Название: «Истоки доброты».
Форма: час общения с элементами коммуникативного тренинга.
Методическая цель: использование разнообразных форм и методов воспитательной работы
для сплочения детского коллектива.
Задачи: - воспитывать у детей уважение, доброжелательность, отзывчивость, щедрость по
отношению к другим людям, стремление совершать добрые дела;
- сформировать представление о добре, доброте, о хороших, добрых поступках,
навыки взаимодействия;
- повысить социально – психологическую адаптированность учащихся;
- формировать у учащихся коммуникативные навыки, навыки самоанализа и
самооценки.
Организация пространства: пространство без парт.
Оборудование: магнитофон, шары, открытки-сувениры, листы бумаги А-4,
пословицы на карточках, заготовки для открыток, наклейки,
плакат, название мероприятия, фломастеры.
Ход часа общения
Звучит песня «Если добрый ты».
К.Р. Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня, ребята, мы с вами вновь прикасаемся к этике человеческих отношений, входим в мир богатый и сложный. Как вы, наверное, уже догадались по песне, мы будем говорить о доброте.
Разминка (Установление контакта).
І Упражнение
К.Р. Покажите, ребята, с каким настроением вы сегодня пришли. По моей команде 1-2-3 вы выбрасываете руки определенным образом: раскрытые ладони – хорошее настроение, готовы к работе; руки, скрещенные на груди – сейчас вы в закрытом состоянии, не совсем готовы к работе;
кулаки – испорченное настроение. Итак, 1-2-3... Спасибо, вы помогли мне узнать ваш настрой на сегодняшнюю работу.
ІІ. Упражнение «Ласковые руки – добрый взгляд – приятная улыбка».
К.Р. Положите свои руки сверху на руки соседа, сидящего справа, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и поздоровайтесь. И так по кругу. Можете прикоснуться настолько, насколько вы близки к человеку, можно просто за руку.
К.Р. Нашу встречу я хочу начать строками из стихотворения М. Шехтера:
Немало встречается злого
В любой человеческой судьбе,
А скажут лишь бодрое слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, всё же
Мы вслух произносим его.
Что же такое доброта и где она берёт свой исток?
Дмитрий Сергеевич Лихачёв говорил: «Добро – это счастье всех людей, это умение видеть и ощущать прекрасное». Человеческая доброта, душевная чуткость, милосердие, расположение к людям, умение радоваться и переживать за других людей, доброжелательность создают основу человеческого счастья. Уже в ІV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье».
- Ребята, как вы понимаете значение этих слов?
Ответы детей.
К.Р. Человек, делающий добро другим, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.
И наоборот, если человек любит только себя, он не имеет ни друзей, ни товарищей, и когда
приходят тяжёлые жизненные испытания, остаётся один.
Первый шаг к доброте – это доброе слово.
К.Р. – Ребята, а какие вы знаете волшебные, добрые слова?
Ответы детей.
К.Р.- Когда мы говорим друг другу: «здравствуйте», «спасибо», «благодарю вас», «доброго вам здоровья», «желаю вам всего доброго», то это не просто проявление элементарной вежливости, в
этих словах мы выражаем свою человеческую сущность, своё отношение к человеку и к сделанному для нас добру. Но дело не в том, чтобы произносить эти слова в нужный момент,
сколько в умении отвечать на добро движениями своей души, т. е. быть добросердечным, чутким, сопереживающим человеком.
Как и у большой реки, у доброты есть свои истоки. Когда в человеке закладывается этот исток доброты? – Конечно, с детства. В родительском доме. Отчий дом – это начало больших добрых дел. Это то поле, на котором прорастают ростки добра. Не погубить эти ростки, а взрастить их и сохранить для жизни, передать их своим детям должен сам человек. Поэтому здесь большое значение имеет воспитание, которое вы получаете в семье, в школе, в среде окружающих. И очень важно, что вы сами хотите в себе воспитать, во что вы верите, за какие истины стоите. Строить жизнь на основании добра нелегко, необходимы постоянные усилия души. Добро должно быть умным. В чем первые ростки добра у маленького человека? В умении
поделиться, пожалеть, уступить, посочувствовать. А в вашем возрасте?..
- Давайте разберем несколько ситуаций.
1. Ваню в классе очень не любили, он страдал от этого. Как изменить состояние мальчика?
Ответы детей.
2. Лена часто злилась на своих родителей за то, что они ее постоянно «воспитывают» и ругают.
Она грубила им и демонстрировала свое неподчинение. Как поступить и родителям и Лене?
Ответы детей.
К.Р. Сейчас я буду читать вам предложения, а вы продолжите их по своему усмотрению.
- Возвращаясь, домой, я увидел среди кучи мусора маленького котенка, который...
- В парке, на самом большом дереве...
- Когда маленькому Мише захотелось кататься на санках...
- Войдя с туристской группой в лес, мы обнаружили...
Давайте попробуем проанализировать ваши ответы.
- Очень хорошо, если вы постарались пригреть, приютить больного котенка, помочь маленькому
беззащитному существу. Грустно, если вы прошли мимо. Осторожно, опасность: в вас закралось равнодушие.
- Во втором предложении важно, ребята, подумать над тем, что вы увидели: просто природу или добрые дела других – прикреплён скворечник, кормушка для птиц или вы сами проявили активное желание помочь лесным обителям, сделав кормушку.
- Ну а как вы повели себя с Мишей? Многие ли из вас предложили санки ему или увидели, как по-доброму к нему отнёсся кто-то находящийся рядом.
- Согласитесь, что в том, как человек видит окружающее, как он представляет свою роль по отношению ко всему вокруг, проявляется его доброе, равнодушное или недоброе начало.
Где же истоки доброты?
- Да в человеческих делах, в поступках, в самом человеке. Только добрые дела продолжают жить и остаются навсегда в сердцах людей. Значит, основное значение человека – творить добро. Может быть, поэтому ещё в старой азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами: З – «Земля», Л – «Люди», М – «Мыслите», Д – «Добро». Азбука как бы призывала: люди Земли, мыслите, думайте и творите Добро!
- Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.
Как важно в жизни уметь подмечать всё самое доброе в человеке. К сожалению, мы не всегда стремимся к этому. Гораздо проще обругать, сделать замечание, усмехнуться, чем похвалить другого человека. Как неловко бывает поблагодарить шофёра автобуса, который дождался вас на остановке, пока вы бежали к автобусу, или сказать продавщице спасибо за быстрое обслуживание. Не часто встретишь среди нас человека, который никогда и ни с кем не ссорился.
Значит, уже по одному этому видно, что нам всем стоит задуматься над своим поведением и отношением к ближнему. Даже сказать маме, как хорошо она выглядит сегодня, как идёт ей новое платье, мы не всегда успеваем. Вот вам мой совет: внимательно присмотритесь как-нибудь вечером к вашим мамам, бабушкам, папам, дедушкам в тот момент, когда они для вас что-то делают с любовью. В их глазах вы увидите красоту. Это красота души, красота деятельной доброты.
- Так каковы же ваши истоки доброты? Во что они выросли к данному времени? Попробуем увидеть их в игре, которую назовём «Торопись обрадовать».
ІІІ. Игра «Торопись обрадовать».
К.Р. Обрадовать надо своего товарища по классу. Игра будет проходить так: вот этот веселый цветок мы будем передавать по кругу под музыку, пока она не остановится. У кого в этот момент окажется цветок, тот должен радовать своего соседа, стоящего слева или справа от вас. Обрадовать надо, сказав, что ты больше всего в нем ценишь, что тебе приятно в его характере.
Принимающий комплимент ученик кивает головой и говорит: «Спасибо, мне это приятно».
Звучит музыка «Барыня».
Заканчивает игру К.Р., радуя тех, кто был в классе забыт. Об этих детях надо сказать что-то очень важное, на что должны обратить внимание остальные.
К.Р. – Видите, как игра заставила многих из вас улыбнуться, подумать о хорошем, расположила друг к другу и в классе сразу стало светлей. Недаром говорится, «доброе слово, что весенний день».
Уч. Ах, как нам добрые слова нужны,
Не раз мы убеждались в этом с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
( М.Лисянский)
К.Р. Я рада, что в нашем классе понемногу, словно подснежники после долгой зимы, пробиваются ростки добра. Мир неповторим, разнообразен и красив. Мы с вами частичка этого мира и от нас зависит, каким он будет: солнечным теплым или пасмурным и холодным.
Не только слова у нас должны быть добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не пришлось краснеть ни вам, ни родителям вашим, ни друзьям.
- Так как вы считаете, ребята, следует ли радовать другого человека? Что это дает тому, кто радует, и тому, кого обрадовали?..
Ответы детей.
К.Р. В умении нести радость другому человеку тоже заложен исток человеческой доброты. Дарить радость – значит творить добро. Один из мудрых сказал: «Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе». (Сенека). Просто делая добро, никогда не надо ждать благодарности. Добро делают не за похвалу, спасибо, деньги, а бескорыстно. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошенных обид.
Ещё издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они выразили в пословицах, которые передаются из уст в уста.
ІV. Игра « Собери пословицы и поговорки».
К.Р. Разделитесь на группы по 5 человек. Я вам раздам пазлы. Сложите из них по 3 пословицы и наклейте на лист.
Работа в группах. Звучит песня «Если добрый ты».
К.В. Прочитайте, что у вас получилось.
1. Злой не верит, что есть добрые люди.
2 . Жизнь дана на добрые дела.
3. Доброе дело 2 века живет.
1 .Без добрых дел нет доброго имени.
2. Добро не умрёт, а зло пропадет.
3. Доброе слово лучше мягкого пирога.
Добрые дела красят человека.
Вранье не ведёт в добро.
Доброе дело без награды не останется.
От добра добра не ищут.
Добро помни, а зло забывай.
Спорить спорь, а браниться грех.
1. За добро добром и платят.
2. Злой человек не проживёт добром век.
3. Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
К.В. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость окружающим людям.
V. Рисунки «Добро» и « Зло».
К.Р. На предыдущем классном часе мы с вами обсуждали, что такое добро и что такое зло, чем они отличаются друг от друга, с какими словами и героями ассоциируются. Вы получили домашнее задание – нарисовать «Добро» и «Зло» так, как вы себе это представляете.
Посмотрите на этот стенд с рисунками, «Добро» ассоциируется у вас с животными, со светлым
праздником Пасхи, с родными, с цветами, с красивым, с положительными качествами характера,
«Зло» - с темным, страшным, с продуктами, которые приносят вред здоровью, с героями, которые совершали плохие поступки.
К сожалению, добро не всегда побеждает зло, т.к. зло активнее и меньше требует усилий. Добро требует терпеливого труда души. Доброта – это вопрос выживания человечества. В мире, где человек человеку волк, в конце концов, останется один волк. Без доброты мир превратится в мрачную и одинокую тюрьму для каждого из нас. Только доброта даёт нам возможность помогать друг другу выжить.
VІ. Басня «Солнце и ветер».
К.Р. Послушайте басню Эзопа и ответьте на вопрос, в чем смысл этой басни?
Поспорили Ветер и Солнце, кто сильнее. И тут они увидели путника, шедшего по дороге.
Солнце сказало: «Я нашел способ разрешить наш спор. Сильнее тот из нас, кому удастся
Быстрее заставить путника снять плащ. Тебе начинать». Солнце скрылось за тучей, а ветер
Начал изо всех сил дуть на путника. Но чем сильнее Ветер дул, тем плотнее путник
закутывался в плащ. В конце концов, Ветер отступился. И тогда из-за тучи вышло Солнце.
Его лучи согрели путника, тому стало жарко, и он снял плащ.
Каков смысл этой басни?
Ответы детей.
К.Р. Доброта и дружелюбие всегда побеждают ярость, грубость и принуждение.
VІІ. «Поздравительная открытка».
К.Р. Каждый человек становится красивее, когда делает добро. Рядом с каждым из вас на уроках
сидит товарищ, а что, если посмотреть на него и попытаться найти в нем что-то красивое и
доброе. Вот, вижу, у некоторых из вас уже посветлели лица. Я предлагаю вам сделать
своему соседу по парте открытку с благодарностью, с добрыми пожеланиями на будущее.
Звучит песня «Прекрасное далёко».
Дети выполняют работу. Дарят открытки друг другу и гостям.
К.Р. Давайте всегда говорить друг другу только тёплые слова.
Рефлексия.
- Как вы, ребята, поняли сегодняшний разговор? Что надо делать, чтобы быть добрым?
- В чем истоки доброты?
- Что было самое трудное в работе? Почему?
- Что нового узнали о себе и о других?
VІІІ. Упражнение «Барометр».
К.Р. Покажите свое настроение в конце занятия.
К.Р. А я сегодня всех благодарю за тёплый, доверительный разговор, за умные мысли, за ваше внимание. Писатель В.Гюго сказал: «Во внутреннем мире человека доброта – это солнце». А добрые люди – лучи этого солнца. Они согревают людей. Так пусть солнышко будет символом добра, тепла и дружбы в нашей совместной работе и в вашей жизни. В память о нашем сегодняшнем занятии я вам раздам эти подарки – открытки с солнышками, в которых отражены ключики и итоги занятия.
Звучит песня «Дорогою добра».
К.Р. Ещё из сказок нам известно,
Что добро всегда и всюду побеждает зло,
И в жизни истина идёт дорогою добра.
Вручение детям подарков – открыток.
К.Р. Добрые слова – это корни.
Добрые мысли – это цветы.
Добрые дела – это плоды.
Добрые сердца – это сады.
Заботьтесь о своём саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Подготовила и провела
классный воспитатель
МОУ гимназии №11
Черных Н.П.
г.Елец - 2010