СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек и природа в стихотворениях А.А. Фета и Ф.И. Тютчева

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта авторского урока литературы по стихотворениям А.А. Фета и Ф.И. Тютчева.

Просмотр содержимого документа
«Человек и природа в стихотворениях А.А. Фета и Ф.И. Тютчева»

Технологическая карта урока литературы

Учитель: Саблукова Елена Вениаминовна

Класс: 6

Тема урока: Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева и А.А. Фета

Цели деятельности педагога: познакомить учащихся с правилом употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; формировать умение находить данную орфограмму; повторить правописание ь после шипящих в именах существительных, прилагательных, глаголах.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты:

Предметные: знать условия выбора употребления мягкого знака после шипящих на конце наречий; виды орфограмм, связанных с употреблением или неупотреблением мягкого знака после шипящих на конце слов; уметь правильно писать слова с изученным видом орфограммы; графически обозначать условия выбора правильных написаний; группировать слова, связанные с употреблением и неупотреблением мягкого знака после слов шипящих на конце слова, по видам орфограмм.

Метапредметные:

Познавательные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития русского языка.

Методы и формы обучения: сравнительный анализ стихотворений; деятельностно-практический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Демонстрационный материал: презентация по теме урока, раздаточный дидактический материал.


















Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

организации взаимодействия

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль и его формы

Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово: Уважаемые гости! Дорогие ребята! Сегодня я начну урок с очень интересной истории. Однажды в школе проходил урок на тему «Семь чудес света». Учитель предложил ученикам написать семь чудес света на своё усмотрение. Когда учитель собирал тетради, он заметил, что одна девочка ещё не закончила работу. Учитель спросил, не нужна ли её помощь. Ученица ответила:

- Я долго сомневалась, какие выбрать. На свете так много чудес. Для меня семь чудес света это:

- видеть;

- слышать;

- говорить;

- чувствовать;

- двигаться;

- смеяться;

- любить.

Ребята, почему девочка выбрала именно эти понятия и посчитала их чудесами?

О чудесном свойстве человека «любить» очень точно сказал Александр Грин: «Разобьётся сердце на осколки, если мы разучимся любить!» Если мы не будем любить, то в нашем сердце поселится пустота и мы будем одиноки.

Слушают учителя.

















Отвечают на вопросы.






Индивидуальная, фронтальная.

Регулятивные: настраиваются на успех

Коммуникативные: устанавливают контакт с учителем

Устные ответы

Актуализация и творческая практическая деятельность


Ребята, творчество каких поэтов мы с вами изучаем?

Давайте проверим, как вы знаете стихи Фета и Тютчева.

(Уч-ся получают листы со стихами Фета и Тютчева с пропущенными словами. Задание: вставить пропущенные слова. Один учащийся рассказывает стихотворение Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся», другой – стихотворение А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы…».





Определение темы урока и целеполагание


Ребята, вы обратили внимание на цвет чудес? Что эти цвета напоминают? Кто наделён этой радугой чудес?

Кто наделил человека этими способностями?

Творчество каких поэтов мы с вами изучаем?

Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Давайте определим наши цели и задачи.

Отвечают.

Формулируют тему.

Определяют цели и задачи.






Итак, задачи поставлены. С помощью сравнительного анализа стихотворений двух русских поэтов мы увидим общее и индивидуальное в их творчестве. Предлагаю поступить следующим образом: разделимся на две группы. Одна будет анализировать стихотворение А.А. Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы», а вторая – стихотворение Ф.И. Тютчева «С поляны коршун поднялся». На столах есть таблица, которую вы должны заполнить в процессе сравнения.







Я благодарю вас за урок, который вы дали мне. Природа, действительно, должна стоять в нашей теме на первом месте, хотя природа и человек – единое целое. Закончу я наш урок словами великого русского писателя И.С. Тургенева: «Природа – единое чудо и целый мир чудес… Чем была бы природа без нас, - чем были бы мы без природы? И то и другое немыслимо!..»























Афанасий Афанасьевич Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы…»

Фёдор Иванович Тютчев «С поляны коршун поднялся…»

Время написания, история создания, место в творчестве

Стихотворение было написано в 1883 году, когда поэту было уже 63 года. Он давно уже был в отставке, посвятив себя целиком литературному творчеству. В юности его лишили дворянского звания, признав незаконнорожденным, и это стало для него ударом. Он поздно женился, но так и не стал отцом, что тоже очень тяжело переживал.

Стихотворение было написано в 1835 году. Тютчев в это время находился вдали от России на дипломатической службе.

Структура образов

Тема: Природа и человек. Наблюдение за деревьями зимой

Основная мысль: Человек должен учиться у природы стойкости, смирению, вере в лучшее.

Тема: Природа и человек. Наблюдение за полётом коршуна

Основная мысль: Природа-мать сильнее и мудрее человека.

Эмоциональная окраска чувств: восхищение умением деревьев стойко и смиренно переносить тяготы зимы.

Эмоциональная окраска чувств: восхищение свободным полётом коршуна.


Композиция, сюжет: Большая часть стихотворения посвящена стойкости и смирению деревьев, которые принимают холод лютый как необходимое условие зимы,

Композиция, сюжет: шесть строк из восьми автор посвятил описанию полёта коршуна,

Образный ряд стихотворения: гордые, стойкие, мужественные деревья, человек, который уверен, что у природы нужно учиться.

Образный ряд стихотворения: коршун, природа-мать, приземлённый человек

Черты лирического героя: восхищается стойкостью, смирением деревьев. Убеждён, что людям стоит учиться у природе, которая изначально обладает мудростью и разумом.

Черты лирического героя: завидует свободному полёту коршуна, иронизирует над выражением «человек – царь земли», противопоставляет природу и человека

Жанровое своеобразие

Стихотворение-размышление

Стихотворение-размышление

Основные особенности поэтического языка

Выразительные средства: эпитеты первой и второй строфы (жестокая, напрасные, лютый, злей, сердито) и метафора (слёзы) передают эмоциональное содержание и олицетворяют природу. Эпитеты третьей строфы (ясных, новых), метафоры (теплом и жизнию дыша) вселяют надежду, что весной «переболит скорбящая душа. Поэт использует союз и, соединяя тем самым природу и человека в единое целое.

Выразительные средства: эпитеты (высоко, выше, дале, мощных, живых) передают восхищение полётом гордой птицы и олицетворяют. Поэт использует устойчивую метафору (природа-мать), подчёркивая тем самым, что природа сильнее и мудрее человека. Используя метафору (царь земли), автор, скорее, иронизирует над этим выражением.

Ритм, стихотворный размер, рифма

Пятистопный ямб, рифма перекрёстная.

Четырёхстопный ямб, рифма парная.

Лирическое восприятие стихотворения. Ассоциации, раздумья, оценка, истолкование

Человек должен учиться у природы стойкости и смирению, умению переносить тяжёлые времена, верить в обновление.

Человек – царь земли, но это ему даётся только трудом в поте и в пыли. Природа-мать всё равно сильнее человека.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя