрос, требующий множества аспектов рассмотрения. Во-первых, для адаптации школьника обязательно необходимо применять индивидуальный подход. Дети по-разному «видят» материал, осваивают и применяют его. В одном классе трудно найти детей, одинаково воспринимающих передаваемые учителем знания, формируемые умения и навыки. В связи с этим каждый ребенок для меня – это не объект учебно-образовательного процесса, а его субъект, который постоянно находится в состоянии познания от внутреннего к внешнему, от скрытого и невидимого к внешнему и наблюдаемому.
Во-вторых, учебный процесс – это сложно сконструированное явление, все механизмы и законы которого еще предстоит открыть коллегам ученым. Мне, как молодому учителю, приходится на практике постигать его составляющие элементы, находящиеся в синергетическом единстве. Каждый компонент данного процесса приходится учитывать с точки зрения соответствия возрасту, индивидуальности, теме, целям и задачам урока не только в момент проведения урока, но и в перспективе, в том числе ориентируясь на возможный выбор будущей профессиональной деятельности обучаемого.
В-третьих, в обучении и в воспитании нужно создавать такие условия, чтобы школьник не просто следовал за мной в познании предмета, а «поднимался» от предмета к личности (интериоризировал полученные знания и навыки) и «спускался» от сформированных черт личности к более глубокому пониманию изученного, нарабатывал сам дополнительные когнитивные связи на базе уже имеющихся. Для этого в учебном процессе целесообразно обучать субъекта преобразованию, переосмыслению наработанных знаний до их универсального применения. Ее становление позволит обучающемуся овладеть способами познания не на репродуктивном уровне, а на уровне самостоятельного развития и дальнейшей личностной / профессиональной самореализации, поскольку школьник должен быть субъектом самостоятельной деятельности.
Таким образом, быть учителем – это воспринимать современный образовательный процесс в единстве его элементов, которые взаимообусловлены, интегрированы и выступают как совокупность, качественная специфика которой определяется направленностью на становление школьника в качестве субъекта этого процесса. Отсюда происходит специфика процесса обучения, ориентированная на формирование и развитие личности - субъекта деятельности, который должен представлять собой интегративную характеристику личностной подготовки обучающихся в единстве объекта, содержания, механизма, системы, целей и задач.
Рассмотрение аспекты в моей работе направлены только на выполнение одной функции, согласно словам К.Д. Ушинского – это «готовить счастье своей стране». На уроках я стараюсь не передавать знания, а создавать такие условия, при которых обучаемый сам мотивирован на поиск информации, на ее анализ и на применение полученных навыков в других ситуациях. И мне очень хочется верить, что своими образовательными действиями я выполняю положительную функцию, оказывающую прогрессивное влияние на школьников-будущих специалистов.