СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Чему учит произведение Айзека Азимова «Профессия»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Чему учит произведение Айзека Азимова «Профессия»»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Дисциплина

Литература

Специальность / профессия

15.02.14 "Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств" (по отраслям)



Тема занятия

«Чему учит произведение Айзека Азимова «Профессия»

Содержание темы

Урок по творчеству А.Азимова

Тип занятия

Комбинированный урок

Формы организации учебной деятельности

Индивидуальная, групповая, парная, мини-группы,


Литература и дополнительные источники

Айзек Азимов. Профессия




Этапы занятия

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

Планируе-мые образовательные результаты

Типы оценочных мероприятий

1. Организационный этап занятия


Создание рабочей обстановки,

актуализация мотивов учебной

деятельноcти.

Цель этапа:

включение студентов

 в деятельность.

Приветствует студентов, отмечает отсутствующих в журнале, проверяет готовность к уроку, желает успеха.


Создает эмоциональный настрой к деятельности на занятии.

Включает ребят в деловой  ритм.

Организует аналитическую деятельность обучающихся. Создает условия на мотивацию на дальнейшую речевую деятельность.

Создает условия для совместного целеполагания и определения задач.






Готовятся к работе.

Делятся на команды

Заполняют лист самооценки (Приложение 2)











ОК 01, 02, 03, 04, 09

ПК

Определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения; ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности

Определе-ние цели занятия. Готовность к работе.











Актуализация содержания, необходимого для выполнения и практических работ


Беседует со студентами о том, что движет людьми при выборе профессии. Интересуется причинами выбора профессии. Выявляет, что студенты знают о будущей профессиональной деятельности, как они готовили себя к ней. Говорит о ценности внедрения инновационных технологий в жизнь человека, в образовательный процесс.






Студенты активно включаются в беседу, высказывают своё мнение, делятся сомнениями, мыслями, планами в реализации поставленных целей.

Для ответов используют подготовленные дома сообщения о том, как соотносятся их индивидуальные особенности с требованиями выбранной профессии. Представляют составленные личные профессиональные планы. Дают советы, как корректировать их. Используют информацию товарищей о профессии. Рассуждают о профессиональной деятельности, а также о новейших технологиях в сфере образования.

Студенты участвуют активно, поскольку задания очень легкие. Их задача-обязательно на каком-либо этапе проявить лидерские качества. Взять инициативу в свои руки, суметь проявить активность.

ОК 01, 02, 03, 04, 09

Самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения

Краткое сообщение.



Выполнение заданий. Самооценка.


2. Основной этап занятия



Осмысление содержания заданий практических работ, последовательности выполнения действий при выполнении заданий или воспроизведение формируемых знаний и их применение в стандартных условиях (по аналогии, действия в стандартных ситуациях, тренировочные упражнения)


Организует учебно-познавательную деятельность студентов.

Объясняет новую тему.

Предлагает рассказать о разных этапах жизни и творческого поиска писателя Айзека Азимова.

- Айзек Азимов – американский ученый и писатель, автор научно-фантастических книг, публицист. Наравне с Робертом Хайнлайном и Артуром Кларком вошел в «Большую тройку» писателей-фантастов.



Автор более 500 книг Айзек Азимов мог бы стать советским писателем-фантастом, но судьба сделала его гордостью американского народа. Ученый-биохимик был так влюблен в науку, что смог простым человеческим языком передать читателям свои знания и даже ввести в обиход новые понятия. Качество произведений Азимова нисколько не пострадало от продуктивности автора: каждую книгу он создавал, тщательно анализируя материал.



Писатель стал кумиром любителей фантастики еще и потому, что роботы в его книгах были добрыми и позитивными. Такое видение было сродни глотку свежего воздуха: в те времена люди побаивались роботов, так как во многих произведениях они изображались злыми.



Организует учебно-познавательную деятельность для тренировки навыков на материале текста профессиональной направленности.

Организует работу по прослушиванию текста в деталях.

Проводит мониторинг парной работы. Организовывает обратную связь и записывает на доске/слайде самые важные мысли/результаты.

Предлагает подумать над эпиграфом у уроку:

Нельзя же сказать человеку: «Ты можешь творить. Так давай, твори». Гораздо вернее подождать, пока он сам не скажет: «Я могу творить, и я буду творить, хотите вы этого или нет».



Студенты знакомят с выводами, к которым пришли их группы:

1группа.

ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ

Настоящее имя писателя – Исаак Юдович Азимов. Он родился в РСФСР (СССР страна стала чуть позже) в 1920 году. Разница в григорианском и еврейском календарях не позволяет с точностью назвать день его рождения, но сам фантаст праздновал его 2 января.

До 1923 года еврейская семья Азимовых жила под Смоленском, но потом была вынуждена эмигрировать в Соединенные Штаты. Так Исаак оказался в далеком Нью-Йорке, где на улицах Бруклина прошли его ранние годы. Русский язык мальчик выучить не успел – в их доме всегда говорили на идише.




2 группа.

С малых лет будущего литератора приучали к труду. Когда родился младший брат, Айзек стал помогать отцу — разносил утренние газеты. После уроков мчался домой и вставал за прилавок кондитерского магазинчика, который открыли родители. Если отец замечал слоняющегося без дела старшего сына, тут же устраивал ему взбучку. Привычку трудиться писатель сохранил на всю оставшуюся жизнь.



Из-за постоянной занятости Азимов не мог себе позволить беззаботно гулять с друзьями, как другие сверстники. Друзей и девочек у мальчика долгое время не было.



Маленький эмигрант начал бегло читать, едва ему исполнилось пять лет. В семилетнем возрасте Айзек записался в библиотеку, где перечитал все до единой книги. В школу развитого мальчика отдали раньше положенного срока, и вскоре стало понятно, что не зря. Юный вундеркинд на лету схватывал материал, перескакивал через классы и в итоге 10-летку окончил экстерном.

Родители видели в сыне талантливого врача, поэтому после школы он попытался поступить в медицинский колледж. Надолго парня не хватило: он до ужаса боялся вида крови. Далее Азимов подал документы в колледж при Колумбийском Университете, но провалил собеседование. Тогда молодой абитуриент зачислился в юношеский колледж Бруклина.

После года обучения выяснилось, что колледж закрывают. Юноша вернулся к мечте попасть в Колумбийский университет, став сначала не студентом, а свободным слушателем. В 19-летнем возрасте прилежный ученик стал бакалавром, а к 1941 году окончил магистратуру по химии.

3 группа

Во время Второй Мировой Айзек отправился на морскую верфь в штате Филадельфия, где устроился на должность военного химика. В армии молодой человек служил до 1946 года.



В 1948-м Азимов продолжил обучение, окончив аспирантуру и получив ученую степень доктора химических наук. Через год стал преподавать на медицинском факультете университета Бостона.

ВСЕМИРНАЯ СЛАВА

Айзек буквально охотился за научной фантастикой, которую найти на прилавках книжных магазинов было непросто. Любимым изданием стал журнал «Astounding», в редакцию которого он часто писал письма. Свое первое произведение он принес туда лично – побоялся, что затеряется на почте. Работу не приняли, но молодого автора пригласил к себе в кабинет главный редактор журнала Джон В. Кэмпбелл и целый час беседовал с ним. Кумир Азимова дал ему несколько важных советов, пригодившихся в будущем. Через некоторое время автор принес в «Astounding» еще два рассказа, но и их редакция публиковать отказалась. Тогда парень решил отправить одно из произведений в другое издание под названием «Amazing Stories», и его приняли. Айзек получил свою первую писательскую зарплату – целых 64 доллара. Упрямый же Кэмпбелл напечатал только шестую работу молодого писателя. Этот рассказ по итогам читательского голосования получил почетное 3 место, оставив позади произведения маститых авторов.

4 группа.

К 1940 году творчество Азимова стало настолько популярным, что уже ни одна редакция не отказывалась принимать его работы. Однажды он вспомнил о Кэмпбелле и решил поблагодарить его за ценные советы. Тот благодарность не принял, мотивировав это тем, что давал советы многим начинающим писателям. Но кто из них смог хотя бы приблизиться к успеху Айзека?

Интересно, что именно Кэмпбелл повлиял на то, что в произведениях Азимова не было инопланетян. Редактор был убежден, что какие-то там «инопланетяшки» никогда не смогут составить конкуренцию человечеству. Рассказы с пришельцами либо не пропускались вовсе, либо переписывались после покупки. В произведении «Основание» автор населил всю галактику одними лишь людьми и животными.

БЛАГОДАРЕН ПИСАТЕЛЬ И ЗА ТРИ ЗАКОНА РОБОТОТЕХНИКИ, АВТОРОМ КОТОРЫХ АЗИМОВ НАЗЫВАЛ ИМЕННО КЭМПБЕЛЛА. САМ ЖЕ РЕДАКТОР ОТМАХИВАЛСЯ И УТВЕРЖДАЛ, ЧТО ЛИШЬ НАШЕЛ ИХ В РАБОТАХ АЙЗЕКА.



В 1941-м свет увидело знаменитое произведение «Приход ночи». Сначала это был небольшой рассказ, но за несколько лет он превратился в целый роман. В этот же период автор начал работу над циклом историй о бескрайней Галактической империи, которая, подобно Римской, пережила расцвет и увядание. Первая часть цикла называлась «Основание». Читатели встретили ее не очень эмоционально, а вот последующие рассказы побеждали во многих литературных рейтингах.

Самостоятельно осуществлять познавательную деятельность; делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение

Выполнение задания на общее понимание прослушанного/ прочитанного и понимание деталей.











































Правило употребление грамматических конструкций.


Перенос приобретенных знаний и их первичное применение в новых или измененных условиях с целью формирования умений (творческие, проблемные задачи, ситуации)


Организует студентов на создание буктрейлеров по прочитанному рассказу «Профессия».

Материал для создания буктрейлеров.

Профессия

Краткое содержание рассказа

МИКРОПЕРЕСКАЗ: Далёкое будущее. Знания записывают в мозг из образовательных лент. Юноша узнаёт, что его мозг не подходит, он должен получить знания из чтения книг и будет создавать новые образовательные ленты.

Далёкое будущее, начало 64-го века. Учёные научились определять склонность человека к определённой профессии. Метод основывался на индивидуальных особенностях мозга. Знания записывались на подкорку мозга с помощью специальных носителей информации — образовательных лент.

Классическая система образования исчезла. Её заменили два дня — День чтения и День образования. В День чтения всем восьмилетним детям записывалось умение читать и писать, в День образования восемнадцатилетние люди таким же способом приобретали какую-либо профессию и становились дипломированными специалистами.

После Дня образования начиналась Олимпиада, на которой соревновались представители разных профессий. Победители улетали работать на самые развитые планеты класса А.

Джордж Плейтен хорошо помнил свой День чтения. Его родители в тот день волновались гораздо сильнее, чем он сам. Отец Джорджа, дипломированный трубопрокладчик, работал на Земле, где оставалась большая часть каждого поколения. На другие планеты отправлялись только «самые последние модели высококвалифицированных специалистов». Родители надеялись, что хотя бы их детям повезёт, поэтому уже со Дня чтения пытались рассмотреть в них признаки гениальности.

Отец Арманда Тревельяна, друга и соседа Джорджа, дипломированный металлург, работал на Дипории, планете, имеющей связи только с Землёй. Выйдя на пенсию, он вернулся на Землю, чтобы у его сына был шанс «попасть на любой из миров».

Некоторым людям особенно приятно демонстрировать свои успехи именно перед друзьями детства и знакомыми, а не перед всей остальной Вселенной.

Арманд с раннего детства верил, что попадёт на Новию — одну из самых богатых планет обитаемой вселенной, и считал это делом решённым.

В тот дождливый сентябрьский день всех восьмилетних детей собрали в городском Доме образования, обследовали, сделали необходимые анализы. Потом врач исследовал мозг Джорджа и странно нахмурился, увидев результаты. После этого мальчику надели обтекаемый шлем, и далёкий голос долго что-то шептал ему. После процедуры Джордж обнаружил, что умеет читать.

К восемнадцати годам Джордж, превратившийся «в смуглого юношу среднего роста», успел позабыть, что произошло в День чтения. Наступило 1 мая, и молодые люди вновь собрались в городском Доме образования, на этот раз, чтобы получить профессию.

Арманд хотел стать дипломированным металлургом, поскольку «металл будет существовать всегда». Джордж твёрдо решил стать программистом, потому что спрос на эту профессию столетиями оставался неизменным, а хороший программист неминуемо попадал на Новию.

Друзья не знали, к какой профессии наиболее приспособлен их мозг, но Джордж сделал всё, чтобы стать программистом. В тайне от всех он изучал учебники по программированию, математике и электронике, надеясь заранее адаптировать свой мозг для этой профессии, и был непоколебимо уверен, что скоро полетит на Новию.

Процедуру записи проводил доктор Антонелли. Он долго рассматривал результаты исследований, проведённых в День чтения, а потом начал расспрашивать Джорджа, почему он выбрал программирование, ведь обычно люди бояться выбирать конкретную профессию.

В конце концов Джордж признался, что читал о программировании. Доктор Антонелли удивился, но потом сказал, что подобные занятия не могут изменить физическое устройство мозга. После дополнительных исследований выяснилось, что мозг Джорджа вообще не приспособлен для «наложения на него каких бы то ни было знаний», хотя интеллект его выше среднего.

Джорджа отправили в специальный приют, где люди «собирали знания по зёрнышку» — учились по книгам. Его родителям сообщили, что Джордж получил «специальное назначение». К нему были добры и обращались с ним, «как с больным котёнком», но Джордж был уверен, что во всём виноват доктор Антонелли, который мстит ему за излишнюю самоуверенность.

Мир Джорджа рухнул, он отказался есть. Его кормили внутривенно, спрятали все острые предметы и поселили в его комнате флегматичного нигерийца Хали Омани, который действовал на Джорджа успокаивающе. Через некоторое время, не выдержав скуки, Джордж взял в руки книгу.

Книги предназначены для того, чтобы их читали и перечитывали.

Омани показал Джорджу «приют для слабоумных», в котором жило 205 человек. Оказалось, на Земле таких приютов тысячи. В этом жили юноши, но существовали приюты и для старшего возраста, а также заведения, где мужчины и женщины жили вместе.

Джордж начал изучать программирование, работал в парке, помогал на кухне и даже получал небольшое жалование, но смириться со своим положением не мог. Тем временем пришёл март, а вместе с ним — Олимпиада. Джордж решил найти доктора Антонелли и «выжать из него всю правду».

Удерживать Джорджа силой никто не пытался. На стратоплане он прилетел в Сан-Франциско, ближайшую столицу Олимпиады. Город был переполнен людьми, все следили за соревнованиями и делали ставки. Джордж поймал себя на мысли, что все эти люди тоже ничего не достигли, хотя и были дипломированными специалистами.

На глаза Джорджу попался стенд с информацией о состязании металлургов. Заказчиком соревнований была Новия, а одним из участников оказался Арманд Тревельян. Джордж отправился к залу, где соревновались металлурги. В очереди у входа с ним заговорил седой человек в старомодном свитере. Он же оказался его соседом в зале.

Арманд проиграл соревнования только потому, что в их маленький городок завезли устаревшие ленты — он не был знаком с устройством нового аппарата, которым пользовались на соревнованиях. Джордж выбрался из зала, дождался, когда выйдет Арманд, и окликнул его.

Арманд участвовал в Олимпиаде второй раз и уже понимал, что на Новию не попадёт. Джордж спросил, почему бы ему самостоятельно не выучить строение нового аппарата, ведь основные знания у него есть. Арманда разозлило это предложение, он не верил, что знания можно получить из книг. Он начал грубо требовать, чтобы Джордж признался, какую профессию получил.

Начинающуюся драку заметил полицейский. Он потребовал удостоверение, которого у Джорджа не было, — документы выдавались только вместе с дипломом. Спас Джорджа Седой, объявивший его своим гостем. Он представился Ладисласом Индженеску, дипломированным историком, и отвёз Джорджа в номер отеля.

Полицейский говорил с Индженеску очень почтительно, и Джордж решил, что историк — важная птица, а ведь он приехал в Сан-Франциско именно для того, чтобы найти влиятельного человека и добиться переоценки своих способностей.

Джордж показался Индженеску, который специализировался в социологии, интересным объектом дли наблюдения, и историк захотел ему помочь. Он объяснил Джорджу, что история делиться на множество разделов, и социология — только один из них.

С прошлым никогда не бывает покончено . Оно объясняет настоящее.

Индженеску рассказал, почему на Земле возникла именно такая система образования. Когда началась эра межзвёздных полётов и колонизация планет, обнаружилась острая нехватка специалистов. Учить людей обычным способом, с помощью книг, оказалось долго и невыгодно, классическая система обучения сильно замедляла освоение космоса.

Перелом наступил, когда был изобретён новый способ передачи знаний. Земля начала выпускать миллионы специалистов и началось «заполнение Вселенной». Теперь Земля экспортирует не только дипломированных специалистов, но и образовательные ленты, которые обеспечили «единство культуры для всей Галактики».

При вывозе специалистов соблюдается «равновесие полов» — эмигранты создают семьи и заселяют новые планеты или способствуют росту населения на развивающихся мирах. От этого экспорта зависит экономика Земли, поэтому каждый год выпускаются новые образовательные ленты, которые очень незначительно отличаются от старых.

Индженеску хотел бы изучать Джорджа, и тот позволил ему это при условии, что учёный познакомит его с представителем Новии. Лекция Индженеску помогла Джорджу переосмыслить его проблему, и у него родилась идея, которая могла привести его на Новию.

Индженеску связался по видеофону с новианином, который начал сетовать, что Земля выкачивает из них деньги, выпуская новые модели специалистов, которые почти не отличаются от старых. И тогда Джордж сказал, что можно доучивать по книгам устаревших специалистов, вместо того, чтобы покупать новых, и предложил свою помощь в создании системы образования на Новии.

Джордж попытался убедить новианина, что обучающие ленты вредны, поскольку отучают людей самостоятельно мыслить, чем только насмешил его. Новия, как и все другие планеты не могла себе позволить много лет учить и содержать тех, знания которых к моменту окончания учёбы всё равно устареют.

Поняв, что его план провалился, Джордж запаниковал. К тому же оказалось, что Индженеску прекрасно знает, кто он, а за дверью дожидаются полицейские. Джорджа усыпили и вернули в приют.

Проснувшись, Джордж понял, как сильно он заблуждался. Он хотел собрать на Новии группу молодых людей, чтобы учить их по книгам, но ведь такие учебные заведения — «приюты для слабоумных» — уже существуют здесь, на земле. Друг Джорджа, нигериец Омани, сказал, что на самом деле это заведение называется «Институт высшего образования».

Джордж удивлялся своей слепоте. Раньше он не понимал, что должны существовать люди, изобретающие новые механизмы и пишущие образовательные ленты для тысяч планет. Но такие люди не могут «получать образование через зарядку» — это отучает творчески мыслить и изобретать, поэтому им приходится учиться по старинке.

Где-то должен быть конец. Где-то должны быть мужчины и женщины, способные к самостоятельному мышлению.

Оказывается, всё это время за Джорджем следили, а Индженеску был сотрудником Института и занимал важный пост в правительстве. Джорджа отпустили, чтобы он побывал у Антонелли, дал выход своим эмоциям и начал мыслить.

Можно определить, имеет ли человек склонность к архитектуре или плотницкому ремеслу, но очень трудно найти человека, склонного к творческому мышлению. Существовало лишь несколько простейших приёмов, позволяющих выявить людей, возможно, обладающих талантом. Их выявляли в День чтения, перепроверяли в День образования, и тех, кто действительно обладал талантом, отправляли в приют.

Таких приходилось «примерно один на десять тысяч», но не все попавшие в приют могли изобретать, поэтому для них устраивалось последнее испытание. Люди, смирившиеся со своей «неполноценностью», становились историками, социологами, психологами, прогнозистами и составляли «второй эшелон». Бунтари, не способные примириться, становились теми, кто двигает вперёд прогресс. Именно поэтому Джорджу не сообщили о его избранности.

Нельзя же сказать человеку: «Ты можешь творить. Так давай, твори». Гораздо вернее подождать, пока он сам не скажет: «Я могу творить, и я буду творить, хотите вы этого или нет».

Остальные люди ничего не знали о приютах, иначе они почувствовали бы себя неудачниками, а ведь каждый индивид должен найти своё место в обществе и «прибавить к своему имени слова „дипломированный специалист“».





.


Слушают инструкцию.

Отвечают на наводящие вопросы (задают уточняющие вопросы) Самостоятельно готовят буктрейлеры, используя список слов и модель для выполнения.

В группах применяют знания в новой стандартной ситуации.





ОК 01, 02, 03, 04, 09

Осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных

ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным; оценивать приобретенный опыт

Ролевая игра (ситуация)

Понимание общего содержания диалога, полное понимание услышанного


Обобщение и систематизация

результатов выполнения

практических работ, упражнений, заданий

Организует обратную связь по выполненным заданиям. Организует парную работу для разбора типичных ошибок.


В парах обсуждают ошибки и пытаются их исправить.


ОК 01, 02, 03, 04, 09

Использовать приемы рефлексии для оценки ситуации

Фиксация правильных вариантов ответов.


3. Заключительный этап занятия


Подведение итогов работы; фиксация достижения целей (оценка деятельности обучающихся); определение перспективы дальнейшей работы


Организует рефлексивную дискуссию. Закрепляет осознание смысла выполненной работы.


Выполняют оценочную деятельность на уровне профессионально-ценностного восприятия материала.

Отзывы:

-Талант не выявить тестами Небольшой рассказ, но какой-то интересный. В нынешние время образование чем-то напоминает конвейер: детей заставляют принимать решение о своём будем, четыре-пять лет вкладывают знания в голову, чтобы создать ещё один винтик системы. Нет свободы, нет полёта фантазии, нет мышления за рамками. И всё ради заветной корочки - свидетельства дипломированного специалиста. Так и в мире Азимова. Почти так. Дети проходят два важных рубежа: в раннем детстве, благодаря технологии, их обучают чтению (да, не по книжкам) и в 18 устраивают ещё один тест на выявление предрасположенности к одной из множества необходимых профессий. Но если что-то в структуре мозга не отвечает стандартам? Что, если есть люди, не способные пройти тест? Их за борт? Они - не способны освоить знания, чтобы быть даже дипломированным чернорабочим?

-Короткий рассказ про профориентацию в будущем, про слабоумие и гениальность, про желание выделиться и истинную непохожесть. Иногда мы с друзьями дискутируем на тему будущего профессионального мира. Когда речь заходит о профессиях группы "человек-человек" есть много сомнений. Я пока не могу себе представить, как многому должны обучиться нейросети и искусственный интеллект, чтобы полностью заменить человека в этих профессиях. То же относится к людям с талантами креативности или генерации идей.


ОК 01, 02, 03, 04, 09

Использовать приемы рефлексии для оценки ситуации

Оценивание


4. Задания для самостоятельного выполнения


















Подготовка к сочинению.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с методистами, организаторами учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны методкабинета, как в АПТ



«Важно не то, кем быть, а каким быть»,

«Два условия для самореализации: креативность и сила характера»


Самостоятельно работают.

Выполняют задания

ОК 01, 02, 03, 04, 09

Самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; оценивать приобретенный опыт; способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных

областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный

уровень.