СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Обобщение знаний о частицах. Повторение о правописании служебных частей речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 7 классе, обобщение, направлен на зарепление правописния частиц  и развитие письменной речи учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Урок по русскому языку в 7 классе по теме "Обобщение знаний о частицах. Повторение о правописании служебных частей речи"»

Тема урока русского языка в 7-м классе "Обобщение знаний о частицах. Повторение о правописании служебных частей речи."



Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок-посещение картинной галереи

Технология: элементы технологии проблемного обучения

Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные о частице;

закрепить навыки правописания служебных частей речи;

продолжить работу по развитию связной речи, обогащению словаря учащихся.

Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения, сложное предложение

Ход урока

Урок проводится с использованием компьютерной презентации. (Приложение 1)

1. Организационный момент.

Проверка д/з: самостоятельно составленные карточки

1. С какой частью речи не употребляются предлоги :

А) прилаг . б)местоим. В)причаст. Г) глаголы

2. Укажи « четвёртое» лишнее:

А) (в)продолжение б) (в) течение в) (в)следствие

г) иметь (в ) виду

3. Укажи « четвёртое» лишнее:

А) тоже б) также в) всё-таки

г) потому что

4. Раскрой скобки, вставь е или и.

Во что(бы) то н. стало, как н. в(чём) н. бывало , прошёл н. один день, н. один не вернулся, н. раз говорил, н. разу не помог.

(Слайд №2 ) Установка на плодотворную работу.

2. Тема сегодняшнего урока «Обобщение знаний о частицах. Повторение правописания служебных частей». Слайд №3

3. -По опорным словам сформулируем цели урока. Слайд № 4

4. Актуализация опорных знаний.

-Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
- Какова роль предлогов в предложении?
- Какова роль союзов в предложении?
- Что такое частица? (Слайд №5)

-На какие разряды делятся частицы?

(По значению частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и смысловые (модальные). Слайд №6

-Вспомните формообразующие частицы.

(К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования наклонений глагола: условного – бы (б) и повелительного – да, давай, давайте, пусть, пускай.) слайд №7

(Слайд № 8)-Расскажите о смысловых частицах.

(Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.

Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, указание, 4сомнение,5 уточнение, усиление7, ограничения.

--Какие частицы не отображены на слайде?.



(Нет на слайде частиц, выражающих сомнение (вряд ли), уточнение(именно, как раз), ограничение (только, лишь, исключительно, почти)( слайд№9)

- Вспомните отрицательные частицы и расскажите об их службе?

Как различать НЕ и НИ ? (Слайд №10)

(К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ. Частица НЕ придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам. Не бывать этому. За лесом не большой, а маленький овраг.

Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы НЕ, одна и которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать.

Частица ни служит: 1) для выражения отрицания в предложениях без полежащего при сущ. В р.п. На небе ни звёздочки.;2) для усиления отрицания, которое выражено частицей НЕ или словом НЕТ ;3)для выражения утвеждения в СПП после слов КТО НИ, ЧТО НИ, ГДЕ НИ)

5. Работа с текстом по картинам Н. Рериха

-Давайте перенесёмся мысленно в картинную галерею на выставку картин Рериха. Представьте себя гидом. Прочтём текст. Далее будем работать по каточкам с разноуровневыми заданиями

(Слайд №11,12,13)

Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Кто (н ) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»?

Кто (н ) оказывался на выставке всякий не мог остаться равнодушным. (Н )раз замечено что горы изображённые на полотнах могут повлиять на самочувствие хотя (н )разу н( ) проводилось никаких исследований. (Н ) один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н )запретить (н )спрятать искусство (н )удастся никому.





Карточка №2

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказками. Выделите причастный оборот

Кто (н ) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи» ? (простое вопросительное предложение)

Кто (н ) оказывался на выставке, всякий не мог остаться равнодушным. ( сложное предложение, частицу можно опустить).

(Н )раз ( много раз) замечено, что горы изображённые на полотнах могут повлиять на самочувствие, хотя (н )разу( никогда) н( ) (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) проводилось никаких исследований. (Н ) ( никто) один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н ) запретить ( частицу можно опустить) , (н ) спрятать( частицу можно опустить) искусство (н ) удастся (если опустить частицу, смысл изменится на противоположный) никому.

6. ЗАРЯДКА (Слайд№14)

В ТЕЧЕНИЕ ЧЕТВЕРТИ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОДА- РАЗДЕЛЬНО ПИШЕМ ЭТИ ПРЕДЛОГИ,

БУКВУ Е НА КОНЦЕ НЕ ЗАБУДЬ, ИМЕННО В ЭТОМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ.

СЛИТНО ПИШУТСЯ ПРЕДЛОГИ: НАПОДОБИЕ И ВРОДЕ.

А ПРЕДЛОГ ВСЛЕДСТВИЕ ОТЛИЧАЙ ОТ СЛЕДСТВИЯ.

НЕСМОТРЯ НА ТРУДНОСТИ НАШЕЙ ОРФОГРАФИИ

И ВВИДУ ОПАСНОСТЕЙ МНОЖЕСТВА ОШИБОК,

МЫ НАСЧЁТ ПРЕДЛОГОВ ВСЕХ ВАС ЗАВЕРЯЕМ,

ЧТО ВМЕСТО ЗАРЯДКИ ПРЕДЛОГИ ПОВТОРЯЕМ





7 .Работа по составлению текста на основе картины (слайд№ 15)

Когда я вижу горы, то не могу…………………

Не одно столетие………………………………

Ни ветер, ни солнце не властны……………..

Кто не хотел бы оказаться…………………..

Ощутить себя частичкой мироздания………

Горы- это непостижимая тайна, и ни один

из нас не………………………………………….

8. Работа по развитию речи (слайды№16-18)

9. Рефлексия (слайд№19)

10. Домашнее задание. Сочинение «Моя природа» (Какую природу я больше всего люблю? За что?) (слайд№20)



























Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Кто (н ) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»?

Кто (н ) оказывался на выставке всякий не мог остаться равнодушным. (Н )раз замечено что горы изображённые на полотнах могут повлиять на самочувствие хотя (н )разу н( ) проводилось никаких исследований. (Н ) один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н )запретить (н )спрятать искусство (н )удастся никому.





Карточка №2

Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказками. Выделите причастный оборот

Кто (н ) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи» ? (простое вопросительное предложение)

Кто (н ) оказывался на выставке, всякий не мог остаться равнодушным. ( сложное предложение, частицу можно опустить).

(Н )раз ( много раз) замечено, что горы изображённые на полотнах могут повлиять на самочувствие, хотя (н )разу( никогда) н( ) (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) проводилось никаких исследований. (Н ) ( никто) один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н ) запретить ( частицу можно опустить) , (н ) спрятать( частицу можно опустить) искусство (н ) удастся (если опустить частицу, смысл изменится на противоположный) никому











Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Кто (н ) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»?

Кто (н ) оказывался на выставке всякий не мог остаться равнодушным. (Н )раз замечено что горы изображённые на полотнах могут повлиять на самочувствие хотя (н )разу н( ) проводилось никаких исследований. (Н ) один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н )запретить (н )спрятать искусство (н )удастся никому.







Карточка №1

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.

Кто (н ) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»?

Кто (н ) оказывался на выставке всякий не мог остаться равнодушным. (Н )раз замечено что горы изображённые на полотнах могут повлиять на самочувствие хотя (н )разу н( ) проводилось никаких исследований. (Н ) один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н )запретить (н )спрятать искусство (н )удастся никому.

















Работа по составлению текста на основе картины Рериха

Когда я вижу горы, то не могу…………………



Не одно столетие………………………………

Ни ветер, ни солнце не властны……………..

Кто не хотел бы оказаться…………………..

Ощутить себя частичкой мироздания………



Горы- это непостижимая тайна, и ни один

из нас не…





Работа по составлению текста на основе картины Рериха

Когда я вижу горы, то не могу…………………



Не одно столетие………………………………

Ни ветер, ни солнце не властны……………..

Кто не хотел бы оказаться…………………..



Ощутить себя частичкой мироздания………

Горы- это непостижимая тайна, и ни один

из нас не…




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!