Быть в тренде: молодой учитель и родители учеников.
Арифуллина Эльвира Ринатовна, учитель начальных классов, Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №31 г. Пензы (МБОУ СОШ№31 г. Пензы)
Воспитание детей – сложное и ответственное дело. Перед учителем неизбежно встает масса труднейших вопросов: как воспитать в каждом ребенке чувство доброты, отзывчивость и непримиримость ко злу? Как создать условия для творческого развития, самореализации, личностного роста каждого ученика? Воспитательный процесс требует от педагога постоянного напряжения духовных сил, мудрости, терпения, великой любви к детям и к своему делу.
Успех осуществления поставленных перед школой задач во многом зависит от характера тех взаимоотношений, которые складываются между учителем и родителями. Основой таких взаимоотношений должны стать взаимодоверительные контакты. В их создании ведущая роль принадлежит учителю. Педагог должен обладать высоко развитым чувством ответственности перед родителями за обучение и воспитание детей, быть советчиком, другом каждой семьи, всегда помнить о ранимости родительских чувств и не оскорблять их нетактичной оценкой недостатков в учебе и поведении ребенка, считаться с мнением родителей о своей деятельности. Учителю необходимо изучить каждую семью, выяснить роль семейных традиций и праздников, духовных интересов.
Сегодня дети взрослеют в мощном информационном поле, у них формируется собственный социально-культурный контекст и язык, которым современному учителю очень важно владеть. Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Люди общались всегда, общаются сегодня и будут общаться в будущем.
Когда молодой специалист начинает работать в школе, на него возлагается большое количество новых обязанностей, это и заполнение электронного журнала, и составление программ, а также для своих учеников необходимо стать не только настоящим наставником, но и заслужить доверие родителей, которые столкнулись с новыми трендами в воспитании и образовании. Данные тренды «нарисовались» не только для родителей, но и для учителей.
С какими родительскими трендами чаще всего приходится иметь дело?
Мета тренд (сверх тренда) – ребенок-кумир. Если раньше это было «про любовь», то сейчас часто это про «проект», хороший, сильный, мощный проект, я хочу быть хорошим родителем, вырастить хорошего, правильного ребенка.
Интеллектуализация воспитания – современные родители стремятся узнать не от бабушки или дедушек основы воспитания, а из книг, интернета. Каждый родитель надеется в глубине души, что учитель знает лучше, больше, как нужно воспитывать, потому что он на это учился.
Гиперопека, ребенок – кумир –проблема безопасности ребенка выходит на первый план. Это общемировой тренд, надо его учитывать, что родители «заморочены» на безопасности.
Взрослоцентричность в семье – стремление сохранять привычный образ жизни, эпоха, родители не хотят жертвовать своим временем, привычками, а ссылаются на опыт учителя.
Тем самым ставят в учителя в определенные рамки, которые будут соответствовать их требованиям:
Владение информационными технологиями;
Систематическое предложение или работы с определенными образовательными платформами;
Учитель не имеет своего времени, всегда должен быть на связи с родителями;
Отвечать на каждый вопрос от родителя, даже если это касается личной жизни.
Чтобы избежать этой и других проблем, которые могут возникнуть в дальнейшем, предлагаются следующие правила:
Первое правило. В основе работы классного руководителя с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе классного руководителя, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» – исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании.
Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель – лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным, доброжелательным.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога.
Соблюдая эти правила, коммуникация выйдет на новый уровень, где учитель и родитель сможет войти в дружеские деловые отношения. Родители, изменяя свое отношение к школе, а учителя, строя конструктивные взаимоотношения с ними, делают одно общее дело: воспитывают гармоничную личность ребенка. И важно помнить, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Как сказал великий педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей».