Внеклассное мероприятие
"Чебоксары — город мой родной!"
Батанова И.Л., учитель чувашского языка и литературы,
Судакова А.В., учитель начальных классов.
Цели мероприятия:
Приобщить учащихся к истории малой Родины, пробудить интерес, любовь и уважительное отношение к культуре родного города.
Развить умение работать в группе, анализировать, сопоставлять и обобщать материалы.
Развить умение защищать работу.
Оборудование к уроку:
Песни о любимом городе Чебоксары.
Мультимедийное оборудование.
Картины и рисунки, открытки с изображением города.
Эпиграф к уроку:
Вечно юный город стольный,
Ты мечтам даёшь просторы
Как добры вы, Чебоксары!
Город дивный и родной.
Анатолий Кибеч
Ход урока
Тихо звучит чувашская музыка, а на слайдах меняются картины с видом города Чебоксары.
В то же время Дарья Индюкова читает стихотворение:
Где бы меня ветры только ни носили
(Есть у нас большие города),
Но родней, чем этот уголок России,
Не найти мне в жизни никогда.
(Александр Лукашин)
– Ребята, вы узнали свой город? Какой он, наш город? (Выслушиваются ответы учащихся.)
Объявляются тема и цели урока.
Учитель: Урок посвящается родному городу – Чебоксары. Шура Шупашкар. Так любовно называют чуваши свою столицу. Белые Чебоксары. Город действительно кажется белым пароходом, только что причалившим к берегу Волги.
Дети исполняют песню Василия Давыдова-Анатри «Шура-шура Шупашкарам».
«На свете есть много городов красивых, знаменитых и больших, но для нас не может быть города дороже Чебоксар. Мой родной город – это мой дом, моя семья. Совершая путешествия по городу, вы лучше узнали об устройстве города, его традициях и обычаях, о знаменитых людях.
– А сейчас проведём «Блиц-турнир». Кто больше даст правильных ответов, тот получит медаль «Знаток города».
Столица Чувашской Республики. (Чебоксары)
Официальная дата начала исчисления г. Чебоксары. (1469 г.)
Сколько лет в этом году исполняется нашему городу? (550 лет)
На берегу какой реки раскинулся город Чебоксары? (Волга)
Знаменитая купеческая династия в Чебоксарах. (Ефремовы)
Герой гражданской войны, чтимый земляками-чебоксарцами. (В.И. Чапаев)
Третий космонавт в мире, уроженец Чувашии, который совершил полет в космос в 1962 году? (Андриян Григорьевич Николаев, наш земляк, совершил полёт в космос)
Что нарисовано на гербе города? (Чувашская вышивка, дубовый лист, 5 уток)
На каком памятнике имеется надпись: «Благословенны дети мои, живущие в мире и любви»? (Матери-Покровительнице)
Как на чувашском языке называется город Чебоксары? (Шупашкар)
В каком месяце отмечают день рождения города Чебоксары? (Август)
Сколько уток на гербе города Чебоксары? (5)
Вручается медаль лучшим знатокам города.
Учитель: «О нашем прекрасном городе сложено много стихов и песен. Каждое слово пропитано любовью, гордостью поэта». (Звучат чувашские мелодии на флейте, ученики читают стихотворения).
Данил Александров:
Чебоксары, Чебоксары!
Город дружбы, доброй славы.
Славен город наш родной
И трудом и красотой.
Разной нации народ
Семьей дружною живет.
Хлебосольный, трудовой
Любит, строит город свой.
Настя Павлова
Волга-матушка река
Бьет волной о берега.
Щедро кормит и поит –
Красотой своей пленит.
Колокольный звучит звон.
Слышен он со всех сторон.
Так звучал и в старину,
Призывая всех к добру.
Учитель: Ребята, сегодня вы работаете в группах. У вас было задание подготовить проекты. Для защиты проекта каждой группе дается 3 минуты. А пока выступает одна группа, другие должны внимательно слушать, чтобы правильно ответить на вопросы.
Первая группа.
Название проекта: «Чебоксары – моя гордость!». Стремительно растут Чебоксары, с каждым годом город становится всё краше и краше.
(Вопросы задает Настя Глазырина).
Вторая группа.
Проект: «Береги родной город!». К сожалению, бывают вопиющие случаи, когда вытаптывают газоны, ломают деревца и кусты, сорят, на остановках разбивают стеклянные витражи, пишут скверные слова. Не потерять бы нам лицо города, остановить бы нарушителей порядка! Вашей группе нужно было создать плакат с призывом соблюдения порядка в городе.
(Вопросы задает Катя).
Третья группа.
Проект: «Промышленность нашего города». Чебоксары прославились своей продукцией не только в России, но и за рубежом. В качестве производимой продукции никто не сомневается. Ваша группа должна сообщить об изготовляемых в Чебоксарах изделиях и товарах.
(Вопросы задает Радмила).
Четвертая группа.
Ваш проект – «Культурная столица Чувашии».
В 2003 году наш город стал «культурной столицей Поволжья». Расскажите о театрах и музеях, где можно провести досуг для души.
(Вопросы задает Кирилл).
Рефлексия.
Ребята, какие интересные, познавательные и красочные проекты у вас сегодня были.
- Что нового вы сегодня узнали?
- Что вам показалось интересным?
- Чему вы научились?
- Что вам захотелось попробовать сделать?
- Что вас удивило сегодня?
Любите свой город. Берегите его. Участвуйте в благоустройстве города. Сажайте деревья, цветы около дома, школы. Кто-то из вас, надеюсь, будет создавать профессиональные проекты по благоустройству города.
Таня Семенова:
Мы в Чувашии живем,
В краю озёр и пашен.
По-чувашски мы поём,
По-чувашски пляшем!
Предлагаю наше мероприятие завершить песней «Кил-кил, Шупашкара кил». (Поют все).