Тема урока русского языка в 7-м классе "Обобщение знаний о частицах. Повторение о правописании служебных частей речи."
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-посещение картинной галереи
Технология: элементы технологии проблемного обучения
Цель: обобщить и систематизировать знания, полученные о частице;
закрепить навыки правописания служебных частей речи;
продолжить работу по развитию связной речи, обогащению словаря учащихся.
Попутное повторение пунктуации: однородные члены предложения, сложное предложение
Ход урока
Урок проводится с использованием компьютерной презентации. (Приложение 1)
1. Организационный момент.
Проверка д/з: самостоятельно составленные карточки
1. С какой частью речи не употребляются предлоги :
А) прилаг . б)местоим. В)причаст. Г) глаголы
2. Укажи « четвёртое» лишнее:
А) (в)продолжение б) (в) течение в) (в)следствие
г) иметь (в ) виду
3. Укажи « четвёртое» лишнее:
А) тоже б) также в) всё-таки
г) потому что
4. Раскрой скобки, вставь е или и.
Во что(бы) то н. стало, как н. в(чём) н. бывало , прошёл н. один день, н. один не вернулся, н. раз говорил, н. разу не помог.
(Слайд №2 ) Установка на плодотворную работу.
2. Тема сегодняшнего урока «Обобщение знаний о частицах. Повторение правописания служебных частей». Слайд №3
3. -По опорным словам сформулируем цели урока. Слайд № 4
4. Актуализация опорных знаний.
-Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?
- Какова роль предлогов в предложении?
- Какова роль союзов в предложении?
- Что такое частица? (Слайд №5)
-На какие разряды делятся частицы?
(По значению частицы делятся на три разряда: формообразующие, отрицательные и смысловые (модальные). Слайд №6
-Вспомните формообразующие частицы.
(К формообразующим относятся частицы, которые служат для образования наклонений глагола: условного – бы (б) и повелительного – да, давай, давайте, пусть, пускай.) слайд №7
(Слайд № 8)-Расскажите о смысловых частицах.
(Смысловые (модальные) частицы вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отношение говорящего к тому, о чём говорится в предложении.
Модальные частицы выражают вопрос, восклицание, указание, 4сомнение,5 уточнение, усиление7, ограничения.
--Какие частицы не отображены на слайде?.
(Нет на слайде частиц, выражающих сомнение (вряд ли), уточнение(именно, как раз), ограничение (только, лишь, исключительно, почти)( слайд№9)
- Вспомните отрицательные частицы и расскажите об их службе?
Как различать НЕ и НИ ? (Слайд №10)
(К отрицательным относятся частицы НЕ и НИ. Частица НЕ придает отрицательное значение всему предложению или отдельным его членам. Не бывать этому. За лесом не большой, а маленький овраг.
Предложение получает положительный смысл, если в нем две частицы НЕ, одна и которых стоит перед глаголом мочь, а вторая – перед неопределенной формой глагола: Я не мог не поехать.
Частица ни служит: 1) для выражения отрицания в предложениях без полежащего при сущ. В р.п. На небе ни звёздочки.;2) для усиления отрицания, которое выражено частицей НЕ или словом НЕТ ;3)для выражения утвеждения в СПП после слов КТО НИ, ЧТО НИ, ГДЕ НИ)
5. Работа с текстом по картинам Н. Рериха
-Давайте перенесёмся мысленно в картинную галерею на выставку картин Рериха. Представьте себя гидом. Прочтём текст. Далее будем работать по каточкам с разноуровневыми заданиями
(Слайд №11,12,13)
Карточка №1
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Кто (н ) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»?
Кто (н ) оказывался на выставке всякий не мог остаться равнодушным. (Н )раз замечено что горы изображённые на полотнах могут повлиять на самочувствие хотя (н )разу н( ) проводилось никаких исследований. (Н ) один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н )запретить (н )спрятать искусство (н )удастся никому.
Карточка №2
Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказками. Выделите причастный оборот
Кто (н ) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи» ? (простое вопросительное предложение)
Кто (н ) оказывался на выставке, всякий не мог остаться равнодушным. ( сложное предложение, частицу можно опустить).
(Н )раз ( много раз) замечено, что горы изображённые на полотнах могут повлиять на самочувствие, хотя (н )разу( никогда) н( ) (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) проводилось никаких исследований. (Н ) ( никто) один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н ) запретить ( частицу можно опустить) , (н ) спрятать( частицу можно опустить) искусство (н ) удастся (если опустить частицу, смысл изменится на противоположный) никому.
6. ЗАРЯДКА (Слайд№14)
В ТЕЧЕНИЕ ЧЕТВЕРТИ, В ПРОДОЛЖЕНИЕ ГОДА- РАЗДЕЛЬНО ПИШЕМ ЭТИ ПРЕДЛОГИ,
БУКВУ Е НА КОНЦЕ НЕ ЗАБУДЬ, ИМЕННО В ЭТОМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ СУТЬ.
СЛИТНО ПИШУТСЯ ПРЕДЛОГИ: НАПОДОБИЕ И ВРОДЕ.
А ПРЕДЛОГ ВСЛЕДСТВИЕ ОТЛИЧАЙ ОТ СЛЕДСТВИЯ.
НЕСМОТРЯ НА ТРУДНОСТИ НАШЕЙ ОРФОГРАФИИ
И ВВИДУ ОПАСНОСТЕЙ МНОЖЕСТВА ОШИБОК,
МЫ НАСЧЁТ ПРЕДЛОГОВ ВСЕХ ВАС ЗАВЕРЯЕМ,
ЧТО ВМЕСТО ЗАРЯДКИ ПРЕДЛОГИ ПОВТОРЯЕМ
7 .Работа по составлению текста на основе картины (слайд№ 15)
Когда я вижу горы, то не могу…………………
Не одно столетие………………………………
Ни ветер, ни солнце не властны……………..
Кто не хотел бы оказаться…………………..
Ощутить себя частичкой мироздания………
Горы- это непостижимая тайна, и ни один
из нас не………………………………………….
8. Работа по развитию речи (слайды№16-18)
9. Рефлексия (слайд№19)
10. Домашнее задание. Сочинение «Моя природа» (Какую природу я больше всего люблю? За что?) (слайд№20)
Карточка №1
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Кто (н ) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»?
Кто (н ) оказывался на выставке всякий не мог остаться равнодушным. (Н )раз замечено что горы изображённые на полотнах могут повлиять на самочувствие хотя (н )разу н( ) проводилось никаких исследований. (Н ) один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н )запретить (н )спрятать искусство (н )удастся никому.
Карточка №2
Вставьте пропущенные буквы, пользуясь подсказками. Выделите причастный оборот
Кто (н ) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи» ? (простое вопросительное предложение)
Кто (н ) оказывался на выставке, всякий не мог остаться равнодушным. ( сложное предложение, частицу можно опустить).
(Н )раз ( много раз) замечено, что горы изображённые на полотнах могут повлиять на самочувствие, хотя (н )разу( никогда) н( ) (если опустим частицу, смысл изменится на противоположный) проводилось никаких исследований. (Н ) ( никто) один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н ) запретить ( частицу можно опустить) , (н ) спрятать( частицу можно опустить) искусство (н ) удастся (если опустить частицу, смысл изменится на противоположный) никому
Карточка №1
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Кто (н ) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»?
Кто (н ) оказывался на выставке всякий не мог остаться равнодушным. (Н )раз замечено что горы изображённые на полотнах могут повлиять на самочувствие хотя (н )разу н( ) проводилось никаких исследований. (Н ) один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н )запретить (н )спрятать искусство (н )удастся никому.
Карточка №1
Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания.
Кто (н ) слышал о знаменитом художнике Николае Рерихе и серии его картин под названием «Гималаи»?
Кто (н ) оказывался на выставке всякий не мог остаться равнодушным. (Н )раз замечено что горы изображённые на полотнах могут повлиять на самочувствие хотя (н )разу н( ) проводилось никаких исследований. (Н ) один человек заявлял об угнетающем действии этих картин. Но (н )запретить (н )спрятать искусство (н )удастся никому.
Работа по составлению текста на основе картины Рериха
Когда я вижу горы, то не могу…………………
Не одно столетие………………………………
Ни ветер, ни солнце не властны……………..
Кто не хотел бы оказаться…………………..
Ощутить себя частичкой мироздания………
Горы- это непостижимая тайна, и ни один
из нас не…
Работа по составлению текста на основе картины Рериха
Когда я вижу горы, то не могу…………………
Не одно столетие………………………………
Ни ветер, ни солнце не властны……………..
Кто не хотел бы оказаться…………………..
Ощутить себя частичкой мироздания………
Горы- это непостижимая тайна, и ни один
из нас не…