ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «КРАСНОЛУЧСКАЯ ШКОЛА № 10»
Шурина Наталья Аркадиевна,
учитель информатики
ГОУ ЛНР «КШ № 10»
Эссе
«Учитель должен быть артист, художник,
горячо влюбленный в свое дело»
(А. П. Чехов)
Кто я? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Один становится поэтом или музыкантом, другой – физиком, третий – врачом, а я с детства хотела быть педагогом. Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание. Выбор профессии был не случайным, потому что в детстве меня учили замечательные педагоги, которые восхищали своим душевным отношением к детям, умом и талантом преподавания, мне хотелось быть похожей на них. Поэтому учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание. Не каждый может стать настоящим учителем. Мои учителя для меня, до сих пор, как маяк, светящийся и указывающий верный путь.
Учитель – это самая благородная профессия, требующая от человека, посвятившего ей жизнь, неиссякаемой энергии, большого творческого потенциала, душевной щедрости, безграничной любви к детям и верности своему делу. Быть учителем в наше время сложно, но о своем выборе я не жалела никогда, потому что он сделан неслучайно!
В чем же суть профессии учителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа? Вопрос этот «вечный», и ответов на него много. Но все гениальное – просто! Суть профессии учителя – это ЛЮБОВЬ. Любовь к предмету, любовь к детям, вообще любовь к жизни!!! Сейчас, когда за плечами много лет педагогического труда, я бы ответила на него так: работа в школе – это постоянный творческий поиск, это вечная молодость души, это возможность не только учить детей, но и учиться у них, учиться терпимости, пониманию, оптимизму.
Я – учитель информатики! Владение компьютером – один из основных навыков сегодня. И хотя принято говорить, что дети «рождаются с гаджетом в руках», эффективно использовать его нужно ещё научиться. В том числе — в школе. Но кто тот человек, который сможет показать детям мир технологий, в котором они уже, кажется, органично существуют? Какой он – современный учитель?
Обязательно нужно отметить те основные черты, которые присущи современному образованию в целом. Сегодня школа больше не представляет собой сокровищницу знаний, в которой учитель выступает в роли гида-проводника, аккуратно демонстрируя ученикам каждый из экспонатов и рассказывая его подробную историю. Современную школу можно сравнить с большой лабораторией, в которой старшие и младшие коллеги, учителя и ученики вместе изучают окружающий мир, занимаются творческим и научным поиском, открывая новые знания сообща. Таким образом, современное образование отличается от опыта предыдущих столетий тем, что учитель и ученик работают по одну сторону парты, и их основной целью является приобретение практико-ориентированных знаний, которые можно будет применить в реальной жизни.
Информатика в современной школе — это учебная дисциплина, охватывающая многие компетенции в области технологии, робототехники и обработки информации. Поэтому современный учитель информатики должен постоянно расширять свои профессиональные горизонты, отдавая дань вызовам времени.
Создавая портрет современного учителя, я прихожу к выводу, что учитель информатики должен быть профессионалом, художником, эрудированным специалистом, постоянно повышающим свою квалификацию и уровень знаний. Поэтому современный учитель информатики должен постоянно расширять свои горизонты, отдавая дань вызовам времени. Он должен быть артистом, виртуозно уметь адаптироваться к быстрым изменениям, ведь IT-отрасль не стоит на месте и постоянно развивается. Кроме того, учитель должен стремиться к тому, чтобы быть не только отличным педагогом, но и помощником, советчиком для своих учеников. Истинный учитель — творец, вдохновитель, режиссер и организатор, который готов создавать сценарии уроков, которые найдут отражение в жизненном сценарии школьников.
Информатика – динамично развивающаяся область знаний, здесь все меняется очень быстро, постоянно появляется новая информация. Учителю информатики важно разбираться в технологиях, которые актуальны на сегодняшний день; каждый год нужно вносить коррективы в изучаемый материал, быть в курсе всех новинок техники и программного обеспечения.
Я – учитель, и во мне живет великое желание учить детей и учиться самой, творить и побуждать к знаниям. Учебный процесс выстраиваю таким образом, чтобы учащиеся испытывали доверие к компьютеру и обладали психологической готовностью к активной встрече с ним. При таком подходе работа с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, содействует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий и потоке информации.
Информатика — самый современный предмет. Он помогает открывать мир и преобразовывать его. Современные дети с раннего детства пользуются смартфоном, находят информацию в Интернете. Поэтому на уроках я учу детей не только основам алгоритмизации и программирования, свободному владению информационно-коммуникационными и цифровыми технологиями, но и умению осваивать новое, критически мыслить, выбирать нужное. Сегодня, когда от человека требуется умение принять нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Именно поэтому самыми лучшими я считаю уроки, когда мои ученики думают, спорят, сомневаются, принимают самостоятельно решения, а значит – творчески работают.
Становление успешной, саморазвивающейся личности, успешность и компетентность профессионалов – залог процветания страны. Моя основная задача, как учителя информатики, дать знания, которые помогут ученикам свободно существовать в современном информационном обществе. Помочь осознать ученику, чем он профессиональнее, компетентнее и грамотнее, тем и общество, в котором он находится, будет прогрессивнее. Знания по информатике, программированию – универсальные знания для самореализации в любой сфере. Изучение информатики – путь, который откроет учащимся любые двери и обеспечит возможность реализовать себя в различных сферах трудовой деятельности.
Моя работа основана на личностно-ориентированном примере в процессе обучения с применением информационно-коммуникационных технологий. Я использую интерактивные модели процессов и явлений, компьютерные эксперименты, презентации, обработку информации, полученную на образовательных сайтах, в виде таблиц, диаграмм.
В своей работе я постоянно применяю электронные образовательные ресурсы, что позволяет повысить учебную мотивацию школьников и расширить их образовательное пространство. Мои принципы это индивидуальный подход к каждому ребенку, стремление раскрыть именно его таланты и вызвать в нём желание к саморазвитию, самосовершенствованию. Найти общий язык с каждым учеником и не подавлять в нём инициативу – такова цель моего общения с детьми. Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга. При этом не теряя к нему уважения, как к наставнику и педагогу.
Традиционная система обучения должна быть модернизирована, и в будущем, я считаю, необходимо создавать индивидуальные образовательные траектории для каждого ученика. Думаю, что использование информационно-коммуникационных технологий создает новые перспективы индивидуального подхода к каждому ребенку, помогает раскрыть его внутренний потенциал.
Конечно, в потоке научной информации не стоит забывать о нравственном и патриотическом воспитании учеников. Использовать палитру цветов человеколюбия, доброты и гордости за свое культурное наследие, за свою малую Родину, за свое Отечество. Для развития этих оттенков человеческого характера нередко у современных учеников недостаточно необходимой информации, и задача учителя помочь найти ее и осмыслить.
Хочу добавить, что на сегодняшний день в связи с пандемией коронавируса и сложной политической обстановкой в республике расширились и компетенции учителя информатики. Помимо обучения школьников приходится повышать компьютерную грамотность коллег
(использование электронных ресурсов, образовательных платформ, новейших ИКТ – технологий), вести и обновлять сайт школы, особенно раздел « Дистанционное обучение», который постоянно является мобильным.
Эта работа требует больших затрат времени, но с другой стороны повышает собственную значимость и самооценку. Тем самым толкает к постоянному самообразованию и повышению профессионализма.
В заключение хочу сказать: сердцем выбрала я себе учительскую профессию много лет назад и ни разу не пожалела об этом. И девизом моего вдохновения остаются слова А. П. Чехова: «Учитель должен быть артист, художник, горячо влюбленный в свое дело». Работа приносит мне радость и удовольствие!