СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Разговоры о важном: Что значит быть взрослым?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия: формирование у обучающихся представлений о

взрослости, характеристик взрослого человека, взаимосвязи между понятиями

«взросление» и «ответственность».

Формирование у обучающихся понимания, что качества и навыки

взрослого человека не появляются внезапно, а формируются постепенно на

протяжении всего процесса взросления.

Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы.

Основные смыслы: взрослость не определяется только возрастными

рамками. Быть взрослым – это нести ответственность за свои решения,

действия и их последствия, нести ответственность за свою семью и свою

страну.

Отличительные черты взрослого человека – самостоятельность, как

возможность определять направления своих действий, эмоциональная

зрелость, как способность контролировать свои эмоции и состояния, не

бояться ошибаться и уметь признавать свои ошибки.

Активная жизненная позиция, финансовая самостоятельность,

созидательный труд, умение жить в соответствии с духовно-нравственными

ценностями общества, умение противостоять жизненным трудностям –

ключевые характеристики взрослости.

Взрослыми становятся постепенно, качества и навыки, необходимые для

взрослой жизни, можно и нужно развивать, ещё будучи детьми.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Партнёр занятия: ФГБОУ ВО «Московский государственный

психолого-педагогический университет», https://mgppu.ru/.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, работа в группах,

занятие включает просмотр видеоматериалов.

Комплект материалов:

− сценарий,

− методические рекомендации,

− видеоролики,

− презентация.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель организует просмотр видеоанонса занятия от Полины

Айнутдиновой.

Учитель. Большинство маленьких детей очень хотят поскорее стать

взрослыми. Как вы думаете почему? Каким им видится взрослый мир?

Ответы обучающихся.

Игровое задание «Когда я стану взрослым».

Учитель (демонстрация презентации). Сейчас я буду вам показывать

самые распространённые ответы детей на вопрос: «Что будет, когда ты

станешь взрослой/взрослым?», а вы, пожалуйста, предположите, точно ли это

произойдёт.

Ход выполнения задания. Учитель показывает слайд с представлением

ребёнка о взрослой жизни, выслушивает мнение обучающихся и далее

показывает слайд с сюжетом из взрослой жизни на ту же тему.

Сюжет № 1

Сюжет № 2

Сюжет № 3

Сюжет № 4

Учитель. Представления маленьких детей о взрослой жизни милы и

наивны, и, конечно же, в первую очередь, связаны с представлением, что быть

взрослым – значит делать только то, что хочешь, и не делать того, что не

хочешь.

Отчасти малыши правы, у взрослых значительно большая степень

свободы и значительно больше возможностей по сравнению с детьми.

Какие преимущества, на ваш взгляд, даёт человеку взрослая жизнь?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий. Важно обратить внимание обучающихся

на возможность взрослого человека:

- принимать собственные решения и контролировать свою жизнь;

- выбирать профессию и строить карьеру в соответствии с собственными

интересами и целями;

- создавать крепкую и счастливую семью;

- путешествовать и исследовать мир;

- помогать исполнять мечты других людей;

- участвовать в развитии своего села, города, своей страны.

Часть 2. Основная

Учитель. Обратите, пожалуйста, внимание на плакат сегодняшнего

занятия. Почему в качестве иллюстрации выбран герой повести-сказки

Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»?

«Мы в ответе за тех, кого приручили» – как вы понимаете эту фразу?

Каким словом можно заменить словосочетание «в ответе»?

Ответы обучающихся.

Учитель. Какая связь между ответственностью и взрослостью?

Ответы обучающихся.

Учитель. Быть взрослым – это не только свобода и возможности, но и

определённый набор обязанностей (работать, платить налоги, обеспечивать

свою семью, заботиться о близких и т. п.), которые предполагают высокую

степень ответственности. Ребята, что значит быть ответственным? В чём для

вас проявляется это качество взрослости?

Ответы обучающихся.

Учитель, подводя итоги обсуждения. Быть ответственным – значит

отвечать за свои слова и поступки, отвечать за взятые на себя обязательства по

отношению к себе и окружающим. Ответственность предполагает и

понимание последствий своих действий, готовность отвечать за них.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, за что вы уже сейчас можете нести

ответственность? Как может проявляться ваша самостоятельность в домашних

делах, в учёбе, в принятии решений?

Ответы обучающихся.

Учитель. Как вы думаете, существует ли чёткая возрастная граница

взрослости? В каком возрасте человек становится взрослым?

Ответы обучающихся.

Учитель. Вы правы, взрослым человек не становится внезапно, процесс

взросления происходит постепенно, шаг за шагом мы приобретаем качества,

без которых крайне сложно быть взрослым.

Отправляюсь в путешествие от станции «Детство» до станции

«Взрослость» важно помнить, что на вашем пути будут встречаться разные

попутчики, будут разные остановки. Возможно, что в какие-то моменты будет

сложно, и захочется вернуться в детство. Но абсолютно точно, все эти

сложности решаемы, особенно когда рядом есть близкие люди, на которых

можно опереться, которые помогут словом и делом.

О пути взросления и о том, как его пройти без страха и сомнений,

расскажет один из лучших шеф-поваров России, ресторатор и ведущий

кулинарных шоу – Константин Ивлев.

Демонстрация видеообращения федерального спикера.

Учитель. Ребята, каким советом шефа Ивлева вы точно воспользуетесь

при переходе во взрослую жизнь?

Ответы обучающихся.

Учитель. Взросление – это очень интересный период жизни человека, это

поиск себя, понимание своих ценностей и приоритетов, умение

прислушиваться к себе, своему внутреннему миру, умение управлять своими

эмоциями и чувствами, создавать гармонию между внутренним и внешним

миром. Этот процесс у каждого человека может занимать разное количество

времени, но результат того стоит.

Демонстрация видеоролика «Притча о гибкости».

Пока он был маленьким ребёнком, у него было только Желание, которое

требовательно заявляло о себе: «Хочу!».

Он рос, и со временем появился Долг. «Надо!» – настойчиво твердил он.

Через некоторое время периодически стало появляться Сомнение,

которое тихонько шелестело: «А надо ли?».

Вслед за Сомнением иногда стал возникать Страх, который зловеще

нашёптывал: «Не делай, не надо!»

Со Страхом начинала спорить Уверенность, которая звала только

вперёд – «Ты можешь! Давай!».

С Уверенностью в некоторые моменты вступала в спор Вредность. Она

нашёптывала: «Не так! Наоборот!».

На подмогу Вредности приползала Лень. Она зевала и уговаривала:

«Завтра, потом!».

И каждый раз, когда ему надо было что-то сделать, из разных закоулков

души слышались разные голоса, крики, шёпот. Каждый старался

перекричать остальных, а он терялся, потому что слышал всех, но при этом

не слышал никого. Ему было непонятно, кто же его истинный друг, кто хочет

помочь, а кому просто хочется поговорить. От этого наваливалась такая

усталость, что ничего уже не хотелось делать.

Шло время, и в один прекрасный день он осознал, что у него появилась

Помощница. Этой помощницей стала Гибкость. Она умела прислушиваться

ко всем, а потом отбирать самый дельный совет. Порой Гибкость говорила

как Уверенность, порой – как Сомнение, бывало – как Желание. Но каждый

раз она была разной и всегда приносила пользу. И это было чудесно!

Шли годы, и чем старше он становился, тем больше убеждался в том,

что под именем Гибкости много лет назад к нему пришла Мудрость.

Учитель. Давайте обсудим услышанное. Чему нас учит притча? Какие из

перечисленных качеств вы отметили у себя? Что из перечисленного в притче

чаще всего «берёт верх» над вами?

Ответы обучающихся.

Часть 3. Заключительная

Учитель. Ребята, а если бы существовали вузы, которые готовят стать

взрослыми, то какие факультеты там могли бы быть? Какие курсы вы хотели

бы прослушать, чтобы получить «зачёт» по взрослению?

Ответы обучающихся.

Учитель. Помните строчки из детской песни «неразлучные друзья есть

на белом свете, неразлучные друзья – взрослые и дети»? Как детство и

взрослость связаны между собой? Почему они неразлучные друзья?

Ответы обучающихся.

Учитель. Какие «детские» качества будут помогать во взрослой жизни?

Что из детства вы хотели бы захватить с собой, делая шаг во взрослую жизнь?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий. Важно обратить внимание обучающихся

на то, что такие детские качества, как любопытство, воображение, открытость,

быстрое обучение, могут стать мощными ресурсами во взрослой жизни,

помогая преодолевать трудности и достигать успеха.

Учитель. Я желаю вам, став взрослыми, научившись серьезности и

ответственности, сохранить способность радоваться мелочам, удивляться, с

интересом познавать мир, находить удовольствие в простых вещах.

Учитель. Быть ребёнком — это время, когда можно фантазировать,

творить, учиться и получать поддержку взрослых. А взрослая жизнь даёт

свободу принимать решения и возможность строить свою судьбу

самостоятельно.

Быть взрослым – это способность принимать решения и брать

ответственность за них на себя.

Быть взрослым – это умение принимать себя таким, какой ты есть.

Быть взрослым – это умение понимать, что тебе нужно на самом деле.

Быть взрослым – это уметь спокойно относиться к неудачам.

Быть взрослым – это не искать виновных в своих ошибках.

Быть взрослым – это способность исполнять мечты, свои и своих близких.

Быть взрослым – КРУТО!

Просмотр содержимого документа
«Разговоры о важном: Что значит быть взрослым?»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ

для обучающихся 8–9 классов по теме

«ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВЗРОСЛЫМ?»

Цели занятия: формирование у обучающихся представлений о

взрослости, характеристик взрослого человека, взаимосвязи между понятиями

«взросление» и «ответственность».

Формирование у обучающихся понимания, что качества и навыки

взрослого человека не появляются внезапно, а формируются постепенно на

протяжении всего процесса взросления.

Формирующиеся ценности: высокие нравственные идеалы.

Основные смыслы: взрослость не определяется только возрастными

рамками. Быть взрослым – это нести ответственность за свои решения,

действия и их последствия, нести ответственность за свою семью и свою

страну.

Отличительные черты взрослого человека – самостоятельность, как

возможность определять направления своих действий, эмоциональная

зрелость, как способность контролировать свои эмоции и состояния, не

бояться ошибаться и уметь признавать свои ошибки.

Активная жизненная позиция, финансовая самостоятельность,

созидательный труд, умение жить в соответствии с духовно-нравственными

ценностями общества, умение противостоять жизненным трудностям –

ключевые характеристики взрослости.

Взрослыми становятся постепенно, качества и навыки, необходимые для

взрослой жизни, можно и нужно развивать, ещё будучи детьми.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Партнёр занятия: ФГБОУ ВО «Московский государственный

психолого-педагогический университет», https://mgppu.ru/.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение, работа в группах,

занятие включает просмотр видеоматериалов.

Комплект материалов:

− сценарий,

− методические рекомендации,

− видеоролики,

− презентация.

СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ

Часть 1. Мотивационная

Учитель организует просмотр видеоанонса занятия от Полины

Айнутдиновой.

Учитель. Большинство маленьких детей очень хотят поскорее стать

взрослыми. Как вы думаете почему? Каким им видится взрослый мир?

Ответы обучающихся.

Игровое задание «Когда я стану взрослым».

Учитель (демонстрация презентации). Сейчас я буду вам показывать

самые распространённые ответы детей на вопрос: «Что будет, когда ты

станешь взрослой/взрослым?», а вы, пожалуйста, предположите, точно ли это

произойдёт.

Ход выполнения задания. Учитель показывает слайд с представлением

ребёнка о взрослой жизни, выслушивает мнение обучающихся и далее

показывает слайд с сюжетом из взрослой жизни на ту же тему.

Сюжет № 1

Сюжет № 2

Сюжет № 3

Сюжет № 4

Учитель. Представления маленьких детей о взрослой жизни милы и

наивны, и, конечно же, в первую очередь, связаны с представлением, что быть

взрослым – значит делать только то, что хочешь, и не делать того, что не

хочешь.

Отчасти малыши правы, у взрослых значительно большая степень

свободы и значительно больше возможностей по сравнению с детьми.

Какие преимущества, на ваш взгляд, даёт человеку взрослая жизнь?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий. Важно обратить внимание обучающихся

на возможность взрослого человека:

- принимать собственные решения и контролировать свою жизнь;

- выбирать профессию и строить карьеру в соответствии с собственными

интересами и целями;

- создавать крепкую и счастливую семью;

- путешествовать и исследовать мир;

- помогать исполнять мечты других людей;

- участвовать в развитии своего села, города, своей страны.

Часть 2. Основная

Учитель. Обратите, пожалуйста, внимание на плакат сегодняшнего

занятия. Почему в качестве иллюстрации выбран герой повести-сказки

Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц»?

«Мы в ответе за тех, кого приручили» – как вы понимаете эту фразу?

Каким словом можно заменить словосочетание «в ответе»?

Ответы обучающихся.

Учитель. Какая связь между ответственностью и взрослостью?

Ответы обучающихся.

Учитель. Быть взрослым – это не только свобода и возможности, но и

определённый набор обязанностей (работать, платить налоги, обеспечивать

свою семью, заботиться о близких и т. п.), которые предполагают высокую

степень ответственности. Ребята, что значит быть ответственным? В чём для

вас проявляется это качество взрослости?

Ответы обучающихся.

Учитель, подводя итоги обсуждения. Быть ответственным – значит

отвечать за свои слова и поступки, отвечать за взятые на себя обязательства по

отношению к себе и окружающим. Ответственность предполагает и

понимание последствий своих действий, готовность отвечать за них.

Учитель. Ребята, а как вы думаете, за что вы уже сейчас можете нести

ответственность? Как может проявляться ваша самостоятельность в домашних

делах, в учёбе, в принятии решений?

Ответы обучающихся.

Учитель. Как вы думаете, существует ли чёткая возрастная граница

взрослости? В каком возрасте человек становится взрослым?

Ответы обучающихся.

Учитель. Вы правы, взрослым человек не становится внезапно, процесс

взросления происходит постепенно, шаг за шагом мы приобретаем качества,

без которых крайне сложно быть взрослым.

Отправляюсь в путешествие от станции «Детство» до станции

«Взрослость» важно помнить, что на вашем пути будут встречаться разные

попутчики, будут разные остановки. Возможно, что в какие-то моменты будет

сложно, и захочется вернуться в детство. Но абсолютно точно, все эти

сложности решаемы, особенно когда рядом есть близкие люди, на которых

можно опереться, которые помогут словом и делом.

О пути взросления и о том, как его пройти без страха и сомнений,

расскажет один из лучших шеф-поваров России, ресторатор и ведущий

кулинарных шоу – Константин Ивлев.

Демонстрация видеообращения федерального спикера.

Учитель. Ребята, каким советом шефа Ивлева вы точно воспользуетесь

при переходе во взрослую жизнь?

Ответы обучающихся.

Учитель. Взросление – это очень интересный период жизни человека, это

поиск себя, понимание своих ценностей и приоритетов, умение

прислушиваться к себе, своему внутреннему миру, умение управлять своими

эмоциями и чувствами, создавать гармонию между внутренним и внешним

миром. Этот процесс у каждого человека может занимать разное количество

времени, но результат того стоит.

Демонстрация видеоролика «Притча о гибкости».

Пока он был маленьким ребёнком, у него было только Желание, которое

требовательно заявляло о себе: «Хочу!».

Он рос, и со временем появился Долг. «Надо!» – настойчиво твердил он.

Через некоторое время периодически стало появляться Сомнение,

которое тихонько шелестело: «А надо ли?».

Вслед за Сомнением иногда стал возникать Страх, который зловеще

нашёптывал: «Не делай, не надо!»

Со Страхом начинала спорить Уверенность, которая звала только

вперёд – «Ты можешь! Давай!».

С Уверенностью в некоторые моменты вступала в спор Вредность. Она

нашёптывала: «Не так! Наоборот!».

На подмогу Вредности приползала Лень. Она зевала и уговаривала:

«Завтра, потом!».

И каждый раз, когда ему надо было что-то сделать, из разных закоулков

души слышались разные голоса, крики, шёпот. Каждый старался

перекричать остальных, а он терялся, потому что слышал всех, но при этом

не слышал никого. Ему было непонятно, кто же его истинный друг, кто хочет

помочь, а кому просто хочется поговорить. От этого наваливалась такая

усталость, что ничего уже не хотелось делать.

Шло время, и в один прекрасный день он осознал, что у него появилась

Помощница. Этой помощницей стала Гибкость. Она умела прислушиваться

ко всем, а потом отбирать самый дельный совет. Порой Гибкость говорила

как Уверенность, порой – как Сомнение, бывало – как Желание. Но каждый

раз она была разной и всегда приносила пользу. И это было чудесно!

Шли годы, и чем старше он становился, тем больше убеждался в том,

что под именем Гибкости много лет назад к нему пришла Мудрость.

Учитель. Давайте обсудим услышанное. Чему нас учит притча? Какие из

перечисленных качеств вы отметили у себя? Что из перечисленного в притче

чаще всего «берёт верх» над вами?

Ответы обучающихся.

Часть 3. Заключительная

Учитель. Ребята, а если бы существовали вузы, которые готовят стать

взрослыми, то какие факультеты там могли бы быть? Какие курсы вы хотели

бы прослушать, чтобы получить «зачёт» по взрослению?

Ответы обучающихся.

Учитель. Помните строчки из детской песни «неразлучные друзья есть

на белом свете, неразлучные друзья – взрослые и дети»? Как детство и

взрослость связаны между собой? Почему они неразлучные друзья?

Ответы обучающихся.

Учитель. Какие «детские» качества будут помогать во взрослой жизни?

Что из детства вы хотели бы захватить с собой, делая шаг во взрослую жизнь?

Ответы обучающихся.

Методический комментарий. Важно обратить внимание обучающихся

на то, что такие детские качества, как любопытство, воображение, открытость,

быстрое обучение, могут стать мощными ресурсами во взрослой жизни,

помогая преодолевать трудности и достигать успеха.

Учитель. Я желаю вам, став взрослыми, научившись серьезности и

ответственности, сохранить способность радоваться мелочам, удивляться, с

интересом познавать мир, находить удовольствие в простых вещах.

Учитель. Быть ребёнком — это время, когда можно фантазировать,

творить, учиться и получать поддержку взрослых. А взрослая жизнь даёт

свободу принимать решения и возможность строить свою судьбу

самостоятельно.

Быть взрослым – это способность принимать решения и брать

ответственность за них на себя.

Быть взрослым – это умение принимать себя таким, какой ты есть.

Быть взрослым – это умение понимать, что тебе нужно на самом деле.

Быть взрослым – это уметь спокойно относиться к неудачам.

Быть взрослым – это не искать виновных в своих ошибках.

Быть взрослым – это способность исполнять мечты, свои и своих близких.

Быть взрослым – КРУТО!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!