Человек – личность
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.
Тип уроков: открытие нового знания.
Ход уроков
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
— Послушайте притчу и ответьте на вопросы.
Однажды Хинг Ши сидел на берегу небольшого, но очень живописного озера с одним из своих учеников. Воздух был напоен тонкими ароматами, ветер затих, и зеркальная гладь водоема отражала все окружающее с невероятной четкостью. Совершенство природы, ее сбалансированность и чистота порождали мысли о гармонии. Хинг Ши обратился к своему ученику с вопросом: «Янг Ли, скажи, когда, по-твоему, наступит полная гармония в человеческих отношениях?» Юный и любознательный Янг Ли задумался и через некоторое время, глядя на идентичность отражения пейзажа в озере, сказал: «Мне кажется, гармония в отношениях между людьми наступит только тогда, когда все люди придут к единому мнению, будут мыслить одинаково, станут как бы отражением друг друга. Тогда не будет ни разногласий, ни споров». И грустно добавил: «Но разве такое возможно?» Хинг Ши ответил: «Это невозможно, да и не нужно. Ведь в данном случае наступила бы не гармония, а полное обезличивание человека, потеря его внутреннего “я”, индивидуальности. Люди стали бы не столько отражением, сколько тенью друг друга». Немного помолчав, мудрец добавил: «Гармония в человеческих отношениях станет возможна лишь тогда, когда каждый человек будет стремиться не к единению мнения или подражанию другим, но к уважению права другого человека на выражение своей индивидуальности».
Вопросы к классу
— Как вы поняли смысл этой притчи?
— О чем она?
Ads by optAd360
— Какое отношение притча имеет к теме наших уроков?
(Ответы учеников.)
Тема уроков: «Человек — личность».
— Предположите, о чем мы будем говорить.
— На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ответы учеников.)
— Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Вспомним» на с. 8 учебника.
(Ответы учеников.)
План уроков
1. Что такое личность.
2. Индивидуальность — плохо или хорошо?
3. Сильная личность — какая она?
Проблемные вопросы уроков
— Почему личностью может стать только человек среди людей?
— Почему человек не только биологическое, но и социальное существо?
III. Введение в новый материал
Каждый из нас наверняка не раз задавался вопросом: «Кто я?», «Какой я?», «Для чего я пришел в этот мир?», «Что я могу для него сделать?» В XXI в. люди разгадали не одну тайну, ранее казавшуюся неразрешимой. Но для самого человека нет более интересной загадки, чем проникновение в собственную природу, познание самого себя. Люди веками задавали себе вопрос: «Кто мы и какие мы?» — и не могли на него ответить.
Ads by optAd360
Древний поэт Софокл писал:
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
IV. Работа по теме уроков
1. Что такое личность
Когда мы употребляем понятие «человек», то имеем в виду представителя человеческого рода, уникальное творение природы, обладающее рядом общих свойств.
— Вспомните, какова двойственная сущность человека.
(Ответы учеников.)
Человек — самая большая тайна мироздания, над раскрытием которой несколько тысячелетий бьются все великие философы. Человек — высокоразвитое живое существо, относящееся к биологическому виду Homo sapiens (Человек разумный). Как и любой организм, человек обладает органами чувств, кровеносной, мышечной, костной, нервной и другими системами. Однако его природные качества проявляются в более сложных взаимодействиях.
Особой биологической организацией человека восхищались еще древние греки, создавшие культ человеческого тела.
В XIX в. Ч. Дарвин доказал, что человек представляет собой вершину эволюционного развития природы и отличается от других животных исключительным биологическим совершенством. Это положение выразилось в очень известных словах: «Человек — венец природы».
Как высшее психическое существо, человек имеет разум. Однако человеческий разум обнаруживает себя как в творческом созидании, социальной взаимопомощи, так и в насильственном завоевании природы, злонамеренном уничтожении миллионов людей. Следовательно, если человек благодаря разуму выделился из животного мира, то должен постоянно подтверждать статус разумного существа, призванного сохранять и преобразовывать жизнь на Земле.
Ads by optAd360
Задание: представьте выводы о сущности человека на основе наших предыдущих размышлений и оформите его графически.
(Во время выполнения задания составляется следующая схема.)
Задание: откройте учебник на с. 8, внимательно изучите текст рубрики «Обсудим вместе» и ответьте на вопросы после него.
(Проверка выполнения задания.)
Мы убедились, что вне общества себе подобных человек не может успешно развиваться. Ученые-обществоведы выделяют два этапа становления человека: 1) детское общество — семья и школа (игра, труд, учение); 2) взрослое общество — семья, работа (учение, труд).
Задание: работая в группах, определите, как идет процесс становления человека, и предположите последствия данного процесса. При выполнении задания попробуйте объяснить смысл высказывания древнеримского философа Сенеки: «Не может быть душа одного цвета, а ум — другого. Если душа здорова, если она спокойна, степенна и воздержанна, то и ум будет ясным...»
(Проверка выполнения задания.)
Работа в группах привела нас к выводу о том, что в ходе своего развития человек становится личностью. Что же такое личность?
— Какой образ создается у вас при слове «личность»? Долго задумываться нельзя.
(Ответы учеников.)
Это были ваши представления о личности, а теперь проверим, насколько они совпадают с мнениями ученых-обществоведов.
Ads by optAd360
Задание: изучите абзацы 3, 4 и 5 на с. 8 и графически отобразите содержание понятий «личность» и «сознание».
(Во время выполнения задания составляется следующая логическая схема.)
Проблемное задание. Предположите, с какого времени человек становится личностью. Все ли окружающие нас люди являются личностями? Ответ аргументируйте.
(Проверка выполнения задания.)
Посмотрим, что думают по этому поводу авторы учебника. Откройте с. 9, прочтите абзацы 1 и 2, ответьте на вопрос: «Когда человек становится личностью?» Составьте развернутый план ответа на этот вопрос, представив основные, на ваш взгляд, характеристики личности.
(Во время выполнения задания в тетради появляются следующие записи.)
1. Человек становится личностью:
а) когда начинает понимать себя;
б) с отделением своего «я» от других людей;
в) с появлением индивидуальности;
Ads by optAd360
г) любой человек является личностью, но различается степень уважения к данной личности.
2. Уважаема личность или нет, можно определить по тому, как человек:
а) трудится (учится, играет);
б) относится к окружающему миру;
в) оценивает самого себя.
3. Важное качество личности — умение трудиться.
4. Личность должна иметь следующие качества: целеустремленность, волю, старательность, настойчивость.
5. Личность должна уметь критически относиться к своим успехам.
6. Личность должна уметь преодолевать трудности.
Дополнительный материал
Если вдуматься в смысл понятия «личность», то мы легко поймем, что оно происходит от слова «лицо» и выражает естественное отЛичие от других людей.
Поздняя Античность называла человека личностью, чтобы подчеркнуть, что тот не является лишь природным организмом, а обнаруживает сугубо человеческие свойства. Слово «личность» появилось в Западной Европе не ранее XVII в. По мнению некоторых исследователей, в России данный термин был введен Н.М. Карамзиным (1766-1826).
В современном значении слово «личность» подчеркивает социальность человека, его возвышение над природным миром. Характерно, что в китайском языке нет иероглифа, который выражал бы смысл данного термина.
Личностью не рождаются, ею становятся, поэтому личность — всегда конкретный итог взаимодействия самых разнообразных факторов жизнедеятельности человека. Процесс становления личностью начинается с глубокого детства, когда человек неосознанно копирует поведение окружающих людей. На первых этапах личностного развития от человека мало что зависит. Но по мере накопления в памяти представлений о разных моделях поведения и их последствий для определенных ситуаций он оказывается перед выбором собственной модели. В большинстве случаев люди равняются на большинство, не хотят выделяться и поступают согласно общепринятым нормам и правилам. Про таких мало кто говорит: «Стал личностью».
Ads by optAd360
Личность в человеке начинают замечать только тогда, когда он начинает чем-то выделяться из окружения (как правило «сильными» нестандартными поступками). При этом личность может стать не только «положительной», но и «отрицательной». Недаром есть такие понятия, как «мерзкая личность», «подлая личность» и т. п. Но чаще словосочетание «стал личностью» употребляют в отношении людей, отличающихся твердостью характера, остротой ума, добротой души, силой воли. Личность характеризуется свободой воли, совести, сознанием своей самоценности, самостоятельностью, способна брать на себя ответственность и решать проблемы, контролировать свое поведение.
Вопросы к классу
— Почему же только немногие становятся уважаемыми личностями?
— Чем они изначально отличаются от других людей, которых окружающие таковыми не считают?
(Ответы учеников.)
Может быть, дело в смелости? Смелый человек не будет бояться неординарных поступков, идущих вразрез с ожиданиями окружающих. Не промолчит там, где нужно сказать правду, даже если это невыгодно лично ему, но поможет кому-то другому или некоему общему делу. Он никогда не откажется от ответственности, даже там, где от него фактически немного зависит.
Еще личностью делают человека трудолюбие и любознательность. Трудолюбие способствует накоплению большого количества полезного опыта, а любознательность — знаний.
Ученые пришли к выводу о том, что про человека можно сказать, что он стал личностью, в том случае, если он:
• имеет твердую жизненную позицию;
• полностью доверяет своему разуму, чувствам;
• умеет противостоять внушению со стороны;
• четко определился со смыслом своей жизни;
Ads by optAd360
• имеет яркое желание развиваться, совершенствоваться;
• не боится ответственности;
• предпочитает говорить только правду;
• не нервничает, не переживает по пустякам;
• обладает силой воли.
Задание: изучив дополнительный материал, ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Хорошо известно, что И. Ньютон самыми главными в своей жизни считал не те открытия, которые он сделал в физике и математике, а написанные им трактаты на богословские и философские темы. Выдающийся композитор А. К. Глазунов считал себя талантливым дирижером, хотя данный талант, по свидетельствам современников, у него начисто отсутствовал. Кардинал Ришелье был убежден, что главные свершения, которые прославят его имя в истории, — это его драматургические произведения, пьесы, а вовсе не деятельность во главе внешней и внутренней политики Франции времен короля Людовика XIII. Интересно, что в настоящее время лишь несколько специалистов знают, о чем Ришелье писал свои пьесы. Более широк круг высокообразованных людей, хорошо знающих историю Франции, которые смогут вспомнить о том, какие политические решения он принимал и проводил в жизнь. Всемирную известность Ришелье имеет в качестве персонажа приключенческих романов А. Дюма.
Вопросы к классу
— О чем свидетельствуют приведенные факты?
— Какие выводы из приведенных фактов вы можете сделать?
(Ответы учеников.)
Задание: оцените, насколько развиты у вас качества, необходимые для успешной деятельности. Над чем еще надо поработать?
(Проверка выполнения задания.)
Ads by optAd360
2. Индивидуальность — плохо или хорошо?
Задание: обратимся к рубрике «Картинная галерея» на с. 10—11 учебника. Перед вами два портрета. Составьте словесные описания девушек. Используйте для этого слова: задумчивая, мечтательная, активная, печальная, жизнерадостная, улыбчивая.
— Можно ли по их внешнему виду определить черты характера?
— Особенности поведения?
(Проверка выполнения задания.)
Люди имеют общие черты: определенное строение тела, умения мыслить, говорить и многое другое, но вместе с тем каждый из нас имеет свои отличительные особенности.
Задание: с помощью приема «Облака мыслей» предположите, из каких общих черт складывается индивидуальность. Ответ оформите графически. (Прием «Облака мыслей» заключается в том, что, произвольно записывая на листе бумаги все приходящие в голову мысли и идеи, в итоге мы получаем набор, из которого можно выбрать самые интересные идеи.)
(Во время выполнения задания составляется следующая логическая схема.)
Каждый человек неповторим, и это прекрасно. Используя прием «Мозговой штурм», предположите, какие факторы формируют индивидуальность человека.
(Ответы учеников.)
Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов.
Ads by optAd360
Первая группа — наследственность и физиологические особенности человека;
вторая группа — факторы, проистекающие из окружения человека;
третья группа — черты и особенности характера человека.
Творческое задание. Представьте, что все люди одинаковые и придумайте рассказ-сказку с таким началом: «В некотором царстве, в некотором государстве все люди вдруг стали одинаковыми...» Победит тот, кто творчески и точно выполнит задание.
(Проверка выполнения задания.)
Некоторые индивидуальные черты личности человек получает по наследству, другие приобретает, общаясь с родителями, друзьями.
Проблемное задание. Представьте, что мы оказались на заседании дискуссионного клуба, где обсуждается вопрос: «Индивидуальность — это хорошо или плохо?» Класс делится на две творческие группы: первая группа готовит аргументы в защиту индивидуальности, вторая группа — против индивидуальности.
При выполнении задания группы могут использовать учебник: первая группа — текст на с. 12 и дополнительный материал, вторая группа — текст нас. 12 и рубрику «Путешествие в прошлое» на с. 13 учебника» Затем группы должны ответить на вопросы, приведенные на с. 13 учебника.
Дополнительный материал для первой группы
Основным и главным признаком индивидуальности личности является самостоятельность — способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Индивидуальность проявляется в чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение, умении ставить перед собой цели и добиваться их. Самостоятельность личности связана с активной работой мысли, чувств и воли. Это свойство содержит те качества, которые индивид наработал посредством программных установок и путем внеплановых действий: личность является итогом двух данных видов накоплений.
Ads by optAd360
Индивидуальность — это неповторимость человека и его способность всегда оставаться самим собой. Юмор Жванецкого неподражаем, как и музыкальный талант виолончелиста и дирижера Ростроповича или выступления политика Жириновского. Бойцовский стиль Мохаммеда Али так же уникален, как песни группы The Beatles. Яркая индивидуальность большой личности притягивает взгляды и сердца, каждому хочется стать таким же, т. е. непохожим на других.
(Проверка выполнения задания.)
Задание: внимательно рассмотрите репродукцию картины А. Серова «Петр I» на с. 14 учебника. Ответьте на вопросы, представленные в рубрике «Картинная галерея».
(Проверка выполнения задания.)
3. Сильная личность — какая она?
Понятие «сильная личность» обычно используют для того, чтобы охарактеризовать человека волевого, способного высказать собственное мнение, достичь многого, поставив цель.
Задание: обратимся к тексту рубрики «Жил на свете человек» на с. 15.
Вопросы к классу