ЧЕЛОВЕК. 1 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:
Формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
Общая характеристика учебного предмета:
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представления о себе. Становление личности ребенка происходит при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «Я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими. Программа представлена следующими разделами «Представление о себе», «Семья»
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В Федеральном компоненте государственного стандарта «Человек» обозначен как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в системе образования детей с ОВЗ. На его изучение отведено 102 часа, 3 часа в неделю, 34 учебные недели. Интеграция с другими предметами с учётом общих целей изучения курса, определённых Федеральным государственным стандартом «Окружающий социальный мир», «Домоводство».
Задачи и направления.
— Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими
— представления о собственном теле
— распознание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта
— соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале
— отнесение себя к определенному полу
— развитие способности осознавать и выражать свои интересы
— формировать представления о возрастных изменениях
— формировать адекватное отношение к своим возрастным изменениям
— формировать умения поддерживать образ жизни, соответствующему возрасту, потребностям и ограничениям здоровья
— формировать умения поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами
— формирование умений определять своё самочувствие(как хорошее, или плохое),локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослому
— формировать умения соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром,вечером, мытье рук перед едой, после посещения туалета)
— формировать умения решать возникающие жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей
— формировать умения обслуживать себя
— формировать умения следить за своим внешним видом
— формировать представление о своей семье, социальной роли, бытовой и досуговой деятельности
— формирование положительного отношения ребенка к занятиям;
— развитие собственной активности ребенка;
— формирование устойчивой мотивации к выполнению заданий;
— формирование и развитие целенаправленных действий;
— развитие планирования и контроля деятельности;
— развитие способности применять полученные знания для решения новых аналогичных задач.
Кроме основных, можно выделить и методические задачи:
— развитие зрительного восприятия;
— развитие зрительного и слухового внимания;
— развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
— формирование и развитие реципрокной координации;
— развитие пространственных представлений;
— развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.
Направления коррекционной работы:
– налаживание эмоционального контакта с ребенком, на основе которого впоследствии строится взаимодействие педагога с ребенком в процессе совместной деятельности. Без умения ребенка взаимодействовать со взрослым, принимать поставленную задачу и адекватно пользоваться помощью взрослого невозможно обучение. Поэтому для каждого ребенка сначала нужно подобрать подходящий для него набор коммуникативных средств (фраза, слово, звук, жест, карточка), а затем обучать его пользоваться ими;
- постоянно поддерживать собственную активность ребенка, так как развитие социально окружающего мира невозможно без активного и сознательного участия ребенка в процессе;
- одним из показателей активности ребенка является его положительное отношение к заданию. Если у ребенка быстрая истощаемость, нужно следить за его реакциями, так как иногда такой ребенок не показывает, что он устал, а сразу переходит к деструктивным формам поведения (агрессия, самоагрессия, истерика и т. п.). Лучше устроить дополнительную паузу или закончить занятие пораньше;
- у ребенка может быть свой темп восприятия происходящих событий, поэтому педагог должен стараться взаимодействовать с ним, не навязывая свой темп, а терпеливо дожидаясь ответной реакции;
- взрослый поддерживает интерес к заданию. Например, помогает в тех ситуациях, когда ребенок не может справиться самостоятельно, но при этом не делает за ребенка то, что он может (пусть и с трудом) сделать сам;
- с поддержанием активности ребенка тесно связана задача развития мотивации деятельности. При неадекватной мотивации ребенок или откажется от деятельности вообще, или его действия будут механическими. Чаще всего такие действия не приводят даже к усвоению ребенком конкретных навыков, тем более не способствуют развитию ребенка. Именно изменением мотивации достигается переход активности из ненаправленной в целенаправленную;
На первых занятиях поддерживается четкая пространственно-временная структура. Каждое занятие должно иметь явно выраженные начало и конец, отдельные задания внутри занятия отделяются друг от друга. Структурировано и пространство помещения – определенные задания связаны с определенным местом или предметом.
Сложные задания чередуются с простыми, а напряжение с расслаблением. Для этого включаются тактильно-ритмические игры (или другие занятия, которые нравятся ребенку). Коррекционные занятия проводятся как индивидуально, так и в небольших группах — по 2–3 ребенка со сходными проблемами. Как правило, это дети, с которыми предварительно уже проводились индивидуальные занятия по данной программе.
Содержание обучения на уроках «Человек» очень разнообразен, что определяется многообразием различных дефектом, присущих детям с умеренной умственной отсталостью. Нарушения памяти, внимания, мышления, моторики, и в частности зрительно-двигательной координации, которые прямым образом отражаются на возможностях результатах у детей с умеренной умственной отсталостью, требуют проведение игр и упражнений, направленных па коррекцию этих нарушении. На эти работы не отводятся целиком отдельные уроки; они включаются в урок как определенный этап среди других видов деятельности. Для коррекции нарушения внимания предусмотрены специальные упражнения и игры.
Все занятия необходимо сопровождать живой эмоциональной речью учителя, побуждать учащихся к активной речи по ходу деятельности. Учитель должен стимулировать и организовывать двигательную активность каждого ребенка.
Учебную работу на уроках «Человек» необходимо строить так, чтобы ранее пройденный материал постоянно включался в новые виды работ, закреплялся и вводился в самостоятельную деятельность детей на различных уроках.
Личностные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
Предметные результаты
— Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений),неспецифических жестов
— Овладение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации, соблюдая общепринятые правила поведения
— Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения соответствующих возрасту житейских задач
— Умение использование предметов для выражения путем на них жестом, взглядом
— Использование доступных жестов для передачи сообщения
— Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека
— Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях
— Обучение глобальному чтению в доступных ребенку пределах
— Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова; копирование с образца отдельных букв
Базовые учебные действия.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, ВКЛЮЧАЮЩЕЕ ПЕРЕЧЕНЬ ИЗУЧАЕМОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА, НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Содержание курса состоит из следующих разделов:
1)Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.
. Представления о собственном теле.
. Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.
. Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.
. Отнесение себя к определенному полу.
. Умение определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания.
. Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.
. Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.
2) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
. Формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.
. Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой).
3) Представления о своей семье, взаимоотношениях в семье.
. Представления о членах семьи, родственных отношениях в семье и своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
При составлении индивидуальных планов для работы с детьми выбор конкретного раздела программы зависит от возраста ребенка, особенностей его развития и поставленных коррекционных задач.
Деление обучающихся на группы
1 подгруппа
Краткая характеристика
Показатели | |
Физическое развитие | Грубые отклонения в физическом развитии, ребенок не передвигается. |
Двигательная сфера | Общая моторика грубо нарушена, ограничено движение рук и ног. |
Бытовые навыки | При обслуживании себя полная зависимость от других. |
Социальный опыт | Не ориентируются в окружающем. |
Способность к общению | В контакт не вступает, взгляд не фиксирует. |
Способность к деятельности | Интерес к действиям взрослого не проявляется. |
Сформированность высших психических функций Восприятие | Не сформированы |
Память |
Мышление |
Речь | Понимание обращенной речи недоступно. |
2 подгруппа
Показатели | |
Физическое развитие | Грубые отклонения в физическом развитии, способ передвижения – ползание. |
Двигательная сфера | Грубое недоразвитие дифференцированных движений пальцев рук. |
Бытовые навыки | При обслуживании себя полная зависимость от других. |
Социальный опыт | Не ориентируются в окружающем. |
Способность к общению | Контакт крайне затруднен из-за непонимания обращенной речи. |
Способность к деятельности | Интерес к действиям взрослого активно не проявляется. |
Сформированность высших психических функций Восприятие | Восприятие знакомых предметов возможно при условии максимальной направляющей помощи взрослого. |
Память | Опосредованное запоминание недоступно. |
Мышление | Обобщение, абстрагирование недоступны. |
Речь | Понимание обращенной речи недоступно. |
3 подгруппа
Краткая характеристика
Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за внешним видом, подбором одежды в соответствии с сезоном. Ориентируются в знакомом пространстве, выполняет простые поручения.
Особенности психофизического развития: нарушена координационная способность (точность движений, ритм), отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор. Мышление: доступны обобщения по ситуационной близости, анализ, синтез – со значительной помощью учителя. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём.
Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленнаядеятельность развита слабо, интерес к деятельности не устойчивый, предлагаемую программу действий удерживают со стимуляцией, быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.
Сформированность учебных навыков: учебные навыки сформированы частично: адекватно используют учебные принадлежности, выполняют инструкции.
Речь: собственная речь представлена аграмматичной фразой, слова с грубо нарушенной слоговой структурой. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют за педагогом отдельные слова. В обращенной речи понимают простые инструкции.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов, тем программ | Кол-во часов по разделу | | 1 модуль | | 1 2 3 | «Представления о себе» «Я – человек». | 3 | 4 5 | «Моё имя» | 2 | 6 7 8 | «Кто я?» | 3 | 9 10 11 | «Все люди разные» | 3 | 12 13 14 | «Представления о частях тела» -«Мои руки». - «Уход за руками» | 3 | 15 16 17 | «Представления о частях тела» «Мои ноги» «Уход за ногами» | 3 | | Всего 16,5 часов | | | 2 модуль | | 18 19 | «Представления о себе» -«Мой рот и язычок» «Уход за полостью рта» | 2 | 20 21 | - «Мои зубки» - «Уход за зубами» | 2 | 22 23 | - «Мои глаза» - «Уход за глазами» | 2 | 24 25 | -« Мои уши» - «Уход за ушами» | 2 | 26 27 | - «Мой нос» - «Уход за носом» | 2 | 28 29 | «Гигиена тела» - «Умывальная комната» «Атрибуты в умывальной комнате» | 2 | 30 | - «Намачивание и намыливание рук». | 1 | 31 | - «Мытьё рук». | 1 | 32 | - «Смывание мыла с рук». | 1 | 33 | -«Вытирание рук». | 1 | | Всего 16 часов | | | 3 модуль | | 34 35 36 | «Туалет» «Раковина» «Унитаз» | 3 | 37 38 39 | «Нужды человека» «Я хочу есть,пить» | 3 | 40 41 | «Кнопка слива» «Смывание унитаза» | 2 | 42 | «Снятие нижнего белья» | 1 | 43 44 | «Туалетная бумага» «Отматывание бумаги» | 2 | 45 46 | «Одевание нижнего белья» «Изнаночная и лицевая сторона» | 2 | 47 48 | «Гигиенические процедуры после посещение туалета» «Мытье рук, вытирание рук» | 2 | 49 50 | «Моё личное полотенце» «Моя метка» | 2 | | Всего 16,5 часов | | | 4 модуль | |
51 | «Гигиена тела» «Водные процедуры, душ». | 1 |
52 53 54 | «Гигиена тела» «Изучаем своё тело». «Голова» «Туловище» | 3 |
55 56 | «Моё не моё» «Мои не мои» | 2 |
57 58 59 | «Возрастные изменения» «Я малыш» «Я подросток» | 3 |
60 61 62 | «Виды одежды» (нижняя одежда) «Лицевая и изнаночная сторона» | 3 |
63 64 65 | «Виды одежды» (верхняя одежда) «Лицевая и изнаночная сторона» | 3 |
66 67 68 | «Виды обуви» «Виды застежек» | 3 |
| Всего 18 часов | |
| 5 модуль | |
69 70 71 | «Режим дня» «Утро» «День» «Вечер» | 3 |
72 73 74 | «Правильное питание» «Овощи и фрукты в жизни человека» | 3 |
75 76 77 | «Культура поведения в столовой» «Добрые слова» | 3 |
78 79 80 | «Посуда» «Сервировка стола» «К нам пришли гости, накроем на стол» | 3 |
81 82 83 | «Моё самочувствие» «У меня болит голова» « Мне плохо» | 3 |
84 85 86 | «Мои данные» «Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?» | 3 |
| Всего 18 часов | |
| 6 модуль | |
87 88 89 | «Моя семья» «Мама, папа» «Братья,сестры» | 3 |
90 91 92 | «Наши праздники» «Новый год» «8 марта» | 3 |
93 94 | «Мой дом» «Мои воспитатели» | 2 |
95 96 | «Моя досуговая деятельность» «Игра,хобби» | 2 |
97 98 99 100 101 102 | «Закрепление по учебному курсу «Человек» «Мои части тела» «Мои данные и половая принадлежность» «Овощи и фрукты в жизни человека» «Нужды человека» «Моё самочувствие» | 6 |
| Всего18 часов | |
| Всего за год 102 часа | |
Тема | часы | Планируемые результаты |
1 модуль | | Личностные | Коррекционные | БУД Базовые учебные действия |
| | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 1 группа | 2 группа | 3 группа |
«Представления о себе» «Я – человек». | 3 | Осознаёт общности и различий «Я» от других. . | Будет иметь представление о себе как о человеке | Будет иметь представление о себе как о человеке | Будет иметь возможность начать и поддерживать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание Расширяет словарный запас: люди, человек | Будет иметь возможность с по мощью жестов обращаться за помощью и принимать помощь Реагирует на речь учителя | Выполняет стереотипную инструкцию | Фиксировать взгляд на экране монитора Удерживает произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Фиксировать взгляд на изображении. Устанавливает эмоциональный контакт между детьми | Фиксировать взгляд на лице педагога с использованием голоса |
«Моё имя» | 2 | Соотносит себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале | Соотносит себя со своим именем, своим изображением на фотографии | Соотносит себя со своим именем | Знает и называет своё имя, имена одноклассников | Умеет фиксировать взгляд на объекте | Уметь показать себя на фотографии | Откликается на своё имя, узнает и показывает себя на фотографиях. | Откликается на своё имя, реагирует на своё имя. Вступает в контакт учитель-ученик | Реагирует на своё имя поворотом головы |
«Кто я?» | 3 | Имеет представление о собственном теле. Соотносит себя к определенному полу. | Соотносит себя к определенному полу. | Соотносит себя к определенному полу. | Умеет фиксировать взгляд на объекте | Выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Выполняет последовательно организованные движения | Различает свой пол, чем отличается мальчик от девочки. Активизирует в речи слова: брюки, рубашка, платье. | Определяет половую принадлежность по одежде | Реагирует на своё имя и половую принадлежность поворотом головы |
«Все люди разные» | 3 | Осознает свою принадлежность к определенному полу | Осознает своей принадлежность к определенному полу | Проявлять интерес к изучению себя | Имеет представления о том, что все люди. Знает чем отличаются друг от друга: пол, цвет волос, вес. Умеет классифицировать по величине: большой-маленький , большая-маленькая, темный, светлый | Активизирует в речи новые слова: большой-маленький, светлый, темный. Понимает инструкцию по пиктограммам | Гладить себя по голове рукой (Лиза-девочка Лиза –большая) Выполняет действие способом рука-в-руке | Умеет фиксировать взгляд на объекте | Умеет фиксировать взгляд на объекте | Выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
«Представления о частях тела» «Мои руки». «Уход за руками» | 3 | Умеет говорить о себе от первого лица | Проявляет собственные чувства | Проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение) | Выполняет последовательно организованные движения | Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога | Понимает жестовую инструкцию | Ориентируется в собственном теле, показывает правую и левую руку. Активизирует в речи слова, обозначающие действие. (держит ложку в правой руке, рисует, одевается с помощью рук, гладит по голове, жалеет, обнимает обеими руками) | Выполняет движения по образцу (гладить по голове, обнимает Берет предмет правой рукой, прокатывает мяч, кидает мяч Выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения) | Выполняет движения совместно с учителем (рука в руке) Понимает жестовую инструкцию |
«Представления о частях тела» «Мои ноги». «Уход за ногами» | 3 | Осознает, что может, а что ему пока не удается | Проявляет собственные чувства | Определяет свою половую принадлежность (без обоснования | Умеет фиксировать взгляд на объекте | Выполняет последовательно организованные движения | Умеет фиксировать взгляд на объекте | Ориентируется в собственном теле, показывает правую и левую ногу Активизирует в речи слова, обозначающие действие. (пинаю мяч, одеваю обувь, прыгаю, бегаю), Чтение пиктограмм | Выполняет движения по образцу при организующей, направляющей помощи Выполняет посильное задание от начала до конца | Выполняет движения совместно с учителем (пинает мяч, прыгает, топает, показывает ноги) |
«Представления о себе» «Мой рот и язычок» «Уход за полостью рта» | 2 | Умеет устанавливать и поддерживать контакты | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Охотно участвует в совместной деятельности | Умеет показывать части тела | Умеет показывать части лица | Умеет реагировать на своё имя поворотом головы | Имеет представление о том, что у каждого человека есть рот, для чего он нужен и как его беречь. Активизирует в речи слова: рот, язык. Различает и называет разные эмоции (пиктограммы) | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Показывает свой рот реагирует на ласкательно-уменьшительные слова (в адрес собственного имя) улыбкой |
-«Мои зубки» -«Уход за зубами» | 2 | Умеет поддерживать контакты | Стремится помогать окружающим | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Умеет показывать части тела (рука, нога, нос, рот, уши, глаза, зубы) | Умеет фиксировать взгляд на объекте | Проявлять интерес к изучению себя | Имеет представление о том, что у каждого человека есть зубы(для чего они нужны. Знает что делать чтобы зубки не болели) Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин. | Умеет ухаживать за своими зубами Брать зубную щетку с по- мощью учителя выдавливать зубную пасту | Показывает свои зубки, Берет зубную щетку в правую руку |
-«Мои глаза» «Уход за глазами» | 2 | Стремится помогать окружающим | Испытывает потребность в новых знаниях | Умеет поддерживать зрительные контакты | Уметь показывать части лица (нос, рот, уши, глаза, зубы) | Умеет фиксировать взгляд на объекте | Проявлять интерес к изучению себя | Имеет представление о глазах человека об их значении в нашей жизни. Активизирует в речи слова: глаз, глаза, Имеет представление как ухаживать за глазами (протирать влажной салфеткой, не тереть глаза грязными руками) | Ориентируется в собственном теле. Показывает глаза как на себе так и на дид. игрушках. | Показывает на собственном теле глаза, правой, левой рукой. |
-«Мои уши» «Уход за ушами» | 2 | Избегает конфликтных ситуаций | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Стремится помогать окружающим | Умеет определять у себя половую принадлежность (девочка, мальчик | Проявлять интерес к изучению себя, своих физических возможностей | Умеет реагировать на своё имя поворотом головы | Имеет представление о ушах человека об их значении в нашей жизни. Активизирует в речи слова: ухо, слышу, слушать. Умеет ухаживать за ушами (мыть, протирать влажной салфеткой) | Умеет ориентироваться в собственном теле. Умеет показывать ухо как на себе так и на дид. игрушках. | Подражает действиям, выполняемы педагогом |
-«Мой нос» -«Уход за носом» | 2 | Имеет преставления на здоровый образ жизни | Стремится помогать окружающим | Воспринимает и наблюдает за окружающими предметами | Выполняет последовательно организованные движения | Проявлять интерес к изучению себя | Проявлять интерес к изучению себя | Имеет представление о том, что такое нос, как беречь и как ухаживать за ним Активизирует в речи слова: нос, рот, запах | Понимает инструкцию по пиктограммам Использует носовой платок по мере необходимости | Подражает действиям, выполняемые педагогом Ориентируется в собственном теле показывать свой нос (нос у куклы, у собачки) |
«Гигиена тела» - «Умывальная комната» «Атрибуты в умывальной комнате» | 2 | Имеет установки на здоровый образ жизни | Использует элементарные формы речевого этикета | Проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение | Проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение | Выполняет последовательно организованные движения | Выполняет последовательно организованные движения | Имеет представление об умывальной комнате и её атрибутах (раковина, кран с холодной, горячей водой) Открывает кран, смешивает воды | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Выполняет действие способом рука-в-руке |
- «Намачивание и намыливание рук». | 1 | Использует элементарные формы речевого этикета | Охотно участвует в совместной деятельности | Проявляет собственные чувства | Иметь представление о процессах и алгоритмах мытья рук | Умеет фиксировать взгляд на объекте (мыло, мыльница, полотенце и т.д.) | Проявлять интерес к изучению себя, своих физических ких возможностей | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения). | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин |
- «Мытьё рук». | 1 | Осознает, что может, а что ему пока не удается | Понимает эмоциональные состояния других людей | Понимает язык эмоций (мимика, жесты и т.д.) | Имеет представление о процессах и алгоритмах мытья рук | Имеет представление о процессах и алгоритмах мытья рук | Знает атрибуты в доступ ном предмет ном мире (мыло, полотенце) | Имеет представление о правильном уходе за своими руками, использует вопросы: Зачем мы моем руки? Что такое грязные руки? От чего бывают грязные руки? | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца. | Выполняет действие способом рука-в-руке |
- «Смывание мыла с рук». | 1 | Осознает, что определенные его действия несут опасность для него | Принимает и оказывает помощь | Понимает эмоциональные состояния других людей | Имеет представление о процессах и алгоритмах мытья рук | Знает атрибуты в доступ ном предмет ном мире (мыло, полотенце) | Проявлять интерес к изучению себя, своих физических ких возможностей | Способен выстраивать алгоритм предстоящей деятельности | Имеет понимания важности заботы о собственном здоровье | Умеет смывать мыло с рук. |
-«Вытирание рук». | 1 | Имеет установки на здоровый образ жизни | Имеет представление о культурно-гигиенических ких навыках | Принимает помощь | Имеет представление о процессах и алгоритмах мытья рук | Выполняет последовательно организованные движения | Проявлять интерес к изучению себя, своих физических возможностей | Активизируется за счет слов: мыло, мыльница, намыливать, «мыльные перчатки», пена, смывать, Вытирать Вслушивается, и понимает смысл художественного слова. | Последовательно выполняет отдельные операции действия Умеет правильно вытирать руки, вешать полотенце на своё место в соответствии со своей меткой | Последовательно выпаяет отдельные операции действия с незначительной помощью педагога. Умеет находить свою метку, своё личное полотенце Принимает цели и произвольно включается в деятельность |
«Туалет» «Раковина» «Унитаз» | 3 | Умеет следить за своим внешним видом | Охотно участвует в совместной деятельности | Принимает помощь взрослого | Умеет сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях | Умеет сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях (проситься в туалет) | Умеет снимать и одевать нижнее бельё (после посещения туалета) | Умеет ориентироваться в пространстве, находить туалетную комнату, знает её предназначения. | Имеет представление о туалет ной комнате, ориентируется в ней, знает её предназначение | Умеет ориентироваться в туалет ной комнате |
«Нужды человека» «Я-хочу есть, пить» | 3 | Сообщает о диском форте | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Пользуется жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Умеет сообщать о необходимости в своих потребностях и желаниях | Знает атрибуты в доступ ном предметном мире (кружка, тарелка, ложка), | Умеет обслуживать себя (держать ложку, пить из кружки) | Умеет осознавать и выражать свои потребности. | Умеет выражать свои желания Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | Умеет просится в туалет |
«Кнопка слива» «Смывание унитаза» | 2 | Умеет следить за своим внешним видом | Проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение | Пользуется жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Знает атрибуты в доступ ном предмет ном мире (унитаз, кнопка слива) | Умеет удерживать кнопку слива, Смывать содержимое | Умеет аккурат но совершать свой туалет при завершении туалета, удерживает кнопку слива | Выстраивает алгоритм предстоя щей деятельности | Выстраивает алгоритм предстоя щей деятельности (словес ный и наглядный план) с помощью педагога | Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога |
«Снятие нижнего белья» | 1 | Умеет следить за своим внешним видом | Определяет свою половую принадлежность (без обоснования) | Проявляет собственные чувства | Умеет последовательно снимать бельё. Знает его предназначение | Умеет снимать бельё в туалетной комнате перед посадкой на унитаз | Умеет снимать бельё перед своими нуждами | Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности | Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности | Понимает инструкцию по пиктограммам. |
«Туалетная бумага» «Отматывание бумаги» | 2 | Проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение | Умеет поддерживать контакты | Пользуется жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Умеет пользоваться туалет ной бумагой, отматывать необходимое её количество | Знает, что такое туалетная бумага, умеет пользоваться. | Умеет отматывать определенное количество туалетной бумаги | Принимает цели и произвольно включаться в деятельность | Выполняет действия с опорой на наглядность с помощью педагога | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
«Одевание нижнего белья» «Оденем куклу Катю» | 2 | Умеет поддерживать контакты | Понимает эмоциональные состояния других людей | Проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение) | Умеет последовательно двумя руками одевать нижнее белье Следует предложенному плану и работает в общем темпе | Умеет последовательно двумя руками одевать нижнее белье .Сопровождая действия собственной речью. Я, одеваю трусики, затем я буду одевать маечку | Умеет захватывать руками нижнее бельё. натягивать | Принимает цели и произвольно включаться в деятельность | Выполняет действия с опорой на наглядность с помощью педагога | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
«Гигиенические процедуры после посещение туалета» «Мытье рук, вытирание рук» | 2 | Умеет устанавливать и поддерживать контакты | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Понимает язык эмоций | Умеет соблюдать основные правила личной гигиены: мыть руки после туалета, соблюдая определенную последовательность при мытье рук | Умеет производить последовательность мытья рук | Умеет и знает ,что нужно мыть руки после посещения туалета | Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности | Принимает цели и произвольно включаться в деятельность | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога |
«Моё личное полотенце» «Моя метка» | 2 | Принимает участие в коллективных делах и играх | Имеет установки на здоровый образ жизни | Наблюдает за окружающими предметами | Умеет использовать только в личных целях предметы личной гигиены. | Знает своё личное полотенце, соотносит с меткой. | Умеет находить своё полотенце | Умеет ориентироваться в пространстве, находит туалетную комнату, знает её предназначения и личные предметы | Принимает цели и произвольно включаться в деятельность | Последовательно выполняет отдельные операции действия |
«Гигиена тела» «Водные процедуры, душ». | 1 | Умеет кооперироваться и сотрудничать | Избегает конфликтных ситуаций | Принимает помощь взрослого | Имеет представление о здоровом образа жизни. | Имеет знания о пользе зарядки, умывании прохлад ной водой | Имеет знания о пользе умывании | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога |
«Гигиена тела» «Изучаем своё тело». «Голова» «Туловище» | 3 | Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.) | Принимает участие в коллективных делах и играх | Понимает язык эмоций | Умеет с помощью невербальных средств общения показывать Как говорят плечи «Я не знаю?» Как говорит палец «Иди сюда» Покажи без слов как ты качаешь куклу, катаешься на коньках и т.д. | Умеет владеть своим телом | Умеет показывать по просьбе (рука, голова, нога, нос, уши) | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца | Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога(показывает части тела и лица) | Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога |
«Моё не моё» «Мои не мои» | 2 | Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми | Включается и общается со взрослыми и взаимодействует со сверстниками. | Сформированы адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях | Умеет отличать свои вещи с помощью метки. | Знает свои и чужие вещи | Умеет показывать на себе свои вещи | Способен классифицировать предметы «Мои игрушки. Моя одежда» | Способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин | Подражает действиям, выполняемы педагогом |
«Возрастные изменения» «Я-малыш» «Я-подросток» | 3 | Включается и общается со взрослыми и взаимодействует со сверстниками. | Проявляет дисциплинированность в образовательной деятельности. | Сформированы адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях | Умеет последовательно излагать события: Определять свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша) | Умеет узнавать себя на фотографиях, показывает указательным пальцем (Это –Я) | Смотрит на себя в зеркало, показывает части лица: нос, глаза, рот. | Фиксирует взгляд на экране монитора | Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога(показывает возрастные изменения) | Подражает действиям, выполняемы педагогом |
«Виды одежды» (нижняя одежда) «Лицевая и изнаночная сторона» | 3 | Проявляет дисциплинированность в образовательной деятельности. | Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Знает названия нижней одежды. Умеет подразделять женскую и мужскую одежду, видит лицевую и изнаночную сторону | Знает виды нижнего белья. Умеет показывать и складывать белье | Умеет подбирать нижнее белье с помощью дид. игр. «Одень куклу» | Следует предложенному плану и работает в общем темпе | Понимает инструкцию по инструкционным картам | Фиксирует взгляд на экране монитора |
«Виды одежды» (верхняя одежда) «Лицевая и изнаночная сторона» | 3 | Сформированы адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях | Проявляет дисциплинированность в образовательной деятельности. | Пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов | Умеет называть одежду и классифицировать её в соответствии с тем или иным сезоном года (летняя, зимняя | Называет одежду и классифицирует её в соответствии(нижняя, верхняя одежда) | Умеет одевать верхнюю одежду: куртку | Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Усвоила последовательность действий с учетом получения конечного результата |
«Виды обуви» «Виды застежек» | 3 | Проявляет дисциплинированность в образовательной деятельности. | Сформированы адекватные представления о собственных возможностях и ограничениях | Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми | Знает и называет виды обуви, соотносить с сезонными изменениями Классифицирует (летняя обувь, зимняя обувь Знает с видами застежек на обуви. | Умеет надевать обувь в соответствии с правой и левой ногой | Умеет застегивать обувь с помощью липучек | Следует предложенному плану и работает в общем темпе | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Усвоила последовательность действий с учетом получения конечного результата |
«Режим дня» «Утро» «День» «Вечер» | 3 | Умеет поддерживать правила бытового распорядка | Проявляет дисциплинированность в образовательной деятельности | Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми | Умеет соблюдать режим дня, ориентируется на пространственную ориентировку Сформированы умение выполнять последовательную цепочку действий Встал, заправил постель умылся, почистил зубы и.т д. Ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога | Умеет соблюдать режим дня, знает учебную и игровую зону | Умеет соблюдать режим дня, показывает с помощью картинок время суток «Утро» «День» «Вечер» | Следует предложенному плану и работает в общем темпе; фиксирует взгляд на экране монитора | Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога | Выполняет стереотипную инструкцию |
«Правильное питание» «Овощи и фрукты в жизни человека» | 3 | Умеет работать в команде | Имеет желания вести здоровый образ жизни | Проявляет интерес к занятиям | Имеет представления значении питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах «Овощи и фрукты», «Вредные напитки» (кока-кола, газ .вода) | Умеет классифицировать овощи и фрукты. Сравнивает, классифицирует объекты по выделенным признакам | Умеет брать ложку, подносить ложку ко рту. Принимать помощь от взрослого | Следует предложенному плану и работает в общем темпе; фиксирует взгляд на экране монитора | Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога | Выполняет стереотипную инструкцию |
«Культура поведения в столовой» «Добрые слова» | 3 | Понимает эмоциональное состояние других людей | Использует элементарные формы речевого этикета | Проявляет интерес к занятиям | Имеет представление об этикете. Умеет использовать в речи этикетные выражения приглашения, благодарности, извинения | Сформированы представления об этикете. Умеет прожевывать пищу закрытым ртом. Соблюдает последовательность в приеме пищи: первое блюдо, второе, третье блюдо | Умеет правильно сидеть за столом, пользуется столовыми прибора ми | Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца | Выполняет стереотипную инструкцию |
«Посуда» «Сервировка стола» «К нам пришли гости, накроем на стол» | 3 | Умеет поддерживать разговор, здороваться, прощаться | Взаимодействует с окружающими детьми в игре и на занятии | Сформированы адекватные представления о собственных возможностях | Умеет сервировать стол, расставлять посуду в определенной последовательности. Знает назначение посуды. | Собирает из 2-х крупных частей целую картинку | Умеет собирать посуду со стола, ставить тарелку в тарелку. | Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога | Подражает действиям, выполняемым педагогом | Подражает действиям, выполняем педагогом |
«Моё самочувствие» «У меня болит голова» «Мне плохо» | 3 | Имеет чувство сострадания к больному ребенку. Вызывает положительное отношение к чистому, опрятному, здоровому ребенку | Имеет чувство сострадания к больному | Имеет доверительное отношение к людям в белых халатах | Умеет определять своё самочувствие, обращаться за помощью к взрослым, показывает что и где болит. Сообщает о диском форте вызван ном внешними фак торами (температурный режим, освещение и т.д.) | Умеет показать на ту область где болит, говорит «бо-бо» Определяет состояние своего здоровья | Умеет использовать невербальные и вербальные средства для привлечения к себе внимания | Следует предложенному плану и работает в общем темпе; фиксирует взгляд на экране монитора | Подражает действиям, выполняемы педагогом | Понимает инструкцию по пиктограммам |
«Мои данные» «Как тебя зовут, сколько тебе лет, где ты живешь?» | 3 | Определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.)Знает своё имя ,фамилию, возраст | Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми | Осознаёте себя как ученика откликается на своё имя поворотом головы | Сформированы элементарные представления о правах человека. Активизирует словарь по теме: « Имя» | Умеет представить себя коллективу сверстников. | Откликается на своё имя, показывает на пальцах свой возраст, узнает себя и других членов семьи на фотографиях | Следует предложенному плану и работает в общем темпе; фиксирует взгляд на учителе | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание | Понимает инструкцию по пиктограммам |
«Моя семья» «Мама, папа» «Братья, сестры» | 3 | Сформированы доброжелательные отношение к своей семье | Проявляет уважение к старшим | Проявляет добрые чувство к своей семье, эмоциональную радость в общении со своей семьёй | Знает и умеет основе игры «Дом» выполнять социальные роли семьи | Называет и узнаёт на фотографии свою маму (Сережа В)
| Узнаёт и показывает на фотографии свою маму | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца | При организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца | Пони мает инструкцию по пиктограммам |
«Наши праздники» «Новый год» «8 марта» | 3 | Активно участвует в подготовке праздника | Проявляет эмоциональный отклик от совместно го праздника | Имеет интерес к праздникам | Имеет представления о праздниках Новый год, день рождения, праздник мамы. Использует малые формы фольклора (потешки, песни) | Владеет движениями собственного тела | Смотрит и проявляет интерес к выступлениям других детей | Адекватно использует ритуалы поведения во время праздников | Последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога | Выполняет стереотипную инструкцию |
«Мой дом» «Мои воспитатели» | 2 | Сформированы адекватные представления об опасности и безопасности во взаимодействии с окружающей и бытовой средой | Сформированы элементарные знания о правилах поведения в разных социальных ситуациях с взрослы ми, со знакомы ми и незнакомыми людьми | Сформирована элементарная коммуникация и умения использовать ее | Умеет задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользуется различными типами коммуникативных высказываний | Ориентируется в детском доме, знает бытовые помещения и их назначения. | Ориентируется в помещении детского дом. Знает расположение бытовых помещений | Последовательно выполняет отдельные операции | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале | Ориентируется в режиме дня |
«Моя досуговая деятельность» «Игра, хобби» | 2 | Включается и общается со взрослыми и взаимодействует со сверстниками. | Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми | Проявляет дисциплинированность в образовательной деятельности. | Умеет правильно организовывать своё свободное время, опираясь на своё любимое дело | Умеет использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы | Использует предметы заменители в игре | Выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога | Выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (наглядный план) с помощью педагога | Подражает действиям, выполняемые педагогом |
«Закрепление по учебному курсу «Человек» «Мои части тела» «Мои данные и половая принадлежность» «Овощи и фрукты в жизни человека» «Нужды человека» «Моё самочувствие» | 6 | Включается и общается со взрослыми и взаимодействует со сверстниками | Управляет своими эмоциями в различных ситуациях, в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми | Сформированы навыки самообслуживания и веры в свои силы в овладении ими | Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами Принимает оценку деятельности, оценивает ее с учетом предложенных критериев Корректирует свою деятельность с учетом выявленных недочетов | Узнает и находит идентичные вещи, понимает и выполняет элементарные инструкции, обусловленные ситуацией | Умеет использовать невербальные и вербальные средства для привлечения к себе внимания | Следует предложенному плану и работает в общем темпе; фиксирует взгляд на учителе | Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения | Ориентируется в пространстве |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОМУ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
- Коммуникативные символы;
- Картины, наглядные пособия; - предметов различной̆ формы, величины, цвета;
- Графика. схемы, таблицы- пиктограммы с изображениями занятий моментов и др. событий;
- Невербальные средства общения(жест, мимика, голос);
- Электронные презентации;
- Дид.игры по лексическим темам;
- Шнуровки,липучки;
- Посуда- вставления (стаканчики одинаковой величины);
- Виды одежды и обуви;
- Принадлежности для ухода за своим телом- оборудования, позволяющего выполнять упражнения на сортировку, группировку различных предметов, их соотнесения по определенным признакам;
- Пазлы, лото, разрезные картинки;
- Альбомы с фотографиями детей- изображений предметов, людей, объектов природы, цифр и др.;
- учебные столы;
- доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления);
- персональный компьютер;
- предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины);
- звучащие предметы для встряхивания;
- предметы для сжимания (мячи различной̆ фактуры, разного диаметра);
- различные по форме, величине, цвету наборы материала (в т.ч. природного);
- наборы предметов для занятий (типа «Нумикон», Монтессори-материал и др.);
- мозаики;
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные планируемые результаты:
Физические характеристики персональной идентификации:
- определяет свои внешние данные (цвет глаз, волос, рост и т.д.);
- определяет состояние своего здоровья;
Гендерная идентичность
- определяет свою половую принадлежность (без обоснования);
Возрастная идентификация
- определяет свою возрастную группу (ребенок, подросток, юноша);
- проявляет уважение к людям старшего возраста.
«Уверенность в себе»
- осознает, что может, а что ему пока не удается;
«Чувства, желания, взгляды»
- понимает эмоциональные состояния других людей;
- понимает язык эмоций (позы, мимика, жесты и т.д.);
- проявляет собственные чувства;
«Социальные навыки»
- умеет устанавливать и поддерживать контакты;
- умеет кооперироваться и сотрудничать;
- избегает конфликтных ситуаций;
- пользуется речевыми и жестовыми формами взаимодействия для установления контактов, разрешения конфликтов;
- использует элементарные формы речевого этикета;
- принимает доброжелательные шутки в свой адрес;
- охотно участвует в совместной деятельности (сюжетно-ролевых играх, инсценировках, хоровом пении, танцах и др., в создании совместных панно, рисунков, аппликаций, конструкций и поделок и т. п.);
Мотивационно – личностный блок
- испытывает потребность в новых знаниях (на начальном уровне)
- стремится помогать окружающим
Биологический уровень
- сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и. т.д.)
- сообщает об изменениях в организме (заболевание, ограниченность некоторых функций и т.д.)
Осознает себя в следующих социальных ролях:
- семейно – бытовых;
Развитие мотивов учебной деятельности:
- проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение, получить хорошие отметки);
Ответственность за собственное здоровье, безопасность и жизнь
- осознает, что определенные его действия несут опасность для него;
Ответственность за собственные вещи
- осознает ответственность, связанную с сохранностью его вещей: одежды, игрушек, мебели в собственной комнате;
Экологическая ответственность
- не мусорит на улице;
- не ломает деревья;
Формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств:
- воспринимает и наблюдает за окружающими предметами и явлениями, рассматривает или прослушивает произведений искусства;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками:
- принимает участие в коллективных делах и играх;
- принимать и оказывать помощь.
Планируемые результаты коррекционной работы:
Ориентироваться в собственном теле.
Показывать и называть части тела: голова (глаза, нос, рот, уши), руки, ноги — совместно с учителем (с использованием невербальных и вербальных средств общения).
Сравнивать части тела и лица с частями тела и лица Дидактической куклы (вместе с учителем).
Показывать части тела и лица на большой дидактической кукле, на антропоморфных игрушках большого размера (мишка, собака, кошка).
Выполнять двигательные и жестовые упражнения типа «Я вижу, дышу, нюхаю, говорю, кушаю, слышу», «Руки — я все делаю», «Ноги— я хожу», «Я смеюсь, радуюсь, плачу», «Я играю, мои игрушки», «Моя кукла — она похожа на меня».
Выражать с помощью вербальных и невербальных средств общения свои впечатления (звукоподражания, отдельные слова), возможности, желания: я могу, я хочу, мне нравится.
Играть с любимыми игрушками.
Играть с образными игрушками (учитель предлагает несколько игрушек и наблюдает за действиями учеников, вступая с ними в предметно-игровое сотрудничество).
Участвовать в играх на звукоподражание.
Узнавать игрушки по звуковым параметрам (звукоподражания животным, звукам двигателя машины, стуку молоточка и т. п.).
Выполнять задания на узнавание знакомых игрушек по краткому словесному и жестовому описанию учителя.
Выстраивать первые высказывания об игровых умениях с использованием невербальных и вербальных средств общения: Я играю. Играю с машиной. Пиктограммы «Игрушки» — одна-две пиктограммы4.
Совместные с учащимися игры с сюжетными игрушками, игры-имитации (передача в движении образов кукол, животных, птиц).
Выражать радость от достижения своих целей.
Вступать в общение с учителем, друг с другом (парное) при обучении в малых группах.
Участвовать в игровых ситуациях на узнавание игрушки по описанию учителя (один-два наиболее характерных признака).
Находить игрушки по картинкам (цветная картинка-иллюстрация, картинка, нарисованная взрослым на глазах у ученика, картинка, составленная из двух-четырех частей).
Узнавать знакомые игрушки (целостное восприятие) по отдельным деталям, по характерным звукам (звучащие игрушки), на ощупь.
Выполнять упражнения и игровые ситуации с детским конструктором и сборно-разборными игрушками: вместе с учителем, по подражанию комбинации из двух-трех элементов полифункционального мягкого модульного материала или деревянного (пластмассового) строительного набора, представляющих собой простую конструкцию (стол, стул, домик).
Делать постройки по предложенному учителем элементарному сюжету (матрешка пришла в домик, села на стул, залезла под стол).
При планировании предполагаемых результатов (личностных, предметных, базовых учебных действий) предполагается использовать следующие формулировки:
- создавать предпосылки;
- будет иметь возможность;
- создать условия для формирования (чего либо);
- с помощью педагога выполняет действия;
- предоставить возможность;
- сформировать представление (о чем-либо);
- создать условия для формирования представления (о чем-либо).
Планируемые результаты сформированности базовых учебных действий
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.
Формирование учебного поведения:
1) направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):
- фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
- фиксирует взгляд на яркой игрушке;
- фиксирует взгляд на движущей игрушке;
- переключает взгляд с одного предмета на другой;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием утрированной мимики;
- фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
- фиксирует взгляд на изображении;
- фиксирует взгляд на экране монитора.
2) умение выполнять инструкции педагога:
- понимает жестовую инструкцию;
- понимает инструкцию по инструкционным картам;
- понимает инструкцию по пиктограммам;
- выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).
3) использование по назначению учебных материалов:
- бумаги;
- цветной бумаги;
- пластилина.
4) умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
- выполняет действие способом рука-в-руке;
- подражает действиям, выполняемы педагогом;
- последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога;
- выполняет действия с опорой на картинный план с помощью педагога.
Формирование умения выполнять задание:
1) в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.
2) от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца.
3) с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания в соответствии с содержанием программы обучения по предмету, коррекционному курсу.
Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д:
- ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;
- выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.