СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лев Николаевич Толстой - Человек мыслитель, писатель

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «По страницам великой жизни.

Лев Николаевич Толстой – человек, мыслитель, писатель».

 

Цели урока.

Образовательные: познакомить с биографией и мировоззрением писателя;

воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств учащихся (целеустремленности, неудовлетворенности собой, стремлению к нравственному самосовершенствованию);

развивающие:          продолжать развивать  навыки работы с компьютером, формировать умение делать выводы, обобщать, выделять главное в тексте.

 

ТИП урока:

 проблемный  урок, сопровождаемый презентацией.

Дидактический материал:

дневниковые записи Л. Н. Толстого.

Наглядные пособия и оборудование: 

компьютер, выставка фотоматериалов,  иллюстрации по биографии и произведениям  Л. Н. Толстого.

Межпредметные связи:

 история России 19 века.

Приложение: 

компьютерный диск.

План урока.

1.Изучение биографии и творчества  Л. Н. Толстого.

2.Работа с дневниковыми записями писателя.

3. Закрепление изученного материала.

 

 

 

Ход урока.

 

 

1.Записи в тетради (тема, эпиграф).

«Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

                                                                        Л. Н. Толстой.

 

 

2. Вступительное слово учителя:

 

Жизненное кредо Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

В ходе урока мы должны доказать справедливость того, что нравственная высота, которую достиг Толстой- человек, -результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей( честолюбие, тщеславие, непоследовательность, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость- на эти недостатки указывал сам Толстой). Смысл жизни Толстой видел в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям.

Следует правильно понимать толстовское учение о непротивлении злу насилием. « Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия,- писал Л. Н. Толстой,- одним только нельзя освободиться от него: насилием». Однако злу надо противиться всеми средствами: протестами, печатным словом, а главное, добрыми делами. С теорией непротивления злу насилием связано учение Толстого о нравственном самоусовершенствовании. Теория эта не панацея от социальных бед. Но преодоление своих слабостей, недостатков, воспитание в себе более совершенных человеческих качеств, бесспорно,- благо и для себя, и для общества. Писатель утверждал: « Верно то, что смысл жизни каждого отдельного человека…в увеличении в себе любви к людям и постоянном делании добра. Не дожидаться, когда жизнь предоставит такую возможность, а искать ее».

Отрывки из воспоминаний рисуют Толстого как человека огромной и разносторонней культуры, ярким способом мыслить, речь его была  красива. В общении с людьми был сердечен, деликатен и прост, но все, кто встречался с ним, ощущал силу интеллекта, масштабы его личности. Вот что заметил Горький: «Выйдет он – маленький. И все сразу станут меньше его».

В памяти людей Толстой – не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения людям.

 

3. Изучение биографии и творчества писателя (учащиеся  заранее изучают биографию писателя, его дневниковые записи и готовят компьютерную презентацию - основные положения отдельных этапов жизненного и идейно- творческого развития Л.Н.Толстого), в том числе сопровождается демонстрацией слайдов.

        1 слайд: 1828-1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности Л.Н.Толстого.

        Ясная Поляна: чувство красоты, сердечности, Родины (повесть «Детство»).

«Быть, а не казаться»; жажда правды и справедливости, острое чувство фальши. «Зеленая палочка» (и поиски ее в «Кавказском пленнике» и «После бала»).

          Студенческая пора: стремление найти себя; «Правила жизни». Жить для других, для добра – нравственное кредо.

         Сложность и противоречивость  интересов.

          Борьба с собой и ее отражение  в последующем творчестве (например, в «Войне и мире» - искания Пьера Безухова).

 

 

          2 слайд: 1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

        Переезд в Ясную Поляну, доставшуюся ему по наследству. Идея исправления окружающего мира через самоусовершенствование. Главный стимул изменения жизни - самоанализ. Дневники Толстого – черновики его писательских замыслов.

        Поиски жизненного призвания:  хозяйственные преобразования  в имении (повесть «Утро помещика»); успешная сдача кандидатских экзаменов на юридическом факультете Петербургского университета; служба в канцелярии Тульского губернского правления.

       

        3 слайд: 1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

      Молодость на Кавказе: поиски смысла жизни и попытка  избавиться от душевного смятения (повесть «Казаки»). Мысль о бессмысленности разрушительной стороны войны и «русской храбрости» простых солдат.

     Замысел и создание  книги о  развитии человека («Детство»-1852г., «Отрочество»-1854г., «Юность»-1857г.). « Диалектика души человека» и ее отражение  в последующем творчестве (роман « Война и мир»).

     Толстой – участник Крымской войны. «Севастопольские рассказы». Хранитель высших ценностей жизни – простой солдат. « Скрытая теплота патриотизма», «наполеоновская тема».

 

       4 слайд:1860-70гг. Писатель, общественный деятель, педагог. Отстаивание интересов крестьян  в качестве « мирового посредника». Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого и создание им народных школ  для крестьянских детей (« Сказки для детей»).

        Работа над романом-эпопеей « Война и мир». Два универсальных состояния человеческого бытия. Роль исторической личности в истории, значение «простоты, добра и правды». Гимн духовным основам семейственности как высшей форме единения между людьми. «Диалектика души» героев романа.

 

 

       5 слайд:1880-90гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

Размышление над судьбой России. Замысел исторического романа об эпохе Петра 1,изучение документов. Работа  над «Азбукой», «Кавказским пленником». Мысль семейная в романе « Анна Каренина».

      Религиозно-этические взгляды Толстого. Противоречивые начала в человеке: плотское и духовное. Отрекаясь от телесного, человек приближается к истинной жизни. Смысл истинной  жизни в духовной любви к миру и к ближнему, как к самому себе. Учение о нравственном самоусовершенствовании, которое  включает пять заповедей Иисуса Христа: не противься злу насилием, не прелюбодействуй, не клянись и не присягай никому и ни в чем, не мсти и не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, учись терпеть обиды, помни: все люди братья - учись во врагах видеть доброе. Беспощадная критика общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Роман « Воскресение».

6 слайд: 1900-1910 гг. Исход.

 Отлучение Толстого от православной церкви Святейшим Синодом.

Сопоставление двух полюсов «властного  абсолютизма»: европейского, олицетворяемого Николаем 1, и азиатского, олицетворяемого  Шамилем.

Создание  пьесы « Живой труп»

«А я много и очень хорошо думал. И мне стало так ясно, что когда стоишь на  распутье и не знаешь, как поступить, то всегда следует отдавать предпочтение тому решению, в  котором больше самоотречения». Уход Л.Н. Толстого из Ясной Поляны.

«Л.Н.Толстой …  ушел и умер,  как жил,- правдиво, искренно и просто… именно этот конец был естественным и неизбежным»,- писал его друг В.Г. Чертков.

 

Самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом, дневниковыми записями писателя. (Напечатанные материалы с заданием и текстами записей на каждом столе.)

Весной 1847 г.Л.Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по  Европе. Записывал наблюдения, мысли, заметки. Последняя запись  была сделана за три дня до смерти.

 

 

Задача для учащихся.

 

                         Прочитайте выдержки из дневников и проанализируйте их.              Вопросы для обсуждения.

Проследите становление личности Л.Н.Толстого.

Что можно сказать о чертах характера, о  внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?

               Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Толстого?

               Чем интересны  для вас дневниковые записи Л.Н. Толстого?

 Дидактический материал.

Из дневниковых записей.

1847год.

17 марта. Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.

18 апреля Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее:

1. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.

1848 год.

     1.Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

     2.Довольствоваться настоящим.

     3.Искать случаев делать добро…

Правила исправления:

Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли… Не верить мыслям, родившимся в споре Не повторять чужих мыслей.

   1849 год.

1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного  экзамена в университете.

2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3. Изучить язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

4. Изучить сельское хозяйство как  теоретическое, так и практическое.

5.Изучить историю, географию и статистику.

6.Изучить математику, гимназический курс.

7. Написать  диссертацию.

8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

9. Написать правила.

10.Получить некоторые познания в естественных науках.

11. Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.

Примечание: Самое удивительное, что  Большую часть этой программы я выполнил.

1854 год.

 2 ноября.  Одесса. Велика  моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты.

1855 год.

18 марта… вот мое самое новое правило… - быть деятельным, рассудительным  и скромным.

21 сентября … Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные – слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему…

1878 год.

22 мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился.

7 апреля. Ясная Поляна. Разговор с Сережей о непротивлении  злу…

5 сентября. Москва…Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии. И пируют.

1881 год.

Жить в Ясной. Самарский доход отдать на бедных…ограничить как можно свои потребности и давать больше, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни…Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе…

1889 год.

23-26 февраля. Москва…Политического изменения, социального строя не может быть. Изменение только одно нравственное, внутреннее человека. Но каким путем пойдет это изменение?

30 апреля…думал: вот 7 пунктов обвинительного акта против правительства:

1. Церковь, обман, суеверие, траты;

2. Войско, разврат, жестокость, траты;

3. Наказание, развращение, жестокость, зараза;

4.Земледелие крупное, ненависть, беднота города;

5. Фабрика – убийство жизни;

6. Пьянство;

7. Проституция.

1904год.

18 июля. Моя жизнь погублена, испорчена этой ужасающей праздностью.

1907 год.

26октября. (Очень важное!) Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый, сознанный  закон для каждого отдельного человека и для всего человечества – даже для всего живого.

1910 год

7 января. Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии?

26 октября. Все больше и больше тягощусь этой жизнью…

 

Предполагаемые ответы учащихся  могут выглядеть следующим образом.

Первые же записи юноши открывают внутренний мир личности глубокой, ищущей, страстной. Студент Казанского университета  пока не может определить своих склонностей: оставил Восточный факультет, перевелся на юридический, вел образ жизни светского  аристократа – и вдруг  запись,  что дальше так жить невозможно.

Начинается  отчаянная  борьба  с самим собой, со своими недостатками. Он отмечает, доволен ли собой. Затем  формулирует правила- приказы, которым должен следовать. Сначала он ставит цели не очень благовидные: удачно жениться, найти выгодное место службы. Но  беспокойный ум, воля  и сердце, неудовлетворенность собой вступают в отчаянный поединок с собственными недостатками, за обретение  высокого нравственного идеала: делать добро и жить ради счастья других людей. Для достижения этих целей записываются особые  правила исправления. Толстой  много размышляет над общественным и политическим устройством  России, считает, что только  путем нравственного самоусовершенствования  каждого  человека, непротивлением злу насилием можно достичь благоденствия в России. Надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. Считает, что жизнь отвратительна, так как нет обязанностей, стыдится и тяготится своей жизнью.

 

 

 

Закрепление изученного материала.

Вопросы  учащимся. Что можем сказать о жизненном и творческом пути Л.Н. Толстого? Каким  принципам он следовал? Как  вы понимаете слова эпиграфа? Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках? Чем он близок нам?

 

 

Изучив жизненный и творческий путь писателя, осмыслив его дневниковые записи, приходим к выводу, что вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило  утверждению высоких нравственных идеалов.

Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю. Толстой дорог и близок нам своим стремлением к идеалу. Писатель заставляет нас задуматься о себе, о поисках смысла жизни.

 

В ходе урока из подготовленных слайдов оформляем литературную газету: «Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель».

 

 

Домашнее задание.

В тетради ответить письменно на вопрос:

если бы я решил вести дневник, какие бы жизненные  цели  поставил перед собой и каким правилам следовал для их достижения?

Тема урока: «По страницам великой жизни.

Лев Николаевич Толстой – человек, мыслитель, писатель».

 

Цели урока.

Образовательные: познакомить с биографией и мировоззрением писателя;

воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств учащихся (целеустремленности, неудовлетворенности собой, стремлению к нравственному самосовершенствованию);

развивающие:          продолжать развивать  навыки работы с компьютером, формировать умение делать выводы, обобщать, выделять главное в тексте.

 

ТИП урока:

 проблемный  урок, сопровождаемый презентацией.

Дидактический материал:

дневниковые записи Л. Н. Толстого.

Наглядные пособия и оборудование: 

компьютер, выставка фотоматериалов,  иллюстрации по биографии и произведениям  Л. Н. Толстого.

Межпредметные связи:

 история России 19 века.

Приложение: 

компьютерный диск.

План урока.

1.Изучение биографии и творчества  Л. Н. Толстого.

2.Работа с дневниковыми записями писателя.

3. Закрепление изученного материала.

 

 

 

Ход урока.

 

 

1.Записи в тетради (тема, эпиграф).

«Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

                                                                        Л. Н. Толстой.

 

 

2. Вступительное слово учителя:

 

Жизненное кредо Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

В ходе урока мы должны доказать справедливость того, что нравственная высота, которую достиг Толстой- человек, -результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей( честолюбие, тщеславие, непоследовательность, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость- на эти недостатки указывал сам Толстой). Смысл жизни Толстой видел в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям.

Следует правильно понимать толстовское учение о непротивлении злу насилием. « Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия,- писал Л. Н. Толстой,- одним только нельзя освободиться от него: насилием». Однако злу надо противиться всеми средствами: протестами, печатным словом, а главное, добрыми делами. С теорией непротивления злу насилием связано учение Толстого о нравственном самоусовершенствовании. Теория эта не панацея от социальных бед. Но преодоление своих слабостей, недостатков, воспитание в себе более совершенных человеческих качеств, бесспорно,- благо и для себя, и для общества. Писатель утверждал: « Верно то, что смысл жизни каждого отдельного человека…в увеличении в себе любви к людям и постоянном делании добра. Не дожидаться, когда жизнь предоставит такую возможность, а искать ее».

Отрывки из воспоминаний рисуют Толстого как человека огромной и разносторонней культуры, ярким способом мыслить, речь его была  красива. В общении с людьми был сердечен, деликатен и прост, но все, кто встречался с ним, ощущал силу интеллекта, масштабы его личности. Вот что заметил Горький: «Выйдет он – маленький. И все сразу станут меньше его».

В памяти людей Толстой – не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения людям.

 

3. Изучение биографии и творчества писателя (учащиеся  заранее изучают биографию писателя, его дневниковые записи и готовят компьютерную презентацию - основные положения отдельных этапов жизненного и идейно- творческого развития Л.Н.Толстого), в том числе сопровождается демонстрацией слайдов.

        1 слайд: 1828-1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности Л.Н.Толстого.

        Ясная Поляна: чувство красоты, сердечности, Родины (повесть «Детство»).

«Быть, а не казаться»; жажда правды и справедливости, острое чувство фальши. «Зеленая палочка» (и поиски ее в «Кавказском пленнике» и «После бала»).

          Студенческая пора: стремление найти себя; «Правила жизни». Жить для других, для добра – нравственное кредо.

         Сложность и противоречивость  интересов.

          Борьба с собой и ее отражение  в последующем творчестве (например, в «Войне и мире» - искания Пьера Безухова).

 

 

          2 слайд: 1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

        Переезд в Ясную Поляну, доставшуюся ему по наследству. Идея исправления окружающего мира через самоусовершенствование. Главный стимул изменения жизни - самоанализ. Дневники Толстого – черновики его писательских замыслов.

        Поиски жизненного призвания:  хозяйственные преобразования  в имении (повесть «Утро помещика»); успешная сдача кандидатских экзаменов на юридическом факультете Петербургского университета; служба в канцелярии Тульского губернского правления.

       

        3 слайд: 1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

      Молодость на Кавказе: поиски смысла жизни и попытка  избавиться от душевного смятения (повесть «Казаки»). Мысль о бессмысленности разрушительной стороны войны и «русской храбрости» простых солдат.

     Замысел и создание  книги о  развитии человека («Детство»-1852г., «Отрочество»-1854г., «Юность»-1857г.). « Диалектика души человека» и ее отражение  в последующем творчестве (роман « Война и мир»).

     Толстой – участник Крымской войны. «Севастопольские рассказы». Хранитель высших ценностей жизни – простой солдат. « Скрытая теплота патриотизма», «наполеоновская тема».

 

       4 слайд:1860-70гг. Писатель, общественный деятель, педагог. Отстаивание интересов крестьян  в качестве « мирового посредника». Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого и создание им народных школ  для крестьянских детей (« Сказки для детей»).

        Работа над романом-эпопеей « Война и мир». Два универсальных состояния человеческого бытия. Роль исторической личности в истории, значение «простоты, добра и правды». Гимн духовным основам семейственности как высшей форме единения между людьми. «Диалектика души» героев романа.

 

 

       5 слайд:1880-90гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

Размышление над судьбой России. Замысел исторического романа об эпохе Петра 1,изучение документов. Работа  над «Азбукой», «Кавказским пленником». Мысль семейная в романе « Анна Каренина».

      Религиозно-этические взгляды Толстого. Противоречивые начала в человеке: плотское и духовное. Отрекаясь от телесного, человек приближается к истинной жизни. Смысл истинной  жизни в духовной любви к миру и к ближнему, как к самому себе. Учение о нравственном самоусовершенствовании, которое  включает пять заповедей Иисуса Христа: не противься злу насилием, не прелюбодействуй, не клянись и не присягай никому и ни в чем, не мсти и не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, учись терпеть обиды, помни: все люди братья - учись во врагах видеть доброе. Беспощадная критика общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Роман « Воскресение».

6 слайд: 1900-1910 гг. Исход.

 Отлучение Толстого от православной церкви Святейшим Синодом.

Сопоставление двух полюсов «властного  абсолютизма»: европейского, олицетворяемого Николаем 1, и азиатского, олицетворяемого  Шамилем.

Создание  пьесы « Живой труп»

«А я много и очень хорошо думал. И мне стало так ясно, что когда стоишь на  распутье и не знаешь, как поступить, то всегда следует отдавать предпочтение тому решению, в  котором больше самоотречения». Уход Л.Н. Толстого из Ясной Поляны.

«Л.Н.Толстой …  ушел и умер,  как жил,- правдиво, искренно и просто… именно этот конец был естественным и неизбежным»,- писал его друг В.Г. Чертков.

 

Самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом, дневниковыми записями писателя. (Напечатанные материалы с заданием и текстами записей на каждом столе.)

Весной 1847 г.Л.Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по  Европе. Записывал наблюдения, мысли, заметки. Последняя запись  была сделана за три дня до смерти.

 

 

Задача для учащихся.

 

                         Прочитайте выдержки из дневников и проанализируйте их.              Вопросы для обсуждения.

Проследите становление личности Л.Н.Толстого.

Что можно сказать о чертах характера, о  внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?

               Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Толстого?

               Чем интересны  для вас дневниковые записи Л.Н. Толстого?

 Дидактический материал.

Из дневниковых записей.

1847год.

17 марта. Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.

18 апреля Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее:

1. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.

1848 год.

     1.Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

     2.Довольствоваться настоящим.

     3.Искать случаев делать добро…

Правила исправления:

Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли… Не верить мыслям, родившимся в споре Не повторять чужих мыслей.

   1849 год.

1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного  экзамена в университете.

2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3. Изучить язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

4. Изучить сельское хозяйство как  теоретическое, так и практическое.

5.Изучить историю, географию и статистику.

6.Изучить математику, гимназический курс.

7. Написать  диссертацию.

8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

9. Написать правила.

10.Получить некоторые познания в естественных науках.

11. Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.

Примечание: Самое удивительное, что  Большую часть этой программы я выполнил.

1854 год.

 2 ноября.  Одесса. Велика  моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты.

1855 год.

18 марта… вот мое самое новое правило… - быть деятельным, рассудительным  и скромным.

21 сентября … Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные – слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему…

1878 год.

22 мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился.

7 апреля. Ясная Поляна. Разговор с Сережей о непротивлении  злу…

5 сентября. Москва…Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии. И пируют.

1881 год.

Жить в Ясной. Самарский доход отдать на бедных…ограничить как можно свои потребности и давать больше, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни…Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе…

1889 год.

23-26 февраля. Москва…Политического изменения, социального строя не может быть. Изменение только одно нравственное, внутреннее человека. Но каким путем пойдет это изменение?

30 апреля…думал: вот 7 пунктов обвинительного акта против правительства:

1. Церковь, обман, суеверие, траты;

2. Войско, разврат, жестокость, траты;

3. Наказание, развращение, жестокость, зараза;

4.Земледелие крупное, ненависть, беднота города;

5. Фабрика – убийство жизни;

6. Пьянство;

7. Проституция.

1904год.

18 июля. Моя жизнь погублена, испорчена этой ужасающей праздностью.

1907 год.

26октября. (Очень важное!) Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый, сознанный  закон для каждого отдельного человека и для всего человечества – даже для всего живого.

1910 год

7 января. Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии?

26 октября. Все больше и больше тягощусь этой жизнью…

 

Предполагаемые ответы учащихся  могут выглядеть следующим образом.

Первые же записи юноши открывают внутренний мир личности глубокой, ищущей, страстной. Студент Казанского университета  пока не может определить своих склонностей: оставил Восточный факультет, перевелся на юридический, вел образ жизни светского  аристократа – и вдруг  запись,  что дальше так жить невозможно.

Начинается  отчаянная  борьба  с самим собой, со своими недостатками. Он отмечает, доволен ли собой. Затем  формулирует правила- приказы, которым должен следовать. Сначала он ставит цели не очень благовидные: удачно жениться, найти выгодное место службы. Но  беспокойный ум, воля  и сердце, неудовлетворенность собой вступают в отчаянный поединок с собственными недостатками, за обретение  высокого нравственного идеала: делать добро и жить ради счастья других людей. Для достижения этих целей записываются особые  правила исправления. Толстой  много размышляет над общественным и политическим устройством  России, считает, что только  путем нравственного самоусовершенствования  каждого  человека, непротивлением злу насилием можно достичь благоденствия в России. Надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. Считает, что жизнь отвратительна, так как нет обязанностей, стыдится и тяготится своей жизнью.

 

 

 

Закрепление изученного материала.

Вопросы  учащимся. Что можем сказать о жизненном и творческом пути Л.Н. Толстого? Каким  принципам он следовал? Как  вы понимаете слова эпиграфа? Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках? Чем он близок нам?

 

 

Изучив жизненный и творческий путь писателя, осмыслив его дневниковые записи, приходим к выводу, что вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило  утверждению высоких нравственных идеалов.

Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю. Толстой дорог и близок нам своим стремлением к идеалу. Писатель заставляет нас задуматься о себе, о поисках смысла жизни.

 

В ходе урока из подготовленных слайдов оформляем литературную газету: «Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель».

 

 

Домашнее задание.

В тетради ответить письменно на вопрос:

если бы я решил вести дневник, какие бы жизненные  цели  поставил перед собой и каким правилам следовал для их достижения?

Тема урока: «По страницам великой жизни.

Лев Николаевич Толстой – человек, мыслитель, писатель».

 

Цели урока.

Образовательные: познакомить с биографией и мировоззрением писателя;

воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств учащихся (целеустремленности, неудовлетворенности собой, стремлению к нравственному самосовершенствованию);

развивающие:          продолжать развивать  навыки работы с компьютером, формировать умение делать выводы, обобщать, выделять главное в тексте.

 

ТИП урока:

 проблемный  урок, сопровождаемый презентацией.

Дидактический материал:

дневниковые записи Л. Н. Толстого.

Наглядные пособия и оборудование: 

компьютер, выставка фотоматериалов,  иллюстрации по биографии и произведениям  Л. Н. Толстого.

Межпредметные связи:

 история России 19 века.

Приложение: 

компьютерный диск.

План урока.

1.Изучение биографии и творчества  Л. Н. Толстого.

2.Работа с дневниковыми записями писателя.

3. Закрепление изученного материала.

 

 

 

Ход урока.

 

 

1.Записи в тетради (тема, эпиграф).

«Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

                                                                        Л. Н. Толстой.

 

 

2. Вступительное слово учителя:

 

Жизненное кредо Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

В ходе урока мы должны доказать справедливость того, что нравственная высота, которую достиг Толстой- человек, -результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей( честолюбие, тщеславие, непоследовательность, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость- на эти недостатки указывал сам Толстой). Смысл жизни Толстой видел в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям.

Следует правильно понимать толстовское учение о непротивлении злу насилием. « Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия,- писал Л. Н. Толстой,- одним только нельзя освободиться от него: насилием». Однако злу надо противиться всеми средствами: протестами, печатным словом, а главное, добрыми делами. С теорией непротивления злу насилием связано учение Толстого о нравственном самоусовершенствовании. Теория эта не панацея от социальных бед. Но преодоление своих слабостей, недостатков, воспитание в себе более совершенных человеческих качеств, бесспорно,- благо и для себя, и для общества. Писатель утверждал: « Верно то, что смысл жизни каждого отдельного человека…в увеличении в себе любви к людям и постоянном делании добра. Не дожидаться, когда жизнь предоставит такую возможность, а искать ее».

Отрывки из воспоминаний рисуют Толстого как человека огромной и разносторонней культуры, ярким способом мыслить, речь его была  красива. В общении с людьми был сердечен, деликатен и прост, но все, кто встречался с ним, ощущал силу интеллекта, масштабы его личности. Вот что заметил Горький: «Выйдет он – маленький. И все сразу станут меньше его».

В памяти людей Толстой – не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверже

Просмотр содержимого документа
«Лев Николаевич Толстой - Человек мыслитель, писатель»

Учитель русского языка САМАТОВОЙ АЙНУРА

Тема урока: «По страницам великой жизни.

Лев Николаевич Толстой – человек, мыслитель, писатель».

Цели урока.

Образовательные: познакомить с биографией и мировоззрением писателя;

воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств учащихся (целеустремленности, неудовлетворенности собой, стремлению к нравственному самосовершенствованию);

развивающие:          продолжать развивать  навыки работы с компьютером, формировать умение делать выводы, обобщать, выделять главное в тексте.

ТИП урока:

 проблемный  урок, сопровождаемый презентацией.

Дидактический материал:

дневниковые записи Л. Н. Толстого.

Наглядные пособия и оборудование: 

компьютер, выставка фотоматериалов,  иллюстрации по биографии и произведениям  Л. Н. Толстого.

Межпредметные связи:

 19 века.

Приложение: 

компьютерный диск.

План урока.

1.Изучение биографии и творчества  Л. Н. Толстого.

2.Работа с дневниковыми записями писателя.

3. Закрепление изученного материала.

Ход урока.

1.Записи в тетради (тема, эпиграф).

«Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

                                                                        Л. Н. Толстой.

2. Вступительное слово учителя:

Жизненное кредо Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».

В ходе урока мы должны доказать справедливость того, что нравственная высота, которую достиг Толстой- человек, -результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей( честолюбие, тщеславие, непоследовательность, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость- на эти недостатки указывал сам Толстой). Смысл жизни Толстой видел в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям.

Следует правильно понимать толстовское учение о непротивлении злу насилием. « Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия,- писал Л. Н. Толстой,- одним только нельзя освободиться от него: насилием». Однако злу надо противиться всеми средствами: протестами, печатным словом, а главное, добрыми делами. С теорией непротивления злу насилием связано учение Толстого о нравственном самоусовершенствовании. Теория эта не панацея от социальных бед. Но преодоление своих слабостей, недостатков, воспитание в себе более совершенных человеческих качеств, бесспорно,- благо и для себя, и для общества. Писатель утверждал: « Верно то, что смысл жизни каждого отдельного человека…в увеличении в себе любви к людям и постоянном делании добра. Не дожидаться, когда жизнь предоставит такую возможность, а искать ее».

Отрывки из воспоминаний рисуют Толстого как человека огромной и разносторонней культуры, ярким способом мыслить, речь его была  красива. В общении с людьми был сердечен, деликатен и прост, но все, кто встречался с ним, ощущал силу интеллекта, масштабы его личности. Вот что заметил Горький: «Выйдет он – маленький. И все сразу станут меньше его».

В памяти людей Толстой – не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения людям.

3. Изучение биографии и творчества писателя (учащиеся  заранее изучают биографию писателя, его дневниковые записи и готовят компьютерную презентацию - основные положения отдельных этапов жизненного и идейно- творческого развития Л.Н.Толстого), в том числе сопровождается демонстрацией слайдов.

        1 слайд: 1828-1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности Л.Н.Толстого.

        Ясная Поляна: чувство красоты, сердечности, Родины (повесть «Детство»).

«Быть, а не казаться»; жажда правды и справедливости, острое чувство фальши. «Зеленая палочка» (и поиски ее в «Кавказском пленнике» и «После бала»).

          Студенческая пора: стремление найти себя; «Правила жизни». Жить для других, для добра – нравственное кредо.

         Сложность и противоречивость  интересов.

          Борьба с собой и ее отражение  в последующем творчестве (например, в «Войне и мире» - искания Пьера Безухова).

          2 слайд: 1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.

        Переезд в Ясную Поляну, доставшуюся ему по наследству. Идея исправления окружающего мира через самоусовершенствование. Главный стимул изменения жизни - самоанализ. Дневники Толстого – черновики его писательских замыслов.

        Поиски жизненного призвания:  хозяйственные преобразования  в имении (повесть «Утро помещика»); успешная сдача кандидатских экзаменов на юридическом факультете Петербургского университета; служба в канцелярии Тульского губернского правления.

       

        3 слайд: 1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».

      Молодость на Кавказе: поиски смысла жизни и попытка  избавиться от душевного смятения (повесть «Казаки»). Мысль о бессмысленности разрушительной стороны войны и «русской храбрости» простых солдат.

     Замысел и создание  книги о  развитии человека («Детство»-1852г., «Отрочество»-1854г., «Юность»-1857г.). « Диалектика души человека» и ее отражение  в последующем творчестве (роман « Война и мир»).

     Толстой – участник Крымской войны. «Севастопольские рассказы». Хранитель высших ценностей жизни – простой солдат. « Скрытая теплота патриотизма», «наполеоновская тема».

 

       4 слайд:1860-70гг. Писатель, общественный деятель, педагог. Отстаивание интересов крестьян  в качестве « мирового посредника». Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого и создание им народных школ  для крестьянских детей (« Сказки для детей»).

        Работа над романом-эпопеей « Война и мир». Два универсальных состояния человеческого бытия. Роль исторической личности в истории, значение «простоты, добра и правды». Гимн духовным основам семейственности как высшей форме единения между людьми. «Диалектика души» героев романа.

 

       5 слайд:1880-90гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».

Размышление над судьбой России. Замысел исторического романа об эпохе Петра 1,изучение документов. Работа  над «Азбукой», «Кавказским пленником». Мысль семейная в романе « Анна Каренина».

      Религиозно-этические взгляды Толстого. Противоречивые начала в человеке: плотское и духовное. Отрекаясь от телесного, человек приближается к истинной жизни. Смысл истинной  жизни в духовной любви к миру и к ближнему, как к самому себе. Учение о нравственном самоусовершенствовании, которое  включает пять заповедей Иисуса Христа: не противься злу насилием, не прелюбодействуй, не клянись и не присягай никому и ни в чем, не мсти и не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, учись терпеть обиды, помни: все люди братья - учись во врагах видеть доброе. Беспощадная критика общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Роман « Воскресение».

6 слайд: 1900-1910 гг. Исход.

 Отлучение Толстого от православной церкви Святейшим Синодом.

Сопоставление двух полюсов «властного  абсолютизма»: европейского, олицетворяемого Николаем 1, и азиатского, олицетворяемого  Шамилем.

Создание  пьесы « Живой труп»

«А я много и очень хорошо думал. И мне стало так ясно, что когда стоишь на  распутье и не знаешь, как поступить, то всегда следует отдавать предпочтение тому решению, в  котором больше самоотречения». Уход Л.Н. Толстого из Ясной Поляны.

«Л.Н.Толстой …  ушел и умер,  как жил,- правдиво, искренно и просто… именно этот конец был естественным и неизбежным»,- писал его друг В.Г. Чертков.

Самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом, дневниковыми записями писателя. (Напечатанные материалы с заданием и текстами записей на каждом столе.)

Весной 1847 г.Л.Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по  Европе. Записывал наблюдения, мысли, заметки. Последняя запись  была сделана за три дня до смерти.

Задача для учащихся.

 

                         Прочитайте выдержки из дневников и проанализируйте их.              Вопросы для обсуждения.

Проследите становление личности Л.Н.Толстого.

Что можно сказать о чертах характера, о  внутреннем мире писателя на разных этапах его становления?

               Как постепенно формировалась идея нравственного самоусовершенствования? К чему она привела Толстого?

               Чем интересны  для вас дневниковые записи Л.Н. Толстого?

 Дидактический материал.

Из дневниковых записей.

1847год.

17 марта. Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.

18 апреля Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее:

1. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.

1848 год.

     1.Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

     2.Довольствоваться настоящим.

     3.Искать случаев делать добро…

Правила исправления:

Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли… Не верить мыслям, родившимся в споре Не повторять чужих мыслей.

   1849 год.

1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного  экзамена в университете.

2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3. Изучить язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

4. Изучить сельское хозяйство как  теоретическое, так и практическое.

5.Изучить историю, географию и статистику.

6.Изучить математику, гимназический курс.

7. Написать  диссертацию.

8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.

9. Написать правила.

10.Получить некоторые познания в естественных науках.

11. Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.

Примечание: Самое удивительное, что  Большую часть этой программы я выполнил.

1854 год.

 2 ноября.  Одесса. Велика  моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты.

1855 год.

18 марта… вот мое самое новое правило… - быть деятельным, рассудительным  и скромным.

21 сентября … Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные – слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему…

1878 год.

22 мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился.

7 апреля. Ясная Поляна. Разговор с Сережей о непротивлении  злу…

5 сентября. Москва…Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии. И пируют.

1881 год.

Жить в Ясной. Самарский доход отдать на бедных…ограничить как можно свои потребности и давать больше, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни…Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе…

1889 год.

23-26 февраля. Москва…Политического изменения, социального строя не может быть. Изменение только одно нравственное, внутреннее человека. Но каким путем пойдет это изменение?

30 апреля…думал: вот 7 пунктов обвинительного акта против правительства:

1. Церковь, обман, суеверие, траты;

2. Войско, разврат, жестокость, траты;

3. Наказание, развращение, жестокость, зараза;

4.Земледелие крупное, ненависть, беднота города;

5. Фабрика – убийство жизни;

6. Пьянство;

7. Проституция.

1904год.

18 июля. Моя жизнь погублена, испорчена этой ужасающей праздностью.

1907 год.

26октября. (Очень важное!) Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый, сознанный  закон для каждого отдельного человека и для всего человечества – даже для всего живого.

1910 год

7 января. Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии?

26 октября. Все больше и больше тягощусь этой жизнью…

Предполагаемые ответы учащихся  могут выглядеть следующим образом.

Первые же записи юноши открывают внутренний мир личности глубокой, ищущей, страстной. Студент Казанского университета  пока не может определить своих склонностей: оставил Восточный факультет, перевелся на юридический, вел образ жизни светского  аристократа – и вдруг  запись,  что дальше так жить невозможно.

Начинается  отчаянная  борьба  с самим собой, со своими недостатками. Он отмечает, доволен ли собой. Затем  формулирует правила- приказы, которым должен следовать. Сначала он ставит цели не очень благовидные: удачно жениться, найти выгодное место службы. Но  беспокойный ум, воля  и сердце, неудовлетворенность собой вступают в отчаянный поединок с собственными недостатками, за обретение  высокого нравственного идеала: делать добро и жить ради счастья других людей. Для достижения этих целей записываются особые  правила исправления. Толстой  много размышляет над общественным и политическим устройством  России, считает, что только  путем нравственного самоусовершенствования  каждого  человека, непротивлением злу насилием можно достичь благоденствия в России. Надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. Считает, что жизнь отвратительна, так как нет обязанностей, стыдится и тяготится своей жизнью.

Закрепление изученного материала.

Вопросы  учащимся. Что можем сказать о жизненном и творческом пути Л.Н. Толстого? Каким  принципам он следовал? Как  вы понимаете слова эпиграфа? Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках? Чем он близок нам?

Изучив жизненный и творческий путь писателя, осмыслив его дневниковые записи, приходим к выводу, что вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило  утверждению высоких нравственных идеалов.

Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю. Толстой дорог и близок нам своим стремлением к идеалу. Писатель заставляет нас задуматься о себе, о поисках смысла жизни.

В ходе урока из подготовленных слайдов оформляем литературную газету: «Л.Н.Толстой – человек, мыслитель, писатель».

Домашнее задание.

В тетради ответить письменно на вопрос:

если бы я решил вести дневник, какие бы жизненные  цели  поставил перед собой и каким правилам следовал для их достижения?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!