Урок истории. 5 класс. Чему учил китайский мудрец Конфуций.
Педагогические цели | Способствовать формированию представлений о природных условиях и образе жизни древнекитайского общества, о китайском мудреце Конфуции и его учении-конфуцианстве. |
Тип и вид урока | Изучение и первичное закрепление новых знаний. |
Планируемые результаты (предметные) | Обеспечить усвоение учащимися положения учения Конфуция; географическое положение и крупные реки Китая; продолжить формирование умений правильно показывать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом источников, выделять главное. Осознанно строят речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, устанавливают связь между новым материалом и уже пройденным. |
Личностные результаты | Воспитание интереса к истории и культуре других народов; осуществлять нравственно-этическое оценивание; уважать культуру других народов. |
Метапредметные результаты | Познавательные: Осознанно строят речевое высказывание в устной форме, осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, устанавливают связь между новым материалом и уже пройденным; развитие способностей к анализу, классификации, систематизации и обобщению исторических фактов; развитие умения работать с историческим источником, картой, атласом, тестом; умение их интерпретировать; переводить информацию из одной знаковой системы в другую. Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, проводят волевую саморегуляцию в ситуации затруднения, составляют план действий для оптимального решения учебной задачи, адекватно оценивают свою деятельность, анализируют свое эмоциональное состояние; самостоятельно анализировать условия достижения цели, на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; самостоятельно контролировать своё время. Коммуникативные: используют критерии для обоснования своего суждения, договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности, умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации, слушают мнение других; умеют вести дискуссию; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. |
Основное содержание темы, понятия и термины | Географическое положение, природно-климатические условия и занятия жителей Древнего Китая; Хуанхэ, Янцзы, Конфуций, конфуцианство, бамбук. |
Образовательные ресурсы | Учебник параграф 22. Электронная презентация по теме. Настенная карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.». Атлас «История Древнего мира. 5 класс». – М.: Дрофа, - С. 16-17. Раздаточные материалы с афоризмами Конфуция по количеству групп. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма контроля |
характеристика основных видов деятельности | формируемые УУД |
I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Регулятивнные: быстрое включение в деловой ритм. Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы | Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы. - Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о какой стране мы будем говорить сегодня на уроке: Волшебная страна, Загадок древних полна. Стоит Великая Стена, Над ней летит большой дракон. И столько населения живёт, Что в жизни и не перечесть. Они — покладистый народ, Привыкли палочками есть. - Сегодня мы поговорим о жизни китайского общества, о философском учении Конфуция. В ходе урока мы должны решить проблему: Почему мудрость Конфуция была очень значимой в истории? Выясним, актуально ли учение Конфуция сегодня. Но прежде, чем мы поговорим о китайском мудреце Конфуции, сначала нам необходимо выяснить о стране, в которой он жил. Когда мы начинаем знакомиться с новым государством, что мы должны изучить? | Слушают учителя; отвечают на вопросы, получают проблемное задание Психолого - эмоциональный настрой на урок | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. | |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Географическое положение и природно-климатические условия Древнего Китая | Групповая. Индивидуальная Частично-поисковый, словесный, наглядный. Анализ карты, рассказ учителя, беседа | Организует работу с картой и атласом (разворот форзаца учебника, атлас с. 16-17). Предлагает группам с опорой на памятку (Приложение 1) определить географическое положение, природно-климатические условия и занятия жителей Древнего Китая: - 1, 4 группы – геополитическое положение - 2, 5 группы – природно-климатические условия - 3 группа – возможные занятия населения (2 минуты на обсуждение).
Выслушивает выступление групп, фиксирует результаты на доске Даёт задание: - Сделать общую характеристику с демонстрацией результатов на географической карте (1 человек - работа по карте у доски).
Рассказывает дополнительную информацию о природно-климатических условиях Древнего Китая с демонстрацией слайдовой презентации по теме. Задаёт вопрос: - С природными условиями какой страны похожи природные условия Древнего Китая? | Слушают задание
По группам, согласно заданию, характеризуют географическое положение и природно-климатические условия Древнего Китая и занятия его жителей.
Учащийся индивидуально у доски работает по карте и даёт комплексную характеристику Древнему Китаю. Слушают рассказ учителя.
Сравнивают и находят сходства с природно-климатическими условиями Древней Индии. | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из карты как источника информации; декодируют информацию; осуществляют сравнение, делают вывод. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; используют критерии для обоснования своего суждения, договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности, умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации, слушают мнение других. Регулятивные: умение контролировать время работы, решать практические задачи. | Беседа по вопросам, работа с картой, устные ответы. |
Китайский мудрец Конфуций и его учение | Фронтальная Групповая. Практический. Рассказ учителя, работа с текстами, его анализ, беседа | Сообщает информацию и даёт задание: - Осваивая новые земли, люди научились их орошать, прокладывать каналы. На этой обширной территории возникло несколько государств, правители которых часто враждовали друг с другом. — На ваших рабочих столах документ № 1. (Приложение 2). Познакомьтесь с ним и ответьте на вопросы: - Как бы вы озаглавили данный документ? - Как бы вы охарактеризовали обстановку в Китае в V в. до н. э.? - Какая насущная задача встала перед Китаем в то время? В первую очередь необходимо было водворить в государстве порядок, провести в стране преобразования. Именно в это время и должны были появиться люди, не только осознающие необходимость перемен, но и хорошо представляющие себе, какие преобразования и как надо проводить, чтобы спасти страну. — Внимательно послушайте предание (Приложение 3). Рассказывает предание и задаёт вопросы: - Кто, с вашей точки зрения, предложил самый правильный выход из бедственного положения? Почему вы так считаете? - Как можно назвать человека, предложившего такой выход? Затем вводится понятие мудрец, отмечаются следующие его отличительные качества: умение принимать правильные решения, стремление к истине, уважение к людям и др.). Именно таким мудрецом, видевшим спасение страны в улучшении отношений между людьми, введении строгого порядка, воспитании человека не для себя, а для общества, был Конфуций. - Что нам о нем известно? Познакомьтесь с документом № 2 (Приложение 3) и ответьте на вопросы.
- Давайте перенесемся в глубокую древность и побываем на уроке в частной школе Конфуция. Перед вами на столах лежат афоризмы, принадлежащие великому китайскому мудрецу. Организует работу в группах, даёт задание: 1. Прочитайте афоризмы Конфуция. 2. Объясните их смысл. 3. Распределите афоризмы по группам в соответствии с их смысловым содержанием и дайте название этим группам. 4. Подготовьте выступление от группы (время на выполнение 10 минут) (Приложение 4). Организует обсуждение выполненного учащимися задания. Фиксирует на доске ответы групп. - Чему учил мудрец Конфуций? - Какие высказывания вам понравились и почему? - С чем вы не согласны и почему? - Что из наставлений Конфуция может пригодиться и в наши дни? | Учащиеся слушают, анализируют источник и отвечают на вопросы.
Слушают предание и отвечают на вопросы Читают текст и отвечают на вопросы Работают в группах, выполняя задание. Делают стендовые доклады. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. | Познавательные: строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста. Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения.
Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; используют критерии для обоснования своего суждения, договариваются и приходят к общему решению совместной деятельности, умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа.
Познавательные: Осуществляют поиск необходимой информации, анализ объектов.
Регулятивные: умение контролировать время работы, решать практические задачи. Личностные: осуществляют нравственно-этическое оценивание учения Конфуция. Коммуникативные: аргументируют свою позицию, выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности | Работа с текстом, беседа по вопросам
Наблюдение
Стандовые доклады групп. |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Составление синквейна. | Ребята, сейчас мне нужна будет ваша помощь - мне на почту пришло письмо от моего друга из Китая, правда, некоторые слова написаны неразборчивым почерком. Помогите мне восстановить это письмо, у вас на это 3 минуты, подпишите, пожалуйста, вверху свою фамилию и вставьте слова на месте пропусков. Задание. 1.Китай расположен в Восточной …………..(Азии). 2. На территории Китая протекает две реки: …… и……..(Янцзы и Хуанхэ). 3. Мудреца Древнего Китая звали……….(Конфуций). 4. Книги в Древнем Китае делали из ствола………..(бамбука). 5. Совершенного человека, имеющего только хорошие качества называли……(благородным мужем). Задание на развитие понятийного аппарата. − Вставьте пропущенные орфограммы и объясните значение слов. Подн_ бесная, др_кон, б_мбуковая книга, и_ роглифы, фи л_софия. Правильные ответы: Поднебесная — китайский термин, который использовался для обозначения территории, на которую распространялась власть китайского императора. Бамбуковая книга — скрепленные бамбуковые дощечки с иероглифами. Иероглифы — название письменных знаков. Философия — это наука об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира. - Составьте синквейн по теме «Мудрец Конфуций и его учение». | Составляют синквейн и зачитывают несколько вариантов, остальные сдают после урока | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера. | Рассказ, беседа по вопросам, анализ получившихся синквейнов. |
V. Подведение итогов | Фронтальная. Словесный. Беседа. | Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока: - Почему Конфуция считают мудрецом? - Чему же учил китайский философ Конфуций? - Охарактеризуйте тремя словами Конфуция. Учение мудреца Конфуция стало национальной религией Китая. И сегодня в Китае с большим трепетом и уважением относятся ко всем поучениям мудреца. | Отвечают на поставленные вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества. | Беседа по вопросам. |
VI. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что вам понравилось больше всего на этом уроке? – Что было самым ценным из услышанного? Спасибо всем за работу на уроке. - Оцените работу каждого в группе. | Отвечают на вопросы. Оценивают работу в группах. | Регулятивные: осознают качество и уровень усвоения материала. Личностные: Проявляют способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности | Беседа по вопросам |
VII. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 22 (прочитать); заполнить контурную карту «Индия и Китай в древности»; рабочая тетрадь № 1, задание № 88. | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Вопросы, контурная карта, задание в рабочей тетради |
Приложение 1
Как дать характеристику географическому положению и природно-климатическим условиям страны
1. Внимательно рассмотри карту.
2. Найди на ней заданную страну. Определи её границы.
3. Определи, в какой части света расположена данная страна, укажи местонахождение страны в данной части света.
4. Опиши, какими морями, океанами омывается.
5. Укажи, опираясь на условные обозначения, рельеф в данной стране. Перечисли природные ресурсы, которыми обладала страна.
6. Обрати внимание на наличие крупных рек и других водных источников, назови их.
7. С какими государствами и народами граничит данная страна.
8. Предположи, какой климат на данной территории.
9. Определи, по вышеуказанным данным, возможные занятия местного населения.
Приложение 2
Документ № 1
«Пришло лихолетье Воюющих царств (V в. до н. э.). Страну раздирали войны. В сражениях за овладение городами убитые переполняли города, — писал современник, — а в битвах за земли поля сражений сплошь устилались телами убитых». Процветали воровство и грабежи, более всех страдал от этого народ. Ему приходилось строить крепости и выполнять тяжелые работы, зарабатывать вельможам средства на постройку дворцов, пиршества. Эго вызывало ропот даже у терпеливого и трудолюбивого китайского народа».
Вопросы к тексту
— Как бы вы озаглавили данный документ?
— Как бы вы охарактеризовали обстановку в Китае в V в. до н. э.?
— Какая насущная задача встала перед Китаем в то время?
Приложение 3
Документ № 2
Конфуций родился в VI в. до н. э. в аристократической семье. Рано лишившись отца, он оказался в крайней бедности. Самостоятельно изыскивая средства к проживанию, юноша из аристократического рода научился многим занятиям простых людей. Он отличался необыкновенным послушанием матери, почтительностью к старшим, был тих, степенен и рассудителен не по возрасту. Любимыми его детскими забавами были игры в церемонии. В зрелом возрасте он некоторое время занимал должности хранителя амбаров, затем стал смотрителем пастбищ и общественных работ. Когда ему было за пятьдесят, в течение нескольких месяцев занимал должность начальника судебного приказа. Помимо служебных обязанностей, он много времени уделял воспитанию юношества. С этой целью Конфуций содержал частную школу, в которой прививал ученикам правила достойного поведения, воспитывал благородных людей, способных спасти страну в тяжелое время.
Вопросы к тексту
— Что нам известно о Конфуции?
— Какие качества отличали его среди других людей?
Приложение 4
Афоризмы Конфуция
1. «Управляйте народом с достоинством, и люди будут почтительны. Относитесь к народу по-доброму, и люди будут трудиться с усердием. Возвышайте добродетельных и наставляйте неученых, и люди будут доверять вам».
2. «Благородный муж не стремится есть досыта и жить богато. Он поспешает в делах, но медлит в речах. Общаясь с людьми добродетельными, он исправляет себя».
3. «Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбачить».
4. «Напрасно обучение без мысли, опасна мысль без обучения».
5. «Посылать людей на войну необученными – значит, предавать их врагу. Заставлять людей работать голодными – значит, самому становиться их врагом».
6. «Уважать всякого человека, как самого себя, и поступать с ним, как мы желаем, чтобы с нами поступали, - выше этого нет ничего».
7. «Если сам честен и благороден, то подданные исполняют всё без понуканий. Если сам лжив и низок, то слушаться не будут, даже если прикажешь».
8. «Не беспокойся о том, что у тебя нет высокого чина. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы иметь высокий чин. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали».
9. «Учиться надо, чтобы совершенствовать себя, а не чтобы удивить других».
10. «Когда ведёшь себя ты правильно, то за тобой пойдут и без приказа; когда же ты ведёшь себя неправильно, то не послушают, хоть и прикажешь».
1 группа – о государстве (правителе) – 1, 5, 7, 10;
2 группа – об образовании – 3, 4, 9;
3 группа – о поступках человека – 2, 6, 8.