Просмотр содержимого документа
«Человек и природа в изображении Л. Толстого»
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА В РОМАНЕ- ЭПОПЕЕ Л. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…
Ф. Тютчев
- «Что Толстой любит природу и изображает ее с таким мастерством, до которого, кажется, никто и никогда еще не возвышался, это знает всякий, читавший его сочинения. Природа не описывается , а живет у нашего великого художника. Иногда она является даже как бы одним из действующих лиц повествования». В. Плеханов
- «Тотчас же мне хотелось любить. Я даже чувствовал в себе любовь к себе и жалел о прошедшем, надеялся на будущее, и жить мне становилось радостно, хотелось жить долго, долго, и мысль о смерти получала детский, поэтический ужас». Л. Толстой
Вспомните яркие описания природы у Толстого. Какую функцию несут в себе эти описания?
1) Аустерлицкий бой
2) Небо над Аустерлицем
3) Беседа князя Андрея с Пьером на пароме
Человеческая жизнь у Толстого поверяется жизнью природы. Человек счастлив лишь тогда, когда живет настоящей жизнью, а искусственная, неестественная делает его несчастным. Все настоящее и истинное делает его частью единого целого – семьи, нации, мира, жизни, Бога . Все, что замыкает человека в себе и отъединяет от других, несовместимо с законами природы , ее вечного обновления и преображения.
Князь Андрей безвыездно прожил два года в деревне. Все те предприятия по именьям, которые затеял у себя Пьер и не довел ни до какого результата, беспрестанно переходя от одного дела к другому, все эти предприятия, без высказыванья их кому бы то ни было и без заметного труда, были исполнены князем Андреем. Он имел в высшей степени ту недостававшую Пьеру практическую цепкость, которая без размахов и усилий с его стороны давала движение делу.
- Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина заменена оброком. В Богучарово была выписана на его счет ученая бабка для помощи родильницам, и священник за жалованье обучал детей крестьянских и дворовых грамоте. Одну половину своего времени князь Андрей проводил в Лысых Горах с отцом и сыном, который был еще у нянек; другую половину времени в богучаровской обители, как называл отец его деревню. Несмотря на выказанное им Пьеру равнодушие ко всем внешним событиям мира, он усердно следил за ними, получал много книг и, к удивлению своему, замечал, когда к нему или к отцу его приезжали люди свежие из Петербурга, из самого водоворота жизни, что эти люди в знании всего совершающегося во внешней и внутренней политике далеко отстали от него, сидящего безвыездно в деревне.
- Пережив крушение честолюбивых планов, разочаровавшись в прежних идеалах, князь Андрей испытывает чувство вины перед умершей женой Лизой. Он не может найти духовной опоры, страдает от неверия и утраты смысла жизни.
- Его состояние можно сравнить с состоянием Пьера после дуэли.
Что чувствует князь Андрей, направляясь в Отрадное? Символика эпизода «первая встреча с дубом»
«…доживать жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая» - душу Болконского разъедает скепсис, неверие, отчаяние. Описание старого дуба, противопоставленное картине пробуждающегося леса, акцентирует внимание на внутренних переживаниях персонажа. По Толстому, жизнь – это деятельность, и устранение себя от этой деятельности губительно для личности.
Найдите описание встречи с Наташей. Какова роль этого эпизода в раскрытии характера князя Андрея?
Наташа не случайно входит в жизнь князя Андрея весной. Это ее стихия – стихия бурной жизни, безудержной радости, света, тепла. Она вовлекает людей в круг собственных эмоций, заставляя вспомнить о простых человеческих радостях.
- Как ведут себя герои в этом эпизоде?
- Как в данной сцене раскрывается
система персонажей ?
- Какие детали выделяет Толстой, характеризуя Наташу?
- Какое влияние и почему оказала Наташа на князя Андрея?
Символика эпизода «вторая встреча с дубом»
- К Андрею Болконскому приходит долгожданная гармония. Авторская речь Толстого становится ритмичной, близкой к стихотворной. Она соответствует тому бодрому и радостному чувству, которое завладело князем Андреем. Это чувство, по мысли Толстого, совершенно иррационально, и именно поэтому истинно.
- Природа у Толстого - не просто фон происходящих событий, она сопровождает героев на протяжении романа, маркирует переломные моменты в жизни, раскрывает внутренний мир, дает нравственные ориентиры, свидетельствует о гармоничности вечных созидательных начал мироздания.