СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек и космос

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: расширить кругозор учащихся, познакомить через проведение классного часа детей с подвигом и биографией первого космонавта нашей планеты.

Просмотр содержимого документа
«Человек и космос»

МЕРОПРИЯТИЕ №1.

Классный час: «По стопам истории. Человек и космос.»

Класс: 4

Возраст обучающихся: 9-10 лет

Цель: расширить кругозор учащихся, познакомить через проведение классного часа детей с подвигом и биографией первого космонавта нашей планеты.

Задачи:

1) воспитательная: воспитать в детях патриотизм, чтобы дети могли чувствовать гордость за достижения советской науки и народа; воспитали в себе волю к победе на исторических примерах.

2) развивающая: развить тягу к заинтересованности техникой и отечественной историей; развить внимание и память.

Зрительный ряд: презентация «По стопам истории. Человек и космос.»

Музыкальный ряд:

ТСО: компьютер, мультимедиа, проектор.

Используемые материалы и инструменты: карта-бродилка (зависит от количества команд, можно использовать общую на класс- если будет проводиться общая работа класса), бумажные звезды-57 шт(на одну команду), кроссворд(зависит от количества команд, бумажные человечки или другие космические объекты 20 шт(зависит от количества команд), брашуры содержащие материалы класса (зависит от кол-ва детей в классе).

Результатом работы считается: - проведение активной, познавательной игровой программы в атмосфере взаимопонимания и взаимопомощи учащихся.

Основными характеристиками личностного развития учащихся будут служить:

1. Усвоение основ российской гражданской идентичности, чувств гордости за свою родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

2. Умение относиться обходительно к точке зрения своих сверстников.





Учитель: Ребята, я рада приветствовать вас на нашем познавательно-игровом уроке, сегодня мы с вами окунемся в историю самого известного человека нашей планеты-Юрия Алексеевича Гагарина.

-Ребята, а знаете ли вы, какого именно числа состоялся первый полет в космос?

-ответы детей.

Хорошо, а как назывался корабль-спутник, на котором Гагарин отправился в космос?

-ответы детей.

- Сегодня мы свами это и узнаем, ведь сегодняшний с нами урок посвящен 60-ти летию героическому и самому отважному поступку в истории.

Для начала я хочу сейчас вас проверить, на сколько вы ориентируетесь в теме космонавтики, поэтому вашему вниманию представляю вам мини-игру «Собери космонавта»:

Задание: выбери, какими предметами в словах может пользоваться космонавт.

(на слайде в презентации показаны разные названия предметов, которыми могут пользоваться космонавты или их одежда и снаряжение, дети должны назвать, то что является лишним из этих слов)

-отвечают все

Экран компьютера, Робот, Шлем, Блокнот, Хлеб, Игрушка, Тюбик с едой

и т.д.

Учитель: Дети, какие вы у меня молодцы, но всё таки вы допустили пару ошибок, поэтому мы с вами сегодня разберемся в этом вопросе и изучим более подробно историю этого события.

Итак, сейчас мы все вместе окунёмся в историю …нет, не сразу истории о полете, сейчас мы с вами обратимся к истории давнего времени. Будет ли для вас ново узнать, что когда-то, давным-давно, люди считали, что наша земля-это есть не что иное как большая черепаха, держущая на себе трёх величественно стоящих слона, которые и держали чашу Земли?

-ответы детей

Завораживающая картина звезды и планеты издавна пробуждала в людях интерес познать тайны возникновения нашей земли, но раньше из-за отсутствия каких-либо методов изучения вселенной, люди могли только мечтать и додумывать, как наша планета выглядит и как устроен космос. Поэтому долгое время, люди верили в то, что когда-то придумали сами.

Догадки людей полностью опирались на их воображение, у каждого человека было свое представление того, как выглядит наша планета. К примеру, в старину на Руси представляли нашу планету в виде трех китов держащих Земной диск. Ребята, вы только представьте, какой была тяга к познанию нашей планеты Земля. Каждому хотелось верить в свои догадки, люди тех лет представляли свои умения фантазировать, воображать.

Они давным-давно пробовали покорить небо. Таким образом, шли года, одно поколение нашей Земли сменялось другим. Только после постройки кораблей, нам удалось совершить кругосветное путешествие и узнать, что Земля – шар. И только тот памятный полет в космос дал нам поразиться красотой нашей планеты.

*Так же эту игру можно заменить на более подвижную, тем самым применив здоровьезберегающую технологию. Для этой игры понадобятся заготовки бумажных звезд, для разложения их на полу, звезды должны иметь два цвета, ученики должны по цепочки взявшись за руки проскакать на одной ноге по определенному цвету звезд.

На пример: первый проход соверщает один ученик, после чего возвращается в начало пути и цепляет за собой другого участника, таким образом игра заканчивается, как только ученики всем классом пройдут этот маршрут. При выполнении данного задания детям можно включить сопровождающую музыку или предложить исполнить им песню. Эта игра развивает в детях командную работу.



И вот 60 лет назад весенний день 12 апреля 1961 года вошел в историю человечества. День космонавтики- это один из тех памятных дней, который мы с вами не должны забывать, эти знания мы должны пронести сквозь века.

Не для кого не секрет, что первым отправившимся в космос был Юрий Алексеевич Гагарин. Из истории о детстве Юрия Алексеевича Гагарина мы можем узнать, что по происхождению он крестьянином: его отец работал плотником, а мать на молочно-товарной ферме. Родился он 9 марта 1934 года в деревне Клушино Смоленской области, там же пошел в школу, где и застал Великую Отечественную Войну. За парту он смог вернуться лишь в 1943 году.

Ребята, вы только представьте, ему было лет, чуть меньше чем вам и он переживал такое тяжелое время как война, уже с малых лет он показывал свой героизм: он выхаживал найденного в лесу солдата, в этом ему помогал его брат. Юрий Гагарин не был единственным ребенком в семье, у него было два брата и сестра, в семье он был младшим ребенком. Тем самым в годы войны сформировался его стойкий характер, он не боялся работы и полностью отдавал себя заслугам перед Родиной.

После войны и долгих лет работы, учебы, Гагарин в возрасте 20-ти лет, посетил и начал учебу в Саратовском аэроклубе, где и закончил учебу с отличием. Там же ему представилась возможность совершить свой первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18.

27 октября 1955 года Гагарина призвали в Советскую армию.

В своей учёбе он имел самые высокие баллы по всем дисциплинам.

И так ребята, с каждым моментом мы всё ближе подходим к самому важному событию того времени и сейчас мне хотелось бы разделить вас на 3 группы, для выполнения следующего задания. Каждая группа должна придумать свое название исходя из темы нашего классного часа.

-дети делятся на группы и озвучивают названия команд

Сейчас я раздам каждой команде карту-ходилку, по которой мы будем с вами путешествовать сегодня.

(пример карты-ходилки)

Вы можете рассмотреть карту и заметить, что на ней кроме изображения планет и ракет, есть ещё и 57 кружочков-ходов. В ходе урока мы будем делать остановки, по результатом которых, вы будите получать определенное количество звезд, которыми вы будите закрывать наши кружочки. Остановки у нас не простые, а каждая остановка включает в себя определенного рода задание, за правильно решеные задания, вы будите получать звезды. Та команда, которая по окончанию нашего классного часа доберется ближе к финишу, будет иметь право первыми узнать то самое слово, которое Гагарин произнес в начале своего старта.

Вам всё понятно или мне нужно повторить?

-ответы детей.

Отлично, тогда первым заданием для вас будет служить кроссворд «По просторам космоса».

Сейчас я вам раздам загадки, за каждую правильно отгаданную загадку вы получаете звезду. Работа у нас с вами проходит в группах, все ответы фиксируете карандашом или ручкой в кроссворде, та команда, которая отгадает большее количество загадок получает дополнительные 3 звезды. На данное задание я вам даю 10мин.

Ребята, вы поняли правила первого задания?

-ответы детей.

Хорошо, используйте данное вам время с умом, так же можно воспользоваться моей подсказкой!

-дети выполняют задание.

Задание «По просторам космоса».

1. Чудо-птица, алый хвост, прилетела в стаю звезд. (ракета)

2. На каком пути ни один человек не бывал? (Млечный путь)

3. Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. (космос)

4. Эти звездочки, как искры, падают и гаснут быстро.

Зажигают среди ночи в небе звездный дождик,

Словно эти огонечки рисовал художник. (метеориты)

5. Я лечу вокруг Земли, отражаю вниз сигнал,

Чтобы зрители могли принимать телеканал. (спутник)

6. Он в скафандре, со страховкой вышел на орбиту.

Кораблю поправил ловко кабель перебитый. (космонавт, астронавт)

7. В космосе всегда мороз, лета не бывает.

Космонавт, проверив трос, что-то надевает.

Та одежда припасет и тепло, и кислород. (скафандр)

8. Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится. (луноход)

9. Эта межзвездная вечная странница

В небе ночном только-только представится

И улетает надолго потом, нам на прощанье мерцая хвостом. (комета)

10. Пышный газовый гигант, брат Юпитера и франт.

Любит он, чтоб рядом были кольца изо льда и пыли. (Сатурн)

Ребята, ваше время истекло, надеюсь вы все решили этот кроссворд по максимуму и сейчас мы с вами проверим его. Вам сейчас нужно обменяться вашими ответами с другими группами и за каждое правильное слово я буду вам давать звезду.

Вы готовы?

-ответ детей.

Отлично (проводится групповая проверка работы). Мои вы молодцы, все получили свои заветные звезды, постарайтесь их всех сохранить до конца урока, так как от этого зависит ваша победа!

А сейчас мы с вами подходим к тому самому моменту, когда происходил отбор на первого космонавта. Когда решался вопрос о том, кто станет первым космонавтом, у Юрия Гагарина был за плечами немалый опыт полетов в аэроклубе. Но не это стало определяющим фактором. Психологи единогласно настаивали на его кандидатуре, основываясь на таких чертах характера юноши, как: воля к победе, лидерство, упорство.

Кроме Гагарина, было ещё 20 претендентов на первый полет в космос. После открытой части заседания комиссия в узком составе утвердила предложение Каманина отправить в первый полёт в космос Юрия Гагарина.

И вот 60 лет назад обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль – спутник "Восток" с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. И вот, голос диктора в микрофон: "Летчик, старший лейтенант Гагарин, к первому полету на космическом корабле "Восток" готов! ", - бодро докладывает будущий космонавт. Далее звучит та самая знаменитая фраза первого космонавта….(дети узнают ее в конце урока) Полет в околоземном космическом пространстве продлился 108 минут. После чего он успешно приземлился в Саратовской области. Хотя посадка была не менее пережевательная чем запуск, при посадке могли случиться всякого рода технические неполадки, которые могли привести к плачевным последствиям, но он не давал волю своим эмоциям. За тем как происходил запуск и приземление Юрия Гагарина, следила вся Земля. С замиранием сердца все люди нашей страны следили за этим историческим моментом и вот свершилось!



Новость о том, что человек побывал в космосе и что мы можем исследовать космос прошла по всей планете, вызывая восхищение и гордость за нашего соотечественника. Свершилась вековая мечта человечества. Впервые человек в космосе. Юрий Алексеевич Гагарин сделал виток вокруг земли, и этот полет открыл новую эру – эру полетов человечества в космическое пространство.

Я уверена, что вас, как и меня всегда захватывали красоты звезд и нашего небосвода. Сейчас мы с вами попробуем вспомнить или придумать правила для космонавтов, каждая команда отвечает по очереди, за каждое важное и правильное правило дается 2 звезды.

Ребята, у вас есть вопросы по заданию?

-ответ детей

Хорошо, тогда начнем! Начинаем с первой команды и так по цепочке, если данная команда не имеет ответа, право ответить переходит к другой команде.

-звучат варианты правил для космонавтов

Отлично, а сейчас мы с вами испытаем на себе настоящую космическую нагрузку и приступим к следующему заданию.

Для следующего задания мне понадобится по три человека от команды. Сейчас нам нужно будет с вами создать планету и разместить на ней как можно больше жителей на наши с вами планеты (шарик). На это задание вам дается 3 минуты –один надувает, второй наклеивает, третий намазывает объекты.

(каждой команде выдается по 20 шт. человечков или других бумажных объектов, которые они будут приклеивать на шарик за время. Со стороны может показаться, что это простое задание, но это не так)

-дети выполняют задания и происходит подсчет звезд, которые получают команды.

Ребята, вы хорошо поработали и сейчас мы с вами готовы перейти к награждению Юрия Гагарина за его подвиг. После полета в космос он стал героем Советского Союза.

После первого полета человека в космос, стали с большей скоростью пополняться ряды космонавтов.

Но и Гагарин после своего совершенного полета не останавливал свое обучение, он учился в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. Продолжал активную летную деятельность и готовился к новому космическому полету.

К сожалению, 27 марта 1968 года Юрий Гагарин погиб в авиационной катастрофе вблизи деревни Новоселово Владимирской области, выполняя учебный полет на самолете МиГ-15УТИ.

Гагаринский старт открыл двери во Вселенную, он стал поворотным в истории. За ним стояли годы неутомимой, самоотверженной работы больших коллективов ученых, инженеров, медиков, рабочих, людей многих специальностей. До наших дней, профессия космонавта считается одновременно самой трудной, опасной и ответственной.

Был совершен настоящий подвиг, как научно технический, так и человеческий. Юрий Алексеевич Гагарин проложил дорогу к звездам. Им гордились и будут гордиться люди нашей планеты.

А сейчас я хочу вам предложить подсчитать все свои честно заработанные звезды и подвести итог наших игр.

-дети называют число собранных звезд.

Дети, вы все большие молодцы, по итогу победителем стала 2 команда!

(учитель на ухо говорит команде слово, произнесённое Гагариным перед полетом, и команда вместе его произносят вслух)

А теперь рассаживаемся по своим местам и я хочу предложить вашему вниманию не большой видео отрывок.

https://www.youtube.com/watch?v=8r0EiOouSEo (4:12 мин)

В данном видео отрывке мы с вами видим подготовку Юрия Гагарина к полёту, запуск ракеты с человеком на борту, приземление Гагарина, его награждение. Можно увидеть ту самую радость русского народа за такой технический прорыв.

Ребята, а что вам из истории освоения космоса понравилось более всего?

-ответы детей.

Так, хорошо, а какими чертами характера по вашему мнению обладал Юрий Алексеевич Гагарин?

-ответы детей.

Ребята, а вы хотели бы организовать выставку у нас в классе, по собственно разработанным ракетам? Это может быть любая модель, из любого материала, важная деталь-она должна быть объемная.

-ответы детей

Отлично, я думаю нам всем будет приятно вспоминать наш познавательный классный час. Благодарю вас за проведенную работу и за проявленную вами активность.

*В оставшееся время с детьми можно провести игру «По цепочке к космосу» учитель начинает цепочку слов, которые затрагивают только тему космоса. Первое слово говорит учитель, потом с первого ряда ученик начинает, далее по цепочке продолжается игра (по одному, по цепочке).

На пример: учитель-ракета, ученик-звезда, учитель-комета, ученик-планета и т.д.