СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Человек – личность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Оборудование: чебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Человек – личность"»

Человек – личность

Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип уроков: открытие нового знания.

Ход уроков

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.

Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами, ветер затих, и зеркальная гладь водоема отражала все окружающее с невероятной четкостью. Совершенство природы, ее сбалансированность и чистота порождали мысли о гармонии. Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом: «Янг Ли, скажи, когда, по-твоему, наступит полная гармония в человеческих отношениях?» Юный и любознательный Янг Ли задумался и через некоторое время, глядя на идентичность отражения пейзажа в озере, сказал: «Мне кажется, гармония в отношениях между людьми наступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров». И грустно добавил: «Но разве такое возможно?» Хинг Ши ответил: «Это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего “я”, индивидуальности. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга». Немного помолчав, мудрец добавил: «Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться не к единению мнения или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности».

Вопросы к классу

— Как вы поняли смысл этой притчи?

— О чем она?

Ads by optAd360

— Какое отношение притча имеет к теме наших уроков?

(Ответы учеников.)

Тема уроков: «Человек — личность».

— Предположите, о чем мы будем говорить.

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы учеников.)

— Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 8 учебника.

(Ответы учеников.)

План уроков

1. Что такое личность.

2. Индивидуальность — плохо или хорошо?

3. Сильная личность — какая она?

Проблемные вопросы уроков

— Почему личностью может стать только человек среди людей?

— Почему человек не только биологическое, но и социальное существо?

III. Введение в новый материал

Каждый из нас наверняка не раз задавался вопросом: «Кто я?», «Какой я?», «Для чего я пришел в этот мир?», «Что я могу для него сделать?» В XXI в. люди разгадали не одну тайну, ранее казавшуюся неразрешимой. Но для самого человека нет более интересной загадки, чем проникновение в собственную природу, познание самого себя. Люди веками задавали себе вопрос: «Кто мы и какие мы?» — и не могли на него ответить.

Ads by optAd360

Древний поэт Софокл писал:

Много есть чудес на свете,

Человек их всех чудесней.

IV. Работа по теме уроков

1. Что такое личность

Когда мы употребляем понятие «человек», то имеем в виду представителя человеческого рода, уникальное творение природы, обладающее рядом общих свойств.

— Вспомните, какова двойственная сущность человека.

(Ответы учеников.)

Человек — самая большая тайна мироздания, над раскрытием которой несколько тысячелетий бьются все великие философы. Человек — высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду Homo sapiens (Человек разумный). Как и любой организм, человек обладает органами чувств, кровеносной, мышечной, костной, нервной и другими системами. Однако его природные качества проявляются в более сложных взаимодействиях.

Особой биологической организацией человека восхищались еще древние греки, создавшие культ человеческого тела.

В XIX в. Ч. Дарвин доказал, что человек представляет собой вершину эволюционного развития природы и отличается от других животных исключительным биологическим совершенством. Это положение выразилось в очень известных словах: «Человек — венец природы».

Как высшее психическое существо, человек имеет разум. Однако человеческий разум обнаруживает себя как в творческом созидании, социальной взаимопомощи, так и в насильственном завоевании природы, злонамеренном уничтожении миллионов людей. Следовательно, если человек благодаря разуму выделился из животного мира, то должен постоянно подтверждать статус разумного существа, призванного сохранять и преобразовывать жизнь на Земле.

Ads by optAd360

Задание: представьте выводы о сущности человека на основе наших предыдущих размышлений и оформите его графически.

(Во время выполнения задания составляется следующая схема.)

Задание: откройте учебник на с. 8, внимательно изучите текст рубрики «Обсудим вместе» и ответьте на вопросы после него.

(Проверка выполнения задания.)

Мы убедились, что вне общества себе подобных человек не может успешно развиваться. Ученые-обществоведы выделяют два этапа становления человека: 1) детское общество — семья и школа (игра, труд, учение); 2) взрослое общество — семья, работа (учение, труд).

Задание: работая в группах, определите, как идет процесс становления человека, и предположите последствия данного процесса. При выполнении задания попробуйте объяснить смысл высказывания древнеримского философа Сенеки: «Не может быть душа одного цвета, а ум — другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным...»

(Проверка выполнения задания.)

Работа в группах привела нас к выводу о том, что в ходе своего развития человек становится личностью. Что же такое личность?

— Какой образ создается у вас при слове «личность»? Долго задумываться нельзя.

(Ответы учеников.)

Это были ваши представления о личности, а теперь проверим, насколько они совпадают с мнениями ученых-обществоведов.

Ads by optAd360

Задание: изучите абзацы 3, 4 и 5 на с. 8 и графически отобразите содержание понятий «личность» и «сознание».

(Во время выполнения задания составляется следующая логическая схема.)

Проблемное задание. Предположите, с какого времени человек становится личностью. Все ли окружающие нас люди являются личностями? Ответ аргументируйте.

(Проверка выполнения задания.)

Посмотрим, что думают по этому поводу авторы учебника. Откройте с. 9, прочтите абзацы 1 и 2, ответьте на вопрос: «Когда человек становится личностью?» Составьте развернутый план ответа на этот вопрос, представив основные, на ваш взгляд, характеристики личности.

(Во время выполнения задания в тетради появляются следующие записи.)

1. Человек становится личностью:

а) когда начинает понимать себя;

б) с отделением своего «я» от других людей;

в) с появлением индивидуальности;

Ads by optAd360

г) любой человек является личностью, но различается степень уважения к данной личности.

2. Уважаема личность или нет, можно определить по тому, как человек:

а) трудится (учится, играет);

б) относится к окружающему миру;

в) оценивает самого себя.

3. Важное качество личности — умение трудиться.

4. Личность должна иметь следующие качества: целеустремленность, волю, старательность, настойчивость.

5. Личность должна уметь критически относиться к своим успехам.

6. Личность должна уметь преодолевать трудности.

Дополнительный материал

Если вдуматься в смысл понятия «личность», то мы легко поймем, что оно происходит от слова «лицо» и выражает естественное отЛичие от других людей.

Поздняя Античность называла человека личностью, чтобы подчеркнуть, что тот не является лишь природным организмом, а обнаруживает сугубо человеческие свойства. Слово «личность» появилось в Западной Европе не ранее XVII в. По мнению некоторых исследователей, в России данный термин был введен Н.М. Карамзиным (1766-1826).

В современном значении слово «личность» подчеркивает социальность человека, его возвышение над природным миром. Характерно, что в китайском языке нет иероглифа, который выражал бы смысл данного термина.

Личностью не рождаются, ею становятся, поэтому личность — всегда конкретный итог взаимодействия самых разнообразных факторов жизнедеятельности человека. Процесс становления личностью начинается с глубокого детства, когда человек неосознанно копирует поведение окружающих людей. На первых этапах личностного развития от человека мало что зависит. Но по мере накопления в памяти представлений о разных моделях поведения и их последствий для определенных ситуаций он оказывается перед выбором собственной модели. В большинстве случаев люди равняются на большинство, не хотят выделяться и поступают согласно общепринятым нормам и правилам. Про таких мало кто говорит: «Стал личностью».

Ads by optAd360

Личность в человеке начинают замечать только тогда, когда он начинает чем-то выделяться из окружения (как правило «сильными» нестандартными поступками). При этом личность может стать не только «положительной», но и «отрицательной». Недаром есть такие понятия, как «мерзкая личность», «подлая личность» и т. п. Но чаще словосочетание «стал личностью» употребляют в отношении людей, отличающихся твердостью характера, остротой ума, добротой души, силой воли. Личность характеризуется свободой воли, совести, сознанием своей самоценности, самостоятельностью, способна брать на себя ответственность и решать проблемы, контролировать свое поведение.

Вопросы к классу

— Почему же только немногие становятся уважаемыми личностями?

— Чем они изначально отличаются от других людей, которых окружающие таковыми не считают?

(Ответы учеников.)

Может быть, дело в смелости? Смелый человек не будет бояться неординарных поступков, идущих вразрез с ожиданиями окружающих. Не промолчит там, где нужно сказать правду, даже если это невыгодно лично ему, но поможет кому-то другому или некоему общему делу. Он никогда не откажется от ответственности, даже там, где от него фактически немного зависит.

Еще личностью делают человека трудолюбие и любознательность. Трудолюбие способствует накоплению большого количества полезного опыта, а любознательность — знаний.

Ученые пришли к выводу о том, что про человека можно сказать, что он стал личностью, в том случае, если он:

• имеет твердую жизненную позицию;

• полностью доверяет своему разуму, чувствам;

• умеет противостоять внушению со стороны;

• четко определился со смыслом своей жизни;

Ads by optAd360

• имеет яркое желание развиваться, совершенствоваться;

• не боится ответственности;

• предпочитает говорить только правду;

• не нервничает, не переживает по пустякам;

• обладает силой воли.

Задание: изучив дополнительный материал, ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

Хорошо известно, что И. Ньютон самыми главными в своей жизни считал не те открытия, которые он сделал в физике и математике, а написанные им трактаты на богословские и философские темы. Выдающийся композитор А. К. Глазунов считал себя талантливым дирижером, хотя данный талант, по свидетельствам современников, у него начисто отсутствовал. Кардинал Ришелье был убежден, что главные свершения, которые прославят его имя в истории, — это его драматургические произведения, пьесы, а вовсе не деятельность во главе внешней и внутренней политики Франции времен короля Людовика XIII. Интересно, что в настоящее время лишь несколько специалистов знают, о чем Ришелье писал свои пьесы. Более широк круг высокообразованных людей, хорошо знающих историю Франции, которые смогут вспомнить о том, какие политические решения он принимал и проводил в жизнь. Всемирную известность Ришелье имеет в качестве персонажа приключенческих романов А. Дюма.

Вопросы к классу

— О чем свидетельствуют приведенные факты?

— Какие выводы из приведенных фактов вы можете сделать?

(Ответы учеников.)

Задание: оцените, насколько развиты у вас качества, необходимые для успешной деятельности. Над чем еще надо поработать?

(Проверка выполнения задания.)

Ads by optAd360

2. Индивидуальность — плохо или хорошо?

Задание: обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 10—11 учебника. Перед вами два портрета. Составьте словесные описания девушек. Используйте для этого слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая.

— Можно ли по их внешнему виду определить черты характера?

— Особенности поведения?

(Проверка выполнения задания.)

Люди имеют общие черты: определенное строение тела, умения мыслить, говорить и многое другое, но вместе с тем каждый из нас имеет свои отличительные особенности.

Задание: с помощью приема «Облака мыслей» предположите, из каких общих черт складывается индивидуальность. Ответ оформите графически. (Прием «Облака мыслей» заключается в том, что, произвольно записывая на листе бумаги все приходящие в голову мысли и идеи, в итоге мы получаем набор, из которого можно выбрать самые интересные идеи.)

(Во время выполнения задания составляется следующая логическая схема.)

Каждый человек неповторим, и это прекрасно. Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какие факторы формируют индивидуальность человека.

(Ответы учеников.)

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов.

Ads by optAd360

Первая группа — наследственность и физиологические особенности человека;

вторая группа — факторы, проистекающие из окружения человека;

третья группа — черты и особенности характера человека.

Творческое задание. Представьте, что все люди одинаковые и придумайте рассказ-сказку с таким началом: «В некотором царстве, в некотором государстве все люди вдруг стали одинаковыми...» Победит тот, кто творчески и точно выполнит задание.

(Проверка выполнения задания.)

Некоторые индивидуальные черты личности человек получает по наследству, другие приобретает, общаясь с родителями, друзьями.

Проблемное задание. Представьте, что мы оказались на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается вопрос: «Индивидуальность — это хорошо или плохо?» Класс делится на две творческие группы: первая группа готовит аргументы в защиту индивидуальности, вторая группа — против индивидуальности.

При выполнении задания группы могут использовать учебник: первая группа — текст на с. 12 и дополнительный материал, вторая группа — текст нас. 12 и рубрику «Путешествие в прошлое» на с. 13 учебника» Затем группы должны ответить на вопросы, приведенные на с. 13 учебника.

Дополнительный материал для первой группы

Основным и главным признаком индивидуальности личности является самостоятельность — способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Индивидуальность проявляется в чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение, умении ставить перед собой цели и добиваться их. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Это свойство содержит те качества, которые индивид наработал посредством программных установок и путем внеплановых действий: личность является итогом двух данных видов накоплений.

Ads by optAd360

Индивидуальность — это неповторимость человека и его способность всегда оставаться самим собой. Юмор Жванецкого неподражаем, как и музыкальный талант виолончелиста и дирижера Ростроповича или выступления политика Жириновского. Бойцовский стиль Мохаммеда Али так же уникален, как песни группы The Beatles. Яркая индивидуальность большой личности притягивает взгляды и сердца, каждому хочется стать таким же, т. е. непохожим на других.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: внимательно рассмотрите репродукцию картины А. Серова «Петр I» на с. 14 учебника. Ответьте на вопросы, представленные в рубрике «Картинная галерея».

(Проверка выполнения задания.)

3. Сильная личность — какая она?

Понятие «сильная личность» обычно используют для того, чтобы охарактеризовать человека волевого, способного высказать собственное мнение, достичь многого, поставив цель.

Задание: обратимся к тексту рубрики «Жил на свете человек» на с. 15.

Вопросы к классу