Мой труд вливается в труд моей Республики
(сценарий первого урока)
Цель урока: напомнить учащимся об истории Луганского края, о трудовых буднях шахтеров, о Стахановском движении, о личном вкладе в развитие Республики; развивать умения высказывать свою точку зрения,умение оценивать происходящие события; формировать у учащихся коммуникативную и культуроведческую компетенции, общечеловеческие духовные ценности и ориентиры, нравственные нормы (доброта, любовь к близким, терпимость к окружающим, ответственность за свои поступки), воспитывать любовь к родному краю, к людям рабочих профессий.
На доске эпиграф:
В мире слов разнообразных,
Что блестят, горят и жгут, —
Золотых, стальных, алмазных, —
Нет священней слова: "Труд!
И на место в жизни право
Только тем, чьи дни — в трудах:
Только труженикам — слава,
Только им — венок в веках!
Ход урока
Вступительное слово учителя
Добрый день, дорогие ребята! Мы снова вместе! Закончились великолепные летние каникулы. Я уверена, что каждый из вас с нетерпением ждал, когда можно будет вернуться сюда, в родную школу! Праздник сегодня особый, хотя каждый год он повторяется вновь и вновь. Ведь День знаний — это первые звонки и волнения, море цветов и белых бантов, праздник начала нового учебного года. Тема нашего первый урока : «Мой труд вливается в труд моей Республики…»
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
Автор текста (слов): Матусовский М.
Композитор (музыка): Баснер В.
— Это песня о любви к Родине. С чего же начинается эта любовь?
— С хороших и верных товарищей, с отца с матерью – родителей…
— Слова «Родина» и «родители» однокоренные и неразрывно связанные
— А что для вас значит Родина?
— Неотделимой частицей большой Родины (страны) является родной край, небольшой город, где мы родились и живем, где впервые увидели солнце, сказали первые слова, где начали узнавать окружающий мир, нашли друзей. Маленький ребенок мало знает о том уголке страны, где он живет. ДОМ – ДВОР – ДЕТСКИЙ САД – ШКОЛА – границы мира постепенно расширяются.
— А какой вклад вы вносите сейчас в развитие и процветание своей Родины? Гимназии? Семьи?
— Чем вы помогаете Родине? В чем ваш основной труд?
(Долг – учиться, чтобы трудиться на благо Родины)
. Стих
О Донбассе пишут в географиях,
Что Донбасс край угля и металла,
Но для полной биографии, -
Это очень сухо, очень мало.
Кажется, есть песни о Донбассе
Терриконы и копры воспеты,
Верно, есть такие, я согласен,
Но это только внешние приметы.
XV. Донбасс всегда давал стране угля,
Тепло и свет несла его земля,
Но вместе с тем в любые времена
И кадры он давал сполна.
Луганская область является уникальным регионом . Не секрет, что Луганщина – родина многих талантливых и известных людей. Причём среди них такие имена, которые были на слуху не только в нашей области. Ими восхищались, им пытались подражать, на них мечтали быть похожими.
- Ребята, каких вы знаете известных людей из Луганщины?
(На экране демонстрируются портреты известных людей края)
Прославил Донбасс Георгий Тимофеевич Береговой. 26 октября 1968 г. на «Союзе – 3» он отправился в многодневный космический полет, в мир полный загадок и неожиданностей. Это был десятый триумфальный выход людей в космос. Гордость переполняла сердца енакиевцов, всех донбассовцев. Ведь звездный сын – наш земляк.
Владимир Иванович Даль. Это он сотворил большой и значительный памятник-словарь, который украшает полки всякого, кому дорог великий русский язык.
У нас жил и работал Борис Гринченко, украинский словарь которого не превзойдён и поныне.
Наш край является родиной бесстрашного кавалериста Александра Пархоменко.
Ма́ршал Сове́тского Сою́за Климе́нт Ефре́мович Вороши́лов родился в Лисичанске и рекордсмен по пребыванию в Политбюро ЦК ВКП(б) , Президиуме ЦК КПСС (34,5 года)
Он стремился к Северному полюсу, он хотел достичь этой точки не ради славы и рекордов, а во имя науки и человечества, во имя народа своего. Это был Георгий Яковлевич Седов.
поэт Владимир Соссюра
А какие песни звучат с наших телеэкранов и эти песни принадлежат известному поэту Михаилу Матусовскому, родившемуся в Луганске.
В саду берёзки с клёнами
Встречают нас с поклонами.
И школьный вальс опять звучит для нас…
Эта песня звучит в каждой школе на первом и последнем звонке уже более 50 лет! И песня эта написана всё тем же замечательным поэтом Михаилом Матусовским
Владислав Титов – тоже наш земляк, горняк, который, спасая товарищей, потерял обе руки. Какое мужество нужно иметь, чтобы в подобных жизненных ситуациях не сломаться, не опуститься, а стать известным писателем.
.
А ещё наш край уникален и тем, что именно у нас есть единственный на свете город, названный именем рабочего человека Алексея Стаханова.
80 лет Стахановскому движению.
Наши земляки - герои социалистического труда – Лисицын, Рындин, Акименко
Заключительное слово.
У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь – отчему дому, родному краю. Историю страны, города создаем мы. Мы участвуем в ее трудовых делах, защищаем. Учеба – это труд. И ваш труд вливается в труд Луганской Республики.
Ваша цель сейчас успешно окончить школу и каждый уже задумался в какой вуз ему поступать, какую профессию выбрать. А примером могут стать герои, о которых мы сегодня говорили и ваши родители и знакомые
Упражнение «Микрофон» по цепочке учащиеся говорят, кем они хотят стать.и почему.
Игра « Собери пословицу»:
1.Без труда нет плода. и не будет достатка никогда
2. Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
3. Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
4. Кто хочет работать - ищет возможности, кто не хочет работать - ищет причины
5. Работай до поту, покушаешь в охоту!
6. Труд человека кормит, а лень портит.
7 Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
8. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
Хлеборобом ли станешь
Или в космос заглянешь
Или будешь шахтером,
Капитаном, шофером,
Помни крепко о том,
Что Отчизна Твой дом.
Так люби же свой край,
Береги, защищай
И, шагая по жизни,
Ты в борьбе и в труде,
Верным сыном отчизны
Будь всегда и везде.
Все меньше вспоминают о Победе,
Все больше забывают про войну.
Но боль еще исчезнуть не готова,
Те годы — миллионы личных драм!
А потому давайте вспомним снова
Всех тех, кто подарил Победу нам!
Молчанием почтите память павших,
Заботой окружите жизнь живых.
И хоть частицу долга ветеранам
Спешите благодарно возвратить!
Областной центр был оккупирован немецко-фашистскими войсками 212 дней, были разрушены жилые дома, школы, больницы. В сражениях за Ворошиловград погибло более 10 тыс. чел. В Ворошиловграде активно действовали отряды сопротивления. Были созданы подпольный горком и партизанский отряд, руководил которым Иван Яковенко (погиб в 1942 году).
Штурм и захват Ворошиловграда. Одновременно с разгромом немецко-фашистских войск, оборонявшихся юго-восточнее Ворошиловграда, шли напряженные бои на окраинах города. В ходе этих боёв шла подготовка к общему одновременному штурму города, назначенному на утро 14 февраля.
30 января войска перешли в наступление. 7 февраля полки 279-й стрелковой дивизии овладели Острой Могилой.
С рассветом 14 февраля наши войска перешли в общую атаку на город. 59 гвардейская стрелковая дивизия, прорвав оборону врага в юго-восточной части Ворошиловграда, на плечах противника прорвалась в центр города. Наступление 279 стрелковой дивизии развивалось также успешно.
К исходу 14 февраля город был полностью в наших руках, а разоренные части и группы врага в панике бежали в западном и северо-западном направлениях. Таким образом, успех наших войск по захвату Ворошиловграда был решен общим энергичным штурмом и выходом частей армии на его коммуникации юго-западнее города. В этом отношении большую роль сыграло в движение 8 кавалерийского корпуса на глубокие тылы врага в район Дебальцево.
С первых дней войны главное внимание было сосредоточено на организации отпора врагу, оказания всесторонней помощи армии. Первостепенное значение придавалось пополнению ее людьми, обеспечению боеприпасами, продовольствием, транспортом.
В городах и селах области было организовано массовое военное обучение людей. Подготовка велась в отрядах народного ополчения, истребительных батальонах, различных подразделениях противовоздушной и химической обороны. К осени в их рядах насчитывалось более 150 тысяч человек. Многие ополченцы влились в ряды Красной Армии. Ими же был укомплектован построенный на заводе имени Октябрьской революции бронепоезд «За Родину!», который активно участвовал в обороне Донбасса. Ополченцы и бойцы истребительных отрядов вели борьбу с вражескими парашютистами, охраняли военные и хозяйственные объекты.
Буквально с первых дней войны началась перестройка на военный лад экономики. И уже к августу практически все предприятия области начали производить продукцию для нужд армии. Луганские паровозостроители выпускали бронепоезда, минометы, снаряды; стахановские литейщики – мины; первомайские машиностроители – авиабомбы; алчевские металлурги увеличивали выплавку специальных сталей для авиамоторов и корпусов танков, освоили производство ряда видов вооружения и боеприпасов. На многих предприятиях организовали ремонт танков и другой техники, изготовление армейского обмундирования и обуви.
Требования военной поры объединяли людей, направляли их мысли и дела в общее русло
На шахтах около 600 горняцких жен и дочерей овладели неженскими профессиями.
В октябре 1941 года немецким войскам ценой больших потерь удалось захватить юго-западную часть Донбасса. В ноябре они вторглись в пределы Луганской области.
Особенно ожесточенные бои развернулись у города Красный Луч, в Антрацитовском, Ровеньковском, а несколько позже – в Попаснянском, Лисичанском, Перевальском районах.
Захватив Луганщину, немецко–фашистские агрессоры установили здесь режим террора, бесправия, насилия.
За время оккупации области гитлеровские палачи расстреляли, повесили, замучили в застенках свыше 100 тысяч жителей и военнопленных, в том числе большое количество женщин, детей, стариков. Не было в области ни одного города, рабочего поселка или села, где бы захватчики не чинили массовых расправ.
Захватчики стремились поставить экономику Донбасса на службу фашистской Германии, прежде всего, организовать добычу угля и производство военной продукции. Но планы экономического порабощения, как и планы молниеносной войны, провалились. Население области саботировало мероприятия оккупантов, в результате чего не были введены в строй ни одно крупное предприятие, ни одна капитальная шахта. Сельские жители прятали от захватчиков хлеб, фураж и скот, срывали поставки продуктов для немецкой армии. Этот массовый подвиг не покорившихся врагу рабочих, крестьян, трудовой интеллигенции.
Но особенно ярко всенародное противостояние гитлеровским захватчикам проявилось в широком размахе подпольной и партизанской борьбы. На оккупированной территории области действовали подпольный обком, 6 горкомов и райкомов, обком комсомола, 40 патриотических групп. Они осуществляли диверсионные акты, призывали земляков оказывать всяческое сопротивление захватчикам, объединяли силы борцов-антифашистов.
Яркую страницу в летопись Великой Отечественной войны вписали участники комсомольского подполья Краснодона.
К концу февраля 1943 было освобождено от фашистов более трех четвертей территории области. В это время враг пытался путем мощного контрнаступления отбросить наши войска. Ему удалось вновь захватить Лисичанск, некоторые населенные пункты на западе области. Но все попытки продвинуться дальше, прорваться к Луганску разбивались о стойкость и мужество воинов 3-й гвардейской, 51-й и 5-й ударной армий. С апреля и до середины августа фронт на этом участке стабилизировался.
Оборонительные и наступательные бои на Луганщине велись в общей сложности 18 месяцев. В них принимало участие до 200 крупных воинских соединений тридцати армий. Родина высоко оценила их ратные дела. Тысячи воинов были награждены орденами и медалями.
Более 100 тысяч сынов и дочерей отдали жизни в ходе боев при обороне и освобождении Луганской области.
Отступая, оккупанты оставляли после себя руины и пепелища. Были взорваны и затоплены все шахты. В груды развалин превращены металлургические, машиностроительные, химические предприятия, электростанции, тысячи производственных сооружений. Гитлеровцы разрушили железнодорожные пути, мосты, водокачки, вокзалы, станционное хозяйство. Столь же сильно пострадало сельское хозяйство, машинно-тракторные станции. Они подвергли варварскому разрушению города и села, превратили в груды развалин школы, клубы, лечебные учреждения области, лишили крова сотни тысяч людей.
ПЕРВЫЙ УРОК
ПРОВЕЛА:
КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
КОРОЛЁВА С.М.
1.Без труда нет плода и не будет достатка никогда
2. Будешь трудиться - будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
3. Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
4. Кто хочет работать - ищет возможности, кто не хочет работать - ищет причины
5. Работай до поту, покушаешь в охоту!
6. Труд человека кормит, а лень портит.
7 Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.
8. Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.
9.Под лежачий камень вода не бежит, без труда нам не прожить