СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередующиеся гласные в корне слова

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Чередующиеся гласные в корне слова»

Тема: Чередующиеся гласные в корне слова

Цели урока:

познакомить учащихся с основными принципами русской орфографии;

повторить и обобщить правила, касающиеся безударных гласных в корне слова (проверяемые безударные гласные, чередующиеся гласные корнях слов);

закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ;

отработать навыки "узнавания орфограммы", условий её выбора, правильного её графического обозначения;

провести словарную и орфографическую работы, направленные на повышение грамотности учащихся


Тип урока: урок практического применения ЗУН

Вид урока: урок-практикум

Ход урока.

1.Организационный момент (приветствие, проверка готовности рабочего места)

2. Проверка домашнего задания.

Индивидуальные дифференцированные задания по карточкам (3 уровня сложности). Работа с правилом: проверяемые, непроверяемые безударные гласные в корне слова.


Самопроверка. Ключи на интерактивной доске.

СЛАЙД 1


- Что нужно сделать, чтобы не ошибиться в правописании безударной гласной в корне слова? (Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением: повреди́ть — вре́д, преподава́ть — препода́ть, притяну́ть — притя́нешь.)

-Что вы знаете о правописании непроверяемых гласных? (Их нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова. Правописание таких слов нужно запомнить).

3. Тема и постановка целей урока

- Итак, мы продолжаем работать с гласными буквами в корнях слов. Нами уже отработаны правила проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова. Какие еще орфограммы в корнях слов вам известны?

СЛАЙД 2

Тема нашего сегодняшнего урока «Чередующиеся гласные в корне слова». Исходя из этого, сформулируйте цели сегодняшнего урока.

Обучающиеся отвечают.

СЛАЙД 3

Сегодня на уроке мы повторим правила написания корней с чередующимися гласными, усовершенствуем навык правильного употребления букв А или О, Е или И в корнях с чередованием, закрепим умение объяснять орфограмму в корнях слов, находить в художественном тексте слова с изучаемой орфограммой.

Давайте вспомним, от чего зависит написание чередующихся гласных в корне слова?
1) от суффикса, следующего за корнем
2) от ударения
3) от буквы, следующей за гласной
4) от значения слова

4. Групповая работа.
Определите, от чего зависит написание чередующихся гласных в корнях данных слов.

СЛАЙД 4 (Фронтальный опрос)

Загореть – загар удар.
выбирать – выберу суфф. а
соприкасаться – соприкоснуться  суфф. а
равняться – уровень   зн. сл.
вырастить – выросла буква за гласной
обмакнуть – промокнуть


блестящий – блистающий суфф. а
озарять – зори  удар.
излагать – изложить буква за гласной
вырастить – выросла буква за гласной
поклониться – кланяться удар.
выровнять – равный зн. сл.


поджигатель – поджёг суфф. а
предлагать – предложить буква за гласной
выскакивать – выскочить; буква за гласной
замирать – замереть суфф. а
кланяться – поклониться удар.
выращенный – выросший буква за гласной


Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами


5. Закрепление материала.

Работа у доски.

Зам..реть от страха, оз..рять верхушки деревьев, соб..раться в дорогу, бл..стящий ответ, зеленый р..сток, заст..лить постель, вечерняя з..рница, заск..чить на часок, р..внозначные величины, изл..гать факты, вым..кнуть под дождем, разж...гать неприязнь, распол..жение армии, неприк..сновенный запас, сл..гказаг..реть, начинающие пл..вцы, лёгкое касание, выращенный в огороде.


6. Физкультминутка


Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать. (Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка. (Дети садятся за парты.)



7. Закрепление навыка работы с текстовыми заданиями ЕГЭ

Работа в группах.


В КИМах в части А (А13) - задание: найти, в каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня? Зная правило "Чередование гласных в корне слова", а также "Проверяемая гласная в корне слова", выпускники выполнят данное задание за секунды.


Тест по форме ЕГЭ (А13).


  1. В..рсистый, ут..пический, м..рзлота. (+)

  2. Б..сиком,ок..ймлять, приг..реть.

  3. Ав..нтюра, м..ндариновый, благораспол..жение.

  4. Компр..мисс, соприк..снувись, обог..щение.


  1. Бл..годенствие, прин..ровиться, пол..гаться.

  2. Мот..вировать, благосл..вение, б..зироваться. (+)

  3. Оз..боченный, раск..лоть, р..сточек.

  4. Заб..левание, обр..зцовый, уд..стоен.


  1. Пон..мание, пров..рять, уд..влетворительно.

  2. Мат..риалистический, выт..реть, упр..щение.

  3. Осм..леть, п..строватый, разл..нованный. (+)

  4. Бл..снуть, од..брительный, к..мпромисс.


  1. Подв..ргать, к..личество, фр..гментарный.

  2. н..вация, озн..комиться, зам..рли.

  3. ист..рический, перефр..зировать, оп..сение.(+)

  4. Инф..рмационный, с..стема, ж..лать.



  1. д_лголетие, п_йзаж, рассм_треть

  2. р_систый, разб_влять, д_ление (+)

  3. г_лосование, п_норама, разб_раться

  4. б_снословный, к_ридор, осв_щать


  1. г_рбарий, раст_рать, засл_нять

  2. р_скошный, см_риться, отп_лить (+)

  3. оз_рить, препод_ватель, к_личество

  4. созн_ние, зав_ршать, в_негрет


  1. бл_годенствие, прин_ровиться, пол_гаться

  2. интелл_ктуальный, зак_зать, распор_диться (+)

  3. озаб_ченный, раск_лоть, р_сточек

  4. заб_левание, обр_зцовый, уд_стоен


  1. упр_влять, заг_релый, к_рифей

  2. распол_житься, прик_снуться, д_лёкий

  3. в_ренье, п_ролон, доск_нально

  4. одр_хлеть, разр_дить (обстановку), осв_тить (прожектором) (+)


8. Самостоятельная работа.

упр. 105


9. Рефлексия. Подведение итогов.

Какие орфограммы мы изучили?

От чего зависит выбор гласных в корне?

Какие есть слова-исключения?


10. Домашнее задание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!