Тема: «Роль частей речи, значение их единства и взаимодействия в языке» Обобщение 4 класс
Цели:
Создать условия для повторения знаний учащихся о частях речи. Формировать навыки распознавания частей речи по их признакам.
Способствовать развитию мыслительных навыков, необходимых для учебы и обычной жизни. Развивать творческое мышления, внимание, орфографическую зоркость, расширять словарный запас детей.
Содействовать воспитанию коллективных навыков работы в группе, уважения друг к другу, взаимопомощи, любознательности, правильной самооценки.
Оборудование: доска, компьютер, учебник, презентация, карточки с заданиями для каждой группы
Технологии: КСО (коллективный способ обучения), критическое мышление, ИКТ, игровые, здоровьесберегающие технологии.
В ходе урока у учащихся будут формироваться следующие личностные,
регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
учебных задач;
деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия:
решения учебной задачи;
группе;
ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной
учебной задачи ;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
I. Организационный этап и мотивация к учебной деятельности
Язык – есть исповедь народа, Слайд 1
В нём слышится его природа,
Его душа и быт родной.
П.А. Вяземский.
- Мы изучаем русский язык 4 года и уже много знаем, умеем.
Зачем надо хорошо знать родной язык?
Каким словом синонимом можно заменить русский язык? /русская речь /
Чтобы хорошо разобраться я пригласила три команды, Чтобы узнать их название ….
II. Актуализация знаний
1. Каллиграфическое письмо Слайд 2
-Поменяйте буквы местами и вы знаете название своей команды
О Т К И З Н А знатоки
Р Е Г М И О Т А грамотеи
К И Н У М И умники
- Запишите название своих команд и придумайте к ним по три однокоренных слова, вы поймете как появились эти слова.
- Проверим…Признаки однокоренных слов
1 одинак. корень
2. смысл
3. разные части речи
- Почему в русском языке нам нужны разные части речи?
***Предположите о чем мы будем говорить на уроке
***Какие цели поставим……
Тема нашего урока… Слайд 3
2. Словарная работа Слайд 4
* Прочитайте слова. Вставите пропущенные буквы…
* Взаимоконтроль. Слайд 5
**Понаблюдай… Что общего в этих словах? /имя существительное/
III. Обобщение знаний о частях речи.
Существительное
Какая команда защитит эту часть речи?
1. Кладовая знаний Слайд 6
Что вы знаете об ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОМ?
Имя существительное – это …
Отвечает на вопросы …
Обозначает …
Изменяется по …
Бывает …
Имеет …
Роль имени существительного в предложении?
2. Игра «Что лишнее?» / по командам/ Слайд 7
*мышь, тишь, ёрш, тушь
*луч, дочь, меч, грач
*рожь, чиж, стриж, нож
ёрш, дочь, рожь запишите выбранные вами слова
3. Нарисуй картину /с помощью существительных/ Слайд 8
Прилагательное
Как украсить предложение? Слайд 9
На _____________ _____________ поляне ____________ краской нарисовала весна ______________ лужу. А вокруг , будто _____________ брызги, рассыпала _____________ подснежника.
- Впишите слова, которые можно использовать.
Какой частью речи они являются?
Какая команда защитит эту часть речи?
2. Кладовая знаний Слайд 11
Что вы знаете об ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОМ?
Имя прилагательное – это …
Отвечает на вопросы …
Обозначает …
Изменяется по …
Связано с …
Роль имени прилагательного в предложении?
3.Нарисуй картину /с помощью прилагательных/ Слайд 12
- Зачем нам в речи нужны прилагательные?
О какой части речи мы сегодня не говорили?
ГЛАГОЛ.
Какая команда защитит эту часть речи?
Кладовая знаний Слайд 13
- Что вы знаете о глаголе?
Глагол – это …
Начальная форма глагола …
Обозначает …
Имеет …
Изменяется по …
Роль глагола в предложении? …
2. Cделай выбор. Слайд 14
- Докажите что глагол играет главную роль в речи.
Каждая команда ищет схему для своего предложения
1 1
2 2
3 3
3. Нарисуй картину /с помощью глаголов/ Слайд 15
IV. Применение знаний
-Какая же на ваш взгляд часть речи самая важная в русском языке?
…
- У нас возникло многообразие мнений. Это случилось потому, что каждый по своему представляет, размышляет, думает. Но понятно уже одно – надо их мирить! Но как?
1. РАБОТА С ПОЭТИЧЕСКИМ ТЕКСТОМ. Слайд 16
- Давайте попробуем обратиться за помощью к поэзии. Посмотрите, как поэт смог только при помощи имени существительного, имени прилагательного и глагола описать весну. Вспомните это стихотворение
- Прочитайте про себя текст, записанный на вашем листе под цифрой 2.
(Стихотворение дети читают про себя.)
- Прочитайте вслух. (Ученики читают текст стихотворения по одному от каждой команды.)
- Что вы можете сказать о прочитанном?
- Слова какой части речи использованы в вашем задании?
- Чей текст красивее?/ картина /
- Какой из этих текстов более выразительный? Почему?
- Кто узнал текст?
- Кто может вспомнить стихотворение полностью? (Чтение стихотворения детьми.)
Черемуха С. Есенин
Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
И кисточки атласные
Под жемчугом росы
Горят, как серьги ясные
У девицы-красы.
А рядом, у проталинки,
В траве между камней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
2. Нарисуй картину /синквейн / Слайд 17
- Поэт написал нам словесную картину. От картины поэта обратимся к картине художника. Давайте выясним, важны ли в живописи наши части речи?
- Весна – волшебное время года, когда возрождается природа, которая казалась мёртвой во время зимы. Поэтому я предлагаю обратиться к поэзии.
- Скажите мне, какой вид поэзии поможет это сделать? Помните, в нём должны присутствовать и существительные, и прилагательные, и глаголы.
(Синквейн.)
- Попробуем написать синквейн о весне.
- Вспомните, как строится синквейн?
1.- тема: существительное «Весна»
2. - 2 прилагательных, которые охарактеризуют весну.
3. - 3 глагола, которые, на ваш взгляд, расскажут о весне.
4. – предложение, которое выразит ваше отношение к этому времени года.
5. – Одно слово – ассоциация к слову «Весна».
- Пока Вы будете работать прозвучат фрагменты из произведений Вивальди, Ильича Чайковского.
- Эта музыка тоже посвящена весне.
3. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
(Написание и прочтение синквейнов.)
- Что же мы сейчас сделали?
(Помирили части речи.)
V. Рефлексия Слайд 18
Итог:
- Завершая наш урок, поиграем в игру: «Честно-пречестно».
- Скажите честно: какое задание у вас не вызвало затруднения?
- Что показалось сложным?
(над этим еще поработаем)
- А что показалось самым интересным?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. Слайд 19
- А дома вам нужно будет составить синквейн о том, о чём мы сегодня говорили на уроке – о речи, О ЧАСТИ РЕЧИ
Восстановить стихотворение.
- Спасибо всем за урок! Молодцы, работали активно, повторили самое главное. На следующих уроках продолжим эту работу.