СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Человек на войне"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок входит в систему уроков по разделу «СССР во Второй мировой войне». Двухчасовое занятие построено на групповой работе учащихся с несколькими видами источников.

Просмотр содержимого документа
«"Человек на войне"»

Пучнина Надежда Пантелеевна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Средняя общеобразовательная

школа № 8 им. К.К. Рокоссовского»

г. Курска.

Урок истории в 10 классе.

Тема: «Человек на войне».

Данный урок входит в систему уроков по разделу «СССР во Второй мировой войне». Двухчасовое занятие построено на групповой работе учащихся с несколькими видами источников.

Задача урока.

Раскрыть историю трагедии и триумфа нашего народа в годы Великой Отечественной войны, с наибольшей доступной для школьного курса полнотой и научной объективностью.

Цели урока.

1.Раскрыть содержательный аспект аналитических взглядов и суждений о месте и роли человека на войне.

2. Развивать умения конструктивного обсуждения и проблемного анализа спорных и сложных вопросов истории.

3. Формирование чувства сопричастности к истории своей страны, любви к Родине, гражданской позиции.

4. Формирование логического мышления и диалогического творческого подхода к анализу первоисточников.

Тип урока.

Урок – исследование.

Методы урока.

  1. Коллективно – мыслительная деятельность;

  2. Дискуссионное обсуждение;

  3. «Мозговой штурм»;

  4. Опережающие творческие задания: написание исследовательских работ « Моя семья в истории Великой Отечественной войны»;

  5. Метод воображаемой экскурсии в музей «Одной вещи военных лет»;

  6. «Социальное рисование».

Оборудование урока.

Библиотечка книг о Великой Отечественной войне, карта « Великая Отечественная война. 1941-1945 года», карта «Вторая мировая война. 1939-1945 года», подборка песен военных лет, кинофрагменты «Начало Великой Отечественной войны», «Человек на войне», плакат И.М.Тоидзе «Родина – мать зовет!». Выставка творческих работ с использованием метода «ассоциативного мышления» «Человек на войне».

В кабинете необычная расстановка интерьера, затемненные окна, на каждом столе зажженная свеча, пустая гильза с гвоздиками, собранный обучающимися фактический материал (фотографии, награды, фронтовые письма, газетные вырезки, документы тех лет, карточки-инструкции с вопросами и заданиями для самостоятельного изучения).

Сценарий урока.

В начале урока звучит запись песни « В землянке», создающей у обучающихся настрой на восприятие темы.

Вступительное слово учителя:

«История всегда имеет человеческое лицо... За всеми крутыми поворотами стояли конкретные люди с их взлетами и падениями, трагедией и триумфом, болью, слезами и надеждой.

Каждый в эти трудные годы сделал свой выбор: честно и достойно исполнить свой долг перед Отчизной, остаться человеком с высокой себестоимостью нравственных ценностей или пойти по другому пути…

Советский народ сделал свой выбор! Он до последней капли крови защищал свою Родину, свой дом, своих родных и близких, подчас ценой собственной жизни».

Актуализация знаний обучающихся.

Вопросы классу:

1. «Какие ассоциации у вас возникают со словом «война»?» (ответы обучающихся).

2. «Почему проблема войны актуальна и сегодня, в 21 веке? Приведите конкретные примеры актуальности этой проблемы из фактов социальной жизни».

3. «Какой след оставила Великая Отечественная война в ваших семьях?»

(Беседа с классом по вопросам).

4. «Что объединяет первую и вторую мировые войны? Что характерно для войны вообще?»

(Учитель обобщает ответы школьников).

Учитель:

«Тема нашего урока: «Человек и война».

И выбор её не случаен, потому что сегодня в обществе происходит справедливый процесс восстановления народной памяти, осмысления исторического прошлого, переосмысления времени и себя в нем.»

1. «Каково было человеку на войне?»

2. «Как жили и выживали на оккупированных территориях?»

3. «Какой подвиг совершил человек в советском тылу?»

4. «Почему и как человек мог попасть в плен? Всегда ли это от него зависело?»

Учитель:

« Поиском ответов на эти и многие другие вопросы мы займемся сегодня на уроке».

Класс разделен на 4 подгруппы, и ребята заранее выбрали одно из направлений работы:

1. «Человек на фронте»;

2. «Человек в тылу»;

3. «Человек в оккупации»;

4. «Трагедия плена».

На столах лежат инструктивные карты, в которых содержатся вопросы для обсуждения в группе и полный информационный блок (учебник А.А.Левандовский, Ю.А.Щетинов, С.В.Мироненко «История России XX- начало XXI века», журналы «Родина»(2010-2014 гг.), хрестоматия «Россия, которую мы не знали»(1939-1993 гг.)(сборник документов), подборка газетных материалов газеты «Правда»(«Правдинские пятницы»), Верт Н. «История Советского государства» (1900-1991гг.), «Военно-исторические очерки. В 4-х книгах»(1998-1999 гг.) и др.), семейные альбомы обучающихся, военные плакаты и карикатуры, солдатские письма.

Каждой группе дается 15 - 20 минут времени для анализа информации и подготовки к ответам (ограничитель времени – песочные часы). В каждой группе есть историк, статист, художник, аналитик, которые составляют своеобразный портрет войны по своему направлению. Во время самостоятельной работы фоном звучат военные песни.

Примеры инструктивных карт для работы в учебных группах:

I учебная группа « Человек на фронте»

Вопросы для обсуждение в учебной группе:

  1. Стремление идти на фронт было всеобщим. Насколько ваши сверстники осознавали, что такое война? А как бы вы поступили в тех условиях? Какие ваши личные качества могли помочь или помещать вам? А почему сегодня молодежь не стремится служить в армии? Только ли в мирных условиях причина?

  2. Солдатские письма… О чем они? Что волновало солдат? Вдохновляло и удивляло их? Кому адресованы эти письма? Прочтите их. Что в них вам кажется необычным?

  3. Человек не мог постоянно воевать и страдать. И в изнурительную жизнь входила радость. Чему могли быть рады солдаты? Как заполняли часы досуга?

  4. Изучите Приказы № 270 и 227. Когда и в связи с какими условиями они были приняты? Всегда ли есть смысл защищать позицию до последней капли крови? А может быть, лучше разумно отступить? Чем обернулся принцип «Мы за ценой не постоим» на практике? Дайте моральную оценку этим приказам. Выскажите свое отношение к штрафным батальонам и заградительным отрядам.

II учебная группа «Человек в тылу»

Вопросы для обсуждения в учебной группе:

  1. Мы привыкли к выражению «трудовой подвиг». Что стоит за этим понятием? Можно ли назвать героем человека, который в повсеместных трудностях быта войны не утратил нравственную стойкость, не изменил себе?

  2. Л.Н. Толстой справедливо считал, что решает участь сражения не количество пушек, а та неуловимая сила, которая называется духом воюющих. Как вы считаете, присутствовал ли этот фактор в тылу? Если да, то в чем он проявлялся?

  3. Оцените вклад тружеников тыла в разгром врага. В чем он проявился?

  4. Кто из ваших родных работал в тылу? В чем заключалась их работа?

III учебная группа «Человек в оккупации»

Вопросы для обсуждения в учебной группе:

  1. Что такое оккупация? Раскройте смысл «нового порядка», установленного нацистами на оккупированных территориях.

  2. Как вы думаете, чем была вызвана особая жестокость нацистов по отношению к мирным жителям Советского Союза? Какие цели преследовала политика оккупантов, граничащая с геноцидом?

  3. Почему, на ваш взгляд, тотальному уничтожению подверглось, прежде всего, еврейское население? Что вы знаете о массовом уничтожении евреев в годы второй мировой войны?

  4. Какова роль оккупированных территорий в экономике третьего рейха? Правомерно ли, на ваш взгляд, считать предателями, пособниками гитлеровцев население оккупированных территорий, угнанных на работу в Германию?

IV учебная группа «Трагедия плена»

Вопросы для обсуждения в учебной группе:

  1. Почему и как человек мог попасть в плен? Всегда ли это от него зависело?

  2. Известны ли вам факты взятия в немецкий плен английских и американских солдат? Как рассматривали правительства Великобритании и СЩА этот аспект войны, как решали эту проблему?

  3. Подтвердите выдержками из документов, художественной и научной литературы особую жестокость немцев в отношении советских военнопленных. Чем объяснялось такое отношение? Обобщив свои знания, подготовьте краткое сообщение о жизни советского человека в условиях плена.

  4. Какую позицию заняло советское правительство в отношении военнопленных? Оцените ее с точки зрения военной, идеологической, нравственной.

Следующим этапом урока после анализа и обсуждения в группах слово предоставляется каждой группе, которая отвечает на поставленные вопросы, используя документы, воспоминания родственников, учебную литературу и т.д. Представители других групп задают вопросы выступающей группе, высказывают свое личностное отношение к фактам и событиям, которые прозвучали в выступлениях других обучающихся (примерное время выступления каждой группы 15-20 минут).

На следующем этапе учитель открывает своеобразную «страничку памяти» и рассказывает о своем отце, который встретил Великую Отечественную войну ребенком.

Фрагмент выступления учителя:

«ВСЕ МЫ РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА…

Мой отец, Богданов Пантелей Иванович, - уроженец Курской области, Тимского района, села Морозовка. Год рождения – 1936. 5 – летним ребенком встретил эту страшную войну. Фашисты пришли в их деревню и согнали 20 человек в один дом, подожгли. Все стали в панике выскакивать, а про Пантелея забыли. Его подобрал крестный отец. Маленький Пантелей бежал, размазывал слезы по щекам, деревня горела. Крестный сказал: «Будешь плакать, брошу». Они забежали в ближайший подвал, там прятались многие их соседи. Немцы выгнали их из подвала, опять поиски родных… Потом жили под Охочевкой. Ели щавель, крапиву. Лебеду не рвали. От нее люди пухли и умирали. Мать, бабушка, сестры считали, что Пантелей сгорел в доме. А когда в 1943 году деревню освободили от немцев, мальчик вернулся домой, в Морозовку, помогал матери строить шалаш для жилья. А на отца в 43- м пришла похоронка…» В апреле 2017 года мой папа ушел из жизни…


Следующий этап урока: учитель предлагает обучающимся открыть «краеведческую страничку» и рассказать о результатах опережающей исследовательской работы «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

Вот фрагменты некоторых выступлений обучающихся:

«Должикова Татьяна Федоровна родилась 13 января 1915 года, в простой крестьянской семье в селе Виногроболь Курской области. По национальности русская, вероисповедание православное. Как многие советские люди сначала была октябренком, затем вступила в ряды пионеров. В Комсомоле состояла с 1933 года, также состояла в ОСОАВИАХИМЕ. В партию вступила в 1942 году. 4 класса отучилась в своем родном селе Виногроболь, но после переезда в Курск, пришлось перейти в школу № 3, которую успешно закончила в 1933 году. С малых лет занималась физкультурой: и на лыжах бегала, и в волейбол играла, в эстафетах участвовала, каждый свой день начинала с зарядки, дававшей необходимую бодрость и энергию.

И вот… война. 22 июня 1941 года – теплый летний день, не предвещавший ничего плохого. На 22 июня были назначены соревнования по гимнастике среди армейцев, которые должны были проходить в Педагогическом институте. Татьяна Федоровна должна была судить эти соревнования. И вот уже все арбитры заняли свои места, спортсмены вот-вот выйдут для парада. Но что-то их нет, долго нет. Все уже начали волноваться. Тогда главный судья Алексей Зиновьев отправился в раздевалку, чтобы узнать, что случилось, но никого там не застал. Вернувшись в полном недоумении, он собрал всех и повел на стадион «Динамо», где уже шел митинг. Жителям города было объявлено о начале войны.

Почти сразу же на фронт ушел муж Татьяны Федоровны – Цветков Витязь Николаевич. А она сама осталась со своей мамой – Анастасией Григорьевной и трехлетним сынишкой Эдиком. В августе-сентябре 1941 года без отрыва от производства по месту работы Татьяна Федоровна посещала курсы медицинских сестер. А в сентябре 1941 года, когда враг на ряде участков подошел к западной границе Курской области, началось строительство оборонительных укреплений на подступах к Курску. На этих работах было занято до 400 тысяч человек, в числе которых была и Татьяна Федоровна. Однажды, вернувшись домой после рытья окопов под Обоянью, она не застала дома ни сына, ни мамы. Не понимая, куда они могли деться, Татьяна Федоровна находилась в совершенной панике, бросилась опрашивать соседей, которые и сообщили ей, что ее мама вместе с сыном Эдиком эвакуировались в их родное село Виногроболь. До февраля 1943 года у Татьяны Федоровной не было никаких сведений о них, не было никакой возможности поддерживать с ними связь.

После долгого пути домой, через Москву, зимой 1945 года Татьяна Федоровна попала в родной Курск, но радость возвращения была омрачена неприятным событием. Ее квартира на улице Горького, 13, где Татьяна Федоровна с семьей жила до войны, оказалась несправедливо занятой советским офицером, совершенно не желавшим ее освобождать, никакие аргументы в пользу Должиковых не могли его убедить. Даже ее письма Сталину, на которые он дал ответ, не заставили этого человека уступить им законное жилье. В итоге, Татьяна Федоровна с престарелой мамой, бабушкой, сестрой – Марией Федоровной, ее мужем – Копач Евгением Еремеевичем и семилетним ребенком на руках фактически осталась на улице. Куда было идти? У кого просить помощи? Но тут, как говорится «Бог помог», причем в прямом смысле этого слова. Недалеко от их дома располагался Свято-Троицкий женский монастырь, монахини которого не остались равнодушными к беде, они милостиво приютили Должиковых в своей обители. Долгих двенадцать лет они прожили в вшестером в одной маленькой келье, пока не получили новую квартиру на улице Школьная, где Татьяна Федоровна и проживала. В июне 2017 года она ушла из жизни… »


«…И мою семью не обошли те грозные события. Мои предки принимали непосредственное участие в тех жестоких военных битвах. Это прадедушка со стороны мамы Коробанов Иван Арсентьевич, и прадедушка со стороны папы Анненков Николай Александрович. Не обошли стороной военные события небольшую деревеньку, где жили и трудились мирные жители. Они пахали, сеяли, растили детей, ещё не подозревая о том, какие испытания им уготовила чудовищная фашистская оккупация. Она отразилась на судьбах мирных жителей, в том числе и моих родственников. Мои прапрабабушка Анна Ивановна (так и не дождавшаяся своего мужа с войны он погиб в бою) и прабабушка Софья Константиновна были непосредственными участниками тех событий.

К сожалению, нет уже в живых прапрабабушки – Анны Ивановны, её дочери – Софьи Константиновны и других родственников – участников спасения раненого лейтенанта Красной Армии осенью и зимой 1941-1942 гг., как давно уже нет и той небольшой деревушки, в которой происходили те события. Раненого бойца одной из советских частей, с боями отходившей по направлению Курск – Тим – Ст. Оскол, Анна Ивановна обнаружила поздним дождливым вечером у себя, в небольшом вишнёвом саду по громким стонам. В полубредовом состоянии, с окровавленной головой, он лежал на сырой земле. Общими усилиями, конечно, не без труда он был перетащен в избу, где при свете керосиновой лампы был обмыт тёплой водой и перевязан чистыми белыми тряпицами. Но, едва забрезжил рассвет, решили перетащить его в сарай и спрятать в сене, приготовленном для коровы, предварительно укутав во всевозможное тряпьё – боялись обыска немцев, которые могли появиться в любой момент, боялись и своих односельчан, случайно могущих увидеть раненого и проболтаться…До холодов прятали раненого в сеннике, а когда выпал снег и начались заморозки – перевезли его в избу, поместив на огромной русской печи, где могли разместиться целых две семьи. Кроме Анны Ивановны и её шестнадцатилетней дочери Сони, с ними проживала семья Даниила, с августа 1941 г. бывшего на фронте (погибшего в этом же году). Это жена Елена с 14 и 16 летними дочками Аней и Машей. Муж прапрабабушки – Константин Петрович, тоже был на фронте (погиб в 1942 г.).Лечили раненого настоями трав, всевозможными примочками. Раны обрабатывали самогонкой и смазывали самодельной мазью. Несмотря на отсутствие квалифицированной медицинской помощи, элементарных медикаментозных средств (о йоде только могли мечтать), раненый медленно шёл на поправку. Теперь они знали, что раненый был украинцем – Иваном Чумаком с Житомирщины, лейтенантом пехоты, командиром стрелкового взвода. Его часть в неравном скоротечном бою была рассеяна и частью уничтожена немецкой мотопехотой. В результате этого боя Иван Чумак получил ранение в голову и ногу, полз, пока силы не оставили его. После этого боя, произошедшего неподалёку от деревни прапрабабушки, немцы наведывались сюда как на охоту, раз или два, на мотоциклах. Настреляют кур и гусей, покидают в коляски и, оглушительно буксуя в грязи (шли дожди), удалялись восвояси. Заявились немцы в деревню где-то в середине декабря на огромном, крытом брезентом, грузовике. Из неё выпрыгнуло около десятка немцев с несколькими полицаями и разделившись на небольшие группы, пошли к избам. Фашисты с грохотом ввалились в избу, впуская клубы морозного воздуха, и сразу начали сдирать одеяла с кроватей, забирая покрывала и платки, старые валенки и другие тёплые вещи. Двое направились к печи, один из них уже поднимался на приступок, как Соня с Аней, больно ущипнув Машу (чтобы громче плакала) ,несколько раз прокричали: «тиф, тиф, тиф!». Немцы, видя перед собой плачущую девочку, голова которой была сплошь в страшных язвах, мгновенно отпрянули от печи и, бормоча: «найн, найн, тифф», поспешно, мешая друг другу, удалились из избы. Пока домашние приходили в себя, плача и нервно смеясь, немцы тем временем привязывали корову Анны Ивановны к грузовику, и ушли оживлённо переговариваясь между собой. И тут же пришла другая беда…»

Вопрос классу:

Почему надо знать историю своей семьи, своего рода, своих предков? Выскажите и аргументируйте свою позицию.

Заключительный этап урока.

Учитель предлагает обучающимся художественные портреты войны разместить на магнитной доске и тем самым составить общий портрет войны.

Заключительное слово учителя ( на фоне музыки Я. Френкеля «Журавли» )

«В 1945 году закончилась самая страшная в истории человечества война. 2022год – год празднования 77-летия Великой Победы. Как вы считаете, может, пора уже обо всем забыть и не тревожить старое?»

Обучающиеся высказывают свое мнение.

Учитель: « Уроки прошлой войны нужно помнить, чтобы защитить будущее!

А сейчас прошу вас взять ручки и написать на листочке свое самое заветное желание. Сверните листок и положите в коробку».

(Ученики складывают свои листочки в коробку, учитель поднимает ее над головой).

Учитель: « Мы живем в мире, строим планы, ставим перед собой цели и стремимся к ним. Но вдруг вспыхивает пожар войны (поджигает листочки в коробке). И все наши надежды превращаются в пепел ( показывает пепел аудитории). И приходится начинать сначала, залечивать страшные раны и строить новую жизнь.

Мальчикам, играющим в войну,

Я в больших ладонях протяну

Два десятка взятых наугад

Оловянных маленьких солдат.

Ты смотри внимательней, дружок, -

Тот без рук, а этот вот без ног.

Третий черный, зубы лишь как мел,

Видно, в танке заживо сгорел.

На четвертом – ордена как щит,

Он в Берлине в мае был убит.

А вот этот на густой заре

В сорок третьем утонул в Днепре.

У шестого на глазах слеза –

Сорок лек как вышибло глаза.

Горсть солдат ребятам протяну –

Не играйте, мальчики, в войну».

Этап рефлексии.

Беседа по вопросам.

  1. Что запомнилось вам более всего на уроке?

  2. Какой этап урока взволновал вас и почему?

  3. Выступление какого ученика вы можете выделить? Что возьмете для себя, для своей будущей жизни из этого урока?

  4. Есть ли такой момент урока, который вы бы хотели изменить?

  5. Какую оценку за урок вы бы поставили мне?

Оценочный аспект.

Учитель ставит мотивированные и проанализированные отметки. Особо отличившимся обучающимся прикрепляет георгиевские ленточки.

Домашнее задание.

Подготовиться к повторительно-обобщающему уроку по параграфам 25-28.

Подготовить творческие задания в виде: сочинения «Письмо с фронта…», в виде исторического натюрморта «Война – страшнее нету слова…», анализа любого художественного произведения о Великой Отечественной войне курских писателей, написать сердечные письма ветеранам Великой Отечественной войны.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!