СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередование гласных в корне слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная  презентация может быть использована в качестве визуального сопровождения, наглядного пособия учебного занятия по теме «Чередование гласных в корне слова.  Повторение  и закрепление изученного».

Просмотр содержимого документа
«Чередование гласных в корне слова»

 Классная работа. Руки! На месте,   Ноги! На месте,   Логти! У края.   Спинка! Прямая!

Классная работа.

  • Руки! На месте,
  •   Ноги! На месте,
  •   Логти! У края.
  •   Спинка! Прямая!
Правописание корней с чередованием.

Правописание корней с чередованием.

 Горит заря. Клонится день к закату. Творит вечернюю прохладу бор. И тихо плавают лучи по перекату. Листва ведет неслышный разговор  Туман ложится пологом в низинах. И в зарослях не видно больше птиц, Скакавших бойко утром по вершинам, - Их сон касается и клонит клювы ниц.  Природа замирает. На равнине Луч стелет сочетание теней. Седеющий туман в долине Чуть дремлет на перине из камней…

Горит заря. Клонится день к закату.

Творит вечернюю прохладу бор.

И тихо плавают лучи по перекату.

Листва ведет неслышный разговор

Туман ложится пологом в низинах.

И в зарослях не видно больше птиц,

Скакавших бойко утром по вершинам, -

Их сон касается и клонит клювы ниц.

Природа замирает. На равнине

Луч стелет сочетание теней.

Седеющий туман в долине

Чуть дремлет на перине из камней…

Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, отрасль, полог, сочетание, сочетать, чета.

Ростислав, Ростов, ростовщик, росток, отрасль, полог, сочетание, сочетать, чета.

ОТ УДАРЕНИЯ:   ЗОР-ЗАР (без удар. всегда А) КЛОН-КЛАН (без удар.О) ТВОР-ТВАР ( без удар. О) гор-гар   ОТ СУФФИКСА А :  КОС-КАС БЛЕСТ-БЛЕЩ-БЛИСТ БЕР-БИР СТЕЛ-СТИЛ  ПЕР-ПИР ЖИГ-ЖЕГ МЕР-МИР ЧИТ-ЧЕТ ТЕР-ТИР

ОТ УДАРЕНИЯ:

  • ЗОР-ЗАР (без удар. всегда А)
  • КЛОН-КЛАН (без удар.О)
  • ТВОР-ТВАР ( без удар. О) гор-гар

ОТ СУФФИКСА А :

  • КОС-КАС БЛЕСТ-БЛЕЩ-БЛИСТ
  • БЕР-БИР СТЕЛ-СТИЛ
  • ПЕР-ПИР ЖИГ-ЖЕГ
  • МЕР-МИР ЧИТ-ЧЕТ
  • ТЕР-ТИР

 ОТ СОГЛАСНОЙ КОРНЯ:  РОС-РАСТ-РАЩ СКОЧ-СКАК ЛОЖ-ЛАГ  ОТ СМЫСЛОВОГО ЗНАЧЕНИЯ: МАК-МОК РАВН-РОВН

ОТ СОГЛАСНОЙ КОРНЯ:

РОС-РАСТ-РАЩ

СКОЧ-СКАК

ЛОЖ-ЛАГ

ОТ СМЫСЛОВОГО ЗНАЧЕНИЯ:

МАК-МОК

РАВН-РОВН

«Найди лишнее»  А) Коса, касается, коснулся, касательная.  Б) Прилагательное , сложение, слагать, излагающий.  В) Роща, растительный, заросли, произрастают.  Г) Горный, загар, гореть, пригорает.

«Найди лишнее»

А) Коса, касается, коснулся, касательная.

Б) Прилагательное , сложение, слагать, излагающий.

В) Роща, растительный, заросли, произрастают.

Г) Горный, загар, гореть, пригорает.

«Распредели по столбикам» Правописание корней с чередованием зависит   ОТ УДАРЕНИЯ ОТ СОГЛАСНОЙ КОРНЯ   ОТ ЗАКОРНЕВОГО  СУФФИКСА    

«Распредели по столбикам»

Правописание корней с чередованием зависит

  ОТ УДАРЕНИЯ

ОТ СОГЛАСНОЙ КОРНЯ

 

ОТ ЗАКОРНЕВОГО СУФФИКСА

 

 

«Распредели по столбикам» Заросли камыша, протереть стекло, замирать от восторга, наклоняются к полу, прикоснулся к руке, наберешь много, запирать на засов, расположился на берегу, жарко горели, разгорается зорька, озарена солнцем, сотворить чудо, прикасаться к прекрасному, блестит на свету, разрастается в саду, подскочить от неожиданности, прискакал на финиш, предлагать помощь.

«Распредели по столбикам»

Заросли камыша, протереть стекло, замирать от восторга, наклоняются к полу, прикоснулся к руке, наберешь много, запирать на засов, расположился на берегу, жарко горели, разгорается зорька, озарена солнцем, сотворить чудо, прикасаться к прекрасному, блестит на свету, разрастается в саду, подскочить от неожиданности, прискакал на финиш, предлагать помощь.

Проверим. ОТ УДАРЕНИЯ ОТ СОГЛАСНОЙ КОРНЯ озарена зорька разгорается сотворит наклоняются   ОТ ЗАКОРНЕВОГО СУФФИКСА заросли расположился разрастается прилагать подскочить прискакал протереть замирать, прикоснулся наберешь запирать прикасаться блестит

Проверим.

ОТ УДАРЕНИЯ

ОТ СОГЛАСНОЙ КОРНЯ

озарена

зорька

разгорается сотворит

наклоняются

 

ОТ ЗАКОРНЕВОГО СУФФИКСА

заросли

расположился разрастается

прилагать

подскочить прискакал

протереть

замирать, прикоснулся наберешь

запирать

прикасаться

блестит

«Поставь на место» 1. В конце учебного года нашим гимназистам ……… принять участие в туристическом слёте. 2.Мы аккуратно……… в походные рюкзаки всё необходимое. 3.Команда нашего класса будет участвовать в эстафетах и ……..конкурсах. 4.По итогам соревнования ……….. победителя среди 5- 8 классов. 5.Место для турслета ………в районе Силикатных озёр. 6.Эти места богаты удивительными……. 7.Многие из них занесены в красную книгу, поэтому…… их для гербария нам не разрешат. 8.И еще там целые…….. пахучих ландышей. 9.Свои впечатления от турслета мы……  в сочинениях.

«Поставь на место»

1. В конце учебного года нашим гимназистам ……… принять участие в туристическом слёте.

2.Мы аккуратно……… в походные рюкзаки всё необходимое.

3.Команда нашего класса будет участвовать в эстафетах и ……..конкурсах.

4.По итогам соревнования ……….. победителя среди 5- 8 классов.

5.Место для турслета ………в районе Силикатных озёр.

6.Эти места богаты удивительными…….

7.Многие из них занесены в красную книгу, поэтому…… их для гербария нам не разрешат.

8.И еще там целые…….. пахучих ландышей.

9.Свои впечатления от турслета мы…… в сочинениях.

1.В конце учебного года нашим гимназистам предлагают принять участие в туристическом слёте. 4.По итогам соревнования выбрали победителя среди 5- 8 классов. 3.Команда нашего класса будет участвовать в эстафетах и творческих конкурсах. 2.Мы аккуратно сложим в походные рюкзаки всё необходимое. 5.Место для турслета расположено в районе Силикатных озёр. 6.Эти места богаты удивительными растениями. 8.И еще там целые заросли пахучих ландышей. 7.Многие из них занесены в красную книгу, поэтому собирать их для гербария нам не разрешат. 9.Свои впечатления от турслета мы изложим  в сочинениях.

1.В конце учебного года нашим гимназистам предлагают принять участие в туристическом слёте.

4.По итогам соревнования выбрали победителя среди 5- 8 классов.

3.Команда нашего класса будет участвовать в эстафетах и творческих конкурсах.

2.Мы аккуратно сложим в походные рюкзаки всё необходимое.

5.Место для турслета расположено в районе Силикатных озёр.

6.Эти места богаты удивительными растениями.

8.И еще там целые заросли пахучих ландышей.

7.Многие из них занесены в красную книгу, поэтому собирать их для гербария нам не разрешат.

9.Свои впечатления от турслета мы изложим в сочинениях.

Задание «Объясни выбор» Выпишите слова с чередованиями, объясните свой выбор. 1).Загорелые ребятишки рассыпались по берегу озера, которое блестело под лучами палящего солнца. 2) Мальчики собирали ветки и разжигали костер, девочки стелили на траве скатерть. 3) А Витька расположился на горячем песке, чтобы еще позагорать. 4) “Витя, не сгори на солнце!” – предупредил Серёжа. 5) Витька только фыркнул в ответ.  6) Вечером все собрались у костра. 7) До самой зари ребята пели, смеялись, рассказывали смешные истории. 8) Только несчастный Витька не участвовал в общем веселье. 9) Он весь обгорел, и любое прикосновение причиняло ему боль. 10) Красный и злой, сидел он в палатке и ненавидел весь мир.

Задание «Объясни выбор»

Выпишите слова с чередованиями, объясните свой выбор.

1).Загорелые ребятишки рассыпались по берегу озера, которое блестело под лучами палящего солнца. 2) Мальчики собирали ветки и разжигали костер, девочки стелили на траве скатерть. 3) А Витька расположился на горячем песке, чтобы еще позагорать.

4) “Витя, не сгори на солнце!” – предупредил Серёжа. 5) Витька только фыркнул в ответ. 6) Вечером все собрались у костра. 7) До самой зари ребята пели, смеялись, рассказывали смешные истории. 8) Только несчастный Витька не участвовал в общем веселье. 9) Он весь обгорел, и любое прикосновение причиняло ему боль. 10) Красный и злой, сидел он в палатке и ненавидел весь мир.

«Подбери синоним» Приложение Предложение Заросли Подрасти излагать) отрасль

«Подбери синоним»

  • Приложение
  • Предложение
  • Заросли
  • Подрасти
  • излагать)
  • отрасль
Самооценка Да (понял). Частично. Нет (не понял). 1)Я усвоил(а) орфограмму «Правописание корней с чередующимися гласными

Самооценка

Да (понял). Частично. Нет (не понял).

1)Я усвоил(а) орфограмму «Правописание корней с чередующимися гласными").

2)Я умею находить слово с данной орфограммой.

3)Я отличаю значение суффиксов («уменьшительное», значение «лица»).

Домашнее задание. Домашнее задание. Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает р…стки, р…стение с белыми нежными цветами, выр…щу, пор…сль, предпол…гал, буйно р…стут и цветут, нельзя не залюбоваться. Подготовиться к словарному диктанту.  

Домашнее задание.

Домашнее задание.

  • Составить связный текст «Я посадил росточек», используя опорные слова: пускает р…стки, р…стение с белыми нежными цветами, выр…щу, пор…сль, предпол…гал, буйно р…стут и цветут, нельзя не залюбоваться.
  • Подготовиться к словарному диктанту.