СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Ч.Т.Айтматов «Плаха» (фрагмент об Акбаре).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок в разделе "Мир живой природы"

Просмотр содержимого документа
«Ч.Т.Айтматов «Плаха» (фрагмент об Акбаре).»

Бекітемін : ДОІЖО Мухаметкажина А.К.



Раздел: V

МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

ФИО педагога:

Азимханова Айгуль Нукебаевна КГУ « Средняя школа имени Би Боранбай»

Дата:

25.01.2024

Класс: 8 «Б»

Количество присутствующих:16

Количество отсутствующих:0


Цели обучения в соответствии с учебной программой

8.1.1.1 понимать основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя разрозненные факты в общий контекст, определяя причинно-следственные связи и делая выводы

8.2.8.1 сравнивать стилистические (композиционные, языковые) особенности различных текстов, учитывая тему, основную мысль, проблему, цель, целевую аудиторию, позицию автора;

8.4.3.1представлять информацию в видео презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график

Тема урока:

Ч.Т.Айтматов «Плаха» (фрагмент об Акбаре).

Цели урока

создавать тексты на основе представленного материала; различать главную, второстепенную и детальную информацию из текстов; формулировать проблемные вопросы по тексту, интерпретировать предположения, отвечать на разные типы вопросов.

Ход урока

Этап урока/время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока


2 минуты

I. Организационный момент. Психологический настрой урока: «Я и природа»


На фоне тихой музыкой учащиеся сравнивают себя с частицей природы

«Я чистый, как лебедь»

«Я красивая, как роза»

«Я высокая, как гора»

«Я умная, как лошадь»

«Я мохнатый, как котенок»




Музыка

Слайд№2







Середина урока


3 минуты

II. Актуализация знаний.

Ребята, сегодня мы продолжаем работу в разделе «Мир живой природы».

Работа с эпиграфом:

Эпиграф к уроку:

Не то, что мните вы природа:

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.И.Тютчев

-Обратите внимание на эпиграф к уроку.

- Как вы понимаете значение данного отрывка?

- О чем хочет сказать Ф.И.Тютчев?( Поэт считает, что природа неподвластна никому и ничему)

-Какой вывод можно сделать, прочитав эпиграф? (Он утверждает, что природа не безлична, что у неё есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил»)

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

Озвучивание темы и целей урока Тема сегодняшнего урока Ч.Т.Айтматов «Плаха» (Фрагмент об Акбаре)


Учащиеся с экрана читают эпиграф урока. Объясняют содержание отрывка стихотворения, записывают в тетрадь..



Сделав вывод, самостоятельно определяют тему урока.


Формативное оценивание




Слайд №3



















Слайд №4


5 минут

IV. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством известного киргизского писателя Ч.Т.Айтматова.

К. Презентация. «Жизнь и творчество»

-Ребята, подумайте почему автор дал своему роману такое название?

-Что же такое плаха? Как вы понимаете значение этого слова?

Какие ассоциации у вас возникают?


Учитель слушает мнение учеников и разъясняет значение этих слов.

1. Кусок бревна, расколотого или распиленного вдоль.

2. В старину: обрубок дерева, на котором отсекали голову казнимого, а также помост, на котором совершалась казнь.

Также перен.: обрекать себя на неминуемую беду. (С.И. Ожегов)

– И так Чингиз Айтматов использует это слово в название своего романа, чтобы подчеркнуть, что безжалостным отношением к природе человек обрекает себя на неминуемую беду



Учащиеся просмотрев презентацию, знакомятся с жизнью и творчеством Ч.Т.Айтматова.







Учащиеся работают со словарем С.И.Ожегова, разбирая лексическое значение слова плаха






Слайды № 5,6,7,8,9










Слайды №10,11


12 минут

V. Освоение изученного материала. (И)

Задание 1. Прослушайте фрагмент из романа Ч.Айтматова «Плаха»и обратите внимание на образ волчицы.

-Определите тему фрагмента «Волчица Акбара»?

-Подумайте в чем заключается основная мысль данного фрагмента?

- Что вы узнали из этого отрывка?

-- Какие чувства вы испытали при прослушивании?

- Какими человеческими качествами наделяет автор волчицу Акбару?

Ребята, я раздаю вам лист оценивания, на протяжении всего урока вы будете оценивать свои знания.


Учащиеся внимательно прослушают фрагмент из романа, сформулируют тему и основную мысль фрагмента, отвечают на вопросы. Индивидуально оценивает свои достижения по «Лист оценивания»




Дескрипторы:

- определяет тему и основную мысль текста;

- понимает основное содержание текста;

- отвечает на «тонкие» и «толстые» вопросы;


Слайды №10,11,12

Ссылка


https://youtu.be/u58Q5LckhBQ?feature=shared



10 минут

Работа в группах

  1. группа Задание 4.

Найдите причастия в 1,2,3 абзацах текста. Какие морфологические признаки объединяют их? Докажите, что способность причастия обозначать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте.

А также заполните вокруг картины волка слова, которые характеризуют образ животного в прослушанном вами фрагмента

  1. группа

Задание. Прослушайте снова фрагмент Ч.Айтматова, определите причинно- следственные связи и сделайте вывод.

Ребята, еще раз прослушиваем фрагмент и выполним задание, чтобы определить причинно- следственные связи и сделать вывод. Прослушав текст мы знаем слова, которые характеризуют чувство и действия Бостона , возьмем их за факт. В этом фрагменте мы можем обозначить проблему: Почему Бостон хотел быстрее выехать на жайлау? И так обозначив проблему, найдём причины данных фактов и сделаем вывод. Это наше задание. Для того чтобы выполнить это задание мы используем «Фишбоун».

Обсуждают в группе, находят причастия , характеризующие образ волчицы









Заполняют «Фишбоун», защищают проделанную работу.


Декрипторы:

-находит в прослушанном фрагменте причастия;

-определяет их роль в тексте;

- вписывает слова в картинку, описывающие волчицу






Дескрипторы:

- определить причины;

-определить факты;

-сделать вывод.


Слайды№ 13.14,15

Флипчарт,маркеры












«Фишбоун»,маркеры


10 минут

V. Закрепление изученного материала. (И)

Дифференцированное задание

Для менее способных учащихся: Соотнесите пословицу

1

Сколько волка не корми,

А

по-волчьи выть

2

С волками жить-

Б

в лес не ходить

3

Волков бояться

В

а все равно в лес смотрит


Для учащихся со средними учебными возможностями:

Составить «Карту историй» ( события, детали, картинки)



Более способным учащимся: стратегия РАФТ.

Р – роль. То есть, от чьего имени вы будете писать?

А – аудитория. Кому вы будете обращаться?

Ф – в какой форме вы будете писать (рассказ, диалог, эссе, обвинение на суде).

Т – тема. О чём будет ваш текст? Какова его основная идея?

Учащиеся на листке соединяют пословицу










Учащиеся в тетради заполняют карту историй





Р- Акбара

А- будущему поколению

Ф-послание

Т- о защите природы и «братьев меньших», справедливости и гармонии человека и природы

Дескрипторы:

- соотносит пословицу

-соотносит 2 пословицы

-соотносит 3 пословицы







Дескрипторы:

- составтить события;

-составить детали;

- составить картинки;







Дескрипторы:

- правильно выберет роль;

- правильно выберет аудиторию;

Правильно выберет факт;

- правильно выберет тему

Слайды № 16,17,18

2 минуты

Итог урока

Роман Чингиза Айтматова «Плаха» - это призыв одуматься, осознать ответственность за всё, что было разрушено человеком. Трагедия Волков предстаёт как гибель всего живого мира, как предвестие конца света.

Волки наделены в романе высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Когда гармония в Моюнкумской саванне была нарушена заготовителями мяса, человек и зверь поменялись местами.


Рефлексия

Стратегия «Телеграмма». Кратко написать самое важное, что уяснил на уроке, с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Домашнее задание

Задание 7 стр.33

Как вы думаете, что произойдёт дальше? Прочитайте продолжение история волчицы в хрестоматии.










Ученики кратко пишут самое важное, что уяснил на уроке, с пожеланиями соседу по парте и отправят.





Учащиеся записывают в дневнике ДЗ













Слайд № 19







Лист оценивания

Критерии оценивания

Дескриптор


Баллы

Демонстрирует понимание

основной информации текста;

-определяет тему и основную мысль текста;

1

-понимает основное содержание текста;

1

-отвечает на «тонкие» вопросы;


1

- отвечает на «толстые» вопросы

1

Определить причинно- следственные связи и сделать вывод

- определяет причины;

1

определяет факты

1

-сделает вывод

1

Правильно соотносить пословицу


- соотносит 1 пословицу

1

-соотносит 2 пословицы

1

-соотносит 3 пословицы

1

Итого:

10

Обратная связь:Стратегия «Телеграмма». Кратко написать самое важное, что уяснил на уроке, с пожеланиями соседу по WhatsApp.



Лист оценивания

Критерии оценивания

Дескриптор


Баллы

Демонстрирует понимание

основной информации текста;

-определяет тему и основную мысль текста;

1

-понимает основное содержание текста;

1

-отвечает на «тонкие» вопросы;


1

- отвечает на «толстые» вопросы

1

Определить причинно- следственные связи и сделать вывод

- определяет причины;

1

-определяет факты

1

-сделает вывод

1

Составить «Карту историй»» (события, детали, картинки)

- составит события;

1

-составит детали;

1

-составит картинки;

1

Итого:

10

Обратная связь:Стратегия «Телеграмма». Кратко написать самое важное, что уяснил на уроке, с пожеланиями соседу по WhatsApp.



Лист оценивания


Критерии оценивания

Дескриптор


Баллы

Демонстрирует понимание

основной информации текста;

-определяет тему и основную мысль текста;

1

-понимает основное содержание текста;

1

-отвечает на «тонкие» вопросы;


1

- отвечает на «толстые» вопросы

1

Определить причинно- следственные связи и сделать вывод

- определяет причины;

1

-определяет факты

1

-сделает вывод

1

Писать творческое послание РАФТ

- составит события;

1

-составит детали;

1

-составит картинки;

1

Итого:

10

Обратная связь:Стратегия «Телеграмма». Кратко написать самое важное, что уяснил на уроке, с пожеланиями соседу по WhatsApp.