СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Части речи (обобщение)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

1. Обобщение знаний по частям речи.

2. Развитие умения отличать части речи от состава слова.

3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.

4. Воспитание доброты ,чувства дружбы, коллективизма.

 учащиеся совершенствуют знания об особенностях имён существительных, прилагательных, местоимений; сравнивают части речи по существенным признакам, распознают их.

Показать полностью

Просмотр содержимого документа
«Части речи (обобщение)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ КБР

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Школа-интернат для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей, № 5 с.п. Нартан»

(ГКОУ «ШИ №5 с.п. Нартан» Минобрнауки КБР)





Методическая разработка

открытого урока по русскому языку

4 классе




Учитель : Мокова Л.А.



Тема: Части речи (обоБщение)

Цели:

1. Обобщение знаний по частям речи.

2. Развитие умения отличать части речи от состава слова.

3. Тренировка навыков нахождения различных частей речи в тексте.

4. Воспитание доброты ,чувства дружбы, коллективизма.

учащиеся совершенствуют знания об особенностях имён существительных, прилагательных, местоимений; сравнивают части речи по существенным признакам, распознают их.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее.

-Начнем скорей урок!

II. Каллиграфическая минутка.

- Что означает эта пословица?


  1. Определить тему урока, разгадав кластер (на доске)

  2. Определить цели и задачи урока.

  3. Повторение. Фронтальная работа.

(на доске )

З…мля, в…дичка, ни…кий, сла…кий, извес…ный, прекрас…ный, гри…,л…сной,в…рона, шка…, пе…цы.

-Назовите все орфограммы, которые мы с вами повторили.

-Придумайте предложение с одним с данны слов. Найдите грамматическую основу.

IV. Работа с текстом.



1)12 июня 1812 года в Россию вторгся опасный и сильный враг — громадная армия французского императора Наполеона Бонапарта. (2)Талантливый полководец и смелый авантюрист Наполеон сначала захватил власть во Франции. (3)Затем он завоевал почти всю Европу, кроме Англии, находящейся на островах. (4)И теперь направил свою огромную армию на Россию. (5)Наполеон был уверен в скорой победе.
(6) Одного не учёл Наполеон: в России ему противостояла не только армия. (7)Самым неожиданным врагом для французской армии стали русские крестьяне. (8)Поначалу их участие в войне было не слишком героическим: они просто уходили из деревень в леса, уводили с собой скот, уносили запасы зерна и сена. (9)Но даже такое поведение доставляло много проблем наполеоновской армии. (10)Французам негде было добыть продовольствие и корм для лошадей.
(11)Очень скоро продукты у французских войск закончились. (12)Вот тогда и начали крестьяне выходить из лесов. (13)Наполеоновские солдаты привыкли, что покорённые народы не оказывали им особого сопротивления. (14)Но русские мужики встретили их дубинками и вилами, они собирались в партизанские отряды и безжалостно громили французов при удобном случае. (15)Партизаны нападали на французские обозы, отнимали у врагов оружие, боеприпасы и продовольствие. (16)Потери французов от их действий оказались почти такими же, как на полях сражений.

1. Определить тему текста.

2. Основная мысль текста.

3. Работа по группам

- Определить микротемы текста.

V.Физминутка

VI. Упражнение в правописании слов с безударной гласной в корне; выделении групп родственных слов.

1. Запись слов под диктовку учителя.

Перо, оперение, пернатые, перьевой, первый, оперились, пёрышко; колючка, колкий, уколоть, колючий, укол, колется, коллектив; просить, просьба, прошение, простой, опрос.

2. Выделение «лишних» слов в каждой группе, не относящихся к словам с данным корнем.

– Прочитайте ещё раз записанные слова. Что можете о них сказать? Какие группы можете выделить?

– Все ли слова названных вами групп являются однокоренными? Почему? Назовите эти «лишние» слова. В остальных словах выделите корни.

– Найдите слова с безударной гласной в корне, которую необходимо проверить.

– Есть ли в данных группах однокоренных слов слова, которые являются проверочными? Назовите их, выделите гласные, поставьте ударение.

Учащиеся получают в тетрадях следующую запись:

3. Группировка слов по частям речи.

– Подумайте, как ещё можно разделить на группы данные слова. (По частям речи.) Посмотрите, что обозначает каждое слово?

– На какие же части речи вы разгруппируете все эти слова? (Существительное, прилагательное, глагол.)

– Запишите слова в три столбика по частям речи.

– Назовите существительные, прилагательные, глаголы, которые вы записали в каждый столбик.

– Перед нами задача: вспомнить и сравнить существенные признаки изученных частей речи, тренироваться в их распознавании, употреблении в предложениях, текстах.

VI. Сопоставление грамматических признаков изученных частей речи.

– По каким признакам вы различали части речи? (По значению, вопросу.)

– Какая изученная часть речи не была использована в этом задании? (Местоимение.)

– Как вы думаете, почему? (Их не могло быть среди групп однокоренных слов, так как они только указывают на предмет, не называя его.)

– Какие грамматические признаки частей речи вы знаете? (Число, род, падеж, склонение.)

– Все ли части речи обладают этими признаками?

– Почему?

– Давайте попробуем отобразить в таблице, которую вы видите на доске, грамматические признаки каждой части речи.

Таблица дана в незаполненном виде. Учащиеся вместе с учителем вспоминают особенности каждой части речи.

В результате работы таблица приобретает следующий вид:


Существительное

Прилагательное

Глагол

Личные

местоимения

Значение

Предмет

Признак

Действие,
состояние

Указывает

на предмет

Вопросы

что делать?

что сделать?

+

измен.

+

измен.

+

измен.

+

постоян.

+

постоян.

+

измен.

+

измен.

в пр. вр.

+

измен.

в 3 л. ед. ч.

Склонение

+

Падеж

+

+

+

I

II

СПР.

+

+

измен.

в наст.
и буд. вр.

+

постоян.

Время

+

VII.Упражнение в определении части речи

  1. Определи часть речи над выделенными словами

Век живи – век учись.

Тетрадь – зеркало ученика.

Сперва аз да буки, а потом и науки.

Чем десять раз читать, лучше один раз записать.

Учиться никогда не поздно.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Век живи – век …..

Тетрадь –…….. ученика.

Сперва аз да буки, а потом и .……….

Чем …….. раз читать, лучше один раз записать.

Учиться никогда не …….

Книга – ……….. окошко, через него весь мир видно.

поздно

учись

десять

науки

зеркало

маленькое

  1. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова. Определите, какой частью речи они являются. Докажите.

VIII. Работа с учебником.

1. Распознавание частей речи (упр. 296).

2. Зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой

3. Выполнение разбора предложения и слов, отмеченных в тексте

IV. Домашнее задание: упражнение 297.

X. Рефлексия. Итог урока.

 О чем мы говорили на уроке? Какие части речи мы знаем? Как определить, к какой части речи  относится то, или иное слово? Приведите примеры каждой части речи.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!