СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Технологическая карта урока географии в 5 классе УМК «Полярная звезда»
Предмет: география Класс: 5 Тема урока: Рельеф Земли. Равнины.
№ урока по теме: «Литосфера – твёрдая оболочка Земли» - №5
Тип урока: урок «Открытие новых знаний»
Цель урока: формирование общего представления о рельефе как результате взаимодействия внутренних и внешних процессов, происходящих на Земле; изучение особенностей равнинного рельефа
Задачи урока: Планируемые результаты:
- сформировать представления о рельефе как о постоянно меняющемся компоненте природы;
- формировать знания об основных формах рельефа и распознавать их на карте;
- сформировать понятие «равнина», дать представление об изменении равнин во времени;
- формировать основные навыки и умения работы с физическими картами и атласом.
Предметные для обучающихся:
2. Метапредметные: - • уметь организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; • развивать логическое мышление: владеть смысловым чтением, уметь вести самостоятельный поиск, анализировать, отбирать информацию, излагать свои суждения • уметь взаимодействовать с людьми, работать в коллективе , представлять себя; • уметь ориентироваться в окружающем мире, принимать решения.
3. Личностные – овладение определённой системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений, эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; - раскрыть значение равнин для жизни и хозяйственной деятельности человека; проследить изменения равнин под воздействием человека;
Психологическая цель урока:
- создание доброжелательной атмосферы на уроке, взаимного контакта в сотрудничестве между учителем и обучающимися,
Работа с учебником: составление схем ; работа с рубрикой «Запомните»; работа с текстом и картами учебника, атласом
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая
Методы обучения: проблемно-диалоговый, наглядно-иллюстративный, работа с учебником, частично-поисковый, составление схем, моделирование
Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, атласы, картины гор и равнин, слайды с изображением равнин и гор , макет равнины, учебник, проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Вычитывать все уровни текстовой информации.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять план и схемы
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
5. Строить логические рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждать их фактами.
2. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
№ п/п |
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
1. |
Организационный этап |
Приветствие ребят, проверяет готовность обучающихся к уроку: всем ли комфортно, готовность рабочего места, создаёт ситуацию успеха |
Приветствие учителя. Настрой на доброжелательное отношение друг к другу и учителю. |
|
2. |
Определение проблемы урока |
Прочитайте высказывания мальчика и его учителя: Мальчик: Наша Земля имеет ровную поверхность «Равнина, равнина Ни яра, ни пади, Равнина на Север,Равнина на Юг. Как будто гористую землю разгладил Какой -то гигантский утюг. Учитель: Наша планета имеет неровную поверхность Вокруг Земли крутые горы С высот небес глядят на насИ равнинные просторы Завораживают глаз. |
Включение всех в деловой ритм. Чтение двух высказываний, предложенных учителем |
|
3. |
Побуждающий диалоги |
Что вас удивило? : Правы ли они в своих суждениях? Предложи свои доводы. |
Обсуждение высказываний |
|
4 |
Подводящий диалог:
|
Обратимся к высказываниям ученика и учителя Почему мальчик считает, что поверхность Земли ровная? Может быть мальчик прав? Что считает учитель? Какой возникает вопрос? ПРОБЛЕМА Как устроена поверхность Земли? |
Возможно, он живет на равнине.
Поверхность Земли неровная. |
|
5. |
Вспоминаем то , что знаем Формулирование темы урока |
Сформулируем тему урока. «Поверхность Земли» или (подвести к понятию Рельеф: Как называются неровности земной поверхности? Подвести к понятию «рельеф».)Учебник стр. 80 «Рельеф Земли» Что мы уже знаем ? Какие неровности Земли вам известны? Что такое абсолютная высота? Какими способами изображают неровности поверхности на картах |
Понятие Рельеф – совокупность форм твердой поверхности Земли Обсуждение темы урока. Чтение учебника. Обсуждение. Запись темы в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя.
|
|
6. |
Формулирование плана-версий |
Построить диалог, подводящий учеников к формулированию плана урока: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Как устроена поверхность Земли? Можете ли вы правильно и полно ответить на этот вопрос? Какова же цель нашей работы на уроке? Учитель: Что может помочь нам в поиске ответа на данный вопрос? План - версии1. Какие ещё формы рельефа на Земле? Работа с картой Работа с учебников 4. Что такое равнины? что такое горы . Что является строителем равнин и гор? |
Приходят к выводу , что чего-то ещё не знаем . Не можем ответить на этот вопрос, не хватает знаний. Могут помочь уже имеющиеся знания, а также информация в учебнике, на карте, самостоятельный поиск информации. Определяют цель и задачи урока Цель: узнать больше о рельефе Земли Задачи: знать основные формы рельефа и распознавать их на карте; сформулировать новые понятия; отличать формы рельефа друг от друга; работать с картами атласа и учебником
|
|
|
|
САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? |
Заполнение таблицы «Самооценка»- 1 этап: активность и правильность |
|
7 |
Решение проблемы.«Открытие новых знаний» |
Работа в 3 группах: 1 группа: моделирование: Я предлагаю вам взять чистые листы бумаги, пластилин. Изобразите с их помощью поверхность Земли Анализ карты полушарий: Две группы путешествуют по карте. Вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить путешествие по карте. 2 группа: Совершите полёт вокруг Земли. Какие цвета Земли вы увидите и что они означают? Сделайте вывод о поверхности Земли 3 группа: Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 м по параллели 30° с.ш.? Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой полушарий. Ответ поясните |
1 группа: вывод: Из листка чистой бумаги создают макет земной поверхности ( предполагается: один рисует на листе, другой смял лист бумаги в комок и расправил, третий лепит из пластилина) и обсуждают, что получилось. Вывод: поверхность Земли неровная и разнообразная 2 группа: вывод: поверхность Земли имеет неровную поверхность 3 группа: Выводы: нельзя, т.к. на пути встретятся не только равнины, но и горы высотой свыше 5 000м (определили по шкале высот) Значит рельеф Земли разнообразный, неровный |
|
|
|
САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? |
Заполнение таблицы «Самооценка»- 2 этап: активность и правильность выполнения |
|
|
|
Ребята, прошли миллионы лет с момента образования нашей планеты, рельеф мог бы выровняться под воздействием различных факторов. Но мы доказали, что существует много неровностей. Подумайте , какие силы Земли могли создать таких исполинов? Какие факторы на это влияют? Что является строителем? Прочитайте отрывок и скажите о каких факторах идёт речь? О каких «разрушительных силах» идет речь? . « Задача разрушительных сил- полное уничтожение гор. Снести эти зубчатые гребни, острые вершины , крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания_ вот к чему стремятся эти силы, И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли. Но пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень- они не могут успокоится, прекратить свою работу»- писал В.А. Обручев , геолог и писатель. (процессы выветривания. Солнце, ветер, вода ,растения) Если затрудняются ответить, подсказка. Учитель; «С умом ли, Капля, ты? Меня пробить взялась! Меня, гранитную! Ты .право, стоишь смеха». Но Капля молча все кап, кап… и пробралась.- Настойчивость -залог успеха. Понятие выветривание (учебник стр. 80) Составляем схему на интерактивной доске. |
Внешние факторы - выравнивают неровности земной поверхности Ветер Текучая вода Солнце Организмы Человек
Внутренние факторы - создают неровности земной поверхности
Землетрясения Вулканизация Вывод: Рельеф является результатом взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Внутренние силы созидают горы на подвижных участках земной поверхности. Внешние факторы разрушают горы. |
|
||
|
|
Проанализировать Схемы образования равнин Анализ схемы учебника рис 54 стр. 80 и предложенной учителем схемы |
При действии внутренних факторов образуются горы, проходят миллионы лет горы, под воздействием внешних факторов: вода, температуры, ветер, живые организмы, разрушаются. Этот горный участок постепенно выравнивается, становится устойчивым и образуется равнина. Вывод: Горы образуются на поднимающихся подвижных участках земной коры, а равнины – на устойчивых. В образовании гор наиболее активны внутренние силы, а в образовании равнин – внешние. |
|
|
|
САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? |
Заполнение таблицы «Самооценка»- 3 этап: активность и правильность выполнения |
|
|
|
Что бы продолжить обсуждение, я предлагаю посмотреть фотографии Задание: Объедините фотографии в две группы и объясните, почему вы так сделали. 1.Что изображено на них? 2. Что общего между ними? 3. А по каким признакам мы можем сказать, что это горы, а это равнины? 4. Так что же такое равнина? |
Ответы учеников после просмотра слайдов: Среди ответов прозвучит предложение разделить на ровные и неровные поверхности. Сравнивают ровную и неровную поверхность. Горы и равнины, овраги, балки, яры, холмы, впадины (формы рельефа) (горы: имеют большую высоту, перепады высот ярко выражены; равнины: ровная поверхность, перепады высот не выражены) |
|
|
Географический конструктор |
А теперь мы попробуем сформулировать определение понятия по принципу
ключевое слово + существенные признаки. РАВНИНА - это |
- это участок земной поверхности ровный – это форма рельефа холмистый - это форма земной поверхности слабо расчлененный ниже гор Запись определения понятия «равнина». Равнина – это слаборасчлененная часть земной поверхности, с различием относительных высот не более 200м. (Определение записывается в тетрадь). |
|
|
|
Познакомившись с основными формами рельефа, ответьте, используя карту, какая из этих форм рельефа является преобладающей на Земле. 60 % - равнины Сегодня мы будем изучать равнины. Все ли равнины одинаковы? Чем они отличаются друг от друга? Ответьте на вопросы, просматривая фото. |
Равнины, так как занимают большую площадь суши. ВЫВОД: Они различаются по форме, высоте, размерам, возрасту и происхождению.
|
|
|||||||||
|
|
Предлагаю вам совершить ещё одно путешествие на карту по заданным координатам. Индивидуальные задания
Определите правильность выполненного задания по учебнику стр. 81 рис 55 фрагменты карт
|
(Среднесибирское плоскогорье) (Плоская гора) |
|
|||||||||
|
|
Работа в группах: составление схем, с использованием фото, текста учебника и карт 1 схема: виды равнин по высоте. Примеры 2 схема: виды равнин по форме рельефа. Примеры 3 схема: крупнейшие равнины. Примеры Дополнительные вопросы:
![]()
|
Вывод 1 группы: равнины по высоте: возвышенности, низменности, плоскогорья
2 группа: плоские и холмистые
3 группа: на Земле существуют крупнейшие равнины: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Великая Китайская равнина, Амазонская низменность, Среднесибирское плоскогорье, пустыня Сахара. |
|
|||||||||
|
|
Все равнины имеют уклон. Как можно определить уклон равнины. На основе рельефной таблицы. Пример: Западно-Сибирская равнина, Амазонская низменность и др. |
Вывод: уклон можно определить по направлению течения рек. |
|
|||||||||
|
|
Если успеваю по времени: Какая форма рельефа наиболее заселённая: равнины или горы. Почему? Вспомним уроки географии. Месопотамская низменность. Для помощи учебник стр. 82 |
Вывод: равнина. Удобно. Земледелие. Менее опасно для жизни. Исторически сложилось. Так издревле заселена Месопотамская низменность по течению Тигр и Ефрат и Индо-Гангская низменность по течению рек Инд и Ганг |
|
|
|
САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? |
Заполнение таблицы «Самооценка»- 4 этап |
|
|
Закрепление |
«Так какое же решение проблемы мы получили?» КАК УСТРОЕНА ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ? Какие же крупные и мелкие формы рельефа различают? Составляем кластер. Раскроем стрелки. На интерактивной доске.
Задание из рабочей тетради: таблица каждому по равнине Стр. упр. |
![]()
|
|
||
|
САМООЦЕНКА |
Результат САМООЦЕНКИ. КОРРЕКТИРОВАНИЕ |
|
|
||
|
Домашнее задание |
Активность и правильность от 4 до 5 баллов – Подготовить сообщение о жизни людей на равнина 3 балла – Раб тетрадь таблица 1 – 2 балла - Тест учебник стр 83 |
|
|
||
|
Рефлексия
|
На интерактивной доске Вопросы Выделяем ответ. Если он положительный холм, изображённый рядом, будет расти и превратится в гору. Это и будет тема нашего урока. Если же ответы отрицательные, холм будет уменьшаться и превратится в равнину. .Значит, надо ещё дома поработать данным ученикам.
На интерактивной доске физическая карта полушарий. На карте буквы Р А В Н И Н А Ученик выбирает любую букву и называет равнину расположенную здесь. Нажимает на букву, читает и продолжает или отвечает на вопрос
|
Вопросы:
|
|
||
|
Домашнее задание |
Активность и правильность от 4 до 5 баллов – 3 балла – 1 – 2 балла - Раб тетрадь таблица Тест учебник стр 83 Подготовить сообщение о жизни людей на равнинах
|
|
|
||
|
Для учителя |
На достаточно увлажненных холмистых равнинах, сложенных рыхлыми горными породами, потоки воды силой своего течения размывают и уносят эти породы. Образуя овраги. Быстрее всего овраги образуются в местности, лишенной растительностью. Овраги превращают равнину в территорию не пригодную для сельского хозяйства. В нашей местности мы тоже часто можем встретить овраги. На территории нашего сельского поселения имеется Солёный овраг, около рощи. И много других оврагов. Кто из вас ребята видел овраг? Иногда на дне оврага течёт ручей. Значит, овраг ещё образуется и растет. Но имеются овраги, которые уже заросли травой – этот овраг называют балкой. В засушливых равнинах, покрытых песками, особенно сильно проявляется действие ветра. Ветер постоянно переносит песок на большие расстояния, нагромождая его в холмы – дюны и барханы. (Слайд). Переносимый ветром песок обтачивает скалы, придавая им причудливую форму. (Слайд). Образуя останцовые формы рельефа – останцы. Они состоят из более твёрдых пород. Отрицательные формы рельефа – относительно пониженные участки поверхности суши или дна водоемов: долины, впадины, овраги, строительные котлованы |
|
|
||
|
|
|
|
|
Таблица самооценки
этап |
1 этап |
2 этап |
3 этап |
4 этап |
5 этап |
итого |
д/з |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Определение проблемы, темы и цели урока |
Путешествие по карте - равнина |
Внешние и внутренние факторы |
Виды равнин |
Закрепление знаний |
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Активно |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неактивно |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Правильно |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Неправильно |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С ошибками |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С подсказкой учителя |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
С подсказкой ученика |
|
|
|
|
|
|
Просмотр содержимого документа
|
№ п/п | Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Организационный этап | Приветствие ребят, проверяет готовность обучающихся к уроку: всем ли комфортно, готовность рабочего места, создаёт ситуацию успеха | Приветствие учителя. Настрой на доброжелательное отношение друг к другу и учителю. |
2. | Определение проблемы урока | Прочитайте высказывания мальчика и его учителя: Мальчик: Наша Земля имеет ровную поверхность «Равнина, равнина Ни яра, ни пади, Равнина на Север,Равнина на Юг. Как будто гористую землю разгладил Какой -то гигантский утюг. Учитель: Наша планета имеет неровную поверхность Вокруг Земли крутые горы С высот небес глядят на насИ равнинные просторы Завораживают глаз. | Включение всех в деловой ритм. Чтение двух высказываний, предложенных учителем |
3. | Побуждающий диалоги | Что вас удивило? : Правы ли они в своих суждениях? Предложи свои доводы. | Обсуждение высказываний |
4 | Подводящий диалог:
| Обратимся к высказываниям ученика и учителя Почему мальчик считает, что поверхность Земли ровная? Может быть мальчик прав? Что считает учитель? Какой возникает вопрос? ПРОБЛЕМА Как устроена поверхность Земли? | Возможно, он живет на равнине. Н Поверхность Земли неровная. |
5. | Вспоминаем то , что знаем Формулирование темы урока | Сформулируем тему урока. «Поверхность Земли» или (подвести к понятию Рельеф: Как называются неровности земной поверхности? Подвести к понятию «рельеф».)Учебник стр. 80 «Рельеф Земли» Что мы уже знаем ? Какие неровности Земли вам известны? Что такое абсолютная высота? Какими способами изображают неровности поверхности на картах | Понятие Рельеф – совокупность форм твердой поверхности Земли Обсуждение темы урока. Чтение учебника. Обсуждение. Запись темы в тетрадь. Отвечают на вопросы учителя.
|
6. | Формулирование плана-версий | Построить диалог, подводящий учеников к формулированию плана урока: Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Как устроена поверхность Земли? Можете ли вы правильно и полно ответить на этот вопрос? Какова же цель нашей работы на уроке? Учитель: Что может помочь нам в поиске ответа на данный вопрос? План - версии1. Какие ещё формы рельефа на Земле? Работа с картой Работа с учебников 4. Что такое равнины? что такое горы . Что является строителем равнин и гор? | Приходят к выводу , что чего-то ещё не знаем . Не можем ответить на этот вопрос, не хватает знаний. Могут помочь уже имеющиеся знания, а также информация в учебнике, на карте, самостоятельный поиск информации. Определяют цель и задачи урока Цель: узнать больше о рельефе Земли Задачи: знать основные формы рельефа и распознавать их на карте; сформулировать новые понятия; отличать формы рельефа друг от друга; работать с картами атласа и учебником
|
|
| САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? | Заполнение таблицы «Самооценка»- 1 этап: активность и правильность |
7 | Решение проблемы.«Открытие новых знаний» | Работа в 3 группах: 1 группа: моделирование: Я предлагаю вам взять чистые листы бумаги, пластилин. Изобразите с их помощью поверхность Земли Анализ карты полушарий: Две группы путешествуют по карте. Вы любите путешествовать? Я предлагаю совершить путешествие по карте. 2 группа: Совершите полёт вокруг Земли. Какие цвета Земли вы увидите и что они означают? Сделайте вывод о поверхности Земли 3 группа: Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 м по параллели 30° с.ш.? Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой полушарий. Ответ поясните | 1 группа: вывод: Из листка чистой бумаги создают макет земной поверхности ( предполагается: один рисует на листе, другой смял лист бумаги в комок и расправил, третий лепит из пластилина) и обсуждают, что получилось. Вывод: поверхность Земли неровная и разнообразная 2 группа: вывод: поверхность Земли имеет неровную поверхность 3 группа: Выводы: нельзя, т.к. на пути встретятся не только равнины, но и горы высотой свыше 5 000м (определили по шкале высот) Значит рельеф Земли разнообразный, неровный |
|
| САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? | Заполнение таблицы «Самооценка»- 2 этап: активность и правильность выполнения |
|
|
| Ребята, прошли миллионы лет с момента образования нашей планеты, рельеф мог бы выровняться под воздействием различных факторов. Но мы доказали, что существует много неровностей. Подумайте , какие силы Земли могли создать таких исполинов? Какие факторы на это влияют? Что является строителем? Прочитайте отрывок и скажите о каких факторах идёт речь? О каких «разрушительных силах» идет речь? . « Задача разрушительных сил- полное уничтожение гор. Снести эти зубчатые гребни, острые вершины , крутые утесы, стереть с лица Земли, выровнять до основания_ вот к чему стремятся эти силы, И рано или поздно, в зависимости от высоты гор и твердости горных пород, разрушители выполняют свою задачу, и красивые горы исчезают с лица Земли. Но пока над равниной возвышается хоть один холм, торчит хоть один камень- они не могут успокоится, прекратить свою работу»- писал В.А. Обручев , геолог и писатель. (процессы выветривания. Солнце, ветер, вода ,растения) Если затрудняются ответить, подсказка. Учитель; «С умом ли, Капля, ты? Меня пробить взялась! Меня, гранитную! Ты .право, стоишь смеха». Но Капля молча все кап, кап… и пробралась.- Настойчивость -залог успеха. Понятие выветривание (учебник стр. 80) Составляем схему на интерактивной доске. | Внешние факторы - выравнивают неровности земной поверхности Ветер Текучая вода Солнце Организмы Человек РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ
Внутренние факторы - создают неровности земной поверхности
Землетрясения Вулканизация Вывод: Рельеф является результатом взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Внутренние силы созидают горы на подвижных участках земной поверхности. Внешние факторы разрушают горы. |
|
|
| Проанализировать Схемы образования равнин Анализ схемы учебника рис 54 стр. 80 и предложенной учителем схемы
| При действии внутренних факторов образуются горы, проходят миллионы лет горы, под воздействием внешних факторов: вода, температуры, ветер, живые организмы, разрушаются. Этот горный участок постепенно выравнивается, становится устойчивым и образуется равнина. Вывод: Горы образуются на поднимающихся подвижных участках земной коры, а равнины – на устойчивых. В образовании гор наиболее активны внутренние силы, а в образовании равнин – внешние. |
|
|
| САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? | Заполнение таблицы «Самооценка»- 3 этап: активность и правильность выполнения |
|
|
| Что бы продолжить обсуждение, я предлагаю посмотреть фотографии Задание: Объедините фотографии в две группы и объясните, почему вы так сделали. 1.Что изображено на них? 2. Что общего между ними? 3. А по каким признакам мы можем сказать, что это горы, а это равнины? 4. Так что же такое равнина? | Ответы учеников после просмотра слайдов: Среди ответов прозвучит предложение разделить на ровные и неровные поверхности. Сравнивают ровную и неровную поверхность. Горы и равнины, овраги, балки, яры, холмы, впадины (формы рельефа) (горы: имеют большую высоту, перепады высот ярко выражены; равнины: ровная поверхность, перепады высот не выражены) |
|
| Географический конструктор | А теперь мы попробуем сформулировать определение понятия по принципу
ключевое слово + существенные признаки. РАВНИНА - это | - это участок земной поверхности ровный – это форма рельефа холмистый - это форма земной поверхности слабо расчлененный ниже гор Запись определения понятия «равнина». Равнина – это слаборасчлененная часть земной поверхности, с различием относительных высот не более 200м. (Определение записывается в тетрадь). |
|
|
| Познакомившись с основными формами рельефа, ответьте, используя карту, какая из этих форм рельефа является преобладающей на Земле. 60 % - равнины Сегодня мы будем изучать равнины. Все ли равнины одинаковы? Чем они отличаются друг от друга? Ответьте на вопросы, просматривая фото. | Равнины, так как занимают большую площадь суши. ВЫВОД: Они различаются по форме, высоте, размерам, возрасту и происхождению.
|
| ||||||
|
| Предлагаю вам совершить ещё одно путешествие на карту по заданным координатам. Индивидуальные задания 54 ° с.ш. 37 ° в.д. 60 ° с.ш. 80 ° в.д 47 ° с.ш. 50 ° в.д. 66 ° с.ш 100 ° в.д. Определить какая это форма рельефа и их высоту по шкале высот Определите правильность выполненного задания по учебнику стр. 81 рис 55 фрагменты карт Какая равнина самая высокая? Из каких двух слов состоит слово плоскогорье? ( можно попросить прочитать по слогам, если затрудняются при ответе) - | Среднерусская возвышенность от 200 до 500 м Западно-Сибирская равнина до 200 м Прикаспийская низменность до 200 м Среднесибирское плоскогорье от 500 до 100 м (Среднесибирское плоскогорье) (Плоская гора) |
| ||||||
|
| Работа в группах: составление схем, с использованием фото, текста учебника и карт 1 схема: виды равнин по высоте. Примеры 2 схема: виды равнин по форме рельефа. Примеры 3 схема: крупнейшие равнины. Примеры Дополнительные вопросы: На какой равнине мы с вами живем? (Определяют по карте атласа). Какая она по характеру поверхности? (Холмистая), а как ты догадался? (есть низменности, возвышенности, овраги). Скажите а какими горными породами сложена поверхность равнины? (Песок, глина, гравий, галька - обратить внимание на стенд). А как чаще всего располагаются слои горных пород на равнинах? (Почти горизонтально)
| Вывод 1 группы: равнины по высоте: возвышенности, низменности, плоскогорья
2 группа: плоские и холмистые
3 группа: на Земле существуют крупнейшие равнины: Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Великая Китайская равнина, Амазонская низменность, Среднесибирское плоскогорье, пустыня Сахара. |
| ||||||
|
| Все равнины имеют уклон. Как можно определить уклон равнины. На основе рельефной таблицы. Пример: Западно-Сибирская равнина, Амазонская низменность и др. | Вывод: уклон можно определить по направлению течения рек. |
| ||||||
|
| Если успеваю по времени: Какая форма рельефа наиболее заселённая: равнины или горы. Почему? Вспомним уроки географии. Месопотамская низменность. Для помощи учебник стр. 82 | Вывод: равнина. Удобно. Земледелие. Менее опасно для жизни. Исторически сложилось. Так издревле заселена Месопотамская низменность по течению Тигр и Ефрат и Индо-Гангская низменность по течению рек Инд и Ганг |
|
|
| САМООЦЕНКА. ребята, были ли у вас трудности при выполнении этой работы, использовали ли вы подсказки: учебник, подсказку соседа, учителя или справились самостоятельно? | Заполнение таблицы «Самооценка»- 4 этап |
|
| Закрепление | «Так какое же решение проблемы мы получили?» КАК УСТРОЕНА ПОВЕРХНОСТЬ ЗЕМЛИ? Какие же крупные и мелкие формы рельефа различают? Составляем кластер. Раскроем стрелки. На интерактивной доске.
Задание из рабочей тетради: таблица каждому по равнине Стр. упр. | П Формы рел рельефа оверхность Земли неровная. Различают самые разные формы рельефа
|
| ||
| САМООЦЕНКА | Результат САМООЦЕНКИ. КОРРЕКТИРОВАНИЕ |
|
| ||
| Домашнее задание | Активность и правильность от 4 до 5 баллов – Подготовить сообщение о жизни людей на равнина 3 балла – Раб тетрадь таблица 1 – 2 балла - Тест учебник стр 83 |
|
| ||
| Рефлексия
| На интерактивной доске Вопросы Выделяем ответ. Если он положительный холм, изображённый рядом, будет расти и превратится в гору. Это и будет тема нашего урока. Если же ответы отрицательные, холм будет уменьшаться и превратится в равнину. .Значит, надо ещё дома поработать данным ученикам.
На интерактивной доске физическая карта полушарий. На карте буквы Р А В Н И Н А Ученик выбирает любую букву и называет равнину расположенную здесь. Нажимает на букву, читает и продолжает или отвечает на вопрос Я знаю, что такое … Я могу … Я научился … Особенно понравилось … Мне захотелось… У меня получилось … Было трудно .. | Вопросы:
|
| ||
| Домашнее задание | Активность и правильность от 4 до 5 баллов – 3 балла – 1 – 2 балла - Раб тетрадь таблица Тест учебник стр 83 Подготовить сообщение о жизни людей на равнинах
|
|
| ||
|
Для учителя | На достаточно увлажненных холмистых равнинах, сложенных рыхлыми горными породами, потоки воды силой своего течения размывают и уносят эти породы. Образуя овраги. Быстрее всего овраги образуются в местности, лишенной растительностью. Овраги превращают равнину в территорию не пригодную для сельского хозяйства. В нашей местности мы тоже часто можем встретить овраги. На территории нашего сельского поселения имеется Солёный овраг, около рощи. И много других оврагов. Кто из вас ребята видел овраг? Иногда на дне оврага течёт ручей. Значит, овраг ещё образуется и растет. Но имеются овраги, которые уже заросли травой – этот овраг называют балкой. В засушливых равнинах, покрытых песками, особенно сильно проявляется действие ветра. Ветер постоянно переносит песок на большие расстояния, нагромождая его в холмы – дюны и барханы. (Слайд). Переносимый ветром песок обтачивает скалы, придавая им причудливую форму. (Слайд). Образуя останцовые формы рельефа – останцы. Они состоят из более твёрдых пород. Отрицательные формы рельефа – относительно пониженные участки поверхности суши или дна водоемов: долины, впадины, овраги, строительные котлованы | Какие еще равнины есть в РФ? (Работа с физической картой России в атласе - Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность). Ребята! А почему так по-разному названы равнины - низменности, плоскогорье, Возвышенность? (Они имеют различную высоту) А какую преобладающую высоту имеет плоскогорье? ( Шкала высот от 500 до 1000м). Какая форма рельефа имеет такую же высоту? (Низкая гора) А как же тогда различит на карте , где гора, а где плоскогорье? (По горизонталям) Как называются самые низкие равнины (Низменности) Каким цветом показаны они на карте? (Темно и светло зеленым) |
| ||
|
|
|
|
|
Таблица самооценки
этап | 1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап | итого | д/з |
| Определение проблемы, темы и цели урока | Путешествие по карте - равнина | Внешние и внутренние факторы | Виды равнин | Закрепление знаний |
|
|
Активно |
|
|
|
|
|
|
|
Неактивно |
|
|
|
|
|
|
|
Правильно |
|
|
|
|
|
|
|
Неправильно |
|
|
|
|
|
|
|
С ошибками |
|
|
|
|
|
|
|
С подсказкой учителя |
|
|
|
|
|
|
|
С подсказкой ученика |
|
|
|
|
|
|
|
Твоя отметка |
|
|
|
|
|
|
|
© 2021, Заярная Людмила Ивановна 555 0