СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек и общество 10кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Человек и общество 10кл»

1.Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социально обусловлены
Ответ:
1.возрастные физические особенности

2.половые отличия
3.проявления наследственности и изменчивости
4.мировоззренческие отличия

2.Верны ли следующие суждения о массовой культуре?
А. Получение коммерческой выгоды является отличительной чертой массовой культуры.
Б. Развитие массовой культуры отражает тенденцию культурной интеграции.
Ответ:
1.верно только А
2.верно только Б
3.верны оба суждения
4.оба суждения неверны

3.Найдите в приведённом ниже списке характеристики общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ: (несколько)
1.обособление от природы
2.наличие подверженных изменениям подсистем
3.обособленность элементов
4.самоорганизация и саморазвитие
5.появление новых элементов и связей
6.многоаспектность и целостность

4.К произведениям элитарной (высокой) культуры искусствоведы относят классическую музыку: органные произведения Баха, скрипичную музыку Вивальди, концерты для фортепиано с оркестром Рахманинова. Что позволяет искусствоведам сделать такой вывод?
Ответ: (несколько)
1.самовыражение и свобода творчества авторов
2.сложность восприятия произведений неподготовленным слушателем
3.установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений.
4.высокая степень обобщения коллективного опыта
5.стереотипизация отражения человеком реального мира в музыке
6.ориентация музыки на широкую аудиторию

5.Какая из перечисленных ситуаций могла возникнуть только в постиндустриальном обществе?
Ответ:
1.Жители посёлка обратились к главе администрации с просьбой организовать центр открытого доступа в Интернет.
2.Рабочие завода вышли на забастовку с требованием введения восьмичасового рабочего дня.
3.В городе открылся филиал столичного университета.
4.Чтобы прокормить младших сестру и брата, 11-летний подросток устроился работать на ткацкую фабрику.

6.Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальная система постоянно изменяется: появляются новые элементы, усложняются или исчезают старые. Существует две формы ________(А): эволюция и революция. Учёные называют ________(Б) постепенный процесс появления всё более сложных социальных образований. В процессе ________(В) социальная система оказывается в неустойчивом состоянии, нарушается баланс социальных сил.

Важным является вопрос о ________(Г) социальных изменений и о факторах, их обусловливающих. Представление о том, что изменения в мире происходят в направлении от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному, породило идею ________(Д).

В результате этого социального явления происходит переход общества к более высокому уровню материального ________(Е) и духовного развития».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

1)направленность2)социальные изменения3)процесс4)потребности5)эволюция
6)информация7)прогресс8)социальная революция9)благосостояние

8. Внимательно прочитайте текст задания и выберите верный ответ из списка
Что из приведённого ниже характеризует общество как динамичную систему?
Ответ:
1.наличие общественных отношений
2.поддержание связи с природой
3.наличие социальных институтов
4.самоорганизация и саморазвитие

9.Гражданка В. очень любит ходить на продуктовый рынок около своего дома. Она подолгу беседует на различные темы с продавцами. Между тем продукты для семьи приобретает, как правило, её супруг в супермаркете. Какие потребности в первую очередь реализуются в действиях гражданки В.?
Ответ:
1.экономические
2.социальные
3.идеальные
4.эстетические

10.Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «способности человека».
1) задатки, 2) одарённость, 3) социализация, 4) активность, 5) талант, 6) гениальность.

Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.


11.Саморазвитие общества и человека имеет определённый вектор, который связывается с понятиями прогресса и регресса.
В истории философии эти понятия оценивались чаще всего с полярных позиций. Ряд мыслителей были убеждены в наличии прогресса в обществе и усматривали его критерий в росте науки и разума, в улучшении нравов. Другие делали акцент на субъективных сторонах прогресса, связывая его с ростом идеалов истины и справедливости. Было высказано мнение относительно ложности самой идеи прогресса…

Многие связывали прогресс в основном с духовными факторами развития общества, ростом веры в каждом человеке, гуманизацией межчеловеческих отношений, укреплением позиций добра и красоты в мире.

Соответственно, регресс поднимался как движение в обратном направлении, как торжество зла и несправедливости, разобщение людей и подчинение их какой-то античеловеческой силе.

В древности изменения в обществе понимались как простая последовательность событий либо как деградация по сравнению с минувшим «золотым веком». В христианстве впервые появляется представление о внеисторической цели общества и человека, о «новом небе и новой земле». В марксистской концепции общественный прогресс связывался с неуклонным развитием производительных сил общества, ростом производительности труда, освобождением от гнета стихийных сил общественного развития и эксплуатации человека человеком. Конечной целью и критерием прогресса выступала эволюция человека как гармонично развитой личности. Регресс трактовался марксизмом как движение общества в обратном направлении, причиной чего являются реакционные общественно-политические силы.
В XX в. с возникновением глобальных проблем человечества и нарастанием нестабильности в мире в целом критерии общественного прогресса начинают изменяться. Понятие прогресса общества и истории всё более связывается с развитием телесных и духовных характеристик самого человека. Так, в качестве интегральных характеристик прогрессивного развития общества и человека предлагаются такие критерии, как уровень материнской и детской смертности, показатели физического и душевного здоровья, чувство удовлетворённости жизнью и т.п. Ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. С другой стороны, резко усиливается доля ответственности каждого человека за всё происходящее в обществе, за движение истории в желаемом направлении.
(В. Кохановский)


Задание №1. Задание с развернутым ответом
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?


Задание №2. Задание с развернутым ответом
Какие три критерия, по мнению автора, могут выступать интегральными характеристиками прогрессивного развития общества в наше время? Опираясь на знание курса и фактов социальной жизни, укажите любой не названный в тексте критерий.


Задание №4. Задание с развернутым ответом
Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!