8 КЛАСС
«Выхватив из потока стремительно меняющихся состояний человека мгновение, когда он наиболее «равен» самому себе, ты сможешь передать в портрете не только его внешность, но и его душу»
ЧЕЛОВЕК
НА ФОТОГРАФИИ
В фотографии, как в живописи и рисунке, пожалуй, самое интересное, хотя и самое сложное, – изображение человека, его портрет.
Чем интересен человек? Своей неповторимостью и индивидуальностью. В этом смысле не бывает некрасивых и неинтересных людей.
Задача фотографа – запечатлеть индивидуальность человека, выхватив из потока стремительно меняющихся реакций и выражений его лица самое характерное мгновение, раскрывающее его суть, когда человек наиболее равен самому себе.
М. Врубель. Демон
Различие изобразительного языка фотографии и живописи наиболее явственно проступает в портрете.
Больше, чем в пейзаже, а тем более натюрморте, в фотопортрете видна его абсолютная привязанность к конкретному персонажу, тогда как на картине он всегда плод образной трактовки и воображения художника.
А. Матисс. Рисунок
Б. Кустодиев. Большевик
Фотография по своей эстетической природе документальна.
Она отражает только то, что расположено перед камерой. Фотоизображение – конкретно и само по себе не в силах быть образным обобщением, символом или метафорой.
Однако мастерство оператора может добавить к документальности снимка его художническое видение и превратить фотографию из бесстрастного фиксатора в произведение искусства, сделать её художественной.
Фотопортреты, цель которых – увидеть человека и рассказать о нём , останавливают наше внимание и запоминаются надолго.
Не имеет значения, запечатлён на них знаменитый актёр в специально созданном интерьере или неизвестная нам девушка на фоне старого дерева.
Эти фотопортреты, как и фотографии в модных журналах, называются постановочными , потому что они сделаны с людей, знающих, что их снимают.
В постановочном портрете оператор сравним с художником.
По его воле выбирается поза и костюм модели, определяется антураж и фон.
Но важнейшим творческим средством в создании фотопортрета является свет.
При его помощи в зависимости от операторских задач становится видимой или, наоборот, исчезает любая морщинка, проступает контраст и резкость форм, подчёркивается блеск глаз или они размываются и тонут в тени.
Во время съёмки человек под объективом гипнотизирующей его камеры теряет свою естественность, и оператор должен помочь ему (отвлечь чем-либо, разговаривать и т. п.) быть самим собой.
Свет может заливать натуру (спереди), может подчёркивать форму (сбоку или в 3/4) – профильный или рисующий, контровой свет (сзади) – контражур. Если натура освещается сверху или снизу, зрительно модель деформируется.
В практике фотографии постановочный и репортажный портреты занимают равное место. Но теоретически, исходя из документальной природы фотографии, некоторое предпочтение отдаётся репортажному портрету.
В любом типе фотопортрета важна передача главного и характерного в облике человека. Репортажная съёмка отличается тем, что оператор ищет для этого момент, не подготавливая к нему человека.
Съёмка в движении, в непосредственности реакций требует постоянной нацеленности на объект, мгновенного выбора места, момента и точки съёмки.
Если в постановочном портрете оператор руководит и подготавливает действия модели, то в репортаже натура ведёт следующего за ней оператора.
Только так можно увидеть человека во всём многообразии и неподдельности его жизни. Репортажный портрет – портрет без прикрас.
В репортажном портрете для более полного раскрытия образа хорошо решать его как серию снимков.
Часто для художественно-образной выразительности и передачи эмоционально-психологической глубины фотопортрета бывает предпочтительнее язык графики, нежели цвета.
Родченко.
«Портрет матери» (1924 год)
Родченко. Серия портретов Маяковского
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:
Проектно-съёмочный практикум «От фотозабавы к фототворчеству»
- Съёмка постановочного портрета, в которой следует проявить стремление к передаче характера и состояния модели.
Используйте для этого все приобретённые навыки и знания операторской грамоты. В особенности проявите внимание к освещению модели, подбору антуража и фона.
- Съёмка репортажного портрета в ситуации, когда раскрывается человеческая суть персонажа в живой связи со средой (серия из 3-5 снимков).
- Вариативная обработка одного и того же снимка в цвете и чёрно-белой гамме с целью достижения наибольшей художественной и психологической выразительности портрета.