2. Актуа- лизация знаний | Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал. 1. Проанализируйте высказывания. Вы согласны с данными точками зрения? Если нет, то опровергните их. 1) Сущность человека неизменна и «нового человека» создать не удастся, надо только идти к тому — в том и подлинный смысл прогресса, — чтобы человечество жило собственно человеческой, а не животной своей сущностью (А. Круглов). 2) Человек — самое больное и уродливое среди животных, он опасно отклонился от своих инстинктов жизни (Ф. Ницше). 3) Человек крепко стоял на своих ногах до тех пор,-пока у него их было четыре (С. Павлович). 4) Поскольку человек произошел из царства животных, то ясно, что он никогда не избавится от звериных элементов (Ф. Энгельс). 5) Человек — единственное животное, обладающее способностью смеяться и заслуживающее того, чтобы смеялись над ним (П. Валери). 6) Из того, что человек — животное, еще вовсе не следует, что для него обязательно было бы быть скотом (Н. Михайловский). 2. Как вы понимаете слова российского ученого-конструктора, журналиста А. Локтева: «Из всего животного мира только человек думает, что он думает»? 3. Н. Бердяев сказал: «Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке — значит разгадать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира, без погружения вглубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке». Согласны ли вы с этим утверждением? Свой ответ обоснуйте. 4. Вспомните сказку Р. Киплинга про смелого индийского мальчика Маугли. Что происходит с детьми, которые живут вне человеческого общества? Чего был лишен Маугли? 5. Философы заметили, что человеку свойственно желание стать знаменитым, чем-то выделиться, заслужить признание. Назовите, что помогает человеку достичь этой цели. 6. Назовите виды деятельности, присущие человеку. | Анализируют высказывания. Отвечают на вопросы. | Контроль знаний по предыдущей теме урока. Метапредметные: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; |
5. Усвоение новых знаний и способов действий | 1. Природа и ее значение в жизни человека В широком смысле природа — это весь мир в многообразии его форм. Вначале существовал только природный мир, человек появился значительно позже, и в последнюю очередь возникло общество. Таким образом, природа — это наша первооснова. В широком смысле природа — это все сущее, весь мир, в многообразии его форм и проявлений, все, что возникло и способно развиваться вне человеческой деятельности. В узком смысле — совокупность естественных условий существования человеческого общества. Таким образом, у человека две среды обитания: природа и встроенное в нее общество, т. е. система связей и отношений между людьми. Усилиями людей общество постоянно развивается; взаимодействуя с природой, оно обеспечивает нас всем необходимым для жизни. Природа — это: 1) естественная среда обитания человека; 2) кладовая ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности и повседневной жизни; 3) естественная основа жизнедеятельности людей. - Разделитесь на две группы. Работая с п. 1 § 2 учебника, дополнительным и иллюстративным материалом (интернет-ресурсы, справочники, энциклопедии, подобранные учителем иллюстрации — слайды с изображением картин Шишкина, Левитана, Пластова, природоохранных плакатов и т. д.), проанализируйте определенную проблему и представьте результаты своей работы. Первая группа готовит сообщение на тему «Нерациональное природопользование». (Обучающиеся должны указать действия человека, пагубно отражающиеся на природной среде, указать, как это отразится на самом человеке, привести примеры негативного воздействия научно-технического прогресса на природу.) Вторая группа готовит сообщение на тему «Защитники природы». (Обучающиеся должны рассмотреть деятельность природоохранных организаций и указать, какой личный вклад в дело защиты природы они могут сделать.) (Презентация и обсуждение результатов работы групп.) 2. Связь человека с природой Вопрос о том, какое место занимает человек в природе, интересовал людей разных эпох. Попробуем разобраться и мы в этом вопросе с помощью виртуального путешествия. 3. Человек — венец природы? На определенном этапе развития природы появился человек. — Как складывались отношения между человеком и природой? Парадокс взаимоотношений человека, природы и общества: 1) человеку для его выживания природа нужна, а природе для нормального функционирования человек не нужен; 2) природа истребляется все изощреннее, по мере того как человек становится все более просвещенным; 3) одновременно с уничтожением природы человек стал больше истреблять себе подобных. Одни ученые полагают, что человек — царь природы, ее венец. Другие ученые придерживаются противоположного мнения. — Разделитесь на две группы. Работая с п. 3 § 2 учебника, дополнительным и иллюстративным материалом (интернет- ресурсы, справочники, энциклопедии и т. д.), подберите аргументы в защиту той или иной позиции. (Презентация и обсуждение результатов работы первой группы.) 4. Вершина пирамиды или звено в цепи? (Презентация результатов работы второй группы, заполнение сравнительной таблицы.) Место человека в природе Человек — венец природы | Человек — звено в цепи развития природы | 1. Человек, в отличие от других живых существ, наделен разумом. 2. Человек способен накапливать и обобщать информацию, что позволяет ему создавать нечто несуществующее в природе. 3. Человеческое общество подчиняется своим собственным законам. Нормы морали стали регулировать отношения людей. 4. Человечество прошло путь в своем общественном развитии от первобытного стада к общественной организации людей. 5. Человек способен ставить перед собой высшие цели. 6. Человек способен преобразовывать природную среду. Природа — это источник ресурсов для жизнедеятельности человека | 1. Природа не имеет целенаправленного движения от простого к сложному и на смену человеку могут прийти иные организмы. 2. Цель выдвигают лишь разумные существа, а природа живет по своим, до конца не познанным человеком законам. 3. Деление на простые и сложные организмы относительно. 4. В процессе развития Земли исчезли многие группы животных, но жизнь не исчезла. 5. Человек наделен разумом, однако не всегда совершает разумные поступки. Его действия могут привести к различным катастрофам и даже смерти всего живого на Земле | — Какую позицию выбрали вы? — Может быть, у вас есть своя, особая точка зрения на проблему взаимодействия человека и природы? (Проводится мини-дискуссия. Подведение итогов работы по данному вопросу.) | Слушают учителя. Запись в тетрадях. Делятся на группы. Работают с учебником, дополнительным материалом, презентацией, выполняют задание. Работают с презентацией, слушают учителя. Выдвигают свои версии. Делятся на группы. Работают с учебником, дополнительным материалом, презентацией, выполняют задание. Заполняют таблицу Участвуют в дискуссии. | Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих и естественно-научных знаний (природа, ноосфера, культура, разум для раскрытия сущности понятия общество; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; характеризовать роль трудовой деятельности для развития личности и общества в целом; осознавать значение общественных и природных факторов для человека; описывать взаимосвязь биосферы и ноосферы; Метапредметные: 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, 3) познавательные: анализировать графическую, художественную, аудиовизуальную информацию, обобщать факты; собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную; использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; ставить репродуктивные вопросы по изученному материалу; определять понятия, устанавливать аналогии; классифицировать явления; применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач; решать творческие задачи; Личностные: формирование важнейших нравственных ориентиров для гражданской, социальной, культурной самоидентификации личности; развитие устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. |
6. Закреп-ление знаний и способов действий | Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал. — Ответьте на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 18 учебника. (Проверка выполнения задания.) — Работая в группах, обсудите различные модели взаимодействия человека с природой. Первая группа анализирует модель «Природа — мастерская» (человек должен действовать по своему желанию и усмотрению). Вторая группа анализирует модель «Природа — храм» (ее надо боготворить, нельзя ничего изменять). Третья группа анализирует модель «Природа — злая стихия, с которой человек вступает в борьбу» (он должен покорить ее, так как является царем и венцом природы). Четвертая группа анализирует модель «Природа — образец для человека» (следует отказаться от всех технических достижений и вести «естественный» образ жизни). (Презентация результатов работы групп.) — Какая из этих моделей представляется вам наиболее справедливой? Свое мнение обоснуйте. (Ответы учеников.) Игра «Открытая кафедра». Учащимся предлагается продолжить предложение. Если бы я был журналистом, пишущим на тему взаимоотношений человека и природы, и имел одну минуту в эфире, то я бы сказал людям следующее... | Делятся на группы. Работают с учебником, дополнительным материалом, выполняют задание. | Предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих и естественно-научных знаний (природа, ноосфера, культура, разум для раскрытия сущности понятия общество; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала; характеризовать роль трудовой деятельности для развития личности и общества в целом; осознавать значение общественных и природных факторов для человека; описывать взаимосвязь биосферы и ноосферы; |