III. Стадия осмысления. 1. Формулирование первоначального определения омонимов. Ответим на вопрос «Что такое омонимы»? Учтите значение греческих корней, от которых образовано слово: «омос» - «одинаковый», «онима» - «имя». (Слайд 4). Обратимся к упражнению 320 (Слайд 5). Стихотворение читает______________________ Какое слово постоянно повторяется в стихотворении? Что имеется в виду под словом НОРКА? Обратимся к толковому словарю Ожегова. (Слайд 6). А какие ещё омонимы вы знаете? КОСА, ЛУК, КЛЮЧ, ЭКИПАЖ(Слайд 7,8,9). Соедините пары омонимов (Слайд 10). 4. Работа с текстом. Отличия омонимов от многозначных слов. А как обозначаются омонимы в толковом словаре? Заглянем в толковый словарь нашего учебника. (Стр. 308) Чем отличаются словарные статьи? (Слайд 11) У многозначного слова, которое имеет два или более лексических значений, одна словарная статья, значения номеруются. У этих слов есть общие признаки: цвет, форма, назначение и т.д. У каждого омонима отдельная словарная статья, каждый омоним обозначается цифрой, в лексическом значении омонимов нет ничего общего. Работа по вопросам. 1. Какая информация нам была известна до сегодняшнего урока? (Мы знали, что такое многозначные слова) 2. Что нового мы узнали? Мы узнали, что такое омонимы. 3. Физкультминутка весёлой панды. (Слайд 12): Выполняют физкультминутку совместно с учителем 5. Создание проблемной ситуации. - Ребята обратите внимание на следующий слайд (Слайд 13). Что вы на нём видите? Сравните слова замок – замок. Что в них общего? (Они одинаково пишутся.) Чем они отличаются друг от друга? (Произношением, ударение падает на разные слоги) Можно ли эти пары слов нельзя назвать омонимами? 6. Открытие нового знания. Омофоны, омографы, омоформы Обратимся к стихотворению, читает____________________ Отца спросила дочка: - Не знаю, как прочесть. Есть слово «проволОчка» И «прОволочка» есть. А что такое «атлас»? Его приносят в класс? Я прочитала «Атлас», Но есть ведь и «атлАс»? На какие пары слов вы обратили внимание? «прОволочка» - «проволОчка» «Атлас»- «атлАс» Что в них общего? Ребята! Какой словарь нам показывает правильное написание слов и буквально в переводе с греческого означает «пишу»? Орфографический («орфо» - правильно, «графо» -пишу) А теперь попробуйте назвать термин по аналогии: омонимы (от греч. «омос» - «одинаковый», «онима» - «имя»), а если взять «омос» - «одинаковый» + «grapho» - «пишу»), то получаем омографы. (Слайд 16). Подбери омографы к словам и объясни значения слов Обратимся к следующему стихотворению (Слайд 17). Серый волк в густом лесу Встретил рыжую лису. Мог ли он успеть? Люди мокли под дождём Какие пары слов вы заметили? (лесу – лису Мог ли – мокли) Чем отличаются слова? Что в них одинаково? (Слайд 9). Слова отличаются написанием, но одинаково произносятся. Какой раздел лингвистики изучает звуки? Что получится, если сложить «одинаковый» и «звук» «омос» - «одинаковый» + «phone» - «звук»? Какие омофоны мы знаем? ЛУК, ЛУК – ЛУГ Подбери омофоны к словам Бачок - бочок Луг - лук Код - кот Стог сток Рок - рог Посвятить - посветить Компания - кампания - Чем необычна последняя пара: мой (портфель) – мой (пол)? (Слайд 10). Попробуйте просклонять местоимение «мой», Назовите неопределённую форму данного глагола, поставьте в настоящее, прошедшее и будущее время. Что заметили? Следовательно, как можно назвать данную пару? («омос» - «одинаковый» + форма). 7. Применение нового знания. Омонимия – довольно распространённое явление в русском языке. Омонимия легла в основу каламбуров – игры слов, одинаково произносимых, но имеющих разное значение, а часто и разное написание. Выпишите из стихотворений: 1) Омофоны, 2) омографы, 3) омоформы. Рыбачка Вместо озера – пруд. Вместо удочки – прут. Так и знайте: сама Я поймаю сома! Кумушки Серая ворона Чёрного ворона Утром ругала, присев на сучок. Новость о том разнесли во все стороны Сплетницы-кумушки – Сорок сорок. (Я. Козловский) Петя мечтает …Если б мыло приходило По утрам ко мне в кровать И само меня бы мыло – Хорошо бы это было! (Б. Заходер) *** Снег сказал: «Когда я стаю, Станет речка голубей, Потечёт, качая стаю Отражённых голубей». Сравним с ответами (Слайд 12). ( 1) омофоны: пруд – прут, сама – сома; 2) омографы : ворона – ворона; 3) омоформы: мыло (сущ.) – мыло (глаг.), стаю (глаг.) – стаю (сущ.), голубей (прил.) – голубей (сущ.), сорок (числ.) – сорок (сущ.). 8. Работа со словарями. Омонимы зафиксированы в толковых словарях. Существуют специальные словари омонимов, омоформ (Слайд 13). - Давайте посмотрим, как оформлены омонимы в толковых словарях? (учебник, стр. 308) |