СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Человек и литосфера" 5 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к параграфу 27

 

«Человек и литосфера»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Цели урока.

Образовательная:

- организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «полезные ископаемые», «топонимика», значение литосферы в жизни планеты и человечества

- знакомство с топонимическим словарем;

- изучение  образцов горных пород и  полезных ископаемых своей местности;

Развивающая:

- создание  условия для развития познавательной деятельности, интеллектуальных  и творческих  способностей учащихся;

-   развитие  умений выделять, .описывать, объяснять существенные признаки основных понятий темы;

- развитие умения работать  с информацией разного вида;

- развитие умения находить нужную информацию в карте атласа, учебнике на основе этого делать соответствующие выводы:

- развитие умения  владения монологической речью; самостоятельно работать со словарем географических названий

Воспитательная:

- воспитание толерантного отношения друг другу, развитие коммуникативных умений

- воспитание чувства любви и интереса к родному краю, к своей Родине;

- воспитание экологического мышления.

Задачи:

- познакомиться с топонимическим словарем

- знать полезные ископаемые своей местности

- научиться находить на карте объекты  (из параграфа учебника)

- продолжить работу по  формированию ИКТ;

- продолжить формирование умения работать с картой и вести табличные конспекты:

- сравнивать районы по заселенности населения (горные или равнинные). 

Планируемые результаты

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего  компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом ( в микрогруппе и в коллективе).

Используемые учебники и учебные пособия: учебник географии 5 класс, УМК  «Полярная звезда»; карты атласа.

Используемые оборудования: коллекция горных пород; компьютерная и мультимедийная техника.

 

Смысловые блоки содержания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учебные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Организационно- мотивационный этап урока

Создание мотивационной установки

Как вы думаете, насколько человек зависим от процессов, происходящих в литосфере? Приведите доказательства своей точки зрения.

 Были ли вы очевидцами опасных явлений в литосфере?

 

Высказывают свое мнение, приводят свои доказательства.

 

 

Отвечают и называют тему урока.

 

 

Формулирование задач урока

 В каких районах, горных или равнинных, вы любите отдыхать?

 Сформулируйте основные задачи урока

Рассказывают.

 

 

Определяют основные задачи урока и составляют план урока:

- выяснить, каким образом человек связан с литосферой;

Установить, какие элементы литосферы использует человек.

Определить, как взаимодействуют друг с другом человек и литосфера

 

 Формулируют основные задачи урока

2. Процессуально- содержательный этап урока

Взаимодействие человека и литосферы.

 

Полезные ископаемые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь человека в горах и на равнине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдых в горах и на равнине.

Ответьте на вопросы и выполните задания.

Как называются минералы и горные породы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности?

Прочитайте пункт «Полезные ископаемые» (с. 58 учебника). Какими полезными ископаемыми богат наш край?

Выполните задания №1 в рабочей тетради (с.30)

2. Используя текст учебника (с.58-59)  и рис. 37, 38 (с.59), определите, чем различается жизнь человека в горах и на равнинах.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Расскажите, какие места отдыха и туризма есть в нашей местности? Какие из них чаще всего посещаются туристами? Чем они уникальны?

4. Прочитайте составленные вами дома  описание опасных явлений в литосфере, очевидцами которых вы были. Какой вывод можно сделать  о взаимодействии человека и литосферы.

 

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Высказывают предположения о полезных ископаемых.

 

 

 

 

 

Знакомятся с текстом учебника. Отвечают на вопрос и выполняют таблицу «Полезные ископаемые моей местности» в рабочей тетради.

 

 

 

2. Высказывают свои предположения. Равнины отличаются большей заселенностью и освоенностью, они пригодны для хозяйственной деятельности. Горы малоосвоены  человеком; жизнь людей в горах сопряжена с различными трудностями: (увеличение физических нагрузок, недостаток кислорода и т.п.)

3. Приводят примеры мест отдыха и туризма. Составляют рассказ.

 

 

 

 

 

 

4. Зачитывают сочинения. Делают вывод о том , как человек и литосфера взаимодействуют друг на друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Осознают взаимосвязь геосфер Земли и человека.

Физкульминутка

 

 

 

 

Школа  географа – следопыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа.

1.Какие географические названия встретились вам в теме  «Внутреннее строение Земли»? Как вы думаете, с чем связано название тех или иных географических объектов?

 

2. Какая наука изучает географические названия? Найдите в  тексте учебника (с. 61) ее название.

 

3.Где мы  можем найти информацию о происхождении географических названий?

 

 

4. Приведите примеры географических названий, в которых используются термины. Информацию представьте в виде таблицы.

Перечисляют географические названия. Высказывают предположения о том. Что название географического объекта может быть связано  с характерными особенностями местности, где расположен этот объект, именем первооткрывателя и т.д.

2 Определяют название науки: топонимика.

 

 

 

3Высказывают предположения о специальных словарях (топонимических), различных энциклопедиях.

4 Заполняют таблицу на интерактивной доске и в тетради для записей.

 

 

 

 

Рефлексия деятельности

Прием «Закончи фразу».

Для того, чтобы установить взаимосвязь человека и литосферы, мы…. (что сделали, к какому выводу пришли?)

Описывают свои действия на уроке: изучили содержание параграфа о полезных ископаемых, жизни человека в горах и на равнинах, местах отдыха и туризма; установили взаимовлияние друг на друга  человека и литосферы.

 

 Анализируют свою деятельность на данном этапе урока.

Рефлексия содержательная

Прием «Закончи фразу...»

Топонимика позволяет нам…

Высказывают свои предположения.

 

 

3.         Этап закрепления и первичной проверки

Первичная проверка знаний

Игра «Что это?» На интерактивной доске поочередно демонстрируются различные географические объекты, процессы и явления. Задача учащихся – узнать объект, процесс или явление по внешним признакам или описанию и дать ему название.

-Фотографии образцов горных пород, различных по условиям образования (магматические, метаморфические, осадочные);

- Фотографии образцов полезных ископаемых разных групп (горючие, металлические, неметаллические);

-Фотографии различных форм рельефа;

- Видеофрагменты или описание различных процессов (землетрясение, вулканизм, медленные колебания суши);

- Схема водоворота веществ в земной коре.

Название топонимов нашей обдасти

Рассматривают изображения, читают описания. Угадывают географические объекты, процессы, явления.

 

 

 Систематизируют полученные знания по теме «Внутреннее строение Земли».

1.Рефлексивный этап урока

Рефлексия  деятельности

Прием «Мини- сочинение».

Напишите мини – сочинение на тему «Что мне дало изучение темы «Внутреннее строение Земли?».

Пишут мини – сочинение и сдают учителю.

Анализируют свое эмоциональное состояние.

Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

1.Выполните задание № 2 в рабочей тетради (с.30-31) задание Школы географа – следопыта (с.31).

2.Оформите топонимический словарь в тетради для записей.

 

 

Определяют происхождение названий географических объектов.

Дополнительное задание (по желанию и выбору).

1.Подготовьте вопросы по теме «Внутреннее строение Земли» (к КВНу или викторине).

2. Сформулируйте правила поведения человека в горах.

3. Составьте схему «Полезные ископаемые моего Ахтубинского района»

 

 

Разрабатывают вопросы по изученному материалу.

 

 

Формулируют правила поведения человека в горах.

 

Составьте схему.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Человек и литосфера" 5 класс»

Технологическая карта к параграфу 27


«Человек и литосфера»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления  новых знаний.

Цели урока.

Образовательная:

- организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «полезные ископаемые», «топонимика», значение литосферы в жизни планеты и человечества

- знакомство с топонимическим словарем;

- изучение  образцов горных пород и  полезных ископаемых своей местности;

Развивающая:

- создание  условия для развития познавательной деятельности, интеллектуальных  и творческих  способностей учащихся;

-   развитие  умений выделять, .описывать, объяснять существенные признаки основных понятий темы;

- развитие умения работать  с информацией разного вида;

- развитие умения находить нужную информацию в карте атласа, учебнике на основе этого делать соответствующие выводы:

- развитие умения  владения монологической речью; самостоятельно работать со словарем географических названий

Воспитательная:

- воспитание толерантного отношения друг другу, развитие коммуникативных умений

- воспитание чувства любви и интереса к родному краю, к своей Родине;

- воспитание экологического мышления.

Задачи:

- познакомиться с топонимическим словарем

- знать полезные ископаемые своей местности

- научиться находить на карте объекты  (из параграфа учебника)

- продолжить работу по  формированию ИКТ;

- продолжить формирование умения работать с картой и вести табличные конспекты:

- сравнивать районы по заселенности населения (горные или равнинные). 

Планируемые результаты

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего  компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом ( в микрогруппе и в коллективе).

Используемые учебники и учебные пособия: учебник географии 5 класс, УМК  «Полярная звезда»; карты атласа.

Используемые оборудования: коллекция горных пород; компьютерная и мультимедийная техника.

 

Смысловые блоки содержания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учебные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

Организационно- мотивационный этап урока

Создание мотивационной установки

Как вы думаете, насколько человек зависим от процессов, происходящих в литосфере? Приведите доказательства своей точки зрения.

 Были ли вы очевидцами опасных явлений в литосфере?

 

Высказывают свое мнение, приводят свои доказательства.

 

 

Отвечают и называют тему урока.

 

 

Формулирование задач урока

 В каких районах, горных или равнинных, вы любите отдыхать?

 Сформулируйте основные задачи урока

Рассказывают.

 

 

Определяют основные задачи урока и составляют план урока:

- выяснить, каким образом человек связан с литосферой;

Установить, какие элементы литосферы использует человек.

Определить, как взаимодействуют друг с другом человек и литосфера


 Формулируют основные задачи урока

2. Процессуально- содержательный этап урока

Взаимодействие человека и литосферы.

 

Полезные ископаемые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жизнь человека в горах и на равнине.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдых в горах и на равнине.

Ответьте на вопросы и выполните задания.

Как называются минералы и горные породы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности?

Прочитайте пункт «Полезные ископаемые» (с. 58 учебника). Какими полезными ископаемыми богат наш край?

Выполните задания №1 в рабочей тетради (с.30)

2. Используя текст учебника (с.58-59)  и рис. 37, 38 (с.59), определите, чем различается жизнь человека в горах и на равнинах.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Расскажите, какие места отдыха и туризма есть в нашей местности? Какие из них чаще всего посещаются туристами? Чем они уникальны?

4. Прочитайте составленные вами дома  описание опасных явлений в литосфере, очевидцами которых вы были. Какой вывод можно сделать  о взаимодействии человека и литосферы.

 

Отвечают на вопросы, выполняют задания

Высказывают предположения о полезных ископаемых.

 

 

 

 

 

Знакомятся с текстом учебника. Отвечают на вопрос и выполняют таблицу «Полезные ископаемые моей местности» в рабочей тетради.

 

 

 

2. Высказывают свои предположения. Равнины отличаются большей заселенностью и освоенностью, они пригодны для хозяйственной деятельности. Горы малоосвоены  человеком; жизнь людей в горах сопряжена с различными трудностями: (увеличение физических нагрузок, недостаток кислорода и т.п.)

3. Приводят примеры мест отдыха и туризма. Составляют рассказ.

 

 

 

 

 

 

4. Зачитывают сочинения. Делают вывод о том , как человек и литосфера взаимодействуют друг на друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 Осознают взаимосвязь геосфер Земли и человека.

Физкульминутка

 

 

 

 

Школа  географа – следопыта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа.

1.Какие географические названия встретились вам в теме  «Внутреннее строение Земли»? Как вы думаете, с чем связано название тех или иных географических объектов?

 

2. Какая наука изучает географические названия? Найдите в  тексте учебника (с. 61) ее название.

 

3.Где мы  можем найти информацию о происхождении географических названий?

 

 

4. Приведите примеры географических названий, в которых используются термины. Информацию представьте в виде таблицы.

Перечисляют географические названия. Высказывают предположения о том. Что название географического объекта может быть связано  с характерными особенностями местности, где расположен этот объект, именем первооткрывателя и т.д.

2 Определяют название науки: топонимика.

 

 

 

3Высказывают предположения о специальных словарях (топонимических), различных энциклопедиях.

4 Заполняют таблицу на интерактивной доске и в тетради для записей.

 

 

 

 

Рефлексия деятельности

Прием «Закончи фразу».

Для того, чтобы установить взаимосвязь человека и литосферы, мы…. (что сделали, к какому выводу пришли?)

Описывают свои действия на уроке: изучили содержание параграфа о полезных ископаемых, жизни человека в горах и на равнинах, местах отдыха и туризма; установили взаимовлияние друг на друга  человека и литосферы.


 Анализируют свою деятельность на данном этапе урока.

Рефлексия содержательная

Прием «Закончи фразу...»

Топонимика позволяет нам…

Высказывают свои предположения.

 

 

3.         Этап закрепления и первичной проверки

Первичная проверка знаний

Игра «Что это?» На интерактивной доске поочередно демонстрируются различные географические объекты, процессы и явления. Задача учащихся – узнать объект, процесс или явление по внешним признакам или описанию и дать ему название.

-Фотографии образцов горных пород, различных по условиям образования (магматические, метаморфические, осадочные);

- Фотографии образцов полезных ископаемых разных групп (горючие, металлические, неметаллические);

-Фотографии различных форм рельефа;

- Видеофрагменты или описание различных процессов (землетрясение, вулканизм, медленные колебания суши);

- Схема водоворота веществ в земной коре.

Название топонимов нашей обдасти

Рассматривают изображения, читают описания. Угадывают географические объекты, процессы, явления.

 


 Систематизируют полученные знания по теме «Внутреннее строение Земли».

  1. Рефлексивный этап урока

Рефлексия  деятельности

Прием «Мини- сочинение».

Напишите мини – сочинение на тему «Что мне дало изучение темы «Внутреннее строение Земли?».

Пишут мини – сочинение и сдают учителю.

Анализируют свое эмоциональное состояние.

Объяснение домашнего задания

Обязательное задание

1.Выполните задание № 2 в рабочей тетради (с.30-31) задание Школы географа – следопыта (с.31).

2.Оформите топонимический словарь в тетради для записей.

 

 

Определяют происхождение названий географических объектов.

Дополнительное задание (по желанию и выбору).

1.Подготовьте вопросы по теме «Внутреннее строение Земли» (к КВНу или викторине).

2. Сформулируйте правила поведения человека в горах.

3. Составьте схему «Полезные ископаемые моего Ахтубинского района»

 

 

Разрабатывают вопросы по изученному материалу.

 

 

Формулируют правила поведения человека в горах.

 

Составьте схему.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!