Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
ФГБОУ ВО
«Уральский государственный университет путей сообщения»
(УрГУПС)
Кафедра «Автоматика, телемеханика и связь
на железнодорожном транспорте»
Отчет по лабораторной работе №1
по дисциплине: «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте»
на тему: «Элементы железнодорожной автоматики и телемеханики»
Проверил: Выполнил:
ст. преподаватель студент гр. ЭД-325
Ракина Н.Л Степанов С.А
Екатеринбург
2018
Цель работы: изучить аппаратуру, применяемую в устройствах автоматики и телемеханики на железной дороге.
Ход работы:
1. Определение и назначение реле
Реле – устройство для замыкания и размыкания электрической цепи; элемент, в котором при плавном изменении входной величины (тока, напряжения) происходит скачкообразное изменение выходной величины.
По принципу действия:
- электромагнитные;
- индукционные.
Реле состоит из следующих основных частей: ярмо (магнитопровод) с установленной на нем катушкой, поворотный якорь, возвращающая пружина, контакт, диамагнитная прокладка, обеспечивающая зазор между якорем и ярмом при срабатывании реле.
Релейные характеристики: а) однозначная; б) многозначная;
Xo и –Xo – значения входной величины, при которых выходная величина скачком изменяет свое значение от –yт до yт или наоборот
Рисунок 1 – Релейная характеристика.
2. Изображение в схемах воспринимающей и исполнительной частей
В электромеханическом реле принято выделять следующие составные части: воспринимающая, преобразующая, сравнивающая, регулирующая, замедляющая и исполнительная. На схемах изображают только воспринимающую и исполнительную части реле.
Воспринимающая часть на электрических схемах изображается в виде прямоугольника, внутри которого могут указываться классифицирующие символы, определяющие род реле или значение какого-либо параметра.
Исполнительная часть реле представляется на схеме изображением контактов, которые также могут иметь классифицирующие символы.
Рисунок 2 – Условные графические обозначения реле.
а – катушка реле времени с замедлением на срабатывание,
б – воспринимающая часть двухобмоточного реле с катушками тока и напряжения,
в – двухпозиционное реле фиксации команды,
г – замыкающий контакт с замедлением на замыкание,
д – размыкающий контакт с замедлением на размыкание.
3) Характеристика реле НМ1-400
НМ — нейтральное малогабаритное реле
Реле электромагнитные нейтральные нештепсельные типов НМ предназначены для выполнения электрических зависимостей, которые исключают появление недопустимых для безопасности движения поездов состояний устройств сигнализации, централизации и блокирования (СЦБ) железнодорожного транспорта и метрополитена
Рисунок 3 — Нейтральное реле НМШ
Другие элементы
Электрический датчик предназначен для измерения или преобразования неэлектрических величин в электрические и осуществляет качественное преобразование воздействия.
Электрический фильтр пропускает электрические сигналы (напряжение, ток) одних частот и препятствует пропуску сигналов других частот.
Трансмиттер вырабатывает кодовые сигналы, используемые в работе систем регулирования движения поездов.
Стабилизатор поддерживает постоянство выходной величины при изменении входной величины в известных пределах.
Усилитель служит для повышения амплитуды электрических сигналов и осуществляет количественное преобразование воздействия.
Дешифратор расшифровывает принятый код и передает воздействие на последующий элемент, осуществляя качественное его преобразование.
Трансформатор осуществляет количественное преобразование напряжения.
Двигатель преобразует электрическую энергию в механическое движение с целью воздействия на объект автоматического управления или регулирования.
Распределитель обеспечивает распределение как во времени, так и по отдельным электрическим цепям поданную на его вход серию импульсов.
Вывод: в ходе данной работы были изучены элементы железнодорожной автоматики и телемеханики, а также более подробно изучено реле, его вид и назначение.