СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.»

ОМОНИМЫ Открытый урок

(ФГОС, русский язык, 5 класс)

Тема урока: Чем отличаются друг от друга слова-омонимы.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель как результат деятельности учащихся:

предметные:

- овладеть основными понятиями темы;

- различать омонимы и многозначные слова;

- опознавать омонимы и их разновидности;

- наблюдать за ролью омонимов в художественных текстах;

- использовать их в собственной речи;

личностные:

- осознавать роль омонимов в формировании и выражении мыслей и чувств;

метапредметные:

- пользоваться толковым словарём и словарём омонимов;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, план);

- строить продуктивное речевое взаимодействие в группе;

- точно и ясно выражать мысль и оценивать свою и чужую речь.

Универсальные учебные действия:

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока.

3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.

4. Искать пути её решения.

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Определять степень успешности работы.

Познавательные:

1. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

2. Извлекать информацию из словарей. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.

4. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Образовательная технология: развитие критического мышления на уроках русского языка и литературы через чтение и письмо (РКМЧП).

Методы и приёмы обучения: словесные, наглядные, практические, анализ, исследовательский и проблемно-поисковый методы, разноуровневое дифференцированное домашнее задание, создание «ситуации успеха».

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

Ожидаемый результат:


Личностные универсальные учебные действия.


ученики научатся:

ученики получат возможность научиться:

- Уважительно относиться к учителю и сверстникам;

- уважительно относиться к русскому языку, испытывать гордость за него;

- проявлять внимание, удивление, желание больше узнать о русском языке.


- понимать определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности;

- стремиться к речевому самосовершенствованию;

- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Регулятивные универсальные учебные действия.

- формулировать тему и цели урока;

- планированию пути достижения цели;

- установлению целевых приоритетов;

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»);

- высказывать предположения на основе наблюдений;

- определять степень успешности своей работы.

- учитывать условия выполнения учебной задачи;

- выделять альтернативные способы достижения цели;

- осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»).


Коммуникативные универсальные учебные действия.

- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения;

- устанавливать и вырабатывать разные точки зрения;

- аргументировать свою точку зрения;

- слушать и слышать других;

- задавать вопросы;

- осуществлять контроль.

- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

Познавательные универсальные учебные действия.

- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

- извлекать информацию из словарей;

- владеть приёмами отбора и систематизации материала;

- сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы;

систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы (кластер).

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).


Предметные результаты обучения.

- овладеть основными понятиями темы;

- различать омонимы и многозначные слова;

- опознавать омонимы и их разновидности;

- наблюдать за ролью омонимов в художественных текстах;

- использовать их в собственной речи;

- пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности;

- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова;

- распределять слова на тематические группы;

- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;

- использовать словари омонимов и омоформ с целью обогащения речи, выбора наиболее точного слова для выражения мысли;

- опознавать в словаре омонимы и определять значение омонимов, используемых в тексте;

- строить сообщение в устной форме;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

- использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;

- производить сравнительный анализ значения, строения, написания разных видов омонимов;

- оценивать свою и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).


Метапредметные результаты обучения

- понимать информацию устного и письменного сообщения;

- владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

- воспринимать на слух тексты разных стилей и жанров;

- извлекать информацию из различных источников;

- пользоваться словарями различных типов;

- определять цели предстоящей учебной деятельности; последовательность действий;

- формулировать и аргументировать свои мысли;

- привлекать изученный материал;

- совершенствовать устную и письменную речь;

- самостоятельно анализировать учебную деятельность; - взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи.

- вести самостоятельный поиск информации;

- самостоятельно планировать учебную деятельность;

- самостоятельно сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания;

- владеть первоначальными навыками научной деятельности и представление её результатов;

- создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей и жанров;

- находить грамматические и речевые ошибки, недочёты,

исправлять их; совершенствовать и редактировать свои тексты;

- применять приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни;

- использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;

- применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;


Основные ресурсы урока: учебник М.М. Разумовской «Русский язык. 5 класс», электронное интерактивное приложение (CD- диск), толковый словарь С.И. Ожегова, словарь омонимов и омоформ русского языка Ю. Н. Гребнева, учебный словарь омонимов русского языка Л.А. Введенской, Н.П. Колесникова, раздаточный материал для групповой работы.

Основные понятия: омонимы, омонимия, омофоны, омографы, омоформы, каламбур.

УМК. 1. Русский язык. 5 кл.: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

Дополнительная литература:

1. Русский язык. Поурочные разработки под редакцией М.М. Разумовской и П.А. Леканта. 5 кл. – М: Дрофа, 2011г

4. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / А.М. Гращенкова, А.Ю. Госсман [и др.]. – М.: Планета, 2014.


Электронные образовательные ресурсы:

1. www.uroki.net/docrus.htm/– Сайт «Uroki.net». Для учителя русского языка и литературы: поурочное и тематическое планирование, открытые уроки, контрольные работы, методические разработки, конспекты уроков, презентации. 

2. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/8f5d7210-86a6-11da-a72b-0800200c9a66/15577/?/ – Русский язык. 

www.pedved.ucoz.ru/ – Образовательный сайт «PedVeD» – помощь учителю-словеснику, студенту-филологу.

3. http://rus.1september.ru/ - Электронная версия газеты «Русский язык». Сайт для учителей «Я иду на урок русского языка».

http://festival.1september.ru/subjects/8 – Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание русского языка

4. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.1.21/ – Ресурсы по русскому языку.

5. http://www.portal-slovo.ru/philology/ – Филология на портале "Слово" (Русский язык; литература; риторика; методика преподавания).

6. http://collection.edu.ru/default.asp?ob_no=16970/ – Российский образовательный портал. Сборник методических разработок для школы по русскому языку и литературе.

7. www.a4format.ru/ – Виртуальная библиотека «Урок в формате a4». Русская литература XVIII–XX веков (для презентаций, уроков и ЕГЭ).

8. http://litera.edu.ru- Российский общеобразовательный портал.

9.http://window.edu.ru/library- Библиотека. Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

10.http://www.megabook.ru/encyclopedia- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия.

11.http://prezented.ru/literatura- Готовые презентации для школьников и студентов.

12.http://www.gramota.ru/slovari- ГРАМОТА. РУ. Словари.

13. http://www.planeta-kniga.ru- сайт издательства «ПЛАНЕТА»

14. http://nsportal.ru/node/1458767 - социальная сеть работников образования.



Ход урока


I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя: Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста.

II. Стадия «Вызов».

1. Мотивация.

Чтобы определить тему сегодняшнего урока послушайте стихотворение С. Долженко «Говорю своей сестрёнке».

(Слайд 1).

Его прочтёт ________________________

Говорю своей сестрёнке:

На воскресник мне пора.

Разобьём сегодня клумбу

в центре нашего двора».

И быстрей на плечи куртку

Да на голову платок.

«Подожди, - кричит сестрёнка.

Ты забыла … молоток».


2. Формулировка проблемы.

1.Что придаёт стихотворению шуточный диалог?

2. Почему девочка не поняла свою старшую сестру?

3. В каком значении в тексте употреблено слово «разбить»?

4. А что имела в виду младшая сестра?

Младшая сестрёнка думала, что старшая сестра будет что-то разбивать молотком, превращать в осколки.

- Составьте 2 предложения со словом «разбить» в тех значениях, в которых их понимали сёстры.

На даче мы разбили грядки.

Петя уронил вазу и разбил её.

- Что общего в этих предложениях?

- Какое заметили противоречие? Что удивило?

- Как такое стало возможно? Может быть мы что-то не понимаем?


Обратимся к Толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова (Слайд 2)

Что предстоит выяснить на уроке?


Дети формулируют проблему:


выяснить, как называются такие слова, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разные лексические значения.


- Найдите в учебнике на странице 114? как называются эти слова.

Записываем тему нашего урока: «Чем отличаются друг от друга слова-омонимы». (Слайд 3).

III. Стадия осмысления.

1. Формулирование первоначального определения омонимов.

Ответим на вопрос «Что такое омонимы»? Учтите значение греческих корней, от которых образовано слово: «омос» - «одинаковый», «онима» - «имя». (Слайд 4).

Обратимся к упражнению 320

(Слайд 5).

Стихотворение читает______________________

Какое слово постоянно повторяется в стихотворении?

Что имеется в виду под словом НОРКА?

Обратимся к толковому словарю Ожегова.

(Слайд 6).



А какие ещё омонимы вы знаете?

КОСА, ЛУК, КЛЮЧ, ЭКИПАЖ(Слайд 7,8,9).


Соедините пары омонимов (Слайд 10).


4. Работа с текстом. Отличия омонимов от многозначных слов.


А как обозначаются омонимы в толковом словаре? Заглянем в толковый словарь нашего учебника. (Стр. 308)

Чем отличаются словарные статьи? (Слайд 11)


У многозначного слова, которое имеет два или более лексических значений, одна словарная статья, значения номеруются. У этих слов есть общие признаки: цвет, форма, назначение и т.д.


У каждого омонима отдельная словарная статья, каждый омоним обозначается цифрой, в лексическом значении омонимов нет ничего общего.


Работа по вопросам.

1. Какая информация нам была известна до сегодняшнего урока?

(Мы знали, что такое многозначные слова)

2. Что нового мы узнали?

Мы узнали, что такое омонимы.


3. Физкультминутка весёлой панды. (Слайд 12):

Выполняют физкультминутку совместно с учителем


5. Создание проблемной ситуации.

- Ребята обратите внимание на следующий слайд (Слайд 13).

Что вы на нём видите?

Сравните слова замок – замок.


Что в них общего? (Они одинаково пишутся.)


Чем они отличаются друг от друга? (Произношением, ударение падает на разные слоги)

Можно ли эти пары слов нельзя назвать омонимами?


6. Открытие нового знания. Омофоны, омографы, омоформы


Обратимся к стихотворению, читает____________________

Отца спросила дочка:

- Не знаю, как прочесть.

Есть слово «проволОчка»

И «прОволочка» есть.

А что такое «атлас»?

Его приносят в класс?

Я прочитала «Атлас»,

Но есть ведь и «атлАс»?

На какие пары слов вы обратили внимание?

«прОволочка» - «проволОчка»

«Атлас»- «атлАс»

Что в них общего?

Ребята! Какой словарь нам показывает правильное написание слов и буквально в переводе с греческого означает «пишу»? Орфографический («орфо» - правильно, «графо» -пишу)


А теперь попробуйте назвать термин по аналогии: омонимы (от греч. «омос» - «одинаковый», «онима» - «имя»), а если взять «омос» - «одинаковый» + «grapho» - «пишу»), то получаем омографы.

(Слайд 16).

Подбери омографы к словам и объясни значения слов


Обратимся к следующему стихотворению (Слайд 17).


Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

Мог ли он успеть?

Люди мокли под дождём

Какие пары слов вы заметили?

(лесу – лису

Мог ли – мокли)

Чем отличаются слова? Что в них одинаково?


(Слайд 9). Слова отличаются написанием, но одинаково произносятся. Какой раздел лингвистики изучает звуки?

Что получится, если сложить «одинаковый» и «звук» «омос» - «одинаковый» + «phone» - «звук»?


Какие омофоны мы знаем?

ЛУК, ЛУК – ЛУГ

Подбери омофоны к словам

  • Бачок - бочок

  • Луг - лук

  • Код - кот

  • Стог сток

  • Рок - рог

  • Посвятить - посветить

  • Компания - кампания


- Чем необычна последняя пара: мой (портфель) – мой (пол)? (Слайд 10).

Попробуйте просклонять местоимение «мой»,

Назовите неопределённую форму данного глагола, поставьте в настоящее, прошедшее и будущее время.

Что заметили?


Следовательно, как можно назвать данную пару? («омос» - «одинаковый» + форма).


7. Применение нового знания.

Омонимия – довольно распространённое явление в русском языке.

Омонимия легла в основу каламбуров – игры слов, одинаково произносимых, но имеющих разное значение, а часто и разное написание.

Выпишите из стихотворений:

1) Омофоны, 2) омографы, 3) омоформы.

Рыбачка

Вместо озера – пруд.

Вместо удочки – прут.

Так и знайте: сама

Я поймаю сома!

Кумушки

Серая ворона

Чёрного ворона

Утром ругала, присев на сучок.

Новость о том разнесли во все стороны

Сплетницы-кумушки –

Сорок сорок. (Я. Козловский)

Петя мечтает

…Если б мыло приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было! (Б. Заходер)

***

Снег сказал: «Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечёт, качая стаю

Отражённых голубей».

Сравним с ответами (Слайд 12).

( 1) омофоны: пруд – прут, сама – сома; 2) омографы : ворона – ворона; 3) омоформы: мыло (сущ.) – мыло (глаг.), стаю (глаг.) – стаю (сущ.), голубей (прил.) – голубей (сущ.), сорок (числ.) – сорок (сущ.).

8. Работа со словарями.

Омонимы зафиксированы в толковых словарях.

Существуют специальные словари омонимов, омоформ (Слайд 13).

- Давайте посмотрим, как оформлены омонимы в толковых словарях? (учебник, стр. 308)


V. Рефлексия.

- Какие цели мы ставили на уроке? Удалось ли их достичь?

- Составьте, пожалуйста, кластер.


Что вызвало затруднение?

Сравните с моим кластером (Слайд 14).

Оцените свою работу на уроке.


- Понравилось ли вам, как вы работали на уроке? Покажите свое настроение на нашем букете.



VI. Домашнее задание. (Слайд 15).

1. Найдите в толковом словаре омонимы, составить предложения или упр. 325 (по выбору) (1 уровень).

2. Упр. 322 или 323 (по выбору) стр. 114, 115 выуч. (2 уровень).

3. Подобрать примеры омофонов, омоформ, омографов, записать предложения или сочинить сказку или загадку, шуточное стихотворение на основе омонимии (3 уровень).