СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Часовые пояса России.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок с применением метода проектной технологии.

Просмотр содержимого документа
«Часовые пояса России.»

Методическая разработка урока

«Часовые пояса России»

8 класс

Цель: Изучить положение России на карте часовых поясов и виды времени на территории страны.

Задачи:

  • Образовательная – сформировать знания о поясном, декретном и местном времени; дать понятие “часовые пояса”.

  • Развивающая – развивать умения самостоятельного поиска информации - “линия перемены дат”, сформировать навыки и умения определять поясное и местное время; решать практические задачи с использованием географической карты; развивать способности применять имеющиеся знания и умения в повседневной жизни.

  • Воспитательная – организация мыслительной деятельности учащихся, творческой самореализации; создание позитивного микроклимата, искренности и открытости общения. Воспитание твёрдости характера, умения высказывать свою точку зрения.

Планируемый результат:

Предметные:

  • Умение объяснять: специфику исчисления времени на территории России.

  • Умение определять: различия во времени на территории России;

Метапредметные:

  • Поиск и выделение необходимой информации, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Личностные:

  • Сформирование ответственного отношения к учению, готовность к саморазвитию; ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

  • Выполнять самоанализ полученных знаний.

ТИП УРОКА: урок новых знаний

ОБОРУДОВАНИЕ: политико-административная карты России, карта часовых поясов, учебник.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Велика и прекрасна наша Родина. Разнообразна её природа. Огромные равнины большие территории лесов, изумительные по красоте горы, реки, озёра, полезные ископаемые – всё это наша страна. “Любить свою страну - значит знать ее”.

II. Проверка домашнего задания.

географический диктант “Границы России”.

1 задание. ГЕОГРАФИЯ В ЦИФРАХ (цифры записаны на доске)

1. 17,1 млн.км – площадь России

2. 16 – страны-соседи

3. 14 – сухопутные соседи

4. 2 – морские соседи

5. 12 миль (22,2 км) – территориальные воды

6. 200 миль (370 км) – исключительная экономическая зона

7. 60,9 тыс.км – общая протяженность государственной границы

8. 38,8 тыс.км – протяженность морских границ

9. 7 200 км – самая протяженная граница с Казахстаном

10. 85 – количество субъектов РФ

III. Изучение нового материала.

Как велика моя страна,
Как широки её просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса, и степь, и горы...

Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом – снега и вьюга.

В Москве ложатся спать сейчас,
Луна глядит в оконце.
Дальневосточник в тот же час
Встаёт, встречая солнце.

- Назовите тему нашего урока? (Часовые пояса России)

- В чем причина в разнице времени в одно и тоже время на территории нашей страны? (Большая протяженность страны с запада на восток)

 - Вспомните, почему происходит смена дня и ночи на Земле.

Земля вращается вокруг своей оси с запада на восток, то есть против часовой стрелки, если смотреть на Землю с Полярной звезды (с Северного полюса). С вращением Земли связана естественная единица измерения времени – сутки и смена дня и ночи.

- Полный оборот (360`) Земля совершает за сутки, то есть за 24 часа. Значит, за 1 час Земля поворачивается на 15`, так как 360`: 24 = 15`. 1 час это 60 минут, 60 мин: 15` = 4 минуты. Таким образом, за 4 минуты Земля совершает поворот на 1`.

- На разных меридианах в один и тот же момент бывает резное время суток. Значит, сутки начинаются одновременно на всём меридиане, каждый меридиан имеет свое местное время. Местное время зависит от географической долготы. (Города на 40 меридиане) Архангельск-Вологда-Ярославль-Воронеж-Ростов-на-Дону)

Поясное время

Предложил в 1878 г. канадский инженер Сэндфорд (Стив) Флеминг, которое в 1884 г. было принято на Международном астрономическом конгрессе в США (Вашингтон), где присутствовало 26 стран.

- Всю поверхность земного шара разделили на 24 часовых пояса по 15` каждый. За поясное время принято местное время среднего меридиана каждого пояса. Нулевой (он же двадцать четвёртый) пояс тот, по середине которого проходит нулевой меридиан (Гринвичского). К востоку от любого пояса время увеличивается, к западу – уменьшается. Границы часовых поясов не всегда проходят строго по меридианам. Они проведены с учётом административных границ, чтобы та или иная административная единица была в одном часовом поясе.

- По середине двенадцатого пояса, примерно вдоль 180` меридиана, проходит линия перемены дат. Это условная линия на поверхности земного шара, по обе стороны от которой часы и минуты совпадают, а календарные даты ошибаются на одни сутки. Например, в Новый год, в 00 часов 00 минут, к западу от этой линии 1 января, а к востоку – 31 декабря старого года. Меридиан пролегает между островами Ратманов (Россия) и Крузенштерн (США), но это и есть незримая граница, разделяющая “сегодня” от “вчера” и “завтра” от “сегодня”.

 - В нашей стране 8 февраля 1919 г. было введено поясное время и на всей территории было установлено 11 часовых поясов (со II по ХII включительно). Границы ЧП неоднократно менялись.

Положение России во многих часовых поясах имеет определенные достоинства и недостатки.

1. Положительным является, что ночные часы в разных регионах не совпадают во времени. Эту разницу во времени используют в электроэнергетике для передачи избыточной э/энергии из одних регионов в другие, что дает большую экономию энергии и средств.

2. Главное неудобство, в том, что при перелетах жителей из европейской части на дальний Восток нарушается биологический ритм.

 IV. Решение практических задач.

1. С помощью карты “Часовые зоны России” определите, сколько времени будет в Казани (II часовой пояс), когда в Якутске (VIII часовой пояс) полдень.

1. Определить разницу в часовых поясах. 8 – 2 =6

2. Если в Якутске 12 часов, то Казань находится западнее.

(Если город расположен западнее, то разницу отнимаем)

12 – 6 = 8 часов утра

2. С помощью карты “Часовые зоны России” определите, сколько времени будет в Красноярске (VI часовой пояс), когда в Казани (II часовой пояс) 14 часов.

1. Определить разницу в часовых поясах. 6 – 2 = 4

2. Если в Казани 14 часов, то Красноярск находится восточнее.

(Если город расположен восточнее, то разницу прибавляем)

3. 14 +4 = 18 часов

4. Самолет вылетел из Анадыря (11 часовой пояс) в Москву (2 часовой пояс) в 15.00 по московскому времени. Расчетное время полета 9 часов. Определите время прибытия самолета в Москву.

11 – 2 = 9

15 – 9 = 6 часов было в Москве, когда самолет вылетел.

6 + 9 = 15 часов

В Москве – 15.00 час.

5. Самолёт вылетел из Воронежа (II часовой пояс) в Оренбург (IV часовой пояс) в 9 часов по московскому времени. Расчётное время полёта составляет 2 часа. С помощью карты “Часовые зоны России” определите, сколько времени будет в Оренбурге, когда самолёт приземлится.

4 – 2 = 2

9 + 2 = 11 часов было в Оренбурге, когда самолет вылетел.

11 + 2 = 13 часов

В Оренбурге – 13.00 час.

6. Расположите города России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

1) Анадырь 2) Казань 3) Новосибирск

132 Анадырь – Новосибирск – Казань

7. Сколько времени, с учетом декретного будет в Лондоне, когда в Казани 9 часов.

V. Проектная работа:

Класс делится на 3 группы по 5 человек (в каждой группе – ответственные, который контролирует работу и выставляет оценки за урок)

Задание: Придумать и решить 3 задачи: 1) на определение поясного времени в регионах страны; 2) на определение времени с учетом полета самолета; 3) расположить города в той последовательности, как их жители будут встречать Новый год.

Каждая группа сдает работу, в которой 3 задачи, которые должны быть решены

Отчет группы 1

1) С помощью карты “Часовые зоны России” определите, сколько времени будет в Якутске (VIII часовой пояс), когда в Казани (II часовой пояс) 15 часов.

В Якутске - 15 + 6 = 21.00

2) Самолёт вылетел из Н.Новгорода (II часовой пояс) в Омск (V часовой пояс) в 11 часов по московскому времени. Расчётное время полёта составляет 2 часа. С помощью карты “Часовые зоны России” определите, сколько времени будет в Оренбурге, когда самолёт приземлится.

Омск – 11+ 3 = 14.00 (время вылета в Омске)

Время прилета 14.00 +2 = 16.00

6. Расположите города России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

1) С. –Петербург 2) Чита 3) Челябинск

Ответ: 2, 3, 1

Отчет группы 2

1) С помощью карты “Часовые зоны России” определите, сколько времени будет в Магадане (Х часовой пояс), когда в Салехарде (IV часовой пояс) 17.00 часов.

В Магадане - 17 + 6 = 23.00

2) Самолёт вылетел из Владивостока (IХ часовой пояс) в Саратов (III часовой пояс) в 10.30 часов по московскому времени. Расчётное время полёта составляет 7 часов. С помощью карты “Часовые зоны России” определите, сколько времени будет в Саратове, когда самолёт приземлится.

Саратов 10.30 + 6ч = 16.30 – время вылета

Время прилета 16.30 + 7 = 23.30

6. Расположите города России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

1) Магадан 2) Н.Новгород3) Калининград

Ответ: 1,2,3

Отчет группы 3

1) С помощью карты “Часовые зоны России” определите, сколько времени будет в Москве (II часовой пояс), когда в Челябинске (IV часовой пояс) 21.00 часов.

В Москве 21.00 – 2 = 19.00

2) Самолёт вылетел из Казани (II часовой пояс) в Новосибирск (VI часовой пояс) в 12.00 часов по московскому времени. Расчётное время полёта составляет 5 часов 30 мин. С помощью карты “Часовые зоны России” определите, сколько времени будет в Новосибирске, когда самолёт приземлится.

Новосибирск 12.00 + 4 = 16.00 – время вылета

Время прилета 16.00 + 5ч 30м = 21.30

6. Расположите города России в той последовательности, в которой их жители встречают Новый год.

1) Саратов 2) Находка 3) Петропавловск-Камчатский

Ответ: 3,2,1

VI. Подведение итога урока

1. Верите ли вы, что в каждый момент суток одинаковое время бывает лишь в точках, расположенных на одном и тои же меридиане.

2. Верите ли вы, что границы часовых поясов проходят строго по меридианам?

3. Верите ли вы, что поясное время – это время в границах одного часового пояса?

4. Верите ли вы, что при проведении границ часовых поясов учитывают административное деление страны?

5. Верите ли вы, что в пределах пояса условились считать время по тому меридиану, который лежит посередине.

7. Верите ли вы, что может возникнуть путаница при пользовании поясным временем?

Домашнее задание: параграф 5, вопр.2,6 стр.17 (письменно)

VII. Рефлексия

“Часы нам измеряют труд и сон,
Определяют встречи и разлуки.
Для нас часов спокойный, мерный звон –
То мирные, то боевые звуки.
Над миром ночь безмолвная царит.
Пустеет понемногу мостовая.
И только время с нами говорит,
Свои часы на башне отбивая”






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!