СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек. Ступеньки познания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Человек. Ступеньки познания»

Урок 2. Человек. Ступеньки познания

Цели деятельности учителя:

Образовательная: создать условия для ознакомления с понятием «психология», раскрытия его сути; активизации знаний о том, из чего складывается внутренний мир человека; определения, с помощью чего осуществляется познание (с помощью восприятия, памяти, мышления, воображения), что является его результатом; обучения умению устанавливать причинно-следственные связи, анализировать факты, делать выводы; способствовать формированию понятий «познание» и «самопознание», знаний об уровнях познания.

Развивающая: способствовать развитию внимания, логического мышления, памяти, воображения, умений рассуждать, чётко отвечать на поставленные вопросы.

Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к познавательной деятельности.

Оборудование: тетрадь «Проверим себя»; предметы: апельсин, мяч.

Сценарий урока

I. Организация начала урока.

Вот и прозвенел звонок – Друг на друга посмотрели

начинается урок. И за парту тихо сели.

II. Изучение нового материала.

1. Подведение к теме урока. Сообщение темы и целей урока.

Учитель читает стихотворение:

У бабули – внук и внучка

ПОЧЕМУК и ПОЧЕМУЧКА.

Целый день свои вопросы

Задаёт народ курносый:

«ПОЧЕМУ зелёный лист?

ПОЧЕМУ поёт артист?

ПОЧЕМУ усы у кошки?

ПОЧЕМУ у стула ножки?

ПОЧЕМУ огонь горит?

ПОЧЕМУ орёл парит?

ПОЧЕМУ растёт трава?

ПОЧЕМУ шумит листва?»

Бабушка весь день в очках

Проверяет в словарях,

Выясняет для внучат,

ПОЧЕМУ ручьи журчат,

ПОЧЕМУ зимой мороз,

ПОЧЕМУ шипы у роз,

ПОЧЕМУ ревёт медведь,

ПОЧЕМУ сверкает медь,

ПОЧЕМУ бывает дождик,

ПОЧЕМУ колючий ёжик...

Ну и внучка! Ну и внук!

Время не тянули!

Быстро «доктором наук»

Сделали бабулю!

(Н. Иванова.)

– как вы думаете, какова будет тема нашего сегодняшнего урока?

– К какому царству мы отнесём человека? Почему? (Царство животных.)

– Что общего у человека и животных? (Человек так же, как и животное, рождается, питается, дышит, растёт, рождает потомство.)

– Что отличает человека от животных? (Отличие огромно. Человек – разумное существо. Человек обладает постоянным разумом. Благодаря этому люди создали особый мир – современные города, дороги, фабрики, заводы и др.)

– Сегодня мы должны узнать, с помощью чего человек осуществляет познание мира, что является результатом познавательной деятельности человека. Познание – процесс получения и постоянного обновления знаний, необходимых человеку.

– А где же у человека находится разум?

Головной мозг есть и у животных, но у человека он особенно развит. Благодаря головному мозгу каждый из нас «носит» целый мир. Мы можем представить себе в любую минуту и звёздное небо, и море, и густой туман, и любого человека, которого знаем.

Все картины, которые рисует мозг, отражают наши знания о мире.

Человек также испытывает чувства переживания: радость, восторг, сочувствие, сожаление и др.

Всё, что мы перечислили, и составляет внутренний мир человека.

Физкультминутка

(комплекс упражнений «гимнастика для глаз»)

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1–6. Повторить 2 раза.

2. Актуализация опорных знаний.

– Прочитайте слова Ф. М. Достоевского: «Сложен всякий человек, и глубок, как море».

– Как вы понимаете это выражение? (Высказывания учащихся.)

– Внутренний мир человека называют душевной жизнью, его изучает особая наука – психология.

– Знания не даются человеку от рождения. Он приобретает их в течение всей жизни. Как человек получает знания? (Познание начинается с органов чувств.)

– Какие органы чувств вы знаете? (Ответы учащихся.)

– Отгадайте загадку:

••один говорит, двое глядят, двое слушают.

– О каких органах чувств говорится в загадке? (Язык, глаза, уши.)

3. Игровая ситуация.

ученику завязать глаза, дать в руки апельсин и предложить назвать предмет.

вопросы:

– Что у тебя в руках?

– Почему ты так решил?

– Какой образ возник в твоем воображении?

Затем предложить мяч, который ученику также необходимо узнать на ощупь.

Вопросы:

– Что это за предмет?

– Почему ты думаешь, что это мяч, а не апельсин?

– Какой образ возник в твоем воображении?

4. Объяснение теоретического материала (диалог с классом).

– Что помогло определить, что предмет, предложенный тебе, это апельсин? (органы чувств.)

– Какие органы чувств есть у человека?

– А есть ли такие органы у животных?

– Итак, органы чувств (глаза и уши) посылают информацию об окружающем мире в головной мозг. Так мы воспринимаем окружающий мир, так происходит восприятие – это первая ступенька познания.

Сохранить полученную информацию помогает память. Память – это вторая ступенька познания. Благодаря памяти человек накапливает в своём мозгу знания. Когда говорят «вспомни», значит, надо «достать» что-нибудь нужное из памяти.

Сведения, полученные об окружающем мире, человек обдумывает, сравнивает, классифицирует, устанавливает связи между предметами, явлениями, делает выводы. Это третья ступенька познания – мышление.

Способность представлять себе то, чего нет перед ним, называется – воображением или фантазией. Это четвёртая ступенька познания.

III. Закрепление изученного материала.

– Как доказать, что человек часть живой природы? (Человек рождается, питается, дышит, растёт, рождает потомство.)

– Чем человек отличается от животных? (Человек – разумное существо.)

– Где у человека помещается разум? (Разум у человека помещается в головном мозге.)

– Из чего складывается внутренний мир человека? (Внутренний мир человека складывается из характера, чувств, восприятия, знаний, мышления, памяти, воображения, мечты.)

– Перечисли ступеньки познания человеком окружающего. (Ступеньки познания: восприятие, память, мышление, воображение.)

Тест

1. Что отличает человека от животных? Подчеркни правильный ответ.

а) разум; б) сила; в) питание;

2. Что из перечисленного составляет внутренний мир человека? Подчеркни правильный ответ.

а) сердце; в) воображение, мечты; д) здоровый организм;

б) характер; г) чувства, восприятие, память; е) знания, мышление.

3. Подчеркни органы чувств.

а) сердце; б) глаза; в) уши; г) язык.

4. Расставь порядок следования ступенек познания.

а) воображение; б) память; в) мышление; г) восприятие.

Ответы к п. 4: 1-г. 2-б. 3-в. 4-а.

IV. Итог урока.

– Что отличает человека от животных?

– Из чего складывается внутренний мир человека?

– Назовите органы чувств.

– Перечислите ступеньки познания.

Домашнее задание: учебник, с. 10–15 (читать); найти игры для развития мышления, памяти, внимания; рабочая тетрадь, задание № 4, с. 7.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!