СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 22.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Поэзия второй половины XIX века. Человек и природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева, А. А. Фет,а А. К. Толстого.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткий конспект урока по теме " Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К. Толстой.  Человек и природа в стихотворениях  «Есть в осени первоначальной…», «Ещё майская ночь», «Колокольчики мои, цветики степные…»"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Поэзия второй половины XIX века. Человек и природа в стихотворениях Ф. И. Тютчева, А. А. Фет,а А. К. Толстого.»

Поэт 19 века становился настоящий гласом простого народа. В поэтических произведениях причудливо соединялись политические взгляды, философские догмы и эстетика.

Первую треть 19 века принято называть Золотым веком российской поэзии. Точкой отсчета Золотого века считают стихи Василия Жуковского и Константина Батюшкова. Однако центральной фигурой всей поэзии 19 века единогласно принято считать Александра Пушкина. К пушкинской плеяде можно отнести:

  • Петра Вяземского;

  • Ивана Крылова;

  • Кондратия Рылеева;

  • Евгения Баратынского.

В центре поэзии 19 века стоит личность. Поэты старались досконально показать душу человека, подвергнуть психологическому анализу его поступки. Особенно четко это наблюдается в лирических произведениях Михаила Лермонтова. В 40-е годы 19 столетия все более распространяется критический реализм. Поэты стали настоящим голосом народа. В своих стихах они описывали протест от лица всех униженных и оскорбленных слоев населения.

Получает развитие декабристская лирика. Произведения декабристов носили острую социально-политическую окраску. Они боролись против самодержавного строя и выступали против крепостнического лада. Самым ярким представителем поэтов-декабристов является Кондратий Рылеев, казненный после Декабрьского восстания.

Во второй половине 19 века торжествовала лирика. Чтобы понять произведение, нужно было догадаться, какой же смысл скрыл автор в стихотворных стоках. Наиболее яркими представителями поэзии 19 века были:

  • Константин Феофанов;

  • Афанасий Фет;

  • Яков Полонский;

  • Алексей Толстой.

Однако стоит отметить, что поэзия второй половины 19 века не находилась в выгодном положении. После смерти Пушкина и Лермонтова сложно было впечатлить новыми мыслями и стихотворным формами. Да и люди больше обращались не к стихам, а к прозе. Поэзия условно разделялась на гражданскую (о проблемах простого народа) и чистую (искусство ради искусства, воспевание идеального бытия).

«Есть в осени первоначальной…»

Фёдор Иванович Тютчев – мастер пейзажной лирики, он так живо описывает природу, что для читателя открываются яркие картины и создаётся эффект присутствия.

История создания 

Ф.И. Тютчев написал данное стихотворение в середине своего творческого пути.  Он уже был признанным мастером слова, но все еще не считал свое хобби полноценным видом деятельности. Он занимал важный государственный пост и делал карьеру.

Произведение создано 22 августа 1857 года во время путешествия из родового имения Овстуг в Москву, а напечатано в периодическом издании «Русская беседа» в 1858 году. 

Стихотворение «Есть в осени первоначальной» посвящено осени в самом её начале, как о короткой, но прелестной поре года.

«Есть в осени первоначальной…» – лирическое стихотворение, принадлежащее к направлению «чистого искусства», пейзажной и философской лирике. В нём переплетается реализм, который выражается в точном описании пейзажа, с романтизмом, пронизанным упоением и восторженностью. 

Размер стихотворения «Есть в осени первоначальной…» – ямб. Особенность произведения состоит в том, что в нём много пропусков ударений, что больше заметно в первой строфе. Рифмовка двух первых строф перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы. В третьей строфе прослеживается опоясывающая рифмовка.

Композиция

Композиция стихотворения «Есть в осени первоначальной…» простая. Произведение состоит из 3 строф, каждая из которых несёт в себе законченную мысль.

  1. В первой строфе даётся картина самого начала осенней поры. Поэт поймал переход одного времени года в другое, описав его зыбкость и хрупкость.

  2. Во второй строфе читается светлая печаль о том, что всё пространство пустеет. 

  3. В последней строфе писателем создаётся картина осени, полностью вступившей в свои права, но при этом атмосфера не гнетущая, а умиротворяющая.

Образы и символы 

Лирический герой, кем выступает сам Ф.И. Тютчев, наблюдает за наступлением осени, выделяя её начало, как время плавного перехода из летнего зноя в осеннюю прохладу, дарящую нечто невидимо-эфемерное, прозрачное. Самое начало осени рождает в авторе тёплые и нежные чувства, которые он выражает с особым трепетом. Он желает, чтобы эти мгновения продлились как можно дольше. Но наступает пора, когда всё меняется, приходит настоящая осень, и поэта одолевает лёгкая грусть перед опустением и тишиной. 

  1. «Короткая и дивная пора» – это образ бабьего лета в самом начале осени, когда ещё тепло и только-только начали опадать листья. Стоит ясная и спокойная погода, но, кажется, она в любую секунду может перемениться, поэтому поэт называет её «хрустальной».

  2. «Лишь паутины тонкий волос / блестит на праздной борозде» – для лирического героя это символ застывания природы в осеннем холоде, когда всё вокруг замедляется в ожидании зимы. 

  3. «И льётся чистая и тёплая лазурь / на отдыхающее поле…» – в этих строках Ф.И. Тютчев показывает последние тёплые лучи, касающиеся земли, как образ уходящего тепла. 

Темы, проблемы и настроение

В стихотворении «Есть в осени первоначальной…» главным образом представлена основная тема русской природы, которой восхищается автор. Ф.И. Тютчев имеет в виду её переменчивость, подразумевая и быстротечность времени, что подталкивает его всё больше и больше любоваться мимолётными картинами окружающего мира. В произведении он запечатлел такой короткий период осенний поры, почти неуловимый, к которому автор смог подобрать слова. Стихотворение имеет глубину, ощущая которую, можно соприкоснуться с чувствами поэта, с красотой жизни, рассеянной в природе. 

Основная идея 

Главная мысль стихотворения «Есть в осени первоначальной…» выражена в ценности момента, в его прямом созерцании. Ф.И. Тютчева стремится видеть, не пропускать ничего вокруг себя, запечатлеть в своём сердце всё великолепие природы. 

Важно воспринимать мир как дар за ежедневный труд – вот смысл произведения «Есть в осени первоначальной…». 

Средства выразительности 

Безусловно, в стихотворении «Есть в осени первоначальной..,» можно выделить немало троп, которые создают ту гармоничную атмосферу природы, которую стремился передать Ф.И. Тютчев. 

  1. Эпитеты: «дивная пора», «день хрустальный», «лучезарны вечера», «бодрый серп», «праздная борозда», «отдыхающее поле», «чистая лазурь».

  2. Метафора: «пустеет воздух», «льётся лазурь».

  3. Сравнение: «день стоит как бы хрустальный».

  4. Олицетворение: «день стоит», «серп гулял».

  5. Разновидность метонимии – синекдоха: «серп гулял», «падал колос».

  6. Антитеза: «Где бодрый серп гулял и падал колос, / Теперь уж пусто всё – простор везде…»

Многоточие в первой и последней строфе показывает то, что о природе можно говорить и писать бесконечно. Кроме того, в многоточии чувствуется, будто бы автор говорил непосредственно с читателем об изменении в природе и вдруг задумался о жизни и остановился, глядя на поле, о котором он произнёс последнюю строку своего стихотворения.

А. А. Фет (1820-1892) – поэт-лирик 19 века. Афанасий Афанасьевич считал, что поэзия должна быть прекрасной, что она не должна быть связана с проблемами и тяготами жизни. Основная цель лирики, её миссия, считал поэт, – это воспевание красоты мира, служба всему прекрасному. В этом и заключается особенность Фетовской лирики. Все произведения автора очень романтические и нежные.

История создания

Стихотворение «Майская ночь» было написано автором в 1870 году. Оно вошло в последний сборник стихов с многозначительным названием «Вечерние огни». 

Посвящено стихотворение «Майская ночь» Марии Лазич, возлюбленной поэта, которая погибла во время пожара. Они любили друг друга, но, по мнению поэта, их брак был обречен на провал, так как Мария была практически бесприданницей. О трагедии автор узнал не сразу, а лишь через несколько месяцев. Образ возлюбленной преследовал его до конца дней. 

С возрастом Афанасий Афанасьевич осознал, что духовная близость куда важнее и ценнее всех физических благ. Это осознание очень повлияло на лирику поэта. Сердце Фета принадлежало не его жене (Марии Боткиной), а той, с которой он мог вновь встретиться только после смерти. 

В последней строфе автор открыто делится с нами этой мыслью:

«А счастье где? Не здесь, в среде убогой,
А вон оно — как дым.
За ним! за ним! воздушною дорогой —
И в вечность улетим!»

Всё стихотворение пропитано надеждами о воссоединении с любимой. 

Основными направлениями поэзии автора являются: философская лирика, любовная лирика, пейзажная лирика. Хотя творчество Фета не поддаётся классическому, привычному дроблению по направлениям. Все произведения автора вращаются вокруг трех составляющих (любовь, природа, творчество), которые неразрывно сплетены в каждом творении автора.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Майская ночь» относится в большей степени к любовной лирике, хотя первая часть стиха – это описание красоты природы.

Поздняя лирика автора не отличалась особым романтизмом, который был присущ ранним произведениям поэта. Однако данное стихотворение такое же легкое и прозрачное. Но восклицание «Ты, нежная! Ты счастье мне сулила на суетной земле» раскрывает всю гамму нерадостных чувств автора. Вторая композиционная часть стихотворения немного трагична и печальна, но все же в ней можно уловить ноты надежды.

Тематика вечера и ночи, наступления темноты, погружения в сны – новый виток в творчестве А. А. Фета. Стихотворение «Майская ночь», анализ которого предлагает Многомудрый Литрикон, является примером «ночной поэзии» автора. 

Размер стихотворения «Майская ночь» двусложный ямб. Данная ритмическая форма придаёт стихотворению понятность и плавность. Перекрестная рифма создаёт «порядок» в стихотворении, то есть написанное воспринимается нами легко, быстро, без усилий.

Композиция

Стихотворение «Майская ночь» А. А. Фета состоит из трех четверостиший и имеет две композиционные части. Строка «Ты, нежная! Ты счастье мне сулила» — это граница, разделяющая две части стихотворения.

  1. В первой части Фет описывает природу, весеннюю ночь, небо. То есть автор изначально направляет наш взор ввысь, подготавливает нас к чему-то ещё более высокому, к глубине души. Можно сказать, что здесь автором проведена некая параллель между глубокой красотой природы и красотой глубины души.  

  2. Вторая часть посвящена откровениям автора. Он обращается к своей возлюбленной, делится с ней своим открытием, своим поздним пониманием о том, что она (возлюбленная) ему «счастье сулила на суетной земле», но теперь это счастье «не здесь, в среде убогой», оно не на этой земле, до него нужно лететь «воздушною дорогой». Эти крайние строки наполнены надеждой и светом. Да, автор тоскует, но надеется на встречу с любимой, ждет воссоединения. 

Образы и символы

Весна и ночь – это излюбленные образы поэта. Данные образы — это символ обновления природы, новые надежды, мечты. 

С этими образами связанна и другая важнейшая тема лирики Афанасия Афанасьевича – любовь. Лирическая героиня-возлюбленная в данных стихах нежна и светла, дарит покой и вдохновение поэту, она – это образ-воспоминание. Лирический герой стихотворения «Майская ночь» — влюбленный созерцатель природы, который может разглядеть красоту окружающего мира.

Фет винил себя в гибели Марии Лазич. Может быть поэтому во всех любовных стихотворениях автора сильно просматривается, чувствуется раскаяние. 

Темы, проблемы, настроение

Поэзию А. А. Фета можно ограничить тремя темами: любовь, природа, искусство.

Афанасий Афанасьевич понимал, знал, что жизнь полна страданий и мук. Но человек рождён для счастья! Где его взять? В общении с природой, в творчестве, в любви. Это три «вершины» всего творчества поэта. 

Особенностью любовной лирики Фета является соединение двух взаимоисключающих чувств – радости и страдания. Настроение его произведений можно назвать восходящим, то есть в них присутствует мотив тоски и грусти, но потом всё это удивительным образом преобразуется в светлую надежду, в ожидание прекрасного. 

Только благодаря стихам поэт чувствовал себя близко с той, которую отняла судьба, он стремился к ней, к счастью.

Основная идея

Стихотворение «Майская ночь» — это размышление. Любуясь красотой природы, поэт обращается к прошлому, мысли автора приходят к воспоминаниям и тоске о любимой. В произведении автор описывает схожесть человека и природы, сопоставляет тишину, хрустальность майской ночи с волнениями души человека. В этом и заключается смысл стихотворения «Майская ночь».

Не случайно поэт описывает именно ночь! Этим он пытается передать многообразие оттенков человеческих чувств, хрупкость и нежность человеческого сердца, тайные душевные переживания. Это и есть главная мысль стихотворения «Майская ночь». Во всех своих стихотворениях автор утверждает единство природы и человеческой души.

Средства художественной выразительности

Все стихи автора очень мелодичны. Сам поэт писал, что поэзия и музыка не только родственны, но и нераздельны. А. А. Фет постоянно искал новые, неизведанные, интересные изобразительные средства. Фетовская поэзия очень близка к импрессионистическому восприятию мира, то есть он стремился передать то, что мимолетно, неуловимо.

В стихотворении «Майская ночь» присутствуют такие тропы:

  1. Эпитеты: «отсталых туч», «последняя толпа», «весны таинственная сила», «воздушною дорогой»;

  2. Сравнение: «счастье, как дым»; 

  3. Метафора: «Отсталых туч над нами пролетает/Последняя толпа»;

  4. Повтор: «За ним! за ним! воздушною дорогой»;

  5. Инверсия: «Отсталых туч над нами пролетает/Последняя толпа», «Царит весны таинственная сила»;

  6. Риторический вопрос и восклицание «А счастье где?», «За ним! за ним!».

Колокольчики мои.

В одном из писем, адресованных жене, А.К. Толстой назвал стихотворение «Колокольчики мои» одной из «самых удачных вещей в его творчестве». Первый вариант стихотворения, написанный в 1840-х гг., вошел в цикл «Шесть стихотворений». Позже поэт несколько раз редактировал свое творение. Окончательная версия увидела мир в 1854 г. в журнале «Современник». Сегодня «Колокольчики мои» – хрестоматийное стихотворение, известный романс.

Тему стихотворения следует определять с учетом метафорического значения, социально-политического подтекста. Основные его мотивы – судьба славянских земель, объединение их, роль России в объединении славянских народов. А.К. Толстой показывает, что рано или поздно славянские народы объединятся и будут грозой для врагов, но для этого нужно приложить много усилий.

Центральные образы анализируемого произведения – колокольчики и лирический герой, «летящий» на коне. Начинается стихотворения с обращения лирического героя к темно-голубым цветам. Он спрашивает их, о чем те звенят, качая головами. Далее он просит прощения у «цветиков» за то, что его конь топчет их копытом. Лирический герой говорит, что просто не может удержать лихого скакуна. Он даже не знает, куда мчится его конь, ведь животное это неприрученное, дикое, неукротимое. Конь символизирует славянский дух.
Лирический герой представляет, как конь привозит его в престольный кремль, где народ ожидает «светлое посланье» из запада. Вскоре приезжают «гости», которых встречает хозяин величавый с шапкой Мономаха на челе. Хозяин принимает приезжих, они же признают, что одной крови с местными жителями, а хозяина единственного считают господином. Теперь объединенные народы – страшная сила для турок, венгерцев и немцев. Описание объединения славян – не только ретроспектива во времена Руси, но и идеальный, по мнению А.К. Толстого образ будущего славян.

В конце автор еще раз повторяет первую строфу, обращаясь к колокольчикам. Кажется, он замечает, что цветики сомневаются в том, что его грезы можно реализовать, поэтому грустно качают головой. Не зря лирический герой обращается именно к колокольчикам. В мировой культуре эти цветы символизируют радость, также их толкуют как оберег, способный отгонять нечистую силу.

Стихотворение можно разделить на несколько смысловых частей: обращение к колокольчикам, описание неудержимого бега коня, рассказ о «хозяине» и западном послании. Обращение к колокольчикам образует смысловое и формальное обрамление. Произведение состоит из двенадцати восьмистиший с перекрестной рифмовкой. Первые варианты стихотворения были написаны катренами. Стихотворный размер – трехстопный хорей.

Для раскрытия мотивов и реализации идеи автор использует художественные средства. В тексте есть эпитеты («цветики степные», «бег неукротимый»), метафоры («о чем звените вы», «не кляните вы меня», «он с буранами знаком»), сравнения («конь несет меня стрелой», «не блещет, как огонь»). В стихотворении есть как традиционные для фольклора, так и индивидуально-авторские тропы.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!