Тема урока: «Человек в группе» (2 урока)
Цель: - сформировать представление о группе, о групповых нормах и санкциях;
- развивать умения: выделять информацию из текста, преобразовывать информацию в другую знаковую систему, классифицировать объекты, заполнять таблицу, создавать схему, работать в группе;
- воспитывать умение самостоятельно организовывать свою деятельность, культуру общения.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Оборудование: мультимедиа, выставка «Интерес – дело серьёзное».
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
Проверочная работа по теме «Межличностные отношения»
Постановка цели, определение темы урока
«Без многого может обходиться человек, но только не без человека».
Карл Людовиг Берне, немецкий критик конца 18в.
«Жизнь никогда не зависела и не зависит только от твоих собственных убеждений, привычек. На неё ежедневно и бесконечно влияют другие люди - семья, коллектив, общество».
Иван Шамякин, белорусский писатель первая половина 20в
Обобщая сказанное, подвожу к теме урока:
Итак, тема нашего урока «Человек в группе»
Изучение нового материала
Как вы думаете, зачем люди объединяются в группы?
Что даёт человеку группа?
Что же такое группа?
Группа – относительно устойчивая совокупность людей, находящихся во взаимодействии и объединенных общими интересами и целями.
Группа - это коллектив людей, которых связывают общие цели, интересы, деятельность.
Работаем в группах
1 группа. Задание. Прочтите текст § 7 стр. 58-59, пункт «Какие бывают группы», составьте схему «Виды групп»
(ответ: семья, городские жители, сельские жители, школьный класс, спортивная секция, кружки, клубы, спортивные команды, профессиональные группы, народ)
2 группа Задание. Прочтите текст параграф 7 стр. 58-59, пункт «Какие бывают группы» выделите признаки групп
(ответ: по количеству участников (большие и маленькие), общие интересы; общее дело; общая цель; профессия; национальные традиции.)
Для всех: Задание. Прочтите текст параграф 7 стр. 59-60, пункт «Группы, которые мы выбираем» выделите причины, по которым люди вступают в группы.
(ответ: для общения; общие интересы; приносить пользу людям; найти взаимопонимание)
Давайте посмотрим отрывок из фильма «Тимур и его команда» и выполним задание:
Определите состав группы (кто в неё входит) | Подростки (мальчики и девочки) |
Определите цель группы (чем занимались) | Оказывали помощь людям |
Признаки группы (что позволяет этих ребят считать группой) | Общие: цель, дело, интерес |
Вопросы для обсуждения:
Как обычно человек попадает в группу?
Можно ли самому подобрать для себя группу?
А может ли группа выбрать вас?
В какие группы входит каждый из вас?
С какими группами нам с вами не по пути?
Вывод: Группы, составляющие общества очень многообразны и многочисленны: большие и малые, временные и постоянные, профессиональные, религиозные. Количество групп зависит от интересов и видов деятельности людей.
Как вы думаете, чего больше количество групп или количество людей составляющих общество? (больше групп, т.к. один человек может входить в несколько групп).
Каждая группа живёт по своим правилам, и эти правила отличают данную группу от других. Когда человек вступает в новую группу первое время ему приходиться очень не просто соблюдать правила. В любой группе есть нормы и санкции. Что же такое нормы и санкции?
Работаем по вариантам (1-2 варианты)
Задание. Найдите в тексте учебника на стр. 61-63 значение понятий: нормы и санкции. Работаете по вариантам, а затем делитесь найденной информацией с соседом по парте.
1 вариант. Нормы -
Нормы – это правила, по которым живёт группа.
2 вариант. Санкции-
Санкции - это различные способы порицания (наказания) и поощрения (поддержки).
Задание. Распределите санкции. Какие санкции относятся к наказаниям, а какие к поощрениям:
Похвала, благодарность, одобрение, грамота, ценный подарок, премия, медаль Выговор, осуждение, усмешка, лишение премии, увольнение, штраф, лишение звания.
Во всех группах, без исключения, действуют определенные правила и нормы поведения.
Приведите примеры правил и норм, которые существуют в вашей семье.
Ребята, а для чего нужны эти правила в группах?
Вывод: Нарушение правил и норм поведения ведёт к отторжению человека от общества.
Давайте попробует составить правила вашего класса, которые вы поместите в свой классный уголок и все должны будут их выполнять.
(составляем правила)
Закрепление.
- Ребята вспомните цель урока.
-Что нового узнали на уроке?
Рефлексия.
Домашнее задание:
параграф 7, подготовить устно ответы на вопросы из рубрики «Проверим себя»
Нарисовать рисунок на тему «Человек в группе»