СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Части речи. Обобщение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка к уроку русского языка по теме  «Роль частей речи, значение их единства и взаимодействия в языке». Обобщение 4 класс "Школа России". 

Цель урока-создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки  распознавания частей речи по их признакам.

Просмотр содержимого документа
«Части речи. Обобщение.»

Тема: «Роль частей речи, значение их единства и взаимодействия в языке» Обобщение 4 класс

Цели:

  • Создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки распознавания частей речи по их признакам. 

  • Способствовать развитию мыслительных навыков, необходимых для учебы и обычной жизни. Развивать творческое мышления, внимание, орфографическую зоркость, расширять словарный запас детей. 

  • Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности, правильной самооценки. 


Оборудование: доска, компьютер, учебник, презентация, карточки с заданиями для каждой группы 
Технологии: КСО (коллективный способ обучения), критическое мышление, ИКТ, игровые, здоровьесберегающие технологии.

В ходе урока у учащихся будут формироваться следующие личностные,

регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия:

  • учебно-познавательный интерес учебному материалу и решению

учебных задач;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной

деятельности;

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа

решения учебной задачи;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату при работе в

группе;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной

ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной

учебной задачи ;


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;

  • проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию.


I. Организационный этап и мотивация к учебной деятельности

Язык – есть исповедь народа, Слайд 1

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А. Вяземский.

- Мы изучаем русский язык 4 года и уже много знаем, умеем.

Зачем надо хорошо знать родной язык?

Каким словом синонимом можно заменить русский язык? /русская речь /

Чтобы хорошо разобраться я пригласила три команды, Чтобы узнать их название ….

II. Актуализация знаний

1. Каллиграфическое письмо Слайд 2

-Поменяйте буквы местами и вы знаете название своей команды

О Т К И З Н А знатоки

Р Е Г М И О Т А грамотеи

К И Н У М И умники

- Запишите название своих команд и придумайте к ним по три однокоренных слова, вы поймете как появились эти слова.

- Проверим…Признаки однокоренных слов

1 одинак. корень

2. смысл

3. разные части речи

- Почему в русском языке нам нужны разные части речи?


***Предположите о чем мы будем говорить на уроке

***Какие цели поставим……

Тема нашего урока… Слайд 3

2. Словарная работа Слайд 4

* Прочитайте слова. Вставите пропущенные буквы…

* Взаимоконтроль. Слайд 5

**Понаблюдай… Что общего в этих словах? /имя существительное/



III. Обобщение знаний о частях речи.

Существительное

Какая команда защитит эту часть речи?

1. Кладовая знаний Слайд 6

Что вы знаете об ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ?

Имя существительное – это …

Отвечает на вопросы …

Обозначает …

Изменяется по …

Бывает …

Имеет …

Роль имени существительного в предложении?

2. Игра «Что лишнее?» / по командам/ Слайд 7

*мышь, тишь, ёрш, тушь
*луч, дочь, меч, грач
*рожь, чиж, стриж, нож


ёрш, дочь, рожь запишите выбранные вами слова


3. Нарисуй картину /с помощью существительных/ Слайд 8


Прилагательное

  1. Как украсить предложение? Слайд 9

На _____________ _____________ поляне ____________ краской нарисовала весна ______________ лужу. А вокруг , будто _____________ брызги, рассыпала _____________ подснежника.


- Впишите слова, которые можно использовать.

Какой частью речи они являются?

Какая команда защитит эту часть речи?

2. Кладовая знаний Слайд 11

Что вы знаете об ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ?

Имя прилагательное – это …

Отвечает на вопросы …

Обозначает …

Изменяется по …

Связано с

Роль имени прилагательного в предложении?


3.Нарисуй картину /с помощью прилагательных/ Слайд 12

- Зачем нам в речи нужны прилагательные?

О какой части речи мы сегодня не говорили?

ГЛАГОЛ.

Какая команда защитит эту часть речи?

  1. Кладовая знаний Слайд 13

- Что вы знаете о глаголе?

Глагол – это …

Начальная форма глагола …

Обозначает …

Имеет …

Изменяется по …

Роль глагола в предложении? …

2. Cделай выбор. Слайд 14

- Докажите что глагол играет главную роль в речи.

Каждая команда ищет схему для своего предложения

1 1

2 2

3 3

3. Нарисуй картину /с помощью глаголов/ Слайд 15

IV. Применение знаний

-Какая же на ваш взгляд часть речи самая важная в русском языке?

- У нас возникло многообразие мнений. Это случилось потому, что каждый по своему представляет, размышляет, думает. Но понятно уже одно – надо их мирить! Но как?

1. РАБОТА С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ. Слайд 16

- Давайте попробуем обратиться за помощью к поэзии. Посмотрите, как поэт смог только при помощи имени существительного, имени прилагательного и глагола описать весну. Вспомните это стихотворение


- Прочитайте про себя текст, записанный на вашем листе под цифрой 2.

(Стихотворение дети читают про себя.)

- Прочитайте вслух. (Ученики читают текст стихотворения по одному от каждой команды.)

- Что вы можете сказать о прочитанном?

- Слова какой части речи использованы в вашем задании?

- Чей текст красивее?/ картина /

- Какой из этих текстов более выразительный? Почему?

- Кто узнал текст?

- Кто может вспомнить стихотворение полностью? (Чтение стихотворения детьми.)

Черемуха С. Есенин
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.

2. Нарисуй картину /синквейн / Слайд 17

- Поэт написал нам словесную картину. От картины поэта обратимся к картине художника. Давайте выясним, важны ли в живописи наши части речи?


- Весна – волшебное время года, когда возрождается природа, которая казалась мёртвой во время зимы. Поэтому я предлагаю обратиться к поэзии.

- Скажите мне, какой вид поэзии поможет это сделать? Помните, в нём должны присутствовать и существительные, и прилагательные, и глаголы.

(Синквейн.)

- Попробуем написать синквейн о весне.

- Вспомните, как строится синквейн?

1.- тема: существительное «Весна»

2. - 2 прилагательных, которые охарактеризуют весну.

3. - 3 глагола, которые, на ваш взгляд, расскажут о весне.

4. – предложение, которое выразит ваше отношение к этому времени года.

5. – Одно слово – ассоциация к слову «Весна».

- Пока Вы будете работать прозвучат фрагменты из произведений Вивальди, Ильича Чайковского.

- Эта музыка тоже посвящена весне.

3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

(Написание и прочтение синквейнов.)

- Что же мы сейчас сделали?

(Помирили части речи.)


V. Рефлексия Слайд 18

Итог:

- Завершая наш урок, поиграем в игру: «Честно-пречестно».

- Скажите честно: какое задание у вас не вызвало затруднения?

- Что показалось сложным?

(над этим еще поработаем)

- А что показалось самым интересным?




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Слайд 19

- А дома вам нужно будет составить синквейн о том, о чём мы сегодня говорили на уроке – о речи, О ЧАСТИ РЕЧИ

Восстановить стихотворение.

- Спасибо всем за урок! Молодцы, работали активно, повторили самое главное. На следующих уроках продолжим эту работу.