Афанасий Афанасьевич Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…» | Фёдор Иванович Тютчев «С поляны коршун поднялся…» |
Время написания, история создания, место в творчестве |
Стихотворение было написано в 1883 году, когда поэту было уже 63 года. Он давно уже был в отставке, посвятив себя целиком литературному творчеству. В юности его лишили дворянского звания, признав незаконнорожденным, и это стало для него ударом. Он поздно женился, но так и не стал отцом, что тоже очень тяжело переживал. | Стихотворение было написано в 1835 году. Тютчев в это время находился вдали от России на дипломатической службе. |
Структура образов |
Тема: Природа и человек. Наблюдение за деревьями зимой Основная мысль: Человек должен учиться у природы стойкости, смирению, вере в лучшее. | Тема: Природа и человек. Наблюдение за полётом коршуна Основная мысль: Природа-мать сильнее и мудрее человека. |
Эмоциональная окраска чувств: восхищение умением деревьев стойко и смиренно переносить тяготы зимы. | Эмоциональная окраска чувств: восхищение свободным полётом коршуна. |
Композиция, сюжет: Большая часть стихотворения посвящена стойкости и смирению деревьев, которые принимают холод лютый как необходимое условие зимы, | Композиция, сюжет: шесть строк из восьми автор посвятил описанию полёта коршуна, |
Образный ряд стихотворения: гордые, стойкие, мужественные деревья, человек, который уверен, что у природы нужно учиться. | Образный ряд стихотворения: коршун, природа-мать, приземлённый человек |
Черты лирического героя: восхищается стойкостью, смирением деревьев. Убеждён, что людям стоит учиться у природе, которая изначально обладает мудростью и разумом. | Черты лирического героя: завидует свободному полёту коршуна, иронизирует над выражением «человек – царь земли», противопоставляет природу и человека |
Жанровое своеобразие |
Стихотворение-размышление | Стихотворение-размышление |
Основные особенности поэтического языка |
Выразительные средства: эпитеты первой и второй строфы (жестокая, напрасные, лютый, злей, сердито) и метафора (слёзы) передают эмоциональное содержание и олицетворяют природу. Эпитеты третьей строфы (ясных, новых), метафоры (теплом и жизнию дыша) вселяют надежду, что весной «переболит скорбящая душа. Поэт использует союз и, соединяя тем самым природу и человека в единое целое. | Выразительные средства: эпитеты (высоко, выше, дале, мощных, живых) передают восхищение полётом гордой птицы и олицетворяют. Поэт использует устойчивую метафору (природа-мать), подчёркивая тем самым, что природа сильнее и мудрее человека. Используя метафору (царь земли), автор, скорее, иронизирует над этим выражением. |
Ритм, стихотворный размер, рифма |
Пятистопный ямб, рифма перекрёстная. | Четырёхстопный ямб, рифма парная. |
Лирическое восприятие стихотворения. Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование |
Человек должен учиться у природы стойкости и смирению, умению переносить тяжёлые времена, верить в обновление. | Человек – царь земли, но это ему даётся только трудом в поте и в пыли. Природа-мать всё равно сильнее человека. |