СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час искусства "Живописное откровение В. Д. Поленова"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

В. Д. Поленов - художник-передвижник

Просмотр содержимого документа
«Час искусства "Живописное откровение В. Д. Поленова"»

Час искусства «Живописное откровение В. Д Поленова

(к 180-летию со дня рождения)

Василий Дмитриевич Поленов (1 июня 1844 – 18 июля 1927) был русским художником-пейзажистом, связанным с движением художников-реалистов Передвижники. 

Современники назвали бы его “Рыцарем красоты”, поскольку он воплощал как европейские, так и русские традиции живописи. Его видение жизни было резюмировано следующим образом: “Искусство должно способствовать счастью и радости”. Как художник и гуманист, он искренне верил в цивилизующую миссию искусства, культуры и образования.

Ранняя жизнь и семейное наследие

Будучи уроженцем Санкт-Петербурга, Поленов вырос в богатой, интеллектуальной и артистической семье. В подростковом возрасте, в 1860-х годах, Россию вдохновляли великие умы, пропагандировавшие добродетели демократии, прогресса, образования, и они выступали против угнетения.

Отец художника, Дмитрий Васильевич Поленов (1806-1872), был известным археологом и библиографом. Будучи представителем Академии наук, а затем секретарем посольства России в Афинах, он провел в Греции 3 года. Там он познакомился с важными личностями того времени, связанными с миром искусства и науки: художником Карлом Брюлловым, архитектором Романом Кузьминым (несколько лет спустя он помогал проектировать и строить дом семьи Поленовых в Имотченси). По возвращении в Россию, согласно совету, который он получил во время жизни за границей, Дмитрий Поленов начал проводить археологические раскопки на древнерусских стоянках. В течение многих лет он посвящал свои знания и работу секретарю Русского археологического общества. В 1860 году он путешествовал со своими сыновьями. Это долгое путешествие верхом привело их в Новгород, Ростов, Ярослав, Суздаль, Владимир, Тверь. 

Отец поощрял Василия Поленова рисовать зарисовки любого интересного древнего предмета, свидетелем которого он мог бы стать. Его мать, Мария Алексеевна (1816-1895), была художницей и портретистом; она брала уроки у академика Молдавского, партнера Карла Брюллова. В 1852 году она также написала книгу о жизни семьи, проводящей лето на даче. Лето в Царском Селе затем было отредактировано заново с иллюстрациями, сделанными Василием Поленовым и его младшей сестрой, Еленой, также художницей. От обоих родителей, бабушки и дедушки Василий и его братья и сестры получали общие знания по физике, истории, географии, а также биографии известных художников и музыкантов, и эта традиция была изложена в книге его матери, чтобы донести их до других детей.

Его бабушка по материнской линии также играла очень важную роль в детстве художника. Вера Воейкова (1792-1873) в детстве получила отличное образование благодаря женщине, которая вырастила ее после смерти родителей. Она знала французский и русскую литературу. Будучи “мэми”, ей удалось научить важности развития художественных способностей, а также она рассказывала истории о войне 1812 года. Ее жених, полковник Алексей Воейков, выполнял важные задания в те времена, когда был военным. Сегодня в Доме-музее Поленово мы можем увидеть стеклянную чашку с гербом Наполеона: Алексей достал ее из сундука, в котором хранился официальный обеденный сервиз французской армии.

Другим важным предком Василия Поленова был его прадед Алексей Поленов (1738-1816). Как известный ученый, он был первым российским юристом с междисциплинарным образованием (экономика, история, философия ...). Он участвовал в конкурсе эссе, организованном Вольным экономическим обществом в 1766 году на следующую тему: “что полезнее для государства: чтобы крестьяне владели землей или владели только собственностью?”. Тогда его текст был озаглавлен “Об отмене крепостного права российских крестьян”, который вступил в силу 100 лет спустя.

Учеба и европейские годы

Василий Поленов одновременно поступил в Императорскую академию художеств и на юридический университет в Санкт-Петербурге (1863-1871). Поленов учился у Павла Чистякова и был одноклассником и близким другом Рафаила Левицкого, товарища передвижника, художника и фотографа. Их письма, которые сейчас хранятся в Доме-музее Поленова, представляют собой интересный рассказ о многих художественных выставках, движениях и художниках своего времени.

Будучи холостяками, Поленов и Левицкий жили и работали вместе в "Девичьем поле" (название улицы "Девичье поле"), на чердаке Олсуфьевского дома (дома будущей жены Рафаила Левицкого Анны Васильевны Олсуфьевской). Этот дом проиллюстрирован Поленовым на его картине "Бабушкин сад" (1878).

Как один из лучших студентов Императорской академии художеств, он получил Большую медаль за свою картину "Воскрешение дочери Иаира" (1871, Музей Академии художеств, Санкт-Петербург). Эта работа была его первым подходом к библейской теме, к которой молодой художник испытывал глубокий интерес. Цена, которую он получил за эту картину, позволила ему, наряду с другими лауреатами, стать пенсионером (обладателем стипендии) за границей и жить в Европе за счет российского государства. В конце лета 1872 года Василий Поленов пересек Германию и Швейцарию, прежде чем обосноваться в Венеции, а затем в Риме на следующий год. Пребывание в Италии не сильно стимулировало его, ему не хватало вдохновения, и он очень мало работал. Тем не менее, там произошли две важные встречи, которые сформировали работу его жизни. В "Вечном городе" он почувствовал любовь к юной Марусе Оболенской, которая трагически погибла в том же году от кори. Однако Рим также стал местом плодотворной и волнующей встречи с Саввой Мамонтовым (1841-1918), богатым предпринимателем, любителем искусства и филантропом. Вместе в Италии они уже планировали создать кружок художников-мультидисциплинарников. Усадьба Мамонтовых в Абрамцево казалась идеальным местом для организации нескольких художественных студий и театра.

Также в Италии подтвердились его страсть и восхищение художником Полем Веронезе (1528-1588), великим колористом венецианского золотого века. Василий Поленов писал о нем: "В нем есть что-то привлекательное, что заставляет любого влюбиться в его искусство; мы чувствуем вкус жизни в людях, которых он рисует ". Он также приобрел один из его эскизов, Борьба Иакова с Ангелом, который он позже сохранит в библиотеке дома-музея.

Вторая важная глава пребывания Поленова в Европе проходит во Франции, в Париже и Нормандии. Именно на Монмартре  он основал свою студию осенью 1973 года. В Париже он присутствовал на мероприятиях Алексея Боголюбова (1824-1896), официального художника Российского военно-морского флота, а также отвечал за ориентацию молодых резидентов Императорской академии во Франции. Он сыграл жизненно важную роль в карьере молодых художников, потому что находил им клиентов и представлял их узким кругам парижского художественного мира. 

Каждый вторник наставник организовывал мастер-классы по керамике и офорту, собирая художников, писателей и певцов. Создание расписной керамики также было хорошим средством получения дополнительных доходов для ученых, поскольку эти предметы высоко ценились во французской столице. Эти российские собрания в основном посещали художники Илья Репин, Василий Поленов, Константин Савицкий, Александр Беггров, Николай Дмитриев-Оренбургский, Пенталеон Шиндлер, Алексей Харламов и Михаил Доливо-Добровольский.

В течение этих лет художник перепробовал все виды живописи, чтобы найти свой истинный талант. Он писал исторические сцены (Арест гугенота, благодаря которому он получит звание академика), сцены повседневной жизни, портреты и многие пейзажи Нормандии. Вернувшись из поездки, он сделал решающее заявление для своей карьеры: "Там я перепробовал все виды живописи [...] и пришел к выводу, что в основном у меня талант к пейзажам и сценам повседневной жизни, которые я буду использовать в будущем. "

Летом 1874 года Илья Репин и Василий Поленов последовали совету своего наставника Боголюбова и отправились в Нормандию в поисках спонтанных впечатлений. Там они в основном работали на открытом воздухе, под влиянием Барбизонской школы. Они провели несколько месяцев в компании других российских художников в Вель-ле-Роз, месте, сочетающем скалы у моря и сельскую местность. Он завершил свою европейскую работу, вернувшись в Париж, посвятив себя историческим сюжетам после этого знаменательного периода своей карьеры, посвященного нормандским пейзажам. В конце 1870-х годов Поленов сосредоточился на живописи, следуя реалистическим традициям Алексея Саврасова и Федора Васильева. Он попытался передать безмолвную поэзию русской природы, связанную с повседневной жизнью человека, и его картины в целом отражают его чувствительность и деликатность, сочетая гармонию и умиротворение, но также и ностальгию.

Европейская школа-интернат Василия Поленова закончилась преждевременно, потому что он принимал участие в русско-турецкой войне (1877-1878) как военный художник.

Движение передвижников и Абрамцевский кружок

В 1880-х годах его работы были замечены Владимиром Стасовым, сторонником общества передвижных выставок (Передвижники), к которому он тогда присоединился. Это художественное движение родилось из желания порвать с темами, навязанными Академией, чтобы лучше представлять современные проблемы. Кроме того, участники продвигают доступность искусства среди людей, организуя передвижные выставки (не ограничиваясь художественными центрами Москвы и Санкт-Петербурга). 

Посредством своей в высшей степени реалистичной живописи они стремятся разоблачить условия жизни населения России и способствовать повышению грамотности. Его работы вызвали восхищение Павла Михайловича Третьякова, который приобрел многие из них для своей галереи. Он был одним из первых русских художников, добившихся пленэрной свежести цвета в сочетании с художественной завершенностью композиции (Московский дворик, 1878; Бабушкин сад, 1878; Заросший пруд, 1879). Принципы, разработанные Поленовым, оказали большое влияние на дальнейшее развитие русской (и особенно советской) пейзажной живописи.

Он также начал посещать ретриты Абрамцевского круга. Название происходит от деревни, где находится собственность Саввы Мамонтова. Савва и Василий познакомились десять лет назад в Италии и теперь были готовы творить вместе в окружении художников из всех дисциплин. Сама суть этого места заключалась в том, чтобы дать свободу творчества, отказавшись от академических эстетических канонов. Савва Мамонтов создавал свои мастер-классы на основе традиционного искусства и русского фольклора.

Там были объединены все художественные практики: живопись, архитектура, музыка, а также декоративно-прикладное и народное искусство, такое как обработка дерева и керамика. Помимо Поленова, основными художниками, входившими в кружок, были Репин, Виктор Васнецов, Константин Коровин, Михаил Врубель, Елена Поленова (младшая сестра Поленова, блестящий акварелист и керамист), Михаил Нестеров, Мария Якунчикова (будущая невестка художника)...

Абрамцево даже получило прозвище "русский барбизон". Неорусский стиль зародился в этом поместье, на территории национального модерна. Поленов рисовал, среди прочего, в Абрамцево, Березовую аллею в паркев лодке (1880), Ла Ворию (1881) и Верхний пруд в Абрамцево (1882). Он также работал в области сценографии. В частности, он оформил особняк Саввы Мамонтова в Абрамцево и его Русскую частную оперу. Позже, в 1910-1918 годах, Поленов участвовал в проекте народного театра.Там он познакомился со своей будущей женой Натальей (1858-1931), сестрой Марии Якунчиковой.

В 1881 году Поленов предпринял поездку на Ближний Восток и в Египет для работы над библейской темой. Он надеется найти детали повседневной жизни и пейзажи, которые вдохновят его на представление жизни Христа. Он написал множество этюдов о сценах из жизни Христа, но самым известным является "Христос и грешница", шедевр его жизни. Эта картина считается делом всей его жизни как для его творческой карьеры, так и для реализации его самых заветных желаний. Сначала он сделал подготовительный этюд в натуральную величину в особняке Саввы Мамонтова в Москве, прежде чем непосредственно написать финальную работу, которая станет частью пятнадцатой передвижной выставки зимы 1887 года. Александр III купит его, что облегчит финансовое положение художника после этой продажи.

С 1883 по 1895 год Поленов тренировал многих молодых художников в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его самые талантливые ученики - Абрам Архипов, Исаак Левитан, Константин Коровин и Александр Головин. Художник сыграл очень важную роль в обучении технике, будучи очень требовательным к качеству красок и холстов. В 1893 году он стал членом Академии изящных искусств в Санкт-Петербурге. Поленов был избран членом Санкт-Петербургской академии художеств в 1893 году.

Музей-мастерская художника, Дом на берегу Оки

В конце 1880-х годов Поленов мечтал о доме-музее в сельской местности, чтобы распространять преимущества богатой культурной жизни. Он хотел создать свое собственное место творчества и образования, а также место, где он мог бы выставлять археологические и художественные коллекции, собранные его семьей за десятилетия. В 1889 году он совершил поездку в район Таруссы, в 130 км к югу от Москвы, со своим другом и учеником Константином Коровиным. Пораженный красотой этого места, он решил, что осуществит свою мечту там, на берегу реки Оки. Благодаря покупке царем Александром III его картины "Христос и грешница" (1884) за огромную по тем временам сумму в 30 000 рублей он купил песчаный холм с видом на реку, недалеко от небольшой деревни Бехово.

Дом, построенный по образцу дома его детства в Имоченцах, был завершен в 1892 году. Это большое трехэтажное деревянное здание. Он сам реализовал свои планы, дизайн и общий стиль приближаются к модерну, который он сам назвал "скандинавским", смешивая романскую и готическую архитектуру, но также западный средневековый стиль. Снаружи дом остается очень оригинальным за счет увеличения объемов и фасадов, изменения формы и размеров крыш. Первый этаж занимают общие помещения (библиотека, столовая, игровая комната). На верхних этажах расположены жилые комнаты, мастерская Поленова и кабинет его жены. Большие окна расположены так, чтобы в то время любоваться видом на Оку и Таруссу. С тех пор деревья, посаженные художником, его детьми и местными крестьянами, немного закрывают вид, но открывают вид на густой лес. На этой песчаной земле в основном росли сосны. Мало-помалу он также построил пристройки: сарай для телег, конюшни, дом для рабочих, "адмиралтейство", предназначенное для размещения лодок (сегодня комната отведена под диораму), небольшую избу для детей и, наконец, последнюю мастерскую Поленова, "аббатство", большое кирпичное здание, которое должно было стать его последней студией (оно также использовалось для театральных представлений).

Отдавая дань гуманистическим традициям семьи, Поленовы улучшили условия жизни населения окрестностей. Пораженный плачевным состоянием школ и тяжелыми условиями жизни учителей, вместе со своей женой они построили две школы и организовали культурные поездки в Москву для преподавателей. Чтобы удовлетворить потребности крестьян, они также строят церковь, архитектором которой является Поленов. Детей из окрестных деревень регулярно приглашают на театральные представления в усадьбу "Старый Борок". В 1918 году, после революции, дом-музей стал первым национальным музеем и был переименован в Поленово после смерти художника, в 1927 году. Правнучка Поленова Наталья Поленова является директором "Поленово" с 2011 года.