СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Cеминар-практикум «Психологическая готовность и профессиональная компетентность воспитателя-шаг навстречу ребенку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 352 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

 

 

 

Семинар-практикум

«Психологическая готовность и профессиональная компетентность воспитателя-шаг навстречу ребенку»

 

 

 

                                     Дата проведения: 22.10.2021

                                                     Ответственный: Пономарева Е.С.

                                                     педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов МДОУ в вопросах взаимодействия с воспитанниками и преодолению трудностей в коммуникации с детьми.

Задачи:

  1.  актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с детьми;
  2.  содействовать повышению у педагогов профессиональной компетентности;
  3.  развивать и закреплять практические навыки построения педагогами эффективного общения с детьми.

Ход семинара- практикума:

Информационная часть

Дошкольный возраст -  это основа обеспечения целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.  

Нередко на этапе взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста возникают некие «психологические барьеры», которые мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии воспитателя и воспитанников. Рассмотрим наиболее типичные из них:

- «барьер боязни детского коллектива» характерен для начинающих педагогов; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к занятию, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми «пугает» их, сковывает творчество и т. п.;

- «барьер негативной установки на детский коллектив», который может формироваться априорно на основе мнений другого педагога, работавшего в этом детском коллективе или в результате собственных педагогических неудач;

- «барьер несовпадения установок» – педагог приходит с замыслом интересного занятия, увлечен им, а дети равнодушны, несобранны, невнимательны;

- «барьер прошлого негативного опыта общения с данным детским коллективом или ребенком»;

- «барьер подражания»: подражание манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен.

- «барьер предвзятости и беспричинной негативной установки». Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или непонятно по каким причинам.

- «барьер отрицательной установки», введённой в ваш опыт кем-либо из людей.

Кто-то сообщил вам отрицательную информацию о воспитаннике, и у вас складывается негативная установка по отношению к нему, хотя вы сами о нём мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним.

Психологические барьеры в общении с детьми возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться педагогом. Если «барьер» укрепляется, то и сам наставник начинает чувствовать дискомфорт, тревогу, нервозность. Это состояние становится устойчивым, мешает плодотворному контакту с детьми и, в конечном счете, сказывается на характере педагога, формируется так называемый «неверный педагогический характер».

В педагогическом общении очень важным моментом является преодоление барьеров. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с воспитанниками, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса.

 В общении всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребёнка. Проявление интереса выражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задаёт вопросы, сопереживает ему, подтверждая своё внимание репликами.

Психологические приёмы достижения расположенности детей.

1. Приём «имя собственное». При взаимодействии с тем или иным ребенком не забывайте обращаться к нему по имени, т.к. звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Причём это необходимо делать не от случая к случаю, а, постоянно располагая к себе учащегося «заранее», а не тогда, когда необходимо уговорить его выполнить, то или иное задание.

2. Приём «зеркало отношений». Лицо - это «зеркало отношений», и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своём лице улыбку.

3. Приём «золотые слова» - слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент - комплимент на фоне антикомплимента себе.

4. Приём «терпеливый слушатель» - при общении с воспитанниками педагог всегда должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.

5. Приём «личная жизнь». При общении с воспитанниками интересуйтесь их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.

"Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми"

Цели:

  • Проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, и определить, какие условия следует соблюдать, чтобы преодолевать барьеры в общении.
  • Углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах общения.
  • Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.
  • Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.

1.Вступительное слово педагога-психолога

        Я приглашаю вас сегодня к разговору на тему «Эффективное взаимодействие с детьми». Эту тему я считаю очень важной, т. к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

         Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на древнюю китайскую пословицу, которая говорит, что

«Мы можем стать умнее тремя путями:

-путем опыта- это самый горький путь,

-путем подражания – это самый легкий путь,

-путем размышления – это самый благородный путь».

         Я надеюсь, что благородный путь, который мы избрали сегодня, приведет нас к позитивному взгляду на общение, на ребенка и на себя.

Перейдем к рассмотрению конкретных методов эффективного общения с ними. Эти методы универсальны. С их помощью можно установить взаимопонимание и с ребенком, и со взрослым.

Нашу работу мы начнем с приветствия.

2.Приветствие

          Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться.

  1. Мини-лекция "Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми" Позитивное, эффективное общение с ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

- говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;

- «активно слушает внутренний мир ребенка, мир его чувств;

- не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;

- видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;

- обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

         Обратите внимание на содержание и построение ваших повседневных привычных фраз. Если все наши предложения, содержащие местоимения, разделить на две большие группы, то можно выделить «Ты-высказывания» и «Я-высказывания». Что это такое? «Ты-высказывания» — это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, чертах характера и так далее, при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Они отражают отличие вашей точки зрения от точки зрения того человека, с которым вы общаетесь. Способ, которым обычно произносят «Ты-высказывания», легко может вызвать раздражение или защитную реакцию у человека, к которому они обращены.

Вспомните ситуацию, когда с помощью «Ты-высказывания» вам внушали личностные качества, которые делали вас неуспешными в какой-либо деятельности. Например, вам неоднократно говорили, что вы вечно опаздываете, все теряете, плохо учитесь и тому подобное. Подобное программирование поведения человека с помощью «Ты-высказываний» порою отрицательно влияет на его самооценку и уровень притязаний. «Я-высказывания» — это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание. Вы говорите о том, чего вы хотите, что вам необходимо или что вы думаете, а не о том, что следует делать или говорить другому. Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. Таким образом, другой не осуждается, не обвиняется и не атакуется. Он не будет чувствовать себя припертым к стенке, у него не будет необходимости защищаться и, следовательно, затевать или обострять конфликт. С помощью «Я-высказывания» обсуждается поступок человека, а не его личностные качества. «Я-высказывания» просто начинаются с местоимений «Я», "мне", "меня" и выражают собственное чувство или реакцию. Например: "Я огорчен", "Я раздражен", "Мне не нравится"

         Сравните выражения, сделанные в виде «Ты-высказывания» и «Я-высказывания», и сделайте вывод, в каком случае говорящий больше добьется того, чего он хочет, менее конфликтным способом.

         Обратите внимание на модель построения «Я-высказывания». Фраза начинается с нейтрального необвинительного описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет. Затем следует описание ваших рациональных и эмоциональных реакций на это поведение. Объясните, почему это поведение не устраивает вас, или просто укажите, как оно на вас отражается. Наконец, в очень вежливых неагрессивных выражениях опишите то чего бы   вы желали.

         При этом используйте такие обороты, как «Мне бы хотелось», «Я был бы вам признателен» или «Я бы предпочла».

         Расчлененная на элементы модель «Я-высказывания» выглядит следующим образом:

         Когда ты (необвинительное описание поведения, поступка другого человека), я чувствую (ваши ощущения или эмоции в связи с этим поведением)., потому что (почему это поведение составляет для вас проблему или как оно действует на вас), и я бы хотел, я был бы вам признателен, я бы предпочел (описание вашего желания).

         Несмотря на свою кажущуюся простоту формулирования "Я-сообщения" вызывает большие трудности у педагогов. Они привыкли скрывать свои чувства, игнорировать их, а также им трудно отказаться от удобной для них позиции в общении - "сверху".

  1. Упражнение  "Овладение языком "Я-высказывания"  Я-сообщения")

        Ведущий предлагает педагогам потренироваться в применении «Я»-высказывания таким образом: группа объединяется в команды, ведущий выдаёт каждой команде листы с приготовленными заранее «Ты»-высказывания, а задача участников – переформулировать их в «Я»-высказывания.

Например:

- Ты меня утомил своим криком. 

(Вариант: - Когда кричат, я чувствую усталость. Мне бы хотелось, что бы в группе все разговаривали спокойно.)

- Тебе бы только играть, а не заниматься. 

(Вариант: – Я сержусь, когда дети не хотят заниматься. Мне хотелось бы, чтобы мы уделяли время и для игр и для занятий.)

- Ты не понимаешь, что без разрешения ничего нельзя брать со стола взрослых? 

(Вариант: - Когда берут мои вещи без спроса, мне это неприятно. Мне бы хотелось, чтобы ты спрашивал разрешение.)

- Ты опять залез на лестницу. Слезь сейчас же. 

(Вариант: – Когда дети высоко находятся, я волнуюсь. Пожалуйста, не делай этого.)

- Шнурки ты завязывать не умеешь, куртку застёгивать не можешь. Ты сам вообще что-то можешь? 

(Вариант ответа: – Я так устаю всё время завязывать шнурки, как мне хотелось бы, чтобы ты научился это делать самостоятельно.)

- Ты не понимаешь, что перебиваешь взрослых? 

(Вариант ответа: – Мне неприятно, когда мешают разговаривать. Пожалуйста, подожди немного.)

         Далее первая группа называет свои «Ты»-высказывания, а вторая группа должна как можно быстрее заменить их на «Я»-высказывание. Потом группы меняются местами. Можно предложить каждой группе по 3 «Ты»-высказывания.

Вопросы для обсуждения:

1. Что вызывало сложности при составлении «Я»-высказываний?

2. Какие ошибки чаще всего допускались?

3. Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

5. Упражнение "Обратная связь"   

     Участникам предлагается заполнить таблицу. Для этого каждый получает бланк, сложенный таким образом, что участник видит только первые две колонки: "Ситуация" и "Оценка". В колонке "Оценка" участники

записывают высказывания, с помощью которых они дали бы оценку ребенку, столкнувшись с описанной ситуацией. Примеры ситуаций ведущий заранее вносит в бланк.

Вопросы для обсуждения:

  • Чем отличаются между собой высказывания во второй и четвертой колонках?
  • Какую информацию получает ребенок из оценочного высказывания (вторая колонка таблицы), а какую из "Я-сообщения" (четвертая колонка)?
  • Легко ли было сформулировать "Я-сообщение" в каждой из ситуаций?
  1. Беседа "Похвала"        

        В добром слове тепла на три зимы, а в злом — мороза на полгода. (Монгольская пословица).  Одним из ведущих мотивов в жизни детей дошкольного возраста является стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Дети 4-6 лет очень чувствительны к оценкам своей деятельности со стороны родителей и педагогов. Именно непосредственный интерес к занятиям и положительные оценки успехов ребенка взрослыми стимулируют желание ребенка продолжать обучение.

         Поэтому обучающему взрослому необходимо быть великодушным, снисходительным, щедрым на похвалу. Но хвалить надо уметь! Вовремя и в соответствующей степени. Как же это сделать? Хвалите искренне. Не страшно, если похвала будет несколько завышена: получая ее в качестве аванса, ребенок всеми силами будет стремиться ей соответствовать. Поощряйте не только за результат, но и за попытку ребенка достигнуть результата, за старание, желание. Старайтесь использовать разные словесные формы похвалы. Если все время использовать одни и те же слова или фразы для поощрения, они потеряют свою ценность и значимость для ребенка.

7. Упражнение "Азбука похвалы"

        Ведущий делит группу на три мини-группы. Каждая из групп записывает свой список слов для похвалы. Упражнение выполняется 10 минут. После этого садятся обратно в большой круг. Один из участников каждой подгруппы (по очереди, по одному слову) начинает зачитывать текст. Если это слово есть у других подгрупп, то у них это слово вычеркивается. Затем создается общий список "Азбуки похвалы"

         Используйте также разные формы не словесной поддержки ребенка — они не менее важны для вашего малыша, чем слова, а иногда и более эффективны. Улыбнитесь или подмигните, погладьте по спине или по голове, мимоходом прижмите к себе или подбадривающе пожмите руку, обнимите за плечи — словом, используйте все, что подскажет вам ваше сердце.

8. Рефлексия. Игра «Ромашка»

         Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь, обогреет и даст рост нашим цветочкам (детям). И сейчас на каждом лепестке нашей ромашки напишите продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что… ».

9. Обратная связь.

Что в сегодняшней занятии было самым ценным именно для вас?

Что запомнилось больше?

 10. Прощание.

         Одна из первостепенных задач в работе педагога — формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии слова. Приемы взаимодействия с ребенком должны быть психологически эффективными:

• слушать и понимать ребенка;

• взаимодействовать с ребенком без борьбы;

• научиться самому и научить ребенка справляться со своими чувствами;

• побудить ребенка на положительные поступки.

         Компетентность в общении стала одной из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога.

        

 

Просмотр содержимого документа
«Cеминар-практикум «Психологическая готовность и профессиональная компетентность воспитателя-шаг навстречу ребенку»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 352 ГОРОДА ДОНЕЦКА»








Семинар-практикум

«Психологическая готовность и профессиональная компетентность воспитателя-шаг навстречу ребенку»







Дата проведения: 22.10.2021

Ответственный: Пономарева Е.С.

педагог-психолог













Цель: повысить уровень профессионального мастерства педагогов МДОУ в вопросах взаимодействия с воспитанниками и преодолению трудностей в коммуникации с детьми.

Задачи:

  1.  актуализировать существующие проблемы во взаимодействии педагогов с детьми;

  2.  содействовать повышению у педагогов профессиональной компетентности;

  3.  развивать и закреплять практические навыки построения педагогами эффективного общения с детьми.

Ход семинара- практикума:

Информационная часть

Дошкольный возраст -  это основа обеспечения целостного развития личности ребенка: интеллектуального, эмоционально-нравственного, волевого, социально-личностного.  

Нередко на этапе взаимодействия педагога с детьми дошкольного возраста возникают некие «психологические барьеры», которые мешают общению, отрицательно сказываются на самочувствии воспитателя и воспитанников. Рассмотрим наиболее типичные из них:

- «барьер боязни детского коллектива» характерен для начинающих педагогов; они неплохо владеют материалом, хорошо подготовились к занятию, но сама мысль о непосредственном контакте с детьми «пугает» их, сковывает творчество и т. п.;

- «барьер негативной установки на детский коллектив», который может формироваться априорно на основе мнений другого педагога, работавшего в этом детском коллективе или в результате собственных педагогических неудач;

- «барьер несовпадения установок» – педагог приходит с замыслом интересного занятия, увлечен им, а дети равнодушны, несобранны, невнимательны;

- «барьер прошлого негативного опыта общения с данным детским коллективом или ребенком»;

- «барьер подражания»: подражание манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется, но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен.

- «барьер предвзятости и беспричинной негативной установки». Выражается в следующем: вы внешне беспричинно начинаете отрицательно относиться к тому или иному человеку в результате первого впечатления или непонятно по каким причинам.

- «барьер отрицательной установки», введённой в ваш опыт кем-либо из людей.

Кто-то сообщил вам отрицательную информацию о воспитаннике, и у вас складывается негативная установка по отношению к нему, хотя вы сами о нём мало что знаете, не имеете опыта личного взаимодействия с ним.

Психологические барьеры в общении с детьми возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться педагогом. Если «барьер» укрепляется, то и сам наставник начинает чувствовать дискомфорт, тревогу, нервозность. Это состояние становится устойчивым, мешает плодотворному контакту с детьми и, в конечном счете, сказывается на характере педагога, формируется так называемый «неверный педагогический характер».

В педагогическом общении очень важным моментом является преодоление барьеров. Ведь от того, как складываются взаимоотношения с воспитанниками, во многом зависит продуктивность воспитательного процесса.

 В общении всегда должен присутствовать неподдельный интерес к личности ребёнка. Проявление интереса выражается в том, как педагог слушает своего собеседника, задаёт вопросы, сопереживает ему, подтверждая своё внимание репликами.

Психологические приёмы достижения расположенности детей.

1. Приём «имя собственное». При взаимодействии с тем или иным ребенком не забывайте обращаться к нему по имени, т.к. звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного. Причём это необходимо делать не от случая к случаю, а, постоянно располагая к себе учащегося «заранее», а не тогда, когда необходимо уговорить его выполнить, то или иное задание.

2. Приём «зеркало отношений». Лицо - это «зеркало отношений», и люди с доброй мягкой улыбкой, как правило, притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия. Это, однако, не значит, что педагог должен постоянно носить на своём лице улыбку.

3. Приём «золотые слова» - слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека. Самый эффективный комплимент - комплимент на фоне антикомплимента себе.

4. Приём «терпеливый слушатель» - при общении с воспитанниками педагог всегда должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.

5. Приём «личная жизнь». При общении с воспитанниками интересуйтесь их личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.

"Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми"

Цели:

  • Проанализировать особенности взаимодействия воспитателя с воспитанниками, препятствующие эффективному взаимопониманию, и определить, какие условия следует соблюдать, чтобы преодолевать барьеры в общении.

  • Углубление знаний воспитателей о психолого-педагогических основах общения.

  • Акцентировать внимание педагогов на неконструктивных способах педагогического общения с воспитанниками.

  • Научить педагогов видеть проблемы своего поведения, препятствующие конструктивному взаимодействию с воспитанниками.

1.Вступительное слово педагога-психолога

        Я приглашаю вас сегодня к разговору на тему «Эффективное взаимодействие с детьми». Эту тему я считаю очень важной, т. к. общение с детьми является сутью нашей профессии. И от того, насколько эффективно нам удается это общение организовать, зависит не только самочувствие наших воспитанников, но и наша удовлетворенность собой как профессионалом, наша самооценка и наше самочувствие.

Умение эффективно общаться, грамотно контактировать с людьми не дается от рождения. Эти навыки приобретаются в процессе жизни. Мне хотелось бы обратить ваше внимание на древнюю китайскую пословицу, которая говорит, что

«Мы можем стать умнее тремя путями:

-путем опыта- это самый горький путь,

-путем подражания – это самый легкий путь,

-путем размышления – это самый благородный путь».

Я надеюсь, что благородный путь, который мы избрали сегодня, приведет нас к позитивному взгляду на общение, на ребенка и на себя.

Перейдем к рассмотрению конкретных методов эффективного общения с ними. Эти методы универсальны. С их помощью можно установить взаимопонимание и с ребенком, и со взрослым.

Нашу работу мы начнем с приветствия.

2.Приветствие

 Для создания благоприятной обстановки и добродушного настроения предлагаю вам повернуться вправо, улыбнуться, повернуться влево, улыбнуться.

  1. Мини-лекция "Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми" Позитивное, эффективное общение с ребенком возможно, если взрослый обладает следующими навыками:

- говорит с ребенком о своих чувствах и переживаниях на языке внутреннего «Я», языке «Я-сообщений»;

- «активно слушает внутренний мир ребенка, мир его чувств;

- не оценивает личность ребенка, а говорит о нежелательных действиях ребенка;

- видит в словах и действиях ребенка позитивный настрой и благие намерения;

- обладает навыками саморегуляции своего эмоционального состояния.

Обратите внимание на содержание и построение ваших повседневных привычных фраз. Если все наши предложения, содержащие местоимения, разделить на две большие группы, то можно выделить «Ты-высказывания» и «Я-высказывания». Что это такое? «Ты-высказывания» — это способ сообщения кому-либо информации о нем самом, его поведении, чертах характера и так далее, при котором создается впечатление вашей правоты и неправоты другого человека. Они отражают отличие вашей точки зрения от точки зрения того человека, с которым вы общаетесь. Способ, которым обычно произносят «Ты-высказывания», легко может вызвать раздражение или защитную реакцию у человека, к которому они обращены.

Вспомните ситуацию, когда с помощью «Ты-высказывания» вам внушали личностные качества, которые делали вас неуспешными в какой-либо деятельности. Например, вам неоднократно говорили, что вы вечно опаздываете, все теряете, плохо учитесь и тому подобное. Подобное программирование поведения человека с помощью «Ты-высказываний» порою отрицательно влияет на его самооценку и уровень притязаний. «Я-высказывания» — это способ сообщения кому-либо информации о ваших собственных нуждах, чувствах или оценках без оскорбления или осуждения того, к кому обращено высказывание. Вы говорите о том, чего вы хотите, что вам необходимо или что вы думаете, а не о том, что следует делать или говорить другому. Вы отстаиваете свои интересы, но при этом не оказываете давления на другого человека. Таким образом, другой не осуждается, не обвиняется и не атакуется. Он не будет чувствовать себя припертым к стенке, у него не будет необходимости защищаться и, следовательно, затевать или обострять конфликт. С помощью «Я-высказывания» обсуждается поступок человека, а не его личностные качества. «Я-высказывания» просто начинаются с местоимений «Я», "мне", "меня" и выражают собственное чувство или реакцию. Например: "Я огорчен", "Я раздражен", "Мне не нравится"

Сравните выражения, сделанные в виде «Ты-высказывания» и «Я-высказывания», и сделайте вывод, в каком случае говорящий больше добьется того, чего он хочет, менее конфликтным способом.

Обратите внимание на модель построения «Я-высказывания». Фраза начинается с нейтрального необвинительного описания поведения другого человека, которое вас не удовлетворяет. Затем следует описание ваших рациональных и эмоциональных реакций на это поведение. Объясните, почему это поведение не устраивает вас, или просто укажите, как оно на вас отражается. Наконец, в очень вежливых неагрессивных выражениях опишите то чего бы   вы желали.

  При этом используйте такие обороты, как «Мне бы хотелось», «Я был бы вам признателен» или «Я бы предпочла».

Расчлененная на элементы модель «Я-высказывания» выглядит следующим образом:

Когда ты (необвинительное описание поведения, поступка другого человека), я чувствую (ваши ощущения или эмоции в связи с этим поведением)., потому что (почему это поведение составляет для вас проблему или как оно действует на вас), и я бы хотел, я был бы вам признателен, я бы предпочел (описание вашего желания).

Несмотря на свою кажущуюся простоту формулирования "Я-сообщения" вызывает большие трудности у педагогов. Они привыкли скрывать свои чувства, игнорировать их, а также им трудно отказаться от удобной для них позиции в общении - "сверху".

  1. Упражнение  "Овладение языком "Я-высказывания" Я-сообщения")

        Ведущий предлагает педагогам потренироваться в применении «Я»-высказывания таким образом: группа объединяется в команды, ведущий выдаёт каждой команде листы с приготовленными заранее «Ты»-высказывания, а задача участников – переформулировать их в «Я»-высказывания.

Например:

- Ты меня утомил своим криком. 

(Вариант: - Когда кричат, я чувствую усталость. Мне бы хотелось, что бы в группе все разговаривали спокойно.)

- Тебе бы только играть, а не заниматься. 

(Вариант: – Я сержусь, когда дети не хотят заниматься. Мне хотелось бы, чтобы мы уделяли время и для игр и для занятий.)

- Ты не понимаешь, что без разрешения ничего нельзя брать со стола взрослых? 

(Вариант: - Когда берут мои вещи без спроса, мне это неприятно. Мне бы хотелось, чтобы ты спрашивал разрешение.)

- Ты опять залез на лестницу. Слезь сейчас же. 

(Вариант: – Когда дети высоко находятся, я волнуюсь. Пожалуйста, не делай этого.)

- Шнурки ты завязывать не умеешь, куртку застёгивать не можешь. Ты сам вообще что-то можешь? 

(Вариант ответа: – Я так устаю всё время завязывать шнурки, как мне хотелось бы, чтобы ты научился это делать самостоятельно.)

- Ты не понимаешь, что перебиваешь взрослых? 

(Вариант ответа: – Мне неприятно, когда мешают разговаривать. Пожалуйста, подожди немного.)

Далее первая группа называет свои «Ты»-высказывания, а вторая группа должна как можно быстрее заменить их на «Я»-высказывание. Потом группы меняются местами. Можно предложить каждой группе по 3 «Ты»-высказывания.

Вопросы для обсуждения:

1. Что вызывало сложности при составлении «Я»-высказываний?

2. Какие ошибки чаще всего допускались?

3. Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?

5. Упражнение "Обратная связь"   

     Участникам предлагается заполнить таблицу. Для этого каждый получает бланк, сложенный таким образом, что участник видит только первые две колонки: "Ситуация" и "Оценка". В колонке "Оценка" участники

записывают высказывания, с помощью которых они дали бы оценку ребенку, столкнувшись с описанной ситуацией. Примеры ситуаций ведущий заранее вносит в бланк.

Вопросы для обсуждения:

  • Чем отличаются между собой высказывания во второй и четвертой колонках?

  • Какую информацию получает ребенок из оценочного высказывания (вторая колонка таблицы), а какую из "Я-сообщения" (четвертая колонка)?

  • Легко ли было сформулировать "Я-сообщение" в каждой из ситуаций?

  1. Беседа "Похвала"        

В добром слове тепла на три зимы, а в злом — мороза на полгода. (Монгольская пословица).  Одним из ведущих мотивов в жизни детей дошкольного возраста является стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Дети 4-6 лет очень чувствительны к оценкам своей деятельности со стороны родителей и педагогов. Именно непосредственный интерес к занятиям и положительные оценки успехов ребенка взрослыми стимулируют желание ребенка продолжать обучение.

Поэтому обучающему взрослому необходимо быть великодушным, снисходительным, щедрым на похвалу. Но хвалить надо уметь! Вовремя и в соответствующей степени. Как же это сделать? Хвалите искренне. Не страшно, если похвала будет несколько завышена: получая ее в качестве аванса, ребенок всеми силами будет стремиться ей соответствовать. Поощряйте не только за результат, но и за попытку ребенка достигнуть результата, за старание, желание. Старайтесь использовать разные словесные формы похвалы. Если все время использовать одни и те же слова или фразы для поощрения, они потеряют свою ценность и значимость для ребенка.

7. Упражнение "Азбука похвалы"

        Ведущий делит группу на три мини-группы. Каждая из групп записывает свой список слов для похвалы. Упражнение выполняется 10 минут. После этого садятся обратно в большой круг. Один из участников каждой подгруппы (по очереди, по одному слову) начинает зачитывать текст. Если это слово есть у других подгрупп, то у них это слово вычеркивается. Затем создается общий список "Азбуки похвалы"

Используйте также разные формы не словесной поддержки ребенка — они не менее важны для вашего малыша, чем слова, а иногда и более эффективны. Улыбнитесь или подмигните, погладьте по спине или по голове, мимоходом прижмите к себе или подбадривающе пожмите руку, обнимите за плечи — словом, используйте все, что подскажет вам ваше сердце.

8. Рефлексия. Игра «Ромашка»

Я думаю, что каждый из вас способен стать для ребенка маленьким солнышком, которое всегда осветит путь, обогреет и даст рост нашим цветочкам (детям). И сейчас на каждом лепестке нашей ромашки напишите продолжение фразы: «Дети любят общаться со мной, потому что… ».

9. Обратная связь.

Что в сегодняшней занятии было самым ценным именно для вас?

Что запомнилось больше?

 10. Прощание.

Одна из первостепенных задач в работе педагога — формирование навыков эффективной коммуникации у ребенка, не допускающей грубости, бестактности, умение предотвратить проявление агрессии слова. Приемы взаимодействия с ребенком должны быть психологически эффективными:

• слушать и понимать ребенка;

• взаимодействовать с ребенком без борьбы;

• научиться самому и научить ребенка справляться со своими чувствами;

• побудить ребенка на положительные поступки.

Компетентность в общении стала одной из главных составляющих высокого профессионального мастерства педагога.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!