Вступительное слово :
Граф Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель, философ и мыслитель. Сегодня трудно найти человека, который не знаком с его творчеством. Со знаковыми произведениями писателя мы знакомимся ещё в школе, начиная с 4 класса, и вновь их открываем для себя спустя годы. И сегодня мы ещё раз обратимся к биографии великого писателя и рассмотрим наиболее интересные факты из его жизни.
1слайд
Л.Н. Толстой полагал, что жизнь человека должна проходить в честном труде, скромности и простоте. Но так он мыслил уже в зрелые годы. В молодости же его посещали иные идеи: по характеру он был страшно азартен. Однажды в карточной игре с неким помещиком Гороховым он спустил целое состояние – главное здание наследного поместья Ясная Поляна. Оказавшийся в выигрыше сосед, долго не думая, разобрал дом по кирпичику и увез далеко в качестве крупной поживы. Интересно отметить, что дом этот был не просто старым строением, а местом, где родился и вырос писатель.
2
В жизни великого писателя немало удивительных фактов из детства, которые повлияли не только на его судьбу, но и оставили отпечаток во всём творчестве прозаика. Однажды в детстве Лев Николаевич услышал от брата Николая прекрасную легенду. Она повествовала о «зелёной палочке», некогда затерянной далеко, на самом краю оврага в усадьбе Ясная Поляна, и тот, кто найдет её, избавит мир от смерти и различных бед. Спасительную тростинку они так и не нашли, но, став взрослым, Толстой продолжил поиски ответа на главный вопрос – возможно ли человечеству прийти к всеобщему счастью и любви. Незадолго до смерти он просил предать его прах земле в том самом месте, на краю оврага, где лежит и ждёт своего часа «зелёная палочка».
3
Всемирно известный роман Толстого «Война и мир», после прочтения которого человечество стало на голову выше, обрело себя, сам автор называл не иначе как «многословной дребеднёй». В одном из своих многочисленных писем к А. Фету он писал, что рад тому, что больше никогда не возьмётся за создание столь объёмного и, вместе с тем, пустого произведения.
4
В целом, роман переписывался восемь раз, и намного больше – отдельные его эпизоды. Не раз он и переименовывался. С самого начала он носил название «1805», далее – «Всё хорошо, что хорошо кончается» и «Три поры»
5
Литературные успехи мало волновали автора многих бессмертных романов. Однажды к нему в родное поместье приехали поклонники. Их восхищению и похвалам за романы «Война и мир» и «Анна Каренина» не было конца и края. На что Лев Николаевич очень сдержанно ответил, мол, как нелепо расхваливать танцы изобретателя Эдисона, также глупо придавать большое значение двум его книгам.
6
На протяжении многих лет Толстой вёл дневники. Он говорил о том, что раньше не видел и не понимал всей пользы от ведения ежедневных записей. С течением времени он пришёл к прямо противоположному выводу – ведение дневника помогает человеку осознать себя самого, способствует развитию его способностей и душевных качеств.
7
Жена Льва Николаевича – Софья Андреевна, во многом ему помогала. В частности она переписывала его рукописи и дневники, потому что почерк великого мыслителя оставлял желать лучшего, и редакторам трудно было его разобрать. В последние годы Толстой вёл два дневника. Один – для супруги, а второй он надёжно прятал от её «всевидящего ока».
8
В жизни Толстого существуют и другие, неизвестные факты биографии. К примеру – дневники. В них он часто описывал происшедшие с ним случаи и всегда в скобках делал пометки, которые помогали ему определить чувства и настроения, руководимые им в тот или иной момент. К примеру, после записи об очередном уроке фехтования с Пуаре, в котором он не проявил своих истинных умений, следует пометка – лень и трусость.
9
Лев Николаевич полагал, что спать человеку необходимо как можно меньше, ибо при этом состоянии у него отсутствует воля.
10
Долгое время автор замечательного романа «Воскресенье» не признавал женщин-писательниц. Объяснял он это просто и кратко – женщине не дано истинно рассказать о жизни мужчины.
11
Лев Толстой известен не только как автор серьезных произведений. Он также написал «Азбуку» и «Книгу для чтения» для детей.
12
После смерти, у Толстого осталась жена и 10 детей. Всего супруги дали жизнь 13 детям, но только 10 из них пережили младенчество.
Тема урока: «По страницам великой жизни.
Лев Николаевич Толстой – человек, мыслитель, писатель».
Цели урока.
Образовательные: познакомить с биографией и мировоззрением писателя;
воспитательные: способствовать формированию нравственных качеств учащихся (целеустремленности, неудовлетворенности собой, стремлению к нравственному самосовершенствованию);
развивающие: продолжать развивать навыки работы с компьютером, формировать умение делать выводы, обобщать, выделять главное в тексте.
ТИП урока:
проблемный урок, сопровождаемый презентацией.
Дидактический материал:
дневниковые записи Л. Н. Толстого.
Наглядные пособия и оборудование:
компьютер, выставка фотоматериалов, иллюстрации по биографии и произведениям Л. Н. Толстого.
Межпредметные связи:
история России 19 века.
Приложение:
компьютерный диск.
План урока.
1.Изучение биографии и творчества Л. Н. Толстого.
2.Работа с дневниковыми записями писателя.
3. Закрепление изученного материала.
Ход урока.
1.Записи в тетради (тема, эпиграф).
«Каждый человек - алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».
Л. Н. Толстой.
2. Вступительное слово учителя:
Жизненное кредо Толстого: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость».
В ходе урока мы должны доказать справедливость того, что нравственная высота, которую достиг Толстой- человек, -результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей( честолюбие, тщеславие, непоследовательность, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость- на эти недостатки указывал сам Толстой). Смысл жизни Толстой видел в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям.
Следует правильно понимать толстовское учение о непротивлении злу насилием. « Чем бы люди ни пытались освободиться от насилия,- писал Л. Н. Толстой,- одним только нельзя освободиться от него: насилием». Однако злу надо противиться всеми средствами: протестами, печатным словом, а главное, добрыми делами. С теорией непротивления злу насилием связано учение Толстого о нравственном самоусовершенствовании. Теория эта не панацея от социальных бед. Но преодоление своих слабостей, недостатков, воспитание в себе более совершенных человеческих качеств, бесспорно,- благо и для себя, и для общества. Писатель утверждал: « Верно то, что смысл жизни каждого отдельного человека…в увеличении в себе любви к людям и постоянном делании добра. Не дожидаться, когда жизнь предоставит такую возможность, а искать ее».
Отрывки из воспоминаний рисуют Толстого как человека огромной и разносторонней культуры, ярким способом мыслить, речь его была красива. В общении с людьми был сердечен, деликатен и прост, но все, кто встречался с ним, ощущал силу интеллекта, масштабы его личности. Вот что заметил Горький: «Выйдет он – маленький. И все сразу станут меньше его».
В памяти людей Толстой – не только великий писатель, но и человек высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения людям.
3. Изучение биографии и творчества писателя (учащиеся заранее изучают биографию писателя, его дневниковые записи и готовят компьютерную презентацию - основные положения отдельных этапов жизненного и идейно- творческого развития Л.Н.Толстого), в том числе сопровождается демонстрацией слайдов.
1 слайд: 1828-1849 гг. Детство, отрочество, юность: истоки личности Л.Н.Толстого.
Ясная Поляна: чувство красоты, сердечности, Родины (повесть «Детство»).
«Быть, а не казаться»; жажда правды и справедливости, острое чувство фальши. «Зеленая палочка» (и поиски ее в «Кавказском пленнике» и «После бала»).
Студенческая пора: стремление найти себя; «Правила жизни». Жить для других, для добра – нравственное кредо.
Сложность и противоречивость интересов.
Борьба с собой и ее отражение в последующем творчестве (например, в «Войне и мире» - искания Пьера Безухова).
2 слайд: 1849-1851 гг. Ясная Поляна: опыт самостоятельной жизни.
Переезд в Ясную Поляну, доставшуюся ему по наследству. Идея исправления окружающего мира через самоусовершенствование. Главный стимул изменения жизни - самоанализ. Дневники Толстого – черновики его писательских замыслов.
Поиски жизненного призвания: хозяйственные преобразования в имении (повесть «Утро помещика»); успешная сдача кандидатских экзаменов на юридическом факультете Петербургского университета; служба в канцелярии Тульского губернского правления.
3 слайд: 1851-1855 гг. Военная служба. На пути к «Войне и миру».
Молодость на Кавказе: поиски смысла жизни и попытка избавиться от душевного смятения (повесть «Казаки»). Мысль о бессмысленности разрушительной стороны войны и «русской храбрости» простых солдат.
Замысел и создание книги о развитии человека («Детство»-1852г., «Отрочество»-1854г., «Юность»-1857г.). « Диалектика души человека» и ее отражение в последующем творчестве (роман « Война и мир»).
Толстой – участник Крымской войны. «Севастопольские рассказы». Хранитель высших ценностей жизни – простой солдат. « Скрытая теплота патриотизма», «наполеоновская тема».
4 слайд:1860-70гг. Писатель, общественный деятель, педагог. Отстаивание интересов крестьян в качестве « мирового посредника». Педагогическая деятельность Л.Н.Толстого и создание им народных школ для крестьянских детей (« Сказки для детей»).
Работа над романом-эпопеей « Война и мир». Два универсальных состояния человеческого бытия. Роль исторической личности в истории, значение «простоты, добра и правды». Гимн духовным основам семейственности как высшей форме единения между людьми. «Диалектика души» героев романа.
5 слайд:1880-90гг. «Я отрекся от жизни нашего круга».
Размышление над судьбой России. Замысел исторического романа об эпохе Петра 1,изучение документов. Работа над «Азбукой», «Кавказским пленником». Мысль семейная в романе « Анна Каренина».
Религиозно-этические взгляды Толстого. Противоречивые начала в человеке: плотское и духовное. Отрекаясь от телесного, человек приближается к истинной жизни. Смысл истинной жизни в духовной любви к миру и к ближнему, как к самому себе. Учение о нравственном самоусовершенствовании, которое включает пять заповедей Иисуса Христа: не противься злу насилием, не прелюбодействуй, не клянись и не присягай никому и ни в чем, не мсти и не оправдывай чувства мести тем, что тебя обидели, учись терпеть обиды, помни: все люди братья - учись во врагах видеть доброе. Беспощадная критика общественных институтов: церкви, государства, собственности и семьи. Роман « Воскресение».
6 слайд: 1900-1910 гг. Исход.
Отлучение Толстого от православной церкви Святейшим Синодом.
Сопоставление двух полюсов «властного абсолютизма»: европейского, олицетворяемого Николаем 1, и азиатского, олицетворяемого Шамилем.
Создание пьесы « Живой труп»
«А я много и очень хорошо думал. И мне стало так ясно, что когда стоишь на распутье и не знаешь, как поступить, то всегда следует отдавать предпочтение тому решению, в котором больше самоотречения». Уход Л.Н. Толстого из Ясной Поляны.
«Л.Н.Толстой … ушел и умер, как жил,- правдиво, искренно и просто… именно этот конец был естественным и неизбежным»,- писал его друг В.Г. Чертков.
Самостоятельная работа с раздаточным дидактическим материалом, дневниковыми записями писателя. (Напечатанные материалы с заданием и текстами записей на каждом столе.)
Весной 1847 г.Л.Н. Толстой ненадолго попал в больницу. Здесь он и начал вести дневник, а затем продолжил его в деревенском уединении, во время военной службы в Петербурге, путешествуя по Европе. Записывал наблюдения, мысли, заметки. Последняя запись была сделана за три дня до смерти.
Задача для учащихся.
-Прочитайте выдержки из дневников.
- Чем интересны для вас дневниковые записи Л.Н. Толстого?
Дидактический материал.Из дневниковых записей.
1847год.
17 марта. Я ясно усмотрел, что беспорядочная жизнь, которую большая часть светских людей принимает за следствие молодости, есть не что иное, как следствие раннего разврата души.
18 апреля Я написал вдруг много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее:
1. Исполняй все то, что ты определил быть исполненному.
1848 год.
1.Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.
2.Довольствоваться настоящим.
3.Искать случаев делать добро…
Правила исправления:
Бойся праздности и беспорядка… Бойся лжи и тщеславия… Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли… Не верить мыслям, родившимся в споре Не повторять чужих мыслей.
1849 год.
1. Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного экзамена в университете.
2. Изучить практическую медицину и часть теоретической.
3. Изучить язык французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.
4. Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое.
5.Изучить историю, географию и статистику.
6.Изучить математику, гимназический курс.
7. Написать диссертацию.
8. Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи.
9. Написать правила.
10.Получить некоторые познания в естественных науках.
11. Составить сочинение из всех предметов, которые буду изучать.
Примечание: Самое удивительное, что Большую часть этой программы я выполнил.
1854 год.
2 ноября. Одесса. Велика моральная сила русского народа. Много политических истин выйдет и разовьется в нынешние трудные для России минуты.
1855 год.
18 марта… вот мое самое новое правило… - быть деятельным, рассудительным и скромным.
21 сентября … Моя главная цель в жизни есть добро ближнего и цели условные – слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему…
1878 год.
22 мая. Прежние важные и тяжелые мысли и чувства. Все мерзости моей юности ужасом, болью раскаяния жгли мне сердце. Долго мучился.
7 апреля. Ясная Поляна. Разговор с Сережей о непротивлении злу…
5 сентября. Москва…Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргии. И пируют.
1881 год.
Жить в Ясной. Самарский доход отдать на бедных…ограничить как можно свои потребности и давать больше, чем брать, к чему направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни…Меньших воспитывать так, чтобы привыкли меньше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе…
1889 год.
23-26 февраля. Москва…Политического изменения, социального строя не может быть. Изменение только одно нравственное, внутреннее человека. Но каким путем пойдет это изменение?
1904год.
18 июля. Моя жизнь погублена, испорчена этой ужасающей праздностью.
1907 год.
26октября. (Очень важное!) Непротивление злу насилием – не предписание, а открытый, сознанный закон для каждого отдельного человека и для всего человечества – даже для всего живого.
1910 год
7 января. Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии?
26 октября. Все больше и больше тягощусь этой жизнью…
Закрепление изученного материала.
Вопросы учащимся.
-Что можем сказать о жизненном и творческом пути Л.Н. Толстого? Каким принципам он следовал? Как вы понимаете слова эпиграфа? Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строках? Чем он близок нам?
Изучив жизненный и творческий путь писателя, осмыслив его дневниковые записи, приходим к выводу, что вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравственных идеалов.
Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он постоянно работал над собой, пополнял знания, закалял волю. Толстой дорог и близок нам своим стремлением к идеалу. Писатель заставляет нас задуматься о себе, о поисках смысла жизни.
Домашнее задание.
В тетради ответить письменно на вопрос:
-Если бы я решил вести дневник, какие бы жизненные цели поставил перед собой и каким правилам следовал для их достижения?
Литература.
1. Русские писатели. Библиографический словарь в 2-х частях (под редакцией П.А. Николаева), Москва, «Просвещение»1990.
2. Ю.В. Лебедев. Литература. Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы в 2-х частях (часть 2), Москва «Просвещение» 1994.
3. А. Лиханов «Смысл сущего». Публицистика. Москва, «Советская Россия», 1985.