СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Частицы. Повторение и обобщение.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий урок- повторение. Урок- путешествие с использованием современных технологий.

Просмотр содержимого документа
«teksty_7_klassu»



Но один всех живее вскрикивал и летел вслед за другими в танце. Чуприна развевалась на ветру, вся открыта была сильная грудь; тёплый зимний кожух был надет в рукава, и пот градом лил с него, как из ведра. «Да сними хоть кожух! – сказал наконец Тарас. – Видишь, как парит!» - «Не можно; у меня уж такой нрав: Что скину, то пропью». А шапки уж давно не было на молодце, ни пояса на кафтане, ни шитого платка; всё пошло куда следует. Толпа росла; к танцующим приставали другие, и нельзя было видеть без внутреннего движения, как всё отдирало танец самый вольный, самый бешеный, какой только видел когда-либо свет и который, по своим мощным изобретателям, назван казачком.

- Эх, если бы не конь! – вскрикнул Тарас, - пустился бы, право, пустился бы сам в танец!



Народ в городе голодный; стало быть, всё съест духом, да и коням тоже сена… уж я не знаю, разве с неба кинет им на вилы какой-нибудь их святой… только про это ещё Бог знает; а ксендзы-то их горазды на одни слова. За тем или за другим, а уж они выйдут из города.… Да выбирайтесь из ряду, молодцы, которые позубастее на слово, задирать неприятеля! У ляха пустоголовая натура: брани не вытерпит; и, может быть, сегодня же они выйдут из ворот.



Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а это – чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только.… И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или в Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально – не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…




Просмотр содержимого документа
«otsenochnyy_list»

Оценочный лист

Сегодня на уроке:

Что нового Я узнал

Чему Я научился

Где мне пригодятся полученные знания








За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что ……………… ……………………………………………………………………………………..

Оценочный лист

Сегодня на уроке:

Что нового Я узнал

Чему Я научился

Где мне пригодятся полученные знания








За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что ……………… ……………………………………………………………………………………..

Оценочный лист

Сегодня на уроке:

Что нового Я узнал

Чему Я научился

Где мне пригодятся полученные знания








За работу на уроке я ставлю себе оценку……, потому что ……………… ……………………………………………………………………………………..



Просмотр содержимого документа
«refleksiya»

Просмотр содержимого документа
«план урока»



Открытый урок русского языка в 7 классе

учителя МБОУ СОШ с. Мичурино

Гаглоевой Б.Н.

Тема: «Значение и правописание частиц»



Тип урока: повторительно-обобщающий

Цели:

  1. Закрепление понятия о функциях частицы как служебной части речи.

  2. Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций.

Задачи:

  1. Показать своеобразие частиц.

  2. Развивать познавательный интерес.

  3. Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.

  4. Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.

  5. Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.

  6. Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

  7. Развивать умение публично выступать.

Планируемые результаты:

  1. Учащиеся знают функции частицы как служебной части речи

  2. Учащиеся выбирают наиболее эффективные способы решения проблемы, поставленной на уроке.

  3. Учащиеся осуществляют коммуникативные действия – участвуют в коллективном обсуждении проблемы, излагают свое мнение, аргументируют свою точку зрения.

  4. Учащиеся используют приобретенные знания в творческой работе.

  5. Учащиеся совместно с учителем проводят исследовательскую работу

  6. Учащиеся проводят личностную рефлексию

Оборудование:

ПК, проектор, экран, презентация



Ход урока:

  1. Мотивация учебной деятельности.

Добрый день, ребята!

Все готовы к работе?

Начиная урок, улыбнёмся друг другу и гостям и пожелаем всем прекрасного настроения и плодотворной работы.

Перед началом работы мы должны с вами определить цели и задачи, над решением которых сегодня будем работать.

  1. Постановка целей и задач урока:

Посмотрите, на тему урока и попробуйте сказать, что мы должны

закрепить, какие навыки развивать.

Слайд 1

Слайд 2,3

  1. Эпиграф урока:

Эпиграф: «Дивной вязью он (народ) плёл невидимую сеть русского языка».

А.Н.Толстой. (слайд 4)

Ребята, проникая в«невидимую сеть русского языка», мы рассмотрим частицу как чрезвычайно разнообразную часть речи. Наша главная задача- понять, какую роль играют частицы в организации предложения и текста, каковы их стилистические функции.

  1. Работа по теме урока:

    1. Монологическое высказывание учащихся

- Дайте определение частицы, как части речи.

1.Служебная часть речи.

2.Образовалось от слова «часть».

3.Не имеют грамматического значения.

4.Не изменяются.

5.Не являются членом предложения.

6.Вносят различные оттенки значения.

7.Служат для образования форм слова.

Слайд 5

    1. Коллективная работа с текстом (слайд 6)

Анализ текста Н.И.Сладкова «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты».

- Угадай, кто я. Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.

- Неужели дятел?

- Нет, вот и не угадал. Ещё я ем ос и шмелей.

- Так ты птица – осоед?

- Как же, осоед. Ещё я ем гусениц и личинок.

- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

- Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.

- Вот ещё - мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

- Хорошо! Тогда ты кошка!

- Куда уж – кошка. Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

- Ладно, ты – цапля.

- Где уж – цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

- Точно, куница.

- Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

- Скорее всего, ты - свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!

- Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.

Вопросы и задания:

-Прочитайте выразительно текст.

-Понравился ли он вам? Чем?

- Озаглавьте. Сравните своё название с авторским (ответ по щелчку мыши).

- Определите стиль. Обоснуйте.

- Сравните два предложения (слайд 7):

Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.

Вот ещё – лесная мышь!

- В каком предложении содержание передано сжато, энергично, впечатляюще?

- Какими средствами?

- Найдите в тексте аналогичные конструкции. Какая часть речи помогает точно и ёмко показать отношения собеседников?

- Укажите в тексте все частицы, определите их значение.

- Признаком, какого стиля является употребление частиц в данном контексте?

- Почему именно в этом стиле используется множество частиц?

Вывод (слайд 8 по щелчку мыши):

Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определённую информацию, а выразить своё отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально.

Эту роль хорошо исполняют частицы.

  1. Исследовательская работа: «Смысловые значения частиц» (слайд 8).

Частицы могут путешествовать по предложению, но их место всё – таки строго закреплено: каждая частица употребляется говорящим или пишущим перед тем словом или словосочетанием, которое важно для автора.

Задание:

- Употребите разные частицы в предложении. Как изменится его смысл, какое место будут занимать в нём частицы?

В апреле наступила настоящая весна.

неужели вот что за даже

разве вон как ведь

ли всё – таки

же

Вывод (слайд 8 по щелчку мыши):

Частицы вносят различные оттенки значения в предложение и подчёркивают именно то слово, которое важно.

  1. Лингвистический эксперимент (слайд 9)

Задание: дополните текст необходимыми частицами.

… у птиц встречаются забавные имена. Ну …, например, птица поганка. Поганка, … ещё рогатая!

Или птичка завирушка. Или юла. А … совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и … чечевица. А … плохое название чиж или чечётка?

Да … могут птицы быть «обыкновенными»!

Живое … бывает обыкновенным.

Слова, которые нужно вставить: (Вот, даже, не, да, разве, именно).

Лингвистический эксперимент результат (слайд 10).

  1. Самостоятельная работа с текстом.

    Но один всех живее вскрикивал и летел вслед за другими в танце. Чуприна развевалась на ветру, вся открыта была сильная грудь; тёплый зимний кожух был надет в рукава, и пот градом лил с него, как из ведра. «Да сними хоть кожух! – сказал наконец Тарас. – Видишь, как парит!» - «Не можно; у меня уж такой нрав: Что скину, то пропью». А шапки уж давно не было на молодце, ни пояса на кафтане, ни шитого платка; всё пошло куда следует. Толпа росла; к танцующим приставали другие, и нельзя было видеть без внутреннего движения, как всё отдирало танец самый вольный, самый бешеный, какой только видел когда-либо свет и который, по своим мощным изобретателям, назван казачком.

    - Эх, если бы не конь! – вскрикнул Тарас, - пустился бы, право, пустился бы сам в танец!

    Народ в городе голодный; стало быть, всё съест духом, да и коням тоже сена… уж я не знаю, разве с неба кинет им на вилы какой-нибудь их святой… только про это ещё Бог знает; а ксендзы-то их горазды на одни слова. За тем или за другим, а уж они выйдут из города.… Да выбирайтесь из ряду, молодцы, которые позубастее на слово, задирать неприятеля! У ляха пустоголовая натура: брани не вытерпит; и, может быть, сегодня же они выйдут из ворот.

    Я и сам знаю. У генерала собаки дорогие, породистые, а это – чёрт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только.… И этакую собаку держать?! Где же у вас ум? Попадись этакая собака в Петербурге или в Москве, то знаете, что было бы? Там не посмотрели бы в закон, а моментально – не дыши! Ты, Хрюкин, пострадал и дела этого так не оставляй… Нужно проучить! Пора…

  2. Словарная работа слайд 11 (значения слов)




9.Диагностика усвоения. Выборочный диктант.


А) В Апреле, в апреле луга запестрели.

Крапивы немного домой притащи - пусть бабушка сварит

Зелёные щи!

Б) Разве я когда – нибудь уйду

От цветущей яблони в саду,

От весны в берёзовом хмелю,

От людей, которых я люблю.

В) Лукавое время играет в минутки,

Не требуя крупных монет.

Глядишь, на счету его круглые сутки,

И месяц, и семьдесят лет.

Г) От надежды былой уж давно не осталось следа.

Д) Какая ужасная жара! На дороге ни души.

Е) И желанная страна вот уж издали видна.

ж) Ой вы, гости – господа,

Долго ль ездили? Куда?

з) Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.

И) Весна! Весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

  1. Обобщение и итог урока, выставление отметок.

Перед вами лежит оценочный лист, вспомните все, что делали на уроке и заполните их.

Оценочный лист

Сегодня на уроке:

Что нового Я узнал

Чему Я научился

Где мне пригодятся полученные знания




За работу на уроке я ставлю себе отметку……, потому что ……………… ……………………………………………………………………………………..


  1. Домашняя работа (СЛАЙД 12)

Написать сочинение-рассуждение «Роль частиц в нашей речи» или написать диалог частиц «давай, пусть, даже, что за, не и ни».

  1. Рефлексия (слайд 13,14)


Просмотр содержимого презентации
«chastitsy»

Значение и правописание частиц Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Мичурино РСО-Алания Гаглоева Б.Н.

Значение и правописание частиц

Презентацию выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Мичурино РСО-Алания Гаглоева Б.Н.

Цели: Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Частица» Формировать и развивать познавательные, исследовательские компетенции. Задачи:

Цели:

  • Закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Частица»
  • Формировать и развивать познавательные, исследовательские компетенции.

Задачи:

  • Показать своеобразие частиц.
  • Развивать познавательный интерес.
  • Формировать мотивацию исследовательской и творческой деятельности.
  • Формировать умение осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей и определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Развивать умение проводить познавательную и личностную рефлексию.
  • Развивать умение слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.
  • Развивать умение публично выступать.
Дивной вязью он (народ)плёл невидимую сеть русского языка.  А.Н.Толстой

Дивной вязью он (народ)плёл невидимую сеть русского языка.

А.Н.Толстой

Определение частицы.  В словаре лингвистических терминов  (Д.Э.Розенталь,М.А.Теленкова) даётся такое определение частицы:  «Частица-разряд служебных слов,  придающих дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки  предложениям и отдельным словам.»

Определение частицы.

В словаре лингвистических терминов (Д.Э.Розенталь,М.А.Теленкова) даётся такое определение частицы:

«Частица-разряд служебных слов, придающих дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки

предложениям и отдельным словам.»

Признаки частиц.

Признаки частиц.

  • Служебная часть речи.
  • Образовалось от слова «часть».
  • Не имеет грамматического значения.
  • Не изменяется.
  • Не является членом предложения.
  • Вносят различные оттенки значения.
  • Служат для образования форм слова.
Работа с текстом. - Угадай, кто я. Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке. - Неужели дятел? - Нет, вот и не угадал. Ещё я ем ос и шмелей. - Так ты птица-осоед? -  Как же, осоед. Ещё я ем гусениц и личинок. -  Как раз гусениц и личинок любят дрозды. -  Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога. -  Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь. -  Вот ещё – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей. -  Хорошо! Тогда ты кошка! -  Куда уж – кошка. Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу. -  Ладно, ты – цапля. -  Где уж – цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца. -  Точно, куница! -  Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы. -  Скорее всего ты –свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!  - Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки. Н.И. Сладков «Скажи,  что ты ешь,  и я скажу,  кто ты».

Работа с текстом.

- Угадай, кто я. Ем жуков и муравьёв и живу на ёлке.

- Неужели дятел?

- Нет, вот и не угадал. Ещё я ем ос и шмелей.

- Так ты птица-осоед?

- Как же, осоед. Ещё я ем гусениц и личинок.

- Как раз гусениц и личинок любят дрозды.

- Действительно, дрозды, а не я. Ведь я грызу сброшенные лосями рога.

- Ну, тогда ты, наверное, лесная мышь.

- Вот ещё – мышь! Бывает, я даже сама ем мышей.

- Хорошо! Тогда ты кошка!

- Куда уж – кошка. Иногда я ем ящериц. И изредка рыбу.

- Ладно, ты – цапля.

- Где уж – цапля. Я ловлю птенцов и таскаю из птичьих гнёзд яйца.

- Точно, куница!

- Вот именно – не куница. Куница – мой старый враг. А ем я ещё почки, орехи, семена ёлок и сосен, ягоды и грибы.

- Скорее всего ты –свинья, раз лопаешь всё подряд. Ты одичавшая свинья, которая сглупу забралась на ёлку!

- Нет, нет и нет. Я белка! Запомни: кошки едят не только мышей, чайки ловят не только рыбу, мухоловки глотают не одних мух, а белки грызут не только орешки.

Н.И. Сладков «Скажи, что ты ешь, и я скажу, кто ты».

Сравните предложения: Ты ошибся,  потому что я не лесная мышь.  Вот ещё – лесная мышь! Вывод:

Сравните предложения:

  • Ты ошибся, потому что я не лесная мышь.
  • Вот ещё – лесная мышь!

Вывод:

  • Обилие частиц в разговорной речи объясняется тем, что в условиях общения нужно не просто передать определённую информацию, а выразить своё отношение к ней и собеседнику сжато и эмоционально.
  • Эту роль хорошо исполняют частицы.
Исследовательская работа Употребите подходящие по смыслу частицы в предложении В апреле наступила настоящая весна. неужели  даже  вот  не  что за разве  ведь  вон  ни  как  ли  всё-таки  же Вывод: Частицы вносят различные оттенки значений в предложения.

Исследовательская работа

Употребите подходящие по смыслу частицы

в предложении

В апреле наступила настоящая весна.

неужели даже вот не что за

разве ведь вон ни как

ли всё-таки

же

Вывод:

Частицы вносят различные оттенки значений в предложения.

Лингвистический эксперимент. Задание:  дополните текст необходимыми частицами. … у птиц встречаются забавные имена.  Ну … ,например,  птица поганка.  Поганка, … ещё рогатая! Или птичка завирушка.  Или юла.  А … совсем милые имена:  овсянка,  просянка,  коноплянка,  малиновка и … чечевица.  А … плохое название чиж или чечётка? Да … могут птицы быть «обыкновенными»! Живое … бывает обыкновенным.  (Вот, даже, не, да, разве, именно).

Лингвистический эксперимент.

Задание: дополните текст необходимыми частицами.

… у птиц встречаются забавные имена. Ну … ,например, птица поганка. Поганка, … ещё рогатая!

Или птичка завирушка. Или юла. А … совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и … чечевица. А … плохое название чиж или чечётка?

Да … могут птицы быть «обыкновенными»!

Живое … бывает обыкновенным.

(Вот, даже, не, да, разве, именно).

Лингвистический эксперимент. Проверь себя!  Именно у птиц встречаются забавные имена.  Ну,  вот ,  например,  птица поганка.  Поганка,  да ещё  рогатая!  Или птичка завирушка.  Или юла.  А  вот совсем милые имена:  овсянка,  просянка,  коноплянка,  малиновка и даже чечевица.  А разве плохое название чиж или чечётка? Да не могут птицы быть «обыкновенными»! Живое не бывает обыкновенным.

Лингвистический эксперимент.

  • Проверь себя!

Именно у птиц встречаются забавные имена. Ну, вот , например, птица поганка. Поганка, да ещё рогатая! Или птичка завирушка. Или юла. А вот совсем милые имена: овсянка, просянка, коноплянка, малиновка и даже чечевица. А разве плохое название чиж или чечётка?

Да не могут птицы быть «обыкновенными»!

Живое не бывает обыкновенным.

Словарная работа Чупр И на - оставленный на макушке, в центре тщательно выбритой головы, толстый клок волос.  ЧупрИна — чуб, вихор, хохол, тупей, чупрун.

Словарная работа

  • Чупр И на - оставленный на макушке, в центре тщательно выбритой головы, толстый клок волос.

ЧупрИна — чуб, вихор, хохол, тупей, чупрун.

  • КОЖ ˜ У Х — зимняя верх. муж. и жен. одежда из овчины (мехом внутрь). Покрытый материей К. часто называли шубой.
  • КАФТАН м. татарск. верхнее, долгополое мужское платье разного покроя: запашное, с косым воротом, чапан, сермяга, суконник, армяк; обычно кафтан шьется не из домотканины, а из синего сукна
  • Казачо́к — русский и украинский народный танец (украинский казачок, кубанский казачок, терский казачок и др.).
Домашняя работа    Написать  сочинение-рассуждение «Роль частиц в нашей речи»  или  диалог частиц «давай, пусть, даже, что за, не и ни».

Домашняя работа

Написать

сочинение-рассуждение «Роль частиц в нашей речи»

или

диалог частиц «давай, пусть, даже, что за, не и ни».

Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горящим солнцем тележку с камнями для строительства. Мудрец остановил их и задал каждому по вопросу. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” Тот ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: “А что ты делал целый день?” Тот ответил: “Я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием. “ А я принимал участие в строительстве храма”.  

Шёл мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горящим солнцем тележку с камнями для строительства.

Мудрец остановил их и задал каждому по вопросу.

У первого спросил: “Что ты делал целый день?”

Тот ответил, что целый день возил проклятые камни.

У второго спросил: “А что ты делал целый день?”

Тот ответил: “Я добросовестно выполнял свою работу”.

А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием.

“ А я принимал участие в строительстве храма”.

 

Пусть каждый сам оценит свою работу на уроке.  Кто работал как первый человек? Кто работал как второй человек? Кто работал как третий человек?

Пусть каждый сам оценит свою работу на уроке.

Кто работал как первый человек?

Кто работал как второй человек?

Кто работал как третий человек?

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!