Вопрос № 10. Чацкий как выразитель взглядов декабристов, его независимость, пылкость и благородство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»
Для Чацкого высшая ценность – ум, алчущий познаний; для Фамусова - "Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче проще, чем когда Безумных развелось людей, и дел, и мнений".
Пушкин высказал своё мнение о пьесе: ... Что такое Чацкий? Пылкий, благородный и добрый малый. Всё, что говорит Чацкий, - очень умно. Но кому он всё это говорит? Фамусову? Скалозубу? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека - с первого взгляда знать, с кем имеешь дело, и не метать бисера перед Репетиловым и тому подобными».
Гл. герой комедии — Чацкий. Он выступает одновременно в функции
резонера
«благородного героя» — обличителя общественного зла
романт. героя, одержимого «безумной» любовью и мрачной иронией
«типичного представителя» либерального молодого дворянства, разделяющего идеи реформаторов или даже будущих декабристов.
Идеи Чацкого близки Грибоедову, но автор показывает, и слабые стороны, уязвимые места своего героя. В сущности, Чацкий — тоже комический персонаж.
Примерный план характеристики Чацкого
Первая встреча читателя с Чацким.
II. Личная драма Чацкого и качества, проявившиеся в отношении к Софье (искренность, благородство, страстность, горячность, глубина чувства).
III. Чацкий в борьбе со старым миром.
Что вызывает гнев Чацкого? Что провозглашает Чацкий?
Крепостное право; жестокость помещиков 1. Гуманность, уважение к простому русскому человеку.
Карьеризм, чинопочитание. 2. Службу делу, а не лицам.
Невежество. 3. Просвещение.
Рабская мораль, безгласие. 4. Свободу мысли и высказываний.
Пренебрежение к нац. культуре и 5. Уважение к национальным нравам, языку,
преклонение перед всем иностранным. развитие национальной культуры.
IV. Клевета как способ борьбы крепостников с Чацким; обличающее слово как средство борьбы Чацкого.
V. Речевая характеристика Чацкого.
VI. Значение образа Чацкого.
Чацкий — победитель и жертва (оценка Гончаровым образа Чацкого).
Чацкий — выразитель взглядов декабристов. Герцен о Чацком.
Типичность образа Чацкого.
Чацкий — человек новых взглядов и высокой морали, гражданин и патриот. Главная его идея — гражданское служение Отечеству. Он не хочет мириться с несправедливым общественным устройством, стремится «служить делу, а не лицам». Его отличают истинная культура и просвещенность, уважение к русскому человеку, чувство собственного достоинства.
Самое ненавистное для Чацкого — рабство во всех его проявлениях: крепостное право, подчинение воли личности общ. мнению, чинопочитание и подхалимство, засилье иностранцев. Самое главное для него — свобода – возможность иметь собств. мнение, вести независимый образ жизни, развивать свою личность и способности («вперять в науки», «ум, алчущий познаний», предаваться «ис-вам творческим»).
Чтобы воплотить свои идеалы, Чацкий участвовал в реформах власти («связь с министрами»). Реформы не состоялись — и последовавший за этим «разрыв» с офиц. властью (ей нужен тот, кто «прислуживает», а не «служит») вынудил Чацкого уехать за границу. Это была и форма протеста, и «поиски ума» — стремление приобщиться к достижениям европейской науки и культуры, к ее общественной жизни.
Чацкий возвращается в Россию после трехлетнего путешествия, веря в возможность перемен. Он пытается критикой и убеждением доказать окружающему его обществу, что стоящие на пути всему новому российские порядки надо срочно менять. Вот почему в глазах фамусовского общества Чацкий — опасный человек, и оно несколько успокаивается, только объявив его сумасшедшим. Ум, свободомыслие Чацкого — безумие с точки зрения этого общества. Чацкий неизбежен при смене одного века другим.
Поражение и бегство из Москвы Чацкого только видимые. Для читателя и зрителя очевидны обреченность и бессилие фомусовского общества и моральная победа Чацкого.
Таблица «Характеристика Чацкого»
отношение к богатству и чинам Чацкий: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдётся – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум … …Чины людьми даются, А люди могут обмануться… Чацкий: Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету… Где? укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы | отношение к крепостному праву Чацкий является противником злоупотреблений крепостным правом. Чацкий: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окружённый слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь, и жизнь его не раз спасали; вдруг На них он выменял борзые три собаки!!! …Или вон тот ещё, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей… Амуры и Зефиры все распроданы поодиночке!!! |
отношение к службе Вопрос об отношении к службе стоял ещё со времён кл-зма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещённому монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству. Чацкий: Кто служит делу, а не лицам Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чацкий: Когда в делах, я от веселий прячусь, Когда дурачиться – дурачусь, А смешивать два эти ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа. | отношение к московским нравам и время-превождению Чацкий: Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два… …Да и кому в Москве не зажимали рты обеды, ужины и танцы? …Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары. |
отношение к иностранному Национальная самобытность – идея декабристов Чацкий: На съездах, на больших, по праздникам приходским Господствует ещё смешенье языков: Французского с нижегородским?… …Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев. | отношение к свободе суждений Чацкий Молчалину: Помилуйте, мы с вами не ребяты, Зачем же мнения чужие только святы? … А судьи кто? – За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времён Очаковских и покоренья Крыма. |
отношение к образованию Чацкий: А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В учёный комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? | отношение к любви Чацкий: Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, Но есть ли в нём та страсть, то чувство, пылкость та, Чтоб кроме вас ему мир целый Казался прах и суета? Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам? |
отношение к кумовству, протекции Чацкий: Где? Укажите нам, Отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве. | идеалы Чацкий: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей найдётся – враг исканий В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, - Они тотчас:разбой! Пожар! И прослывёт у них мечтателем! Опасным! |
В обществе мракобесов, крепостников и низкопоклонников появляется Чацкий. По своему общ. положению он принадлежит к дворянскому классу, но образ мыслей его и поведение находятся в резком противоречии с окруж. средой. Детство его прошло в Москве. Он часто бывал в доме Фамусова, сдружился с его дочерью Софьей и учился у тех же гувернёров, что и Софья.
В пьесе нет указаний на то, где Чацкий получил дальнейшее образование, но что он человек образованный, умный и красноречивый — это видно из высказываний других действующих лиц: «Остёр, умён, красноречив, в друзьях особенно счастлив», — отзывается о Чацком Софья. «Он малый с головой, и славно пишет, переводит», — рекомендует Чацкого Фамусов.
Чацкий служил некоторое время, но потом оставил службу и уехал за границу. К Софье он является тотчас по возвращении из-за границы, где провёл около трёх лет. Путешествие Чацкого было вызвано стремлением к знанию, желанием расширить своё образование.
В фамусовское общество привела Чацкого любовь к Софье. Но здесь Чацкий чувствует себя одиноким. Его передовые взгляды вызывают резкий отпор со стороны Фамусова и его гостей, а пылкая любовь к Софье наталкивается на холодное и равнодушное отношение с её стороны.
В ответ на рассказ Фамусова о своём дяде Максиме Петровиче, лестью и низкопоклонством добившегося чинов, богатства и влиятельного положения, Чацкий с насмешкой отвечает:
И точно начал свет глупеть, Сказать вы можете вздохнувши; Как посравнить, да посмотреть Век нынешний и век минувший...
По Чацкому, «век минувший» характеризуется всеобщим страхом, покорностью и раболепством:
Как тот и славился, чья чаще гнулась шея; Как не в войне, а в мире брали лбом, Стучали об пол, не жалея!
«Век нынешний», по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство:
Хоть есть охотники поподличать везде, Да нынче смех страшит, и держит стыд в узде...
Чацкий пока ещё наивно полагает, что его прогрессивные взгляды находят поддержку и одобрение. Вот почему он и относит раболепство и страх к веку минувшему. В действительности же, как об этом и сам он говорит позднее, «Молчалины господствуют на свете», «Прошедшего житья подлейшие черты» ещё имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве.
Под «веком нынешним» Чацкий понимает революц.-освободит. течение русской общ. мысли конца 10-х и начала 20-х годов XIX века.
Наиболее острые обличения направляет Чацкий против крепостничества. Крепостное право — источник всех зол. Оно даёт возможность людям фамус. общества жить «грабительством», проводить время в пирах и мотовстве, торговать людьми, как скотом (монолог «А судьи кто?» — явл. 5-е II д.).
Выступления против крепостничества — это защита прав народа, интересов широких масс крестьянства. Чацкий любит свой народ и скорбит о том, что существует глубокая пропасть между народом и дворянской интеллигенцией:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев,—
«Умный, бодрый», то есть энергичный, деятельный, способный к творчеству, — так характеризует Чацкий русский народ.
Гос. служба для Чацкого — честное выполнение высоких общ. обязанностей. Он хочет служить «делу, а не лицам...» Поэтому Чацкий и оставляет службу, так как от него требовали низкопоклонства. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — заявляет он на предложение Фамусова послужить. Чацкий зло высмеивает покорность и лесть перед начальством и влиятельными людьми (явл. 2-е II д., явл. 3-е III д.). Фамусов называет его за такие взгляды «карбонари», «опасным человеком».
Чацкий борется за истинное просвещение, искусство и науку. Он выступает против тех гонений, которым подвергаются в фамусовском обществе сторонники просвещения и искусства («Теперь пускай из нас один...» — явление 5-е II действия).
Чацкий выступает против того воспитания, которое дают детям в дворянских семьях, так как оно носит поверхностный, формальный характер, внушает дух рабского низкопоклонства перед иностранщиной, отрывает от родной почвы («Что нынче, так же, как издревле, хлопочут набирать учителей полки...» — явл. 7-е I д-я). Чацкий стоит за воспитание в национальном духе, сближающем интеллигенцию с народом.
Обличая «слепое, рабское подражанье» всему иностранному, Чацкий борется за укрепление самобытной русской культуры, за сближение с народом, за распространение среди него просвещения.
Русское дворянство, пропитанное духом низкопоклонства перед всем иностранным, встречает всякого иностранца, приезжающего в Россию, как какое-то высшее существо, перед которым можно только преклоняться. Французик из Бордо, снаряжаясь в путь в Россию, боялся, что попадёт к варварам. Но его встретили в России, как маленького царька. Ему даже казалось, что он попал в какую-то франц. провинцию:
Приехал и нашёл, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица
Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями...
«Пустое, рабское, слепое подражанье» всему иностранному у русского дворянства захватило многие стороны его жизни. Оно распространилось на нравы, язык, одежду:
Пускай меня объявят старовером, Но хуже для меня наш Север во сто крат
С тех пор, как отдал всё в обмен на новый лад, И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую По шутовскому образцу...
Особенно возмущает Чацкого увлечение русского дворянства французским языком, стремление заменить им свой родной русский уверенность в том, что на русском языке нельзя выразить ясно точно своих мыслей:
Как европейское поставить в параллель С национальным — странно что-то!
Ну, как перевести мадам и мадмуазель? Ужли сударыня!!..
Забвение родного языка как основного нац. культурного достояния приводит человека к разрыву со своим народом, превращает его в безродного космополита. Вот почему Чацкий нападает на русское барство, которое в своём преклонении перед всем французским засоряет родной русский язык француз. словами и оборотами, портит его:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.
Обличительные речи Чацкого направлены против представителей барской Москвы. Чацкий осознаёт своё одиночество в фамусовском обществе, полную непримиримость с ним:
С кем был! Куда меня закинула судьба!
Все гонят! Все клянут! мучителей толпа...
Безумным вы меня прославили всем хором —
Вы правы: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нём рассудок уцелеет.
Что касается Софьи, остающейся равнодушной к страстной любви Чацкого, то по её адресу последний направляет лишь несколько укоризненных замечаний, когда убеждается в том, что она предпочла ему ничтожного и подлого человека Молчалина: «А вы! о боже мой! кого себе избрали?..»
Поняв, наконец, что Софья не любит его и принадлежит к кругу людей, идейно чуждых ему, что она не разделяет его прогрессивных взглядов, он восклицает:
Довольно!., с вами я горжусь моим разрывом.
Он оставался в этом кругу, так как предполагал, что Софья разделяет его чувства. Но как только убеждается в том, что Софья чужда ему, он оставляет фамусовское общество («Мечтанья с глаз долой, и спала пелена»). Чацкий оставляет Москву.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок. . . Карету мне, карету!
Найти уголок «оскорблённому чувству» он мог только в кругу близких ему в общественно-полит. отношении людей, то есть среди дворянских революционеров — декабристов. Тайные общества дворянских революционеров существовали в Петербурге и на юге России, где находилась русская Южная армия. Участниками этих тайных обществ были по преимуществу передовые офицеры русской армии.
В речах действующих лиц комедии есть намёки на существование людей, близких Чацкому по взглядам и поведению. Скалозуб упоминает о своём двоюродном брате, который «крепко набрался каких-то новых правил» (явление 5-е II действия). Княгиня Тугоуховская, рассказывая о том, какое «зло» распространяет Педагогический институт в Петербурге («там упражняются в расколах и в безверьи профессоры!!!»), упоминает о своём племяннике, «жертве этих упражнений»:
У них учился наш родня, И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи.
От женщин бегает и даже от меня! Чинов не хочет знать!
Он химик, он ботаник, Князь Фёдор, мой племянник.
Чацкий вызывает наши симпатии многими своими чертами. Нам близок и понятен его патриот. протест против произвола и «грабительства» крепостников, «негодяев знатных», против всеобщего раболепства и низкопоклонства. Нас волнует его горячая защита науки, просвещения и искусства. Мы разделяем его высокое представление об общественной службе: нужно служить делу, а не лицам. Как убедительно звучит его честный голос против низкопоклонства дворянских космополитов перед всякой иностранщиной. Как много искренней любви к русскому «бодрому» народу звучит в его речах против помещиков-рабовладельцев!
Чацкий уезжает «искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок». Он мог найти успокоение лишь среди людей, близких ему по общ.-полит. взглядам, то есть среди «дворянских революционеров», участников тайных антиправительственных обществ, среди будущих декабристов.
Что же вызывает негодование Чацкого? Каковы его собственные идеалы?
Прежде всего, он выступает против крепостного права, права дворян-помещиков жить за счет труда своих крепостных и обращаться с ними по своему усмотрению: держать впроголодь (помещик-театрал, крепостные актеры которого тощи, а сам он толст), разлучать детей с родителями, распродавать поодиночке (другой помещик-театрал), выменивать на собак («Нестор негодяев знатных»).
Гневно обличает Чацкий неправый суд, который защищает «грабительством богатых» людей, имеющих влиятельных друзей и родственников.
Он негодует на то, что судьями в обществе, образцами для подражания признаны те, кто ненавидит свободу, черпает суждения из «забытых газет», кто укрывает расшитым мундиром свое слабодушие и нищету рассудка (монолог Чацкого «А судьи кто?»).
Когда Фамусов говорит, что после пожара в Москве «дороги, тротуары, дома и всё на новый лад», Чацкий отвечает:
Дома новы, но предрассудки стары.
Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары. (Д. II, явл. 5.)
Чацкого возмущает служба лицам, а не делу, чинопочитание, бюрократизм, семейственность. Чацкий пробовал служить, но при таких порядках не смог. Когда Фамусов ставит ему условия, при которых могло бы быть возможным сватовство Чацкого к Софье:
...во-первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное, поди-тка послужи, —
Чацкий с горечью восклицает: Служить бы рад, прислуживаться тошно. (Д. II, явл. 2.)
Чацкий защищает право служить «делу, а не лицам». Он клеймит презрением людей, стремящихся
У покровителей зевать на потолок.
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,
Подставить стул, поднять платок...
Фамусов ужасается: Он вольность хочет проповедать! (Д. II, явл. 2.)
Рабская мораль низкопоклонников, не смеющих «свое суждение иметь», потому что «надобно зависеть от других», неприемлема для Чацкого. Он не понимает, как могут быть «мнения чужие только святы» (разговор его с Молчалиным, д. III, явл. 3). Сам он свободно и прямо высказывает свои взгляды, защищая тем право человека самостоятельно мыслить и высказываться.
Смело осуждая признанные московские авторитеты — Фому Фомича, Татьяну Юрьевну, Чацкий показывает пример того, как нужно судить о людях (не по их положению в свете, а по их взглядам и нравственным качествам).
Открыто высказывает он возмущение крепостниками, карьеристами, бездельниками из фамусовского лагеря, находя для каждого меткое, уничтожающее слово. Врагам свободной жизни и сторонникам старых порядков Чацкий противопоставляет новых людей:
Теперь пускай из нас один,
Из молодых людей, найдется — враг исканий,
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,
В науки он вперит ум, алчущий познаний;
Или в душе его сам бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным,—
Они тотчас: разбой! пожар!
И прослывет у них мечтателем! опасным!! (Д. II. явл. 5.)
Чацкий на себе испытал, как непримиримы дворяне-крепостники к таким людям. Фамусов предрекает, что Чацкого отдадут под суд, и называет его «карбонари» и «опасный человек»; графиня-бабушка говорит, что он «пошел в пусурманы», «к фармазонам в клоб», и называет «окаянным волтерьянцем»; все единогласно объявляют его сумасшедшим.
Страстное негодование Чацкого вызывает преклонение перед всем иностранным. Графине-внучке, сетующей на то, что русские дворяне, побывав за границей, там женятся на «искусницах модных лавок», Чацкий отвечает:
Несчастные! должны ль упреки несть
От подражательниц модисткам?
За то, что смели предпочесть
Оригиналы спискам? (Д. III, явл. 8.)
Так Чацкий язвительно отзывается о московских модницах, старающихся подражать заграничным «оригиналам».
Софья спрашивает, что его так гневит. В ответ Чацкий произносит свой знаменитый монолог, которым заканчивается III действие. Его возмущает, что «французик из Бордо» (именно французик, а не француз; здесь намеренно употреблена эта форма, придающая уничижительный оттенок) рассказывал, как он собирался «в Россию, к варварам, со страхом и слезами» и как был приятно удивлен, почувствовав себя в Москве, как в своей провинции. Пренебрежение, с которым многие московские дворяне относятся к нац. культуре, языку, к русскому народу, вызывает гнев Чацкого. Он с сарказмом передает мнения дворян:
«Как европейское поставить в параллель С национальным — странно что-то! Ну как перевести мадам и мадмуазель? Ужли сударыня!!»
Всю страсть души своей Чацкий вкладывает в обличение «пустого, рабского, слепого подражанья». Он призывает настоящих русских людей
...словом и примером
Нас удержать, как крепкою вожжой,
От жалкой тошноты по стороне чужой.
В том же монологе Чацкий говорит о пренебрежении к русскому платью и об увлечении иностранными модами. Всем забывшим, что они русские, всем находящимся под «чужевластьем мод», Чацкий противопоставляет простой русский народ, называя его «умным» и «добрым» (выражения, принятые среди декабристов). Противопоставляет Чацкий галломанам и передовых дворян, «кто недруг выписных лиц, вычур, слов кудрявых». Эти передовые дворяне, единомышленники Чацкого, осмеливаются «гласно объявлять» свои здравые мысли, за что московские дворяне-реакционеры называют их «опасными», «мечтателями», «волтерьянцами».
Речевая характеристика Чацкого
Сам Чацкий говорит живым, метким русским языком. Его речь насыщена идиомами, оборотами, свойственными русской народной речи. Таковы выражения Чацкого: «Мы мочи нет друг другу надоели», «Тот сватался — успел, а тот дал промах», «А этот, как его...», «Куда ни сунься», «Чай, приговаривал», «Нужды нет», «давиче», «эдак», «напоследок», «куда деваться», «полно вздор молоть», «коли» (если), «чай, в клубе», «взашей прогнать», «давишной» и целый ряд других.
Эти выражения органически сочетаются в его языке с литературными оборотами: «Я не об дядюшке об вашем говорю; его не возмутим мы праха: но между тем кого охота заберет...» (книжное выражение «не возмутим праха» и разговорное — «охота заберет»); «По снеговой пустыне спешу к вам, голову сломя» (в начале — книжный, в конце — разговорный оборот); «Пред кем я давиче так страстно и так низко был расточитель нежных слов» (народное «давиче» и книжное «расточитель нежных слов»).
Интересно, что уже в первой фразе, которую произносит Чацкий на сцене, наблюдается это сочетание: «Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног» (народное «чуть свет» и литературное «я у ваших ног»).
Так Грибоедов осуществил то требование сближения лит. языка с разговорным, народным, которое он выдвигал вместе с поэтами-декабристами.
Чацкий, видимо, неплохо знает литературу, он почти точно цитирует Державина: «И дым отечества нам сладок и приятен» (у Державина в стихотворении «Арфа»: «Отечества и дым нам сладок и приятен»).
Чацкий остроумен и красноречив. Это подтверждается множеством его афоризмов, метких выражений, иронических характеристик, многие из которых не утеряли своей свежести и силы до сегодняшнего дня: «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!», «Числом поболее, ценою подешевле», «Ваш дядюшка отпрыгал ли свой век?», «Смешенье языков: французского с нижегородским» (I д.); «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Свежо предание, а верится с трудом», «Кто служит делу, а не лицам», «Ах! тот скажи любви конец, кто на три года вдаль уедет», «Дома новы, но предрассудки стары», «Прошедшего житья подлейшие черты» (II д.); «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки» (о Скалозубе), «Вон он, на цыпочках, и не богат словами» (о Молчалине), «Чины людьми даются, а люди могут обмануться», «Я глупостей не чтец, а пуще образцовых», «Окроме честности? есть множество отрад: ругают здесь, а там благодарят», «Нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья» (III д.); «Ври, да знай же меру» (Репетилову), «И вот общественное мненье!», «Молчалины блаженствуют на свете!», «Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!.. Карету мне, карету!» (IV д.).
В своих монологах Чацкий поднимается до высокого гражданского пафоса. Таковы его монологи «А судьи кто?» и «В той комнате незначащая встреча». Обличит. пафос речи Чацкого отвечает существу его прямой и страстной натуры. Сила образа Чацкого — в его пламенной речи. Ведь именно обличающим словом борется он со старым миром. Меткое, разящее слово — его оружие в борьбе с крепостниками-дворянами. Речи Чацкого — это суд передового человека над самодержавно-крепостнической, аракчеевской, фамусовской Россией. Обличительный пафос монологов Чацкого нашел отзвук и дальнейшее развитие в русской поэзии, в «облитом горечью и злостью» стихе М. Ю. Лермонтова.
Старый мир борется с Чацким, используя клевету. Грибоедов сам писал о Чацком, что «кто-то со злости выдумал о нем, что он сумасшедший, никто не поверил и все повторяют». Общество дружно подхватывает слух о сумасшествии Чацкого. Фамусов торопится присвоить это «открытие» себе:
...Я первый, я открыл!
Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет!
Попробуй о властях — и нивесть что наскажет!
Чуть низко поклонись, согнись-ка кто кольцом,
Хоть пред монаршиим лицом,
Так назовет он подлецом!.. (Д. III, явл. 21.)
Хлестова, Молчалин, графиня-внучка, Наталья Дмитриевна поддакивают Фамусову, каждый приводит свой довод, а Загорецкий заключает: «Безумный по всему».
Известно, что еще до объявления сумасшедшим П. Я. Чаадаева, которое произошло позднее, в 1836 году, бывали и прежде случаи, когда находили удобным объявить сумасшедшими «опасных» людей». Вся история с «сумасшествием» Чацкого таким образом соответствует жизненной правде.
Кто же побеждает в борьбе: Чацкий или общество крепостников? Критики о Чацком
Старый мир еще очень силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий бежит из дома Фамусова, бежит из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».
Казалось бы, порок не наказан, и добродетель не торжествует в комедии. Однако читатель твердо убежден в моральной победе Чацкого над старым миром.
«Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей,— так определяет значение Чацкого Гончаров.— Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва».
Чацкий — яркий образ положительного героя своего времени. Недаром декабристы видели в нем человека, близкого им по убеждениям. А. Бестужев говорил: «...это благородное негодование ко всему низкому, эта гордая смелость в лице Чацкого проникла в меня до глубины души».
Интересны высказывания Герцена о близости Чацкого к декабристам: «Образ Чацкого, меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади; это — декабрист». И еще: Чацкий шел прямой дорогой на каторжную работу, и если он уцелел 14 декабря, то наверное не сделался ни страдательно тоскующим, ни гордо презирающим лицом... не оставил бы ни в каком случае своей пропаганды, которой не оставлял ни в гостиной Фамусова, ни в его сенях».
В речах позднейших Чацких — борцов со старым, отживающим, во имя нового, развивающегося слышны смысл и тон речей Чацкого. В этом Гончаров видит бессмертие комедии.
Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощенной личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.
«...Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и весь «ум», — говорит Гончаров.
По мнению В. Н. Орлова, писатель показал, создав образ Чацкого, что ум — могучая сила в борьбе с косностью и деспотизмом. Сама проблема ума в грибоедовское время была актуальна, и понятия «умный», «умник» часто употреблялись как синонимы понятия «вольнодумный», человек независимых взглядов. Декабристы и близкие к ним люди любили употреблять их именно в таком смысле. Грибоедов в своей комедии рассказал о горе вольнодумца, противостоящего всему косному.
Белинский считал, что «Горе от ума» - «это благороднейшее гуманическое произведение, энергический протест против гнусной расейской действительности, против чиновников, взяточников, бар-развратников... против невежества, добровольного холопства...».
Возникает вопрос — одинок ли Чацкий?
С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Федора (племянника княгини Тугоуховской) и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров, и сторонники «взаимных обучений» с их учениками.
Когда Фамусов говорит: «Все умудрились не по летам» (д. I, явл. 4), то, очевидно, он подразумевает многих представителей молодежи; о них же, по-видимому, он замечает: «Нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений» (д. III, явл. 21). Сам Чацкий часто употребляет множественное число: «Теперь пускай из нас один, из молодых людей найдется»; «Где, укажите нам, отечества отцы?» (д. II, явл. 5). Софья говорит, что Чацкий «в друзьях особенно счастлив» (д. I, явл. 5).
Чацкий — образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми — будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.
Статья И. А. Гончарова «Мильон терзаний»
...Комедия "Горе от ума" есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира, и вместе с тем и комедия и, скажем сами за себя, — больше всего комедия — какая едва ли найдется в других литературах, если принять совокупность всех прочих высказанных условий. Как картина она, без сомнения, громадна. Полотно ее захватывает длинный период русской жизни — от Екатерины до императора Николая. В группе двадцати лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы. И это с такою художественною, объективною законченностью и определенностью, какая далась у нас только Пушкину и Гоголю.
Но пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и "награжденья брать и весело пожить", пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, Молчаливых и других, нужды нет, что с самой Москвы стерся тот "Особый отпечаток", которым гордился Фамусов.
Главная роль, конечно, — роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов. Сам Грибоедов приписал горе Чацкого его уму, а Пушкин отказал ему вовсе в уме. Можно бы было подумать, что Грибоедов из отеческой любви к своему герою польстил ему в заглавии, как будто предупредив читателя, что герой его умен, а все прочие около него не умны.
Но Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен. Речь его кипит умом, остроумием. У него есть и сердце, и притом он безукоризненно честен. Словом — это человек не только умный, но и развитой, с чувством, или, как рекомендует его горничная Лиза, он "чувствителен, и весел, и остер". Только личное его горе произошло не от одного ума, а более от других причин, где ум его играл страдательную роль, и это подало Пушкину повод отказать ему в уме. Между тем Чацкий как личность несравненно выше и умнее Онегина и лермонтовского Печорина. Он искренний и горячий деятель, а те — паразиты, изумительно начертанные великими талантами, как болезненные порождения отжившего века. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век — и в этом все его значение и "весь ум".
...Софья Павловна индивидуально не безнравственна: она грешит грехом неведения, слепоты, в котором жили все. Вглядываясь глубже в характер и в обстановку Софьи, видишь, что не безнравственность "свели ее" с Молчалиным. Прежде всего, влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаз, — возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права. Без сомнения, ей в этом улыбалась роль властвовать над покорным созданием, сделать его счастье и иметь в нем вечного раба. Не ее вина, что из этого выходил будущий "муж-мальчик, муж-слуга — идеал московских мужей!". На другие идеалы негде было наткнуться в доме Фамусова.
Вообще к Софье трудно отнестись не симпатично: в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Недаром любил ее и Чацкий. После него она одна из всей этой толпы напрашивается на какое-то грустное чувство, и в душе читателя против нее нет того безучастного смеха, с каким он расстается с прочими лицами.
Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой "мильон терзаний". Чацкого роль — роль страдательная: оно иначе и быть не может. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная. Но они не знают о своей победе, они сеют только, а пожинают другие — и в этом их главное страдание, то есть в безнадежности успеха.
Живучесть роли Чацкого состоит не в новизне неизвестных идей, блестящих гипотез, горячих и дерзких утопий. Чацкий больше всего обличитель лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, "жизнь свободную". Его идеал "свободной жизни" определителен: это — свобода от всех этих исчисленных цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода — "вперить в науки ум, алчущий познаний", или беспрепятственно предаваться "искусствам творческим, высоким и прекрасным". Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу: "Один в поле не воин". Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва.
9