СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час общения " Культура уважения к людям и к себе"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Час общения " Культура уважения к людям и к себе"»

Час общения


«Культура – уважение к людям и к себе»


Оборудование: правила культуры поведения (на листе), выражения о культуре поведения выдающихся людей, правила проведения часа общения.


Эпиграф: Красота тем отличается от доброты, что доброту ещё надо доказать, что это доброта, а красота таких доказательств не требует.

Вольтер

1. Организационный момент. Приветствие.

Упражнение « Паутина»

На доске правила работы

1.Главное – факты, логика, доказательство. Мимика, жесты, выкрики как аргумент не считаются.

2.Прежде чем спорить, подумай, о чём будете говорить.

3. Спорь честно, не перекручивай мыслей своих товарищей.

4. Помни, что лучшее доказательство – точные и беспрекословные факты. Не обижай своих товарищей.

5.Доказывая и отрицая, говори ясно, просто, четко и выразительно. Старайся высказывать мысли своими словами.

6. Если ошибки твоих мыслей доказаны, имей мужество признать правоту своего оппонента.

7. Заканчивая выступление, сформулируй выводы.

- Зачем мы вспоминаем эти правила?

- Помогут ли они во время работы?

( ответы учащихся)

2. Вступление. Сообщение заданий. Актуализация опорных знаний.

Если спросить: Как вы понимаете культуру поведения – услышим разные ответы: умение быть вежливым, скромным и аккуратным, уважение к старшим. И каждый из них содержит в себе долю истины.

- Как вы считаете, что же такое культура?

( ответы учеников)

Это аккуратность и вежливость, чувствительность и скромность, вкус и культура речи. И это неврожденные качества человека. Человек не рождается с ними, он получает их на протяжении всей жизни. Каждый при желании может выработать в себе какую-нибудь черту характера.

Основные правила поведения среди людей складывались на протяжении многих веков, закреплялись в обычаях, освященных народной традицией. Отсюда в украинском языке слово « обычай», одним из значений которого – «тот, кто придерживается установленных, общепринятых обычаев», « вежливый».


Обычаи, т. е. правила поведения, существовали на все случаи жизни. Нарушение их считалось большой виной и вело к потере уважения у людей.

( деление учащихся на группы)


Культура – это что-то особенное. Стать культурным человеком – дело нелёгкое. Тут нужно не только желание, а и постоянная работа, воля, настойчивость.

- Каким должен быть культурный человек?

( работа в группах, написать и нарисовать культурного человека)

Культурный человек, в первую очередь, должен быть аккуратным. Культурный человек, прежде чем что-то сказать, подумает. В народе говорят: « слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Поэтому в разговоре с другими следует подбирать такие слова, которыми лучше можно выразить свою мысль, чувства.

- Какие вежливые слова вы знаете и используете во время общения?

( Прошу, пожалуйста, добрый день, до свиданья, извините)

- Да, эти слова – ценное приобретение человечества. Поэтому все, при надобности, должны применять их в своей речи. Но иногда случаются случаи, когда кто-то обидит тебя и, чтобы показать свою культуру, говорит: « Извиняюсь».

- Правильно ли он применяет это слово?

( ответы учащихся)

- Нет, потому что, сказавши слово «извиняюсь», ты как бы сам себя извиняешь. В такой ситуации, необходимо сказать: « прошу извинить» или « извините».

- Культурный человек всегда скромный, он не хвалит себя, не стремится к чему-то необычному, к славе, которой не может достичь. Как говорится в пословице: « Зрелый колос с зерном к земле гнётся, а пустой вверх стремится».

- Работа в группах.

Дайте ответы на вопросы:

- Считаете ли вы себя культурным человеком?

- Есть ли в вашем классе культурный ученик?

- Что необходимо для того, чтобы стать культурным?

- Нужны ли культурные люди?

- Какие примеры культуры поведения старшеклассников вы часто наблюдаете?

- Почему часто можно увидеть мальчиков, которые, зайдя в помещение, не снимают головных уборов?

- С каким человеком вам лучше общаться: культурным или некультурным?

- Учат ли культуре поведения кинофильмы, телесериалы? Приведите пример.

( ответы учащихся)

- Уровень нашей культуры находится в прямой зависимости от личных стремлений, личной инициативы. Жить среди людей – значит ежедневно совершенствоваться, потому что только в преодолении своих недостатков и слабостей может родится прекрасное: доброта и сочувствие, и честность, и знания. И духовность.

Жить среди людей – непросто. В обществе каждый играет определённую роль. Необходимо постоянно учиться вести себя согласно с принятыми нормами поведения.

Известный педагог В.О.Сухомлинский завещал молодёжи: « Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понять его душу, видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье. Думай и чувствуй, как твои поступки отразятся на душевном положении другого человека. Не делай своими поступками, своим поведением боли, переживаний другим людям. Умей поддержать того, у кого горе. Помни, что оно может быть и у тебя. Умей воспитывать себя так, чтобы ты ненавидел хамство, безкультурие, невежество».

- Как вы считаете. Как надо воспитывать себя?

- Какие черты характера необходимо в себе развивать?

- А от каких черт характера необходимо избавиться?

( работа в группах, результаты заносятся на бумагу)

Черты, которые необходимо развивать:

- тактичность, вести себя так, чтобы никому не причинить зла, боли, не оскорбить;

- скромность, умение не ставить себя над другими, не унижать никого, трезво оценивать себя и свои поступки;

- чувство гордости, самоуважение;

- честность;

- правдивость;

- умение придерживаться данного тобой слова;

- точность;

- аккуратность;

Черты характера от которых необходимо избавляться:

- эгоизм;

- зависть;

- зазнайство;

- подхалимство;

- неряшество;

- склонность говорить неправду.

Вывод: Самовоспитание – главный путь усовершенствования характера.

Посмотрите на выражение на доске:

« Стремление к идеалу – первый толчёк, стимул к самовоспитанию; без самовоспитания нельзя представить духовную жизнь. Научить подростков, юношей и девушек воспитывать себя – это одна из вешин мастерства и искуства в педагогике ( В.Сухомлинский)

Главный принцип культуры поведения: уважай людей и обращайся с другими так, как хочешь, чтобы обращались с тобой.

Чтобы стать понастоящему культурным человеком, необходимо расширять кругозор, сеять красивое и доброе.

Будьте неутомимыми в поиске, приумножении и утверждении прекрасного.

6