СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Исследовательская работа «ПЕРВЫЕ СТУПЕНЬКИ ПОЗНАНИЯ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как мы познаём мир.

Роль органов чувств в жизни человека

 

 

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа «ПЕРВЫЕ СТУПЕНЬКИ ПОЗНАНИЯ»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 16







ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ПЕРВЫЕ СТУПЕНЬКИ ПОЗНАНИЯ»









Выполнил: Корытко Никита

Ученик 3Б класса

Руководитель: Никитина Н.С.

Учитель начальных классов





СОДЕРЖАНИЕ



Введение ……………………………………………………………………3


Теоретическая часть


Как мы познаём окружающий мир………………………………………4


Роль органов чувств в жизни человека………………………………...6


Охрана зрения………………………………………………………………7


Заключение …………………………………………………………………8


Практическая часть


Анкетирование ……………………………………………………………..9


Мои опыты


Что может моё зрение? ........................................................................10


Возможности осязания ……………………………………………………11


Упражнения для зрительной гимнастики ………………………………13


Список литературы …………………………………………………………15










ВВЕДЕНИЕ


Несколько лет назад, на выпускном вечере в детском саду нас провожали ребята из ясельной группы. Воспитатели, мамы и папы удивлялись, как быстро мы из несмышлёных малышей превратились в «умных подготовишек», без пяти минут школьников. Мы быстро отгадывали загадки, отвечали на различные вопросы, рассказывали о разных интересных вещах ,многие из нас уже читали, писали.

Как же происходит, что маленький несмышлёныш превращается в многоумеющего, многознающего человека?

Как человек познаёт окружающий мир? Разобраться в этом и стало целью моей исследовательской работы.


Мы смотрим, слушаем, трогаем, исследуем – и не все это делают одинаково. Большинство людей, в первую очередь, воспринимают мир глазами. Но многие ребята из моего детского сада (а я ходил в детский сад для детей с нарушением зрения) знакомились с новыми предметами, буквально ощупывая каждую детальку руками. Уже тогда у меня появились первые догадки – они изучают мир руками, и руки могут многое из того, что может зрение.

И сейчас, в третьем классе, я решил проверить свою гипотезу, действительно ли, зрение – главный орган чувств в познании окружающего мира, тогда как руки – главные помощники слепых и слабовидящих.


Но для начала предстояло разобраться,

  • как воспринимают мир наши органы чувств, какие у них возможности;

  • оценить их роль в познании окружающего мира;

  • понять, как проходит процесс познания у людей с обычным зрением и у людей слабовидящих (слепых).


Умные книжки, наблюдения и опыты под руководством мамы позволили мне узнать много нового о «первых ступеньках познания».






ПЕРВЫЕ СТУПЕНЬКИ ПОЗНАНИЯ


Как мы познаём мир


В течение всей своей жизни человек познаёт мир. Познание начинается с работы наших органов чувств (глаз, ушей, носа, языка, кожи), а точнее с рецепторов, которые находятся в этих органах чувств. Рецепторы – это специальные нервные клетки, которые реагируют на определённые раздражители.

Так, рецепторы органа зрения раздражаются только светом, причём при хорошем освещении изображение принимается колбочками (рецепторы, по форме напоминающие колбочки), а при сумеречном свете работают палочки (рецепторы в виде палочки). Именно колбочки способны определять цвета, а вот палочки – нет. Поэтому в сумраке, в тёмной комнате нам все предметы кажутся одинакового цвета. Находятся колбочки и палочки на внутренней оболочке глаза: сетчатке.

Рецепторы органа слуха (клетки с волосками на верхушке) раздражаются только звуками. Они находятся во внутреннем ухе, глубоко внутри нашей головы. Для каждого звука существует свой рецептор, своя клетка.

Рецепторные обонятельные клетки носа реагируют только на запахи (каждая клетка также реагирует на «свой запах»). Человек с их помощью различает более 400 тыс.запахов.

Кожную чувствительность обеспечивает работа рецепторов, реагирующих на прикосновение, давление (осязательные рецепторы), температуру (терморецепторы). С помощью осязания можно судить о размерах (большой, маленький), форме (круглый, квадратный и т.д.), плотности предмета (мягкий, твёрдый), состоянии его поверхности (колючий, шершавый, гладкий). Рецепторы осязания распределены по телу неравномерно. Особенно их много в кончике языка, в коже пальцев. Есть в коже и болевые рецепторы, которые дают нам ощущение боли. Боль приносит нам множество неприятных минут, но именно она предупреждает, а часто и спасает от опасности. Именно боль позволяет быстро одёрнуть руку от горячей плиты, отбросить нож, когда порезался и т.д.

Первые вкусовые ощущения пищи нам дают вкусовые рецепторы языка. Они также отвечают каждый за свой вкус: одни определяют солёное, другие - только сладкое, третьи - кислое, а четвёртая группа рецепторов определяет только горькое. Но полное вкусовое чувство возникает в результате сложного взаимодействия вкусовых, обонятельных, осязательных, температурных рецепторов, расположенных во рту. Вот почему, когда человек болеет, и у него заложен нос, пища ему кажется безвкусной. Полученную информацию органы чувств посылают в головной мозг. Определённые участки головного мозга анализируют эту информацию: возникают ощущения, восприятия, представления. Так что правильно будет сказать: глаз смотрит, а мозг видит, ухо, кожа, нос принимают, а мозг воспринимает, различает, определяет. Благодаря совместной работе органов чувств и определённых участков головного мозга мы видим предметы, слышим звуки, чувствуем запахи, ощущаем вкус, прикосновение.

Сохранить полученную информацию нам помогает память, воспользоваться правильно разными сведениями об окружающем мире помогает мышление. Так мы познаём мир, но на первой ступеньке познания находится работа наших органов чувств.


Роль органов чувств в жизни человека


При проведении анкетирования выяснилось, что большинство ребят в классе считают самым главным органом чувств для человека – слух. Именно слух, по их мнению, даёт больше всего информации об окружающем мире. И это можно понять, так как, действительно, в школе нам так много рассказывают нового о мире, в котором мы живём. Мы всё это слушаем, запоминаем. Мир человека наполнен звуками. Слушая и воспринимая звуки, человек узнаёт о том, что вокруг него происходит, общается с людьми, чувствует опасность, оценивает расстояние, наслаждается музыкой.

Но смогли бы мы понять, что такое «осень», а что такое «весна», что такое «фрукты», а что такое «овощи», если бы мы не опирались на представления, которые нам даёт, прежде всего, зрение? Именно зрение позволяет нам оценить величину предмета, его цвет, форму, местоположение. Именно зрение даёт нам основную информацию об окружающем мире, а остальные органы чувств эту информацию дополняют.

Из анкетирования также стало понятно, что ребята не представляют, насколько важна для человека кожная чувствительность.

Осязание часто выручает нас в трудных ситуациях. Представьте, что у нас опять вечером выключили свет (а это на Сахалине часто случается), как вы сможете найти, например, фонарик? Для начала нам нужно найти комнату, где он лежит – опираясь только на слух или обоняние это сделать сложно. Мы выставляем вперёд руки и определяем на пути препятствия, находим нужный дверной проём и также, наощупь, находим из множества других предметов нужный нам фонарик.

Попробуйте с завязанными глазами определить, что за предмет перед вами: ложка или вилка, ручка или карандаш. Я пробовал, и смог определиться только с помощью рук.

У некоторых людей руки способны не только определять форму, размер, поверхность предмета, но также определять свет и цвет, распознавать рисунки. Наиболее ярко способность распознавать цвета при помощи кожной чувствительности проявилась у широко известной Розы Кулешовой, которая была в состоянии читать руками не только контактно, но и держа руки на некотором расстоянии от текста. Она могла читать, определять цвета, видеть рисунки руками даже через различные фильтры (например, фольгу или другую бумагу).

До конца ещё учёные не разобрались в природе этого явления, но они считают, что такая способность раньше была у всех людей. Но из-за того, что эту функцию прекрасно выполняло и выполняет зрение, эти свойства руки утратили своё значение. Хотя способности к «видению» света и цвета руками есть у каждого пятого человека, и если бы они развивали эти способности, то они смогли бы не только распознавать чёрно-белые и цветные рисунки, но даже читать.

Но, не смотря на такие возможности наших рук, у зрения здесь явное преимущество: всё это оно делает быстрее, точнее, на расстоянии. Благодаря зрению мы прекрасно ориентируемся в пространстве, оно контролирует двигательную и трудовую деятельность человека; благодаря зрению мы можем по книгам изучать опыт, накопленный человечеством. Поэтому-то зрение – это наше окно в окружающий мир, главный орган чувств в познании окружающего мира для зрячего человека.

Но для людей, потерявшим зрение, главным помощником становится осязание, кожная чувствительность. Руки, а также другие сохранные органы чувств позволяют им не только приспособиться к жизни в новых условиях, но и добиваться больших успехов.

Особенно показателен пример из жизни знаменитой Ольги Ивановны Скороходовой. Она не только ничего не видела, но и ничего не слышала, то есть была слепоглухая с детства. Но её сильный характер, желание учиться и жить, как полноценный человек позволили ей не только получить образование, но и стать учёным, писать стихи, рассказы. Ольга Ивановна писала в своих статьях о том, как она воспринимает наш мир без зрения и слуха. «Звуки чудятся мне на кончиках пальцев: и голоса своих знакомых, и лёгкий шелест листьев я «слушаю» руками. Подумать только, насколько заменяют слепоглухому зрение и слух разнообразные богатые ощущения и обоняние, которые у зрячих и слышащих далеко не в почёте.»

Она могла по запаху безошибочно определить, какой магазин перед нею, узнать знакомого человека, определить местоположение свежей газеты на столе и так далее.

Вот какие возможности скрыты в работе наших органах чувств, как могут они приходить на помощь человеку в трудной ситуации. Но, конечно, эти дополнительные возможности нужно развивать, здесь нужно большое желание, терпение, трудолюбие.


Охрана зрения


И как бы ни были развиты у человека руки, слух или обоняние, ничто не сможет полноценно заменить ему зрение. Ни умные руки, ни развитый слух не позволят нам насладиться красотой солнечного весеннего утра, мерцающего звёздного неба, пляшущими огоньками костра, улыбкой мамы. Вот почему, так важно беречь зрение с детства, ведь зрение из всех органов чувств наиболее уязвимо в наш век прогресса.

А беречь глаза - это значит не просиживать целый день у телевизора или компьютера. Это значит читать при хорошем освещении и так, чтобы текст не прилипал к глазам.

Если ты долго читаешь или пишешь, или занимаешься другой напряжённой зрительной работой глазам нужно давать хотя бы минутный отдых: полезно перевести взгляд на какой-нибудь далёкий предмет, рассмотреть его, потом снова посмотреть на что-нибудь близкое. И так сделать несколько раз. Для расслабления мышц глаза полезно поморгать глазами, посмотреть вверх, вниз, вправо, влево.

Представьте, что вы следите за бабочкой


«Я летаю высоко, я летаю низко,

Я летаю далеко, я летаю близко!

Вправо, влево, вправо, влево,

Ах, какая королева!»

Нельзя и бегать с карандашами, палочками и другими острыми предметами в руках. Ведь никто не знает, когда и где он может упасть. А при этом глаз может быть очень серьёзно повреждён. Никогда не следует сильно тереть глаза руками, особенно грязными, чтобы не занести туда микробы.

Ведь так много нам нужно ещё узнать об этом мире, а глаза в этом нам первые помощники.


Нужно зреньем дорожить,

И тогда мы сможем жить

Интересно, полноценно-

Наше зренье драгоценно!



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение я хотел бы добавить, что моя исследование позволило мне

  • узнать много нового о работе наших органов чувств;

  • разобраться, как происходит процесс познания окружающего мира;

  • подтвердить свою гипотезу, что зрение (если оно сохранное) – это главный орган чувств на «первой ступеньке» познания, а руки - главные помощники людей, потерявших зрение,

  • понять, какой это бесценный дар - «зрение», как нужно беречь его,

  • узнать многое о жизни тех, кто этого дара лишён,

  • поделиться своими открытиями с ребятами.


Хотя многие вопросы ждут своих ответов, и это даёт толчок к новым исследованиям.

МОИ ПРАКТИЧЕСКИЕ ОПЫТЫ

Анкетирование


«Какой из органов чувств (зрение, слух, обоняние, кожная чувствительность, осязание) вы считаете одним из самых значимых для человека»

Цель: выяснить представления ребят о работе органов чувств, о роли каждого анализатора в жизни человека


Результаты эксперимента:



Выводы: результаты анкетирования показывают, что у ребят нет чётких представлений о роли органов чувств в жизни человека, а, значит, моё исследование поможет ребятам узнать больше о том, как мы познаём окружающий мир.






Что может моё зрение


  1. «Посмотри на картину на стене» (расстояние 2 м). Что ты можешь увидеть? ( Что перед тобой на стене? Какой она формы? Что нарисовано на картине? Какого цвета домик? Небо, река? Что растёт у домика? Когда ты смотришь на картину, видишь ли ты, что происходит вокруг тебя: справа, слева? И т.д.)

Цель: определение возможностей зрительного анализатора

Я определяю прямоугольную форму картины небольшого размера, вижу на картине домик коричневого цвета, реку синего, небо голубого цвета. К сожалению, не вижу мелких деталей, что растёт у домика.

Рассматривая картину, вижу как-то сразу, что находится и слева, и справа от меня. Слева вижу ёлку, справа тумбочку, брата.

Выводы: зрение может почти мгновенно давать информацию о форме, о цвете, размере наблюдаемого объекта, расстоянии до него.

То, что, помимо наблюдаемой картины, я видел всё и справа, и слева, говорит о широком поле обзора, о наличии бокового (периферийного) зрения у людей (если их глаза здоровы, конечно, так как сужение поля обзора – верный признак многих глазных болезней).

А вот то, что я не видел мелких деталей на картине, говорит о том, что я – близорукий: одна из самых распространённых сейчас патологий зрения. При близорукости человек хорошо видит близкие предметы, плохо – далёкие. Поэтому для дали мне врач выписал очки. Есть очки и у бабушки с дедушкой, но у них другая проблема – дальнозоркость: они плохо видят близкие предметы, и хорошо далёкие. Такое часто происходит у пожилых людей, их глаза «старятся» вместе с ними, и теряют способность видеть одинаково хорошо на любом расстоянии.


  1. « Чтение через палец» - чтение текста через палец, поставленный посередине между глазами и текстом.

Цель: показать умение зрительного анализатора видеть двумя глазами (наличие бинокулярного зрения у человека)

Оказывается, даже если поставить палец между глазами и книгой, можно достаточно свободно читать. У каждого глаза своё поле обзора, и эти поля сливаются в одно изображение в головном мозге. Один глаз страхует другого, поэтому мы часто не замечаем помех перед глазами.

Выводы: наличие бинокулярного зрения (умения видеть двумя глазами) очень важно для человека, оно позволяет передавать в мозг точную информацию об окружающем мире. При работе одного глаза искажается информация об истинном расстоянии до предмета, о его объёмности.


  1. «Что я вижу в темноте?»

Цель: определение возможностей зрительного анализатора в тёмном помещении.

Если выключить свет в комнате, вначале глаза регистрируют только темноту. Через несколько минут светочувствительность возрастает, и предметы в комнате обретают чёткие черты. Однако цвет предметов определить невозможно.

Выводы: это связано с тем, что за зрение в темноте у нас отвечают палочки (чувствительные клетки сетчатки – рецепторы сумеречного света), а они хоть и обладают большей светочувствительностью, но не способны реагировать на цвета. Это могут делать колбочки, рецепторы дневного света.


Возможности осязания


  1. «Нахождение предмета в темноте»

Цель: определить, какой из органов чувств, в отсутствие зрения, помогает ориентироваться в пространстве, находить нужный предмет.

При выключенном свете, ещё и с завязанными глазами сначала осторожно, не спеша двигаюсь к комнате, в которой находится фонарик. Ощупывая руками пространство вокруг себя, стараюсь избегать различных препятствий, руки помогают узнавать по ходу, что за предмет передо мной, двигаться в нужном направлении. Ноги тоже подсказывают, где препятствия, в правильном ли направлении я иду. Память подсказывает мне местоположение нужного шкафа, руки из множества других предметов быстро находят фонарик.

Выводы: ноги и руки (прежде всего) помогают мне ориентироваться в пространстве, находить нужные предметы даже без помощи зрения.


  1. «Что могут мои руки» - определение наощупь, что это за предмет, характеристика предмета.

Цель: определение возможностей кожной чувствительности рук.

На столе разложены различные предметы с разными характеристиками: кубики разного размера, шарик, карандаш и ручка, одинаковой формы кусочки бумаги и картона, кубик льда, кусочек ваты и т.д. С закрытыми глазами определяю, что это за предмет, даю ему характеристику.

«Это кубики, один большой, другой маленький; это шарик, круглый; это бумага, она более тонкая и гладкая на ощупь, это картон; это лёд, холодный, мокрый и т.д.»

Вывод: руки могут многое из того, что может зрение: с помощью осязания можно судить о размерах, форме, плотности предмета, состоянии его поверхности. Только цвет предмета руками я не могу определять, хотя некоторые люди могут и это. Правда, с помощью глаз определить, что это за предмет, дать ему характеристику получается гораздо быстрее. И для этого не нужно брать предмет в руки, что может быть и опасно – в этом огромное преимущество зрения.


  1. «Что это?» - «соревнование» рук и ног в определении предметов наощупь.

Цель: изучение возможностей кожной чувствительности рук и ног.

На полу раскладываются поочерёдно группы предметов: ручка и карандаш, кубики разного размера, мячик и клубок ниток, кусочки картона и бумаги одинаковой формы, крупы: гречка и горох, пуговицы разного размера с разным количеством дырочек.

Определяю поочерёдно с завязанными глазами сначала ступнями ног, а затем руками, что это за предметы. В негласном соревновании кожная чувствительность ступней ног заметно проигрывает рукам. Легко ногами определил, что это кубики, причём разного размера, определился с клубком и мячиком, не смог отличить картон от бумаги, гречку от гороха, сравнить по размерам пуговицы, понять, сколько у них дырочек для пришивания. Руками это сделал быстро и без ошибок.

Вывод: рецепторы осязания распределены по телу неравномерно. Особенно много их в кончике языка, в коже пальцев. Так, в коже большого пальца их 111 -135 на 1кв.см, а в коже ноги – всего лишь 10.

Терморецепторы также распределены по телу неравномерно. Много их в коже, лица, живота, а вот кожа ног не так чувствительна.




ОХРАНА ЗРЕНИЯ

Ежедневная гимнастика для глаз


В домашних условиях полезно проводить комплекс упражнений для глазных мышц:

  • 5—10 раз посмотреть, не поворачивая головы, вправо, влево, вверх, вниз и сделать глазами круговые движения в одну и другую сторону. Эти упражнения можно проводить как с открытыми, так и с закрытыми глазами;

  • плотно закрывать и широко открывать глаза 5—6 раз подряд через 30 секунд;

  • быстро моргать в течение 1—2 минут;

  • смотреть вдаль прямо перед собой 2—3 секунды, поставить палец руки по средней линии лица на расстоянии 30 см от глаз и перевести взгляд на конец пальца, смотреть на него 3—5 секунд, затем опустить руку. Повторить 10—12 раз.

Эти упражнения облегчают зрительную работу на близком расстоянии (чтение), снижают утомление глаз, сохраняют зрение.



Упражнения на укрепление глазных мышц, улучшение кровообращения, питание глаз и лечение близорукости

(метод Бейтса)

1. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке — карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.

2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего—в правый нижний. Повторить не менее 50 раз.

3. Ноги — на ширине плеч, руки — на поясе. Резкие повороты головы вправо и влево, взгляд направляется по ходу движения. Выполнить 40 поворотов.

4. В течение 3 сек. смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдохнуть. Повторить 15 раз.

5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.

6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 сек. Перевести взгляд на близкий объект. Повторить 15 раз.











СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


  1. «Я познаю мир»: Детская энциклопедия: Медицина/ Сост. Н.Ю. Буянова, «Издательство АСТ», 1999.

  2. Сонин Н.И. Биология. 8 кл. Человек: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2004.

  3. Литвак А.Г. «Психология слепых и слабовидящих», С.-Петербург, Издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1998.

  4. Интернет






























14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!