Бекітемін : ДОІЖО Мухаметкажина А.К.
Раздел: V | МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ |
ФИО педагога: | Азимханова Айгуль Нукебаевна КГУ « Средняя школа имени Би Боранбай» |
Дата: | 25.01.2024 |
Класс: 8 «Б» | Количество присутствующих:16 | Количество отсутствующих:0 |
Цели обучения в соответствии с учебной программой | 8.1.1.1 понимать основную и детальную информацию сообщения продолжительностью 4-6 минут, объединяя разрозненные факты в общий контекст, определяя причинно-следственные связи и делая выводы 8.2.8.1 сравнивать стилистические (композиционные, языковые) особенности различных текстов, учитывая тему, основную мысль, проблему, цель, целевую аудиторию, позицию автора; 8.4.3.1представлять информацию в видео презентации, в том числе содержащей таблицу, схему, диаграмму, график |
Тема урока: | Ч.Т.Айтматов «Плаха» (фрагмент об Акбаре). |
Цели урока | создавать тексты на основе представленного материала; различать главную, второстепенную и детальную информацию из текстов; формулировать проблемные вопросы по тексту, интерпретировать предположения, отвечать на разные типы вопросов. |
Ход урока |
Этап урока/время | Действия педагога | Действия учеников | Оценивание | Ресурсы |
Начало урока 2 минуты | I. Организационный момент. Психологический настрой урока: «Я и природа» | На фоне тихой музыкой учащиеся сравнивают себя с частицей природы «Я чистый, как лебедь» «Я красивая, как роза» «Я высокая, как гора» «Я умная, как лошадь» «Я мохнатый, как котенок» | | Музыка Слайд№2 |
Середина урока 3 минуты | II. Актуализация знаний. Ребята, сегодня мы продолжаем работу в разделе «Мир живой природы». Работа с эпиграфом: Эпиграф к уроку: Не то, что мните вы природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф.И.Тютчев -Обратите внимание на эпиграф к уроку. - Как вы понимаете значение данного отрывка? - О чем хочет сказать Ф.И.Тютчев?( Поэт считает, что природа неподвластна никому и ничему) -Какой вывод можно сделать, прочитав эпиграф? (Он утверждает, что природа не безлична, что у неё есть душа, любовь и язык. Она развивается независимо от «внешних, чуждых сил») -Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? Попробуйте определить тему сегодняшнего урока. Озвучивание темы и целей урока Тема сегодняшнего урока Ч.Т.Айтматов «Плаха» (Фрагмент об Акбаре) | Учащиеся с экрана читают эпиграф урока. Объясняют содержание отрывка стихотворения, записывают в тетрадь.. Сделав вывод, самостоятельно определяют тему урока. | Формативное оценивание | Слайд №3 Слайд №4 |
5 минут | IV. Изучение нового материала. Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством известного киргизского писателя Ч.Т.Айтматова. К. Презентация. «Жизнь и творчество» -Ребята, подумайте почему автор дал своему роману такое название? -Что же такое плаха? Как вы понимаете значение этого слова? Какие ассоциации у вас возникают? Учитель слушает мнение учеников и разъясняет значение этих слов. 1. Кусок бревна, расколотого или распиленного вдоль. 2. В старину: обрубок дерева, на котором отсекали голову казнимого, а также помост, на котором совершалась казнь. Также перен.: обрекать себя на неминуемую беду. (С.И. Ожегов) – И так Чингиз Айтматов использует это слово в название своего романа, чтобы подчеркнуть, что безжалостным отношением к природе человек обрекает себя на неминуемую беду | Учащиеся просмотрев презентацию, знакомятся с жизнью и творчеством Ч.Т.Айтматова. Учащиеся работают со словарем С.И.Ожегова, разбирая лексическое значение слова плаха | | Слайды № 5,6,7,8,9 Слайды №10,11 |
12 минут | V. Освоение изученного материала. (И) Задание 1. Прослушайте фрагмент из романа Ч.Айтматова «Плаха»и обратите внимание на образ волчицы. -Определите тему фрагмента «Волчица Акбара»? -Подумайте в чем заключается основная мысль данного фрагмента? - Что вы узнали из этого отрывка? -- Какие чувства вы испытали при прослушивании? - Какими человеческими качествами наделяет автор волчицу Акбару? Ребята, я раздаю вам лист оценивания, на протяжении всего урока вы будете оценивать свои знания. | Учащиеся внимательно прослушают фрагмент из романа, сформулируют тему и основную мысль фрагмента, отвечают на вопросы. Индивидуально оценивает свои достижения по «Лист оценивания» | Дескрипторы: - определяет тему и основную мысль текста; - понимает основное содержание текста; - отвечает на «тонкие» и «толстые» вопросы; | Слайды №10,11,12 Ссылка https://youtu.be/u58Q5LckhBQ?feature=shared |
10 минут | Работа в группах группа Задание 4. Найдите причастия в 1,2,3 абзацах текста. Какие морфологические признаки объединяют их? Докажите, что способность причастия обозначать признак предмета как действие является выразительным средством в художественном тексте. А также заполните вокруг картины волка слова, которые характеризуют образ животного в прослушанном вами фрагмента группа Задание. Прослушайте снова фрагмент Ч.Айтматова, определите причинно- следственные связи и сделайте вывод. Ребята, еще раз прослушиваем фрагмент и выполним задание, чтобы определить причинно- следственные связи и сделать вывод. Прослушав текст мы знаем слова, которые характеризуют чувство и действия Бостона , возьмем их за факт. В этом фрагменте мы можем обозначить проблему: Почему Бостон хотел быстрее выехать на жайлау? И так обозначив проблему, найдём причины данных фактов и сделаем вывод. Это наше задание. Для того чтобы выполнить это задание мы используем «Фишбоун». | Обсуждают в группе, находят причастия , характеризующие образ волчицы Заполняют «Фишбоун», защищают проделанную работу. | Декрипторы: -находит в прослушанном фрагменте причастия; -определяет их роль в тексте; - вписывает слова в картинку, описывающие волчицу Дескрипторы: - определить причины; -определить факты; -сделать вывод. | Слайды№ 13.14,15 Флипчарт,маркеры «Фишбоун»,маркеры |
10 минут | V. Закрепление изученного материала. (И) Дифференцированное задание Для менее способных учащихся: Соотнесите пословицу 1 | Сколько волка не корми, | А | по-волчьи выть | 2 | С волками жить- | Б | в лес не ходить | 3 | Волков бояться | В | а все равно в лес смотрит | Для учащихся со средними учебными возможностями: Составить «Карту историй» ( события, детали, картинки) Более способным учащимся: стратегия РАФТ. Р – роль. То есть, от чьего имени вы будете писать? А – аудитория. Кому вы будете обращаться? Ф – в какой форме вы будете писать (рассказ, диалог, эссе, обвинение на суде). Т – тема. О чём будет ваш текст? Какова его основная идея? | Учащиеся на листке соединяют пословицу Учащиеся в тетради заполняют карту историй Р- Акбара А- будущему поколению Ф-послание Т- о защите природы и «братьев меньших», справедливости и гармонии человека и природы | Дескрипторы: - соотносит пословицу -соотносит 2 пословицы -соотносит 3 пословицы Дескрипторы: - составтить события; -составить детали; - составить картинки; Дескрипторы: - правильно выберет роль; - правильно выберет аудиторию; Правильно выберет факт; - правильно выберет тему | Слайды № 16,17,18 |
2 минуты | Итог урока Роман Чингиза Айтматова «Плаха» - это призыв одуматься, осознать ответственность за всё, что было разрушено человеком. Трагедия Волков предстаёт как гибель всего живого мира, как предвестие конца света. Волки наделены в романе высокой нравственной силой, благородством, чего лишены люди, противопоставленные им в романе. Когда гармония в Моюнкумской саванне была нарушена заготовителями мяса, человек и зверь поменялись местами. Рефлексия Стратегия «Телеграмма». Кратко написать самое важное, что уяснил на уроке, с пожеланиями соседу по парте и отправить. Домашнее задание Задание 7 стр.33 Как вы думаете, что произойдёт дальше? Прочитайте продолжение история волчицы в хрестоматии. | Ученики кратко пишут самое важное, что уяснил на уроке, с пожеланиями соседу по парте и отправят. Учащиеся записывают в дневнике ДЗ | | Слайд № 19 |