ГБПОУ Профессиональное училище №5
Методическая разработка на проведение открытого урока по обществознанию на тему: «Человек в обществе»
Автор: Темираева Л.О.
Преподаватель истории и обществознания ПУ№5
Г.Владикавказ 2020г.
Тема: Человек в обществе
Тип урока: повторительно-обобщающий
Планируемые результаты обучение:
Личностные:
Умение определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии
Умение аргументировать и отстаивать свое мнение
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей формирования представлений обучающихся о многообразии познавательных возможностей человека
Предметные:
Формирование целостного представления о механизмах устойчивого стремления человека к познанию
Умение находить нужную информацию в научных источниках
Выполнение основных социальных ролей в пределах своей дееспособности
Метопредметные:
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами
Определять способы действий в рамках предложенных условий
План урока
Познание мира
- чувственное познание
- рациональное познание
2) Познай самого себя
- самопознание;
- образ «Я»
Ход урока
Организационный момент.
Назовите подходы к анализу общественного развития (формационный и цивилизационный)
Чем цивилизационный подход отличается от формационного (специфическим для нее образом жизни, системой ценностей, ведением и способами взаимосвязи с окружающим миром).
Учитель: Одним из элементов общественного развития является познание мира? Что такое познание? Какие формы познания вам знакомы?
Слайд. Назовите формы чувственного познания.
а) Отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств (ощущение).
б) Чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств (восприятие).
в) Чувственно-наглядный обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств (представление).
- Охарактеризуйте формы рационального познания.
- Приведите примеры рационального познания.
Учитель.
Сущностью процесса познания будет являться получение объективного полного и точного знания об окружающем мире.
Среди философов нет четкого ответа на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания.
Назовите, кто из философов отрицает полученные достоверные знания и почему? (Агностики)
А кто считает, что получить достоверные знания можно только с помощью ощущений? (Эмперики)
Назовите тех, кто утверждает, что критерием истины является разум? (Рационалисты)
На интерактивной доске высказывание:
«На основе прошлого познаем будущее, на основе ясного познаем скрытое»
(Мао-цзы – древнекитайский мыслитель).
Как вы понимаете надпись на Дельфийском храме «Познай самого себя»?
«Глупость не в том, чтобы мало знать, а в том, чтобы не знать самого себя, и думать, что знаешь то, чего не знаешь». Сократ.
«Важнейший результат всякого образования – самопознание». (Эрнест Фейхтерслебен).
Проанализируем высказывания известных людей.
Разделяете ли вы их взгляды?
Что связывает эти высказывания? (самопознание)
Самопознание – обращенность на себя, способность сознавать себя.
Первоначально вопрос о «Я» соотносился с познанием человеком самого себя как существа мыслящего.
Поведение человека всегда сочетается с его представлением о себе (образ «Я») и с тем, каким он хотел бы быть.
Проблема самопознания человека довольно сложна. Каждый человек имеет множество образов своего «Я», существующих на разных уровнях развития:
а) каким воспринимает себя сам человек в настоящий момент;
б) каким он мыслит идеал своего «Я»;
каким это «Я» станет, если задуманное сбудется;
как это «Я» выглядит в глазах других людей.