СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час занимательной фонетики

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация для проведения внеклассного мероприятия при изучении  фонетики в 5 классе

Просмотр содержимого документа
«Час занимательной фонетики»

Спешите, ребята, Открыта палата, Палата ума для ребят. Бросайтесь, как тигры, На новые игры, На войско задач и шарад.

Спешите, ребята,

Открыта палата,

Палата ума для ребят.

Бросайтесь, как тигры,

На новые игры,

На войско задач и шарад.

   Решите фонетические задачи

Решите фонетические задачи

  К количеству сонорных звуков в слове ловкая прибавьте количество мягких согласных звуков в слове снежинки . Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове медведица .

К количеству сонорных звуков в слове ловкая прибавьте количество мягких согласных звуков в слове снежинки . Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове медведица .

  [ Л ОФКА Й' А]    2  [С Н' ИЖЫН К' И]    2  [М'ИДВ'ЭД'И Ц А]  1   (2+2) – 1 = 3

[ Л ОФКА Й' А] 2

Н' ИЖЫН К' И] 2

[М'ИДВ'ЭД'И Ц А] 1

(2+2) – 1 = 3

К количеству твёрдых согласных звуков в слове обозначила прибавьте количество глухих согласных звуков в слове щуриться . Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове вскричала .

К количеству твёрдых согласных звуков в слове обозначила

прибавьте количество глухих согласных звуков в слове щуриться . Из полученного числа вычтите количество глухих согласных в слове вскричала .

[А Б А ЗН АЧ'И Л А]  4  [ Щ' УР'И Ц А]    2  [ ФСК Р'И Ч' АЛА]  4   (4+6) – 4 = 2

Б А ЗН АЧ'И Л А] 4

[ Щ' УР'И Ц А] 2

[ ФСК Р'И Ч' АЛА] 4

(4+6) – 4 = 2

Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:    муж    торг    ноль    суд    ель

Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов:

муж

торг

ноль

суд

ель

муж  [шум] муж  [шум] муж  [шум]   торг   [крот]   ноль   [л'он]   суд    [тус]   ель    [л'эй']

муж [шум]

  • муж [шум]
  • муж [шум]

торг [крот]

ноль [л'он]

суд [тус]

ель [л'эй']

Какие слова из списка имеют ровно 2 общих звука со словом сбор ? Гриб, узор, кора, коза, рост, лоб, база.

Какие слова из списка имеют ровно 2 общих звука со словом сбор ?

Гриб, узор, кора, коза, рост, лоб, база.

   [збор] [гр'ип]  [у зор ] [ка р а]  [ка з а] [ ро ст]   [л о п]  [ б а з а]

[збор]

[гр'ип] зор ]

[ка р а] [ка з а]

[ ро ст] о п]

[ б а з а]

[ж] – голос = [?] [г] – голос = [?] [д] – голос = [?] [п] + голос = [?] [с’] + голос = [?] [п’] + голос = [?]

[ж] – голос = [?]

[г] – голос = [?]

[д] – голос = [?]

[п] + голос = [?]

[с’] + голос = [?]

[п’] + голос = [?]

[ж] – голос = [?]  [ш] [п] + голос = [?]  [б] [г] – голос = [?]  [к] [с’] + голос = [?] [д] – голос = [?]  [з’]  [т] [ф’] + голос = [?]  [в’]

[ж] – голос = [?]

[ш]

[п] + голос = [?]

[б]

[г] – голос = [?]

[к]

[с’] + голос = [?]

[д] – голос = [?]

[з’]

[т]

[ф’] + голос = [?]

[в’]

Составьте слово из звуков: 1-й – глухая пара звука [з]; 2-й – глухая пара звука [д];  3-й – гласный [о] под ударением; 4-й – глухая пара звука [г].

Составьте слово из звуков:

1-й – глухая пара звука [з];

2-й – глухая пара звука [д];

3-й – гласный [о] под ударением;

4-й – глухая пара звука [г].

 Сток

Сток

Из звуков, входящих в слово палитра , ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара . Найдите среди них три слова со звуками, которых нет в слове палитра .

Из звуков, входящих в слово палитра , ученик составил слова: пар, лапа, трап, лира, пир, тир, тара . Найдите среди них три слова со звуками, которых нет в слове палитра .

Лапа  пир тир

Лапа

пир

тир

Назовите слово, в котором количество букв и звуков совпадает.  Мать, ясли, беречь, боюсь, сеют
  • Назовите слово, в котором количество букв и звуков совпадает.

Мать, ясли, беречь, боюсь, сеют

 боюсь  

боюсь

 

Найдите загаданный звук Я – в озёрах и реках, но в воде меня нет. Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.

Найдите загаданный звук

Я – в озёрах и реках, но в воде меня нет.

Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.

Звук Р

Звук Р

Р «Раз» - состоит из слов, А З «Два» - небольшой засов, Д Т «Три» - над рекой парит. В Р Р «Раз»- рот раскрыв, стоит, И А  З «Два» - на углу растёт, А Д Т В «Три» - ты берёшь в поход. А Р И

Р

«Раз» - состоит из слов,

А

З

«Два» - небольшой засов,

Д

Т

«Три» - над рекой парит.

В

Р

Р

«Раз»- рот раскрыв, стоит,

И

А

З

«Два» - на углу растёт,

А

Д

Т

В

«Три» - ты берёшь в поход.

А

Р

И

Конкурс «Раз! Два! Три!» Ф А р а з «Раз» – состоит из слов З А И Ж К д в а «Два» – небольшой засов С Ж т р и «Три» – над рекой парит

Конкурс «Раз! Два! Три!»

Ф

А

р

а

з

«Раз» – состоит из слов

З

А

И

Ж

К

д

в

а

«Два» – небольшой засов

С

Ж

т

р

и

«Три» – над рекой парит

и я н р а з «Раз» - рот раскрыв, стоит у н к и ч о д в а « Два» - на углу растёт о п о к т р и « Три» - ты берёшь в поход

и

я

н

р

а

з

«Раз» - рот раскрыв, стоит

у

н

к

и

ч

о

д

в

а

« Два» - на углу растёт

о

п

о

к

т

р

и

« Три» - ты берёшь в поход

Какое слово спрятано посередине? Именно оно будет «хвостом» первого слова и «головой» второго. A . ? . AT  КЛУ .?. АЛ  ПАРО .?. ГЛАС

Какое слово спрятано посередине?

Именно оно будет «хвостом» первого слова и «головой» второго.

A . ? . AT КЛУ .?. АЛ ПАРО .?. ГЛАС

Какое слово спрятано посередине? Именно оно будет «хвостом» первого слова и «головой» второго.  A ТОМ AT  КЛУ БОК АЛ  ПАРО ВОЗ ГЛАС

Какое слово спрятано посередине?

Именно оно будет «хвостом» первого слова и «головой» второго.

A ТОМ AT КЛУ БОК АЛ ПАРО ВОЗ ГЛАС

Логогриф – от греческих слов «логос» - слово и «грифос» - загадка.  Это загадка, в которой задуманное слово может иметь различные значения в результате добавления, пропуска или перестановки звуков (букв)

Логогриф – от греческих слов

«логос» - слово

и

«грифос» - загадка.

Это загадка, в которой задуманное слово

может иметь различные значения

в результате добавления,

пропуска или перестановки звуков (букв)

Готов вас напоить водой,  Но э прибавьте мне в начале,  И соберу перед собой  Я зрителей в квартире, зале

Готов вас напоить водой, Но э прибавьте мне в начале, И соберу перед собой Я зрителей в квартире, зале

Несёт меня с трудом старик,  Но если ю прибавить, вмиг  К нему придёт на помощь тот,  Кто без труда меня несёт

Несёт меня с трудом старик, Но если ю прибавить, вмиг К нему придёт на помощь тот, Кто без труда меня несёт

это загадка,  в которой надо отгадать слово, заменяя один звук (букву) другим.

это загадка,

в которой надо отгадать слово,

заменяя один звук (букву) другим.

 Со звуком с я не вкусна,  Но в пище каждому нужна.  С м берегись меня, не то  Я съем и платье, и пальто.

Со звуком с я не вкусна, Но в пище каждому нужна. С м берегись меня, не то Я съем и платье, и пальто.

 Со звуком с я не вкусна,  Но в пище каждому нужна.  С м берегись меня, не то  Я съем и платье, и пальто.

Со звуком с я не вкусна, Но в пище каждому нужна. С м берегись меня, не то Я съем и платье, и пальто.

Я цвет одинаковый часто имею:  И с г зеленею, и с к зеленею.  Но с к вам со мною рискованно быть:  Могу и до слез довести, и убить. 

Я цвет одинаковый часто имею: И с г зеленею, и с к зеленею. Но с к вам со мною рискованно быть: Могу и до слез довести, и убить. 

Я цвет одинаковый часто имею:  И с г зеленею, и с к зеленею.  Но с к вам со мною рискованно быть:  Могу и до слез довести, и убить.  

Я цвет одинаковый часто имею: И с г зеленею, и с к зеленею. Но с к вам со мною рискованно быть: Могу и до слез довести, и убить.  

Шарада – это загадка, заключающаяся в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами  Мой первый слог – число с нулями,  У всех людей – последних два,  А вместе – догадайтесь сами:  Всем городам она глава.

Шарада – это загадка, заключающаяся в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами

Мой первый слог – число с нулями, У всех людей – последних два, А вместе – догадайтесь сами: Всем городам она глава.

ПАРОХОД

ПАРОХОД

 ЯяЯяЯяЯ

ЯяЯяЯяЯ

Семья

Семья

Ребусы Т и=а О 7

Ребусы

Т

и=а

О

7

Ребусы Т и=а О 7

Ребусы

Т

и=а

О

7

Назовите отгадки вместе  с проверочными словами! Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть – нет головы.

Назовите отгадки вместе с проверочными словами!

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек,

Шляпка есть – нет головы.

Гриб - грибы

Гриб - грибы

Назовите отгадки вместе  с проверочными словами! Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт. Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печёт?

Назовите отгадки вместе с проверочными словами!

Ну-ка, кто из вас ответит:

Не огонь, а больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт?

 Солнце – солнышко - солнечный

Солнце – солнышко - солнечный

Назовите отгадки вместе  с проверочными словами! День и ночь стучит оно, Словно бы заведено. Будет плохо, если вдруг Прекратится этот стук.

Назовите отгадки вместе с проверочными словами!

День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук.

Сердце – сердечко - сердечный

Сердце – сердечко - сердечный

Определите «третье лишнее»   Конечно, нарочно, игрушечный. Что, чтобы, нечто. Чувство, баловство, да здравствует.

Определите «третье лишнее»

  • Конечно, нарочно, игрушечный.
  • Что, чтобы, нечто.
  • Чувство, баловство, да здравствует.
Игрушечный  Нечто  Баловство

Игрушечный Нечто Баловство

«Кто внимательный?»  Сколько ёжиков?  Подсчитайте, сколько раз встретится вам в стихотворении «ёж» ? Имейте в виду, что это сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце слов.   

«Кто внимательный?» Сколько ёжиков?

  • Подсчитайте, сколько раз встретится вам в стихотворении «ёж» ?
  • Имейте в виду, что это сочетание звуков может прятаться и в середине, и в конце слов.

 

Убежал от друзей без оглядки. Сказал: « Поищите! Играю я в прятки ». Сначала в норе ёж укрылся в одёжке. Затем покатился клубочком по стёжке. Нашёл под берёзкой кудряшки-серёжки. Решил подарить их мальчишке Серёжке. А дальше? А дальше и вы поищите. Где ёж? Догадались? Да он в алфавите! А Б В Г Д Е Ё Ж З …
  • Убежал от друзей без оглядки.
  • Сказал: « Поищите! Играю я в прятки ».
  • Сначала в норе ёж укрылся в одёжке.
  • Затем покатился клубочком по стёжке.
  • Нашёл под берёзкой кудряшки-серёжки.
  • Решил подарить их мальчишке Серёжке.
  • А дальше? А дальше и вы поищите.
  • Где ёж? Догадались? Да он в алфавите!
  • А Б В Г Д Е Ё Ж З …
  Саморефлексия. Я вспомнил, что… Я узнал… Я понял… Было интересно… Особенно понравилось… Вызвало затруднение…

Саморефлексия.

Я вспомнил, что…

Я узнал…

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Решать готовы любые задачи, Идти готовы вперед и вперед, Мы знаем тот, кто не хнычет, не плачет, Тот никогда и нигде не пропадет. Мы все добудем, поймем и откроем. Нам незнакомы усталость и лень. Лишь тот становится в жизни героем, Кто сам себя побеждает каждый день.

Решать готовы любые задачи,

Идти готовы вперед и вперед,

Мы знаем тот,

кто не хнычет, не плачет,

Тот никогда и нигде не пропадет.

Мы все добудем, поймем и откроем.

Нам незнакомы усталость и лень.

Лишь тот становится в жизни героем,

Кто сам себя побеждает каждый день.