СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Через творчество в профессию жизни (туризм и гостеприимство)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Через творчество в профессию жизни (туризм и гостеприимство). Реферативная работа. 

 

Просмотр содержимого документа
«Через творчество в профессию жизни (туризм и гостеприимство)»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №33 г. Бреста»






Через творчество в профессию жизни

(туризм и гостеприимство)





Подготовила

Борисюк Вероника,

учащаяся 10 «Б» кл.

Руководитель

Пешко О.С., учитель истории




Брест,2017 г.




Оглавление

1. Сведения об истории, специфике, значимости, положении на рынке труда выбранной профессии. 2

История 2

Виды туризма в Беларуси 3

Туристическая индустрия Республики Беларусь 7

Перспективы развития туристической отрасли Беларуси 7

Инвестиционная деятельность в сфере туризма 8

Мероприятия в Беларуси в 2017 году для туристов 8

Рейтинг профессии 9

2. Описание атрибутов профессии 10

А. Специальность высшего образования I ступени 10

Б. Специальность среднего специального образования 12

3.Мотивы выбора профессии и путей успешности в выбранной профессии. 15

4. Список учреждений образования, в которых можно получить выбранную профессию. 16

УВО (вузы): 16

УО ССО (колледжи): 17

Учебные заведения в России: 17

5. Перспективы и личная роль в профессии . 17

Литература 18






  1. Сведения об истории, специфике, значимости, положении на рынке труда выбранной профессии

История

До конца 60-х годов XX века профессии гида-экскурсовода в СССР (Беларусь входила в его состав) не существовало. Функции гидов выполняли энтузиасты-добровольцы, часто на безвозмездной основе. Иногда, обязанности по проведению экскурсий возлагали дополнительно к основным на педагогов, сотрудников вузов, музеев. Курировать группы иностранных туристов, ознакамливая их с местными достопримечательностями за символическую плату могли и студенты, и любые граждане, достаточно хорошо знающие свой город. Штатные экскурсоводы были лишь в единицах музеев и экскурсионных бюро.

В 1969 году было принято несколько директив, направленных на развитие туризма и экскурсионного дела.

По оценкам Всемирной туристской организации (далее – UNWTO), международный туризм сегодня – это 7% мирового экспорта товаров и услуг (третья позиция после экспорта углеводородов и продуктов химического производства) и 10% мирового ВВП. Каждое одиннадцатое рабочее место создано в сфере туризма.

По данным UNWTO, в 2016 году по всему миру совершено 1,2 млрд. туристических поездок (на 4% больше, чем в 2015 году), в том числе
615 млн. поездок в Европейский регион, 309 млн. – в Азиатско-Тихоокеанский, 200 млн. – на континенты Северной и Южной Америки, 58 млн. – в Африканский регион, 54 млн. – в регион Ближнего Востока.

Ожидается, что к 2030 году количество международных туристических прибытий достигнет 1,8 млрд. [12]

В Беларуси сфера туристических услуг является одним из перспективных секторов экономики. Факторами, определяющими быстрые темпы ее развития, являются:

выгодное географическое положение нашей страны;

наличие трансъевропейских транспортных магистралей и туристической инфраструктуры;

многочисленные памятники истории и культуры, расположенные практически по всей территории Беларуси;

реализация государственных программ по развитию туризма и инвестпроектов республиканского и регионального значений;

продвижение положительного имиджа «Спортивной Беларуси» на международной арене, развитие спортивной инфраструктуры, увеличение количества проводимых международных спортивных мероприятий;

развитие системы учреждений здравоохранения и санаторно-курортного лечения, открытие объектов европейского и мирового уровня;

сохранность естественных ландшафтов Беларуси, богатство флоры и фауны.

Основные цели и задачи по развитию туристической сферы
определены Государственной программой ”Беларусь гостеприимная“ на 2016–2020 годы, законами Республики Беларусь (”О туризме“ и др.), указами Президента Республики Беларусь, поручениями Правительства Республики Беларусь и другими нормативными документами.

На данный момент в сфере «Туризм и гостеприимство» есть следующие специальности:

на базе высшего образования 1 ступени – квалификация "Специалист в сфере туризма и гостеприимства" (выпускники могут занимать следующие должности: специалист по туризму; специалист.);

на базе среднего специального образования – получение квалификации «Турагент. Экскурсовод», (выпускники могут занимать следующие должности: экскурсовод; руководитель группы туристической).

Место работы: туристические компании, агентства, музеи, выставочные комплексы, художественные галереи и пр.

В Беларуси проводится профессиональная аттестация экскурсоводов и гидов-переводчиков.


Виды туризма в Беларуси

Агроэкотуризм

Относительно новый для Беларуси вид отдыха. Сегодня гостей принимают в более чем 2 тыс. агроусадеб, расположенных в живописных уголках нашей страны.

По данным Министерства спорта и туризма, в 2016 году белорусские агроэкоусадьбы посетило свыше 300 тыс. чел., что на 2,5% больше, чем в 2015 году. Граждане Республики Беларусь составили 90% отдохнувших. Иностранцев было почти 30,5 тыс. чел. из 74 государств (в том числе 24 тыс. россиян). Согласно данным Министерства по налогам и сборам сумма оплаты предоставленных в прошлом году субъектами агроэкотуризма услуг в сравнении с 2015 годом увеличилась на 22,5% и составила 14,6 млн. рублей.[12]

Образовательный туризм

Образование, полученное в Беларуси, становится все более привлекательным для иностранных граждан.

Организациями, подчиненными Министерству образования, в 2016 году реализовано услуг на экспорт на сумму 33,6 млн. долл. США (темп роста экспорта услуг к уровню 2015 года – 99,7%), в том числе туристических услуг – 3,3 млн. долл. США; в I квартале 2017 г. – 8,2 млн. долл. США, в том числе туристических услуг – 0,7 млн. долл. США.

Сегодня в учреждениях образования Республики Беларусь обучается более 20 тыс. иностранных граждан из 107 стран.

В Республике Беларусь созданы образовательные программы разного уровня, представляющие интерес для иностранных граждан: бакалаврские, магистерские (на английском языке), ”двойных дипломов“, дополнительного профессионального образования, повышения квалификации, образовательные программы в сетевой форме, летние школы, курсы русского языка, дистанционное обучение и др.

В 2016–2017 годах Центром международных связей Минобразования организовано более 10 образовательных программ профессиональной мобильности для руководителей и специалистов учреждений образования России, Казахстана, Литвы и Польши. Участники программ ознакомились с опытом инновационной деятельности белорусских учреждений образования, а также с культурными и историческими достопримечательностями нашей страны.

Республиканский институт высшей школы проводит образовательный фестиваль ”Международная летняя школа белорусистики“. В 2015 году в нем приняли участие 30 иностранных граждан, в 2016 году – 62.

На состоявшемся 7 июня 2016 г. заседании Координационного Совета по развитию дополнительного образования детей и молодежи в Республике Беларусь и Российской Федерации была утверждена Программа туристских маршрутов, рекомендованных для посещения учащимися Беларуси и России в 2016/2017 учебном году.

Спортивный туризм

За последние пять лет введено в строй более 100 объектов физкультурно-спортивного назначения.

Спортивная база страны включает 23,2 тыс. физкультурно-спортивных сооружений, в том числе 136 стадионов, 52 манежа,

958 плавательных бассейнов, 35 спортивных сооружений с искусственным льдом.

Ежегодно растет количество крупных международных спортивных мероприятий, проводимых в Беларуси: 30 – в 2015 году, 67 – в 2016 году, по плану на 2017 год – более 80. В 2016 году обеспечено участие в них

10,6 тыс. чел. – представителей иностранных спортивных делегаций

(из 37 тыс. всего). Из знаковых традиционных мероприятий – Международный Минский полумарафон (33 страны), Международный биатлонный фестиваль ”Гонка легенд“ (65 стран).

Минспортом заключено 42 соглашения о сотрудничестве в области физической культуры, спорта и туризма с 34 странами.

Республиканский календарный план проведения спортивно-массовых мероприятий на 2017 год включает 279 мероприятий различной направленности.

Дальнейшая работа нацелена на увеличение количества проводимых в нашей стране спортивных мероприятий, принимаемых на соревнования и тренировочные сборы иностранных спортсменов, а также комплексную подготовку к проведению в г.Минске II Европейских игр 2019 года и Чемпионата мира по хоккею с шайбой 2021 года в гг.Минске и Риге.




Экологический туризм

Активно развивается на 26-ти особо охраняемых природных территориях (далее – ООПТ); позволяет, сохраняя природу, способствовать притоку инвестиций и росту уровня жизни сельских жителей. Система ООПТ включает 1287 объектов общей площадью 1,8 млн. га (8,7% территории Беларуси)[12].

Основные направления экологического туризма:

экскурсии на болотоуступах и болотоходе;

фотоохота (”зеленая охота“);

тропление (отыскивание) следов диких животных, наблюдение за ними (к примеру, за зубром европейским); орнитологические туры;

дайвинг;

водные походы на плотах, байдарочные сплавы; прокат плавучей дачи (на 5 чел.) и катера-понтона (на 12 чел.).

Автотуризм

В целях развития кемпингов и караванинга (автомобильное путешествие с проживанием в автодомах или автоприцепах) функционируют 40 стоянок.

С 28 апреля по 1 мая 2017 г. в г.Минске на территории аэропорта ”Минск–1“прошло Международное ралли караванеров Belarus Home Spirit. В мероприятии приняло участие около 500 автодомов из 16 стран.

7 – 10 мая 2016 г. организован Международный слет караванеров с участием 180 автодомов (туристических прицепов), 505 караванеров
из 10 стран.

Кулинарный туризм

В Беларуси функционирует 235 специализированных объектов общественного питания, основанных на традициях белорусской национальной кухни, из них 47 расположены в г.Минске.

Витебская область включена в Европейскую сеть кулинарного наследия, занимающуюся популяризацией местных кулинарных особенностей, традиционных блюд и рецептов.

В связи с изменением уровня покупательной способности населения и переориентацией покупательского спроса развитие инфраструктуры общественного питания происходит в основном за счет открытия объектов быстрого обслуживания (всего – 3261 объект или 38% общедоступных объектов общественного питания).

В республике функционирует 578 объектов общественного питания придорожного сервиса. Наибольшее количество объектов питания расположены на дорогах в Минской (185) и Витебской (95) областях.

В Беларуси начал регулярно проводиться гастрономический фестиваль ”Звезды Michelin в Беларуси“ (октябрь 2016 г., март 2017 г.).

11–12 марта 2017 г. в г.Минске прошел республиканский турнир кондитерского искусства Candy Battle.

Национальное агентство по туризму организовало и провело обучающий семинар ”По следам ”Фэста экскурсоводов – 2017“, в котором внимание было уделено использованию кулинарных мастер-классов при проведении экскурсий.

Охотничий туризм

Развитию охотничьего туризма способствует богатство флоры и фауны Беларуси. Охота разрешена на 50 видов диких животных, в том числе на 21 вид млекопитающих (лось, кабан, косуля, олень, волк, лиса, заяц, белка, бобр и др.) и 29 видов птиц (глухарь, тетерев, рябчик, кряква, чирок и др.).

В стране функционирует 196 охотничьих домиков (домов охотника, (рыбака), домов охотника и рыбака). Для туристов в охотхозяйствах созданы комфортные условия. В домах охотника оборудованы кухни, душевые, имеются каминные залы, бани, автостоянки, вольеры для собак.

Военно-исторический туризм

Сегодня в моду входит форт-туризм – поездки в страны и города, где проходили знаменитые сражения разных времен и народов. Иностранным и белорусским туристам предоставлена возможность посетить Брестскую крепость и Линию Сталина, места боев Первой мировой войны, памятники в честь сражений с французами и шведами, памятные знаки о битвах далекого средневековья.

Ежегодно проходят средневековые фестивали («Эпоха рыцарства», «Наш Грюнвальд», «Рыцари четырех эпох», «Гонару Продкаў – 2017», «Путь Викингов», «Менск старажытны» и др.). Реконструируются битвы разных времен – от разгрома армии Наполеона до сражений Великой Отечественной войны.

Религиозный туризм

В Беларуси переплелись традиции Востока и Запада, каждая из религий оставила свой духовный и материальный след на белорусской земле. В нашей стране зарегистрировано 26 религиозных конфессий и направлений. Общая численность действующих в Беларуси культовых зданий составляет свыше 2,6 тыс.

Очистить душу, открыть для себя благодать святых мест, прикоснуться к чудотворным иконам, приобрести новый духовный опыт – все это можно сделать в рамках экскурсионных и туристических маршрутов религиозной тематики.

Желающие стать настоящими пилигримами и совершить сакральное паломничество с молитвами и постом, участием в службах и беседой с духовным наставником могут обратиться в паломнические отделы белорусских православных и католических епархий, Иудейское религиозное объединение.

Есть ещё медицинский, промышленный туризм и др.




Туристическая индустрия Республики Беларусь


Данные Министерства спорта и туризма Республики Беларусь [12]





Дата

Санаторно-курортные и оздоровительные организации

Гостиницы и аналогичные средства размещения

Дома охотников и охотничьи хозяйства (количество)

Агро-усадьбы (количество)

Стоянки для кемперов (количество)

количество

вмести-мость

количество

вмести-мость

на 01.01.14

464

49 043

481

29 908

186

1 881

13

на 01.01.15

466

46 892

530

35 424

265

2 037

21

на 01.01.16

475

47 009

539

36 951

275

2 263

40

на 01.01.17

481

47 125

571

38 613

196

2 279

40

Прирост (ед. / %)

6 /

101,3 %

-116 /

100,2%

32 /

105,9%

1 662 /

104,5%

-79 /

71,3 %

16 /

100,7 %

0 / 0


2016 год характеризуется ростом количества:

санаторно-курортных и оздоровительных организаций – на 1,3%;

гостиниц и аналогичных средств размещения – на 5,9%;

агроусадеб – на 0,7%.

По итогам 2016 года Беларусь заняла 1-е место в номинации ”Агротуризм“ рейтинга National Geographic Traveler Awards – 2016 среди лучших туристических дестинаций и 1-е место по популярности в сфере гастрономического туризма у российских туристов (рейтинг сервиса поиска отелей RoomGuru.ru).

Национальная авиакомпания Belavia заняла 7-е место среди мировых авиакомпаний, разделив данную позицию с Cathay Pacific, Etihad, KLM, Qatar Airways, Ryanair, Singapore Airlines, Aeroflot.

В июле 2017 г. впервые в нашей стране состоится международная конференция по брендингу (последовательное создание популярного бренда) с участием генерального секретаря UNWTO Талеба Рифаи и зарубежных экспертов.[12]

Перспективы развития туристической отрасли Беларуси

По прогнозам Минспорта и туроператоров, 2017-й станет годом роста национального туррынка по сравнению с 2015 и 2016 годами.

Сегодня в Беларуси туристам предлагаются не только экскурсии либо оздоровление, но и т.н. MICE-улуги (от англ. Meetings, Incentives, Conferences, Exhibitions – область индустрии делового туризма, связанная с организацией и проведением различных корпоративных мероприятий), а также программы в сферах спортивного, паломнического, охотничьего и промышленного туризма.

Среди трендов 2017 года – рост популярности экотуризма, событийного и бизнес-туризма, а также самостоятельного бронирования поездок.

В результате проведенной работы по внесению изменений в правила оказания туруслуг прогнозируется рост сегмента онлайн-продаж. 

В целом Государственной программой ”Беларусь гостеприимная“ в 2016–2020 годах предусмотрено:

увеличение экспорта туристических услуг с 154,1 млн. долл. США в 2015 году до 180,9 млн. долл. США в 2020 году;

увеличение численности туристов и экскурсантов, отправленных по маршрутам в пределах территории Республики Беларусь, с
732 тыс. чел. в 2016 году до 793 тыс. чел. в 2020 году;

увеличение численности иностранных граждан, посетивших Республику Беларусь, с 4 386 тыс. чел. в 2015 году до 4 842 тыс. чел.
в 2020 году;

увеличение количества организованных туристов и экскурсантов, посетивших Республику Беларусь, с 276,3 тыс. чел. в 2015 году до
305 тыс. чел. в 2020 году.[12]


Инвестиционная деятельность в сфере туризма

В Республике Беларусь создана необходимая законодательная база для осуществления инвестиций в туризм с использованием льгот и преференций. В регионах реализуется 21 инвестиционный проект, среди которых преобладают проекты по строительству оздоровительно-туристических комплексов.

В последнее время введен ряд современных туристических объектов. Среди них агротуристический комплекс ”Наносы‑Новоселье“ в Минской области, экотуристический комплекс ”Николаевские пруды“ в Могилевской области, туристический комплекс ”Красный бор“ и санаторно-курортный комплекс ”Плисса“ в Витебской области, санаторий ”Альфа Радон“ в Гродненской области и многие другие.

По данным Минспорта, в настоящее время осуществляется поиск инвесторов по 89 инвестиционным предложениям по строительству объектов придорожного сервиса и гостиниц.


Мероприятия в Беларуси в 2017 году для туристов

В течение года в Республике Беларусь запланировано к проведению около 800 культурных, спортивных, туристических и музыкальных мероприятий.

На сайте Министерства спорта и туризма размещен календарь основных туристических мероприятий на 2017 год (в г.Минске и областях). Он доступен по ссылке: http://mst.gov.by/ru/tourists-belarus-ru.

Среди знаковых событий, которые пройдут в нашей стране
в III квартале 2017 г., выделяются:

международный фестиваль ”Александрыя збірае сяброў“ (Шкловский район, д.Александрия, 8–9 июля);

VI Международный марафон Дружбы ”Гродно-Друскининкай“
(8–9 июля);

Международный фестиваль искусств ”Славянский базар в Витебске“ (г.Витебск, 11–19 июля);

III этап Чемпионата Беларуси по дрифтингу (ГСОК ”Логойск“, 23 июля);

праздник средневековой культуры ”Рыцарскі фэст“ (г. Мстиславль, 29 июля);

фестиваль ”Путь Викингов 2017“ (Минская область, усадебно-парковый комплекс ”Парк истории Сула“, Столбцовский район, д.Сула,
19–20 августа);

фестиваль Mirum Music Festival 2017 (Музей ”Замковый комплекс ”Мир“, г.п.Мир, 19 августа);

автобои (гора ”Олимп“, аг.Коробчицы, Гродненский р-н, 19 августа);

фолк-фест ”Камяніца“ (Минский р-н, д.Озерцо, 9 сентября);

международный турнир по силовому экстриму MINSK OPEN
CUP – 2017 (г.Минск, 9 сентября);

бразильско-белорусский стрит-арт фестиваль Vulica Brasil (г.Минск, сентябрь);

международный биатлонный фестиваль ”Гонка легенд – звезды биатлона за мир“ (ОСК ”Раубичи“, сентябрь);

H.O.G. Rally Minsk 2017: Закрытие мотосезона Harley-Davidson (г.Минск, сентябрь). [12]


Как заявил Президент Беларуси А.Г.Лукашенко во время состоявшейся 24 марта 2017 г. рабочей поездки в Гродненскую область, ”…главное достояние страны – это ее природа и люди. Многие туристы стремятся в Беларусь за покоем и тишиной“. ”Сохраните эту чистоту и доброту наших белорусских сердец!“, – призвал Глава государства.


Рейтинг профессии


Рейтинг профессии

Востребованность

52%

Оплачиваемость

44%

Конкуренция

62%

Входной барьер

38%

Перспективы

55%

Маркетинговые мероприятия в сети Интернет

Белорусские и иностранные граждане могут самостоятельно выбрать экскурсию либо туристический маршрут посредством специализированных веб-ресурсов.

Некоторые примеры:

официальный туристический портал Беларуси www.belarus.travel;

Национальное агентство по туризму Республики Беларусь www.belarustourism.by;

РУП «ЦЕНТРКУРОРТ» www.otpusk.by;

сервисы онлайн бронирования туристических услуг vetliva.by, teztour.com, topbelarus.com и др.;

веб-портал ”Экскурсии“ ekskursii.by;

сайт агротуризма belkraj.by;

интернет-проект ”Клиники Беларуси“ clinicsbel.by;

сайт караванеров и автотуристов caravaning.by.

Благодаря современным интернет-платформам, мобильным приложениям можно организовать самостоятельное путешествие, не выходя из дома: забронировать билеты, оплатить гостиницу либо квартиру, оплатить экскурсии и т.д.

Приводя данную статистику, я считаю перспективной выбранную специальность.

  1. Описание атрибутов профессии

В данной главе я хочу дать понятие о выбранной профессии, ознакомить с трудовыми обязанностями экскурсовода и специалиста по туризму, некоторыми особенностями профессии, объектами профессиональной деятельности, плюсами и минусами работы.

А. Специальность высшего образования I ступени 

 

Туризм – путешествие физических лиц за пределы их места жительства в течение периода, не превышающего 12 месяцев подряд, с целью отдыха, с деловыми, познавательными и другими целями без занятия трудовой, предпринимательской, иной приносящей доход деятельностью, оплачиваемой и (или) приносящей прибыль (доход) из источника в посещаемой стране (месте), а также деятельность юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, по организации такого путешествия.

Подготовка специалиста по специальности предполагает формирование определенных профессиональных компетенций, включающих знания и умения в области осуществления организационно-управленческих функций на предприятиях и в организациях туристической индустрии; проведения экономического, технологического, маркетингового анализа деятельности предприятий туристической индустрии; изучения, анализа и использования достижений науки и передовых технологий по организации туров; размещения, питания, экскурсионного обслуживания, лечения, оздоровления и обеспечения досуга туристов; разработке рекомендаций по внедрению результатов исследований в деятельность предприятий туристической индустрии;  управления технологическими и техническими процессами, внедрения и использования современных информационных технологий и средств автоматизации на предприятиях и в организациях сферы туризма, гостеприимства и др.

 Специальность обеспечивает получение квалификации "Специалист в сфере туризма и гостеприимства".

 Объектами профессиональной деятельности специалиста являются процессы функционирования туроператорских, турагентских, туристско-экскурсионных предприятий, предприятий и организаций индустрии гостеприимства, туристических регионов; туристические дестинации; информационно-технологические системы предприятий сферы туризма, гостеприимства, физической культуры, спорта, организации отдыха и развлечений.

После окончания обучения выпускники вышеназванной специальности первоначально могут занимать следующие должности: специалист по туризму; специалист.

 Специалист по туризму — разработчик туристических маршрутов, формирующий комплекс услуг для туристов и продвигающий его в регионе. Специалист по туризму обеспечивает функционирование туров, подготавливает рекламно-информационную базу, рассчитывает цены на туры и передает их турагентам для последующей реализации туристам. Взаимодействует с партнерами за рубежом. Не вполне корректно, но иногда в вакансиях работодатель, ищущий специалиста по туризму, указывает должность «туроператора».

Многие туристические фирмы совмещают обязанности туроператора и турагента, выступая как туроператор (компания, полностью отвечающая за тур) по одному или нескольким направлениям и как турагент по многим другим направлениям.

В России фирмы-туроператоры вносятся в Единый федеральный реестр туроператоров Федерального агентства по туризму Российской Федерации и получают уникальный номер, который начинается с букв ВТ или МВТ, в зависимости от того, занимается ли фирма внутренним туризмом или международным и внутренним туризмом.

Функциональные обязанности:

Знание туристического рынка, уверенное пользование ПК, формирование турпродукта, в том числе создание индивидуального продукта по туристическим направлениям, работа с партнерами, агентствами, обслуживание частных клиентов.

Что нужно знать:

Необходимо знание географии и иностранных языков (обычно достаточно разговорного английского языка).

Как правило, менеджер по туризму специализируется на нескольких направлениях, что накладывает требование знать специфику конкретного региона. Приветствуется знание программы Мастер-Тур.

Несмотря на то, что получить сегодня образование в сфере туризма достаточно легко (соответствующий вуз существует практически во всех крупных городах страны), специалисты, уже занятые в данном бизнесе, полагают, что только практика и обучение на месте может предоставить понимание специфики деятельности. Поэтому в туристическом бизнесе работают специалисты с самым разным базовым образованием.
Востребованность: Очень высокая для нашего региона, наблюдается нехватка специалистов.
Заработная плата: От 1000 — 1500 рублей + проценты.
Плюсы: Возможность путешествовать, общаться с людьми.
Минусы: Отсутствие свободного времени, рекламные туры, в которые отправляется туроператор, приходятся на несезонные для туризма месяцы.[10]

Б. Специальность среднего специального образования

 

Специальность обеспечивает получение квалификации «Турагент. Экскурсовод».

Турагент — профессия, требующая высокой квалификации. Несмотря на то, что на рынке ощущается нехватка этих специалистов, работодатели предъявляют достаточно высокие требования к профессиональной компетенции турагентов.

Экскурсовод занимает одно из ведущих мест в системе туризма и гостеприимства и ведущее место в познавательных и экскурсионных турах, основная цель которых — удовлетворение интеллектуального интереса, получение новых знаний, впечатлений клиента.

После окончания обучения выпускники вышеназванной специальности первоначально могут занимать следующие должности:

  •  экскурсовод;

  •  руководитель группы туристической.

Проходной балл в 2017 году на дневное обучение составил-бюджет-244, платное-149.

Экскурсовод — специалист по проведению экскурсий. Смежные профессии: гид, историк, культуролог, музейный работник, этнограф. Специалист в данной области должен иметь хорошие знания по истории, культуре и географии. Ему необходимо знать принципы организации и методики проведения экскурсий, особенности обустройства выставочных стендов. Кроме того, он должен иметь навык общения с публикой, грамотную, хорошо поставленную, речь.

Экскурсовод – человек, который показывает туристам достопримечательности города – будь то курорт или крупный мегаполис, столица. Он курирует группу туристов, организовывая для них питание во время экскурсий, посещение музеев, памятников культуры, архитектурных шедевров, выставок, галерей, домов известных деятелей искусства и политики прошлого и т.д. Экскурсовод должен владеть несколькими языками, чтобы мочь ответить на любые вопросы участников группы, объяснить им то, что непонятно.

Плюсы профессии:

  1. Возможность увидеть мир, узнать много интересного о мировой истории.

  2. Широкие карьерные и жизненные перспективы.

  3. Много общения с людьми. Возможность совершенствования в знании языков.

Минусы:

  1. Сезонная работа. Прибыли зимой и осенью резко снижаются.

  2. Не всегда комфортные условия труда.

  3. Серьезная конкуренция.


В основные трудовые обязанности экскурсовода входит:

  1. Осуществлять сбор и изучение исторических материалов и документов, изучать архивные документы, данные статистических исследований и любые другие материалы и документы, которые содержат информацию об объектах экскурсий.

  2. Совершенствовать ораторское искусство, технику подачи экскурсионных рассказов, ответов на вопросы и публичных выступлений.

  3. Владеть информацией о месте и времени прибытия туристов, организовывать встречи с ними в заранее согласованном месте, удостоверять принадлежность людей к группе, определять количество членов группы, проводить протокольные мероприятия.

  4. Выбирать оптимальный маршрут для проведения экскурсии.

  5. Читать лекции по истории и культуре, разъяснять обычаи и традиции региона, знакомить туристов с достопримечательностями, использовать средства усиления голоса, рупоры и микрофоны на чтении лекций и публичных выступлениях.

  6. Проводить экскурсии, сопровождая их пояснениями, рассказами. Вместе с туристами осматривать экспозиции музея и, при необходимости, демонстрировать их членам группы.

  7. Инструктировать туристов о соблюдении ТБ и мер предосторожности, т.к. при осмотре экспонатов следует быть предельно аккуратным

  8. Отвечать на любые (кроме личных) вопросы туристов.

  9. Вести с туристами беседы, выполнять функции переводчика.

  10. Заполнять путевки, протоколы и другие экскурсионные документы.

  11. В случае получения туристами травм или внезапного их заболевания оказывать первую медицинскую помощь, организовывать вызов служб спасения, а также медиков.

  12. Координировать действия членов группы в случае наступления ситуаций, опасных для жизни или здоровья. Принимать меры по устранению паники, сообщать в госслужбы и уполномоченные инстанции о возникновении ЧС.

  13. Организовывать отъезд группы, проверять необходимые документы, наличие билетов, денег, присутствие всех зарегистрированных участников.

Отличия гидов от экскурсоводов. Некоторые особенности профессии

Эти слова часто используются как синонимы, однако они имеют некоторые смысловые отличия, установившиеся в практике употребления. Зачастую, говоря «экскурсовод», мы имеем в виду специалиста, проводящего экскурсии в музее. В то время как «гид» — это человек, обычно работающий в турфирме по договору, который проводит несколько экскурсий (обзорную, по некоторым музеям и памятникам) и находится с группой туристов значительное время, обычно сопровождая их на протяжении всего тура.

В теории квалификация «гида» и «экскурсовода» не должна сильно отличаться. Зачастую гид, проводящий несколько туров, лучше подготовлен, имеет более широкий кругозор. Экскурсовод же является чаще специалистом высокого уровня по какому-то узкому вопросу, периоду, эпохе или группе памятников (экспонатов).

Следует сделать уточнение, что подобные отличия носят очень субъективный характер и скорее являются нюансами личного восприятия. Зачастую бывшие (а иногда и действующие) сотрудники музеев работают как «гиды» и наоборот. Также человек, который проводит экскурсии на иностранном языке, обычно именуется гидом, в то время, как специалист, работающий на языке страны — экскурсоводом. Специфика работы с туристами на местном(ых) языке(ах) и иностранных языках значительно отличается. Тем не менее, зачастую гид-переводчики работают на 2 и более языках (в том числе и местном).

Образование

Специальное образование можно получить на некоторых факультетах ВУЗов по специальности «экскурсоведение и музееведение». Как правило, гидами и экскурсоводами работают специалисты в области гуманитарных наук (историки, искусствоведы, филологи и т. д.). Однако в музеях не общеисторической или художественной тематики (политехнические музеи, музеи связи, космонавтики, зоологические и т. д.) экскурсоводы являются специалистами в тех или иных областях знаний, соответствующих специфике музея.

Чаще всего помимо основного образования экскурсоводы получают дополнительное образование на специальных курсах различной длительности.


3.Мотивы выбора профессии и путей успешности в выбранной профессии (в том числе личностных качеств)

Кому подходит эта работа?

Лучшими гидами, по мнению экскурсантов, являются коммуникабельные девушки и женщины, обладающие привлекательной внешностью и лидерскими качествами, с уровнем интеллекта выше среднего, активные, энергичные, целеустремленные, «быстрые», организованные, собранные. Важным является знание, кроме родного языка, как минимум еще одного (но досконально) – английского.

В профессии экскурсовода меня привлекает новизна деятельности, возможность лучше узнать историю и культуру своей Родины, ближнего и дальнего зарубежья.

Работа гида-экскурсовода престижна и интересна. Труд экскурсовода хорошо оплачивается и не бывает однообразным, нудным, монотонным. Рабочий день гида всегда полон неожиданностей.

Каждый экскурсовод должен обладать знанием не только своей специальности, но и знанием основ педагогики и психологии. Очень важно также, чтобы экскурсовод мог анализировать свою работу, умел дать объективную оценку проведенной экскурсии, проявлял принципиальность и требовательность к себе.

Профессия экскурсовода предполагает владение определенным кругом практических умений. Эти умения позволяют ему отобрать, сформулировать и эффективно донести свои знания до широкой аудитории. Каждый работник, избравший профессию экскурсовода, должен уметь: подобрать необходимый фактический материал, изучить его, подготовить индивидуальный текст экскурсии на определенную тему, составить методическую разработку, применять методические приемы на практике, использовать наглядные материалы "портфеля экскурсовода", прослушивать экскурсоводов по своей отрасли знаний и оказывать им помощь, участвовать в пропаганде экскурсионных возможностей края.

Я считаю, что у меня есть необходимые качества для работы экскурсоводом.

Практические знания и умения служат основой для участия экскурсовода в методической работе, позволяют руководить методической секцией, методическим кабинетом, вести занятия на курсах подготовки и повышения квалификации экскурсоводов, руководителей туристских групп, турагентств, оказывать помощь начинающим экскурсоводам. Владение практическими знаниями и умениями является прочной основой мастерства экскурсовода.

Заработная плата и карьера

Грамотные гиды-экскурсоводы весьма востребованы в мегаполисах и курортных приморских городах. Трудоустроиться не слишком сложно, но значительную роль в этой работе играет сезонность: доходы гидов летом и весной заметно вырастают.

Карьера может быть следующей: переход на позицию менеджера в турфирмах. В дальнейшей же перспективе, при накоплении достаточного опыта и минимального стартового капитала, возможно создание собственного бизнеса в сфере туризма. Как вариант: создание сетевой структуры из нескольких самостоятельных экскурсоводов, отчисляющих в «общую кассу» фиксированную сумму. При регулярном внесении платежей на счет в банке, за год – два можно скопить более, чем внушительный капитал и приступить к организации серьезного совместного бизнеса. Разумеется, такая перспектива реализуема только при наличии взаимного доверия.

Сейчас я планирую стать экскурсоводом, затем – специалистом по туризму, а в перспективе – открыть своё турагенство.


  1. Список учреждений образования, в которых можно получить выбранную профессию.

Есть множество курсов, на которых можно обучиться основам ведения экскурсий. Как правило, по окончании этих курсов, слушатели получают какой-то документ, подтверждающий прохождение курса. Но такие документы редко имеют вес в глазах работодателей. Получить базовое образование в этой сфере можно также в специализированных колледжах при вузах. В этих вузах можно продолжить свое образование.

Обучение проводится в учреждениях образования:

УВО (вузы):

  •  УО "Белорусский государственный университет физической культуры" - Туризм и гостеприимство – дневная.

  •  УО "Белорусский государственный университет физической культуры" - Туризм и гостеприимство – заочная.

  •  УО "Белорусский государственный университет физической культуры" - Туризм и гостеприимство - заочная сокращенный срок.

  •  УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина" - Туризм и гостеприимство - дневная, сокращённая.

  •  УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина" - Туризм и гостеприимство - заочная, сокращенный срок.

  •  УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина" - Туризм и гостеприимство – дневная.

  •  УО "Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина" - Туризм и гостеприимство – заочная.

  •  УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы" - Туризм и гостеприимство – дневная.

  •  УО "Гродненский государственный университет имени Янки Купалы" - Туризм и гостеприимство - заочная, сокращенный срок.

  •  УО "Институт предпринимательской деятельности" - Экономика и управление туристской индустрией – заочная.

  •  УО "Институт предпринимательской деятельности" - Экономика и управление туристской индустрией - заочная сокращенный срок.

  •  ЧУО "Институт современных знаний им. Широкова" - Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (направление – культурное наследие и туризм) – заочная.

  •  ЧУО "Институт современных знаний им. Широкова" - Музейное дело и охрана историко-культурного наследия (направление – культурное наследие и туризм) – дневная.

  •  УО "Полесский государственный университет" - Туризм и гостеприимство – дневная.

  •  УО "Полесский государственный университет" - Туризм и гостеприимство - заочная сокращенный срок.

  •  УО "Полоцкий государственный университет" - Туризм и гостеприимство – дневная.

УО ССО (колледжи):

  •  Филиал «Индустриально-педагогический колледж» УО «Республиканский институт профессионального образования» - Туризм и гостеприимство – заочная.

  •  Филиал «Индустриально-педагогический колледж» УО «Республиканский институт профессионального образования» - Туризм и гостеприимство – дневная.

  •  ЧУО "Минский колледж предпринимательства" - Туризм и гостеприимство – заочная.

  •  ЧУО "Минский колледж предпринимательства" - Туризм и гостеприимство – дневная.

  •  Пинский колледж УО "Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина" - Туризм и гостеприимство – дневная.

  •  Гуманитарный колледж УО "Гродненский государственный университет им. Я. Купалы" - Туризм и гостеприимство – дневная.[9]

Учебные заведения в России:

  1. СПбГУКИ в Санкт-Петербурге. Стать отменным экскурсоводом здесь можно, отучившись на кафедре культурного наследия и музеологии;

  2. РМАТ в Московской области (г. Химки);

  3. ИТиГ (Москва), филиал РГУТиС;

  4. ИТТ, в г. Пушкино, Московской области;

  5. РПУ, специальность "православный гид";

  6. УМИТ.[8]

  1. Перспективы и личная роль в профессии.

Я посещаю туристско-краеведческие объединения «Мой город», «Юные этнографы». Мне нравится посещать музеи, известные и малоизвестные места города Бреста, участвовать в выездных экскурсиях по родному краю. Многократно пробовала себя в роли экскурсовода.

Я слежу за новостями в сфере туризма, в основном, по Интернету. Мне интересна тема фэстов. В республике ежегодно в каждом регионе проводится такое интересное мероприятие, как «Фэст экскурсаводаў». Разрабатываются экскурсии уникальных уголков родного края, к которым не каждый может добраться. В этом году стартовал восьмой по счёту фэст.. Когда я закончу обучение, я обязательно в поучаствую в этом мероприятии. В этом году на Брестчине 22 апреля Людмила Гуринович проводила “Фатаграфічны квэст” по агрогородку Беловежский. 22 апреля в Козловичах возле форта “А” Брестской крепости стартовала экскурсия Алины Деревянко “Таямніцы форта Літара “А”. 23 апреля в Бресте экскурсовод Иван Чайчиц раскрыл “Трагічныя старонкі гісторыі Брэсцкай турмы”.[11]

Вместе с учителем истории я разработала свои экскурсии по школьной музейной комнате «Спадчына», комнате Боевой славы, а также квест по улицам Бреста. Сейчас я планирую разработать свой “Фатаграфічны квэст”,а в следующем году- виртуальный экскурсионный маршрут «Форты Брестской крепости».

Это моя первая ступенька в выбранную профессию.

Литература

    1. Алексютина Н. Неудача - это опыт: как выбрать профессию и пережить провал на экзаменах // Учительская газета. - 2008. - 16 сент. (№ 38). - С. 17. 

    2.  Божок Г. Показываю, что хочу: современные экскурсоводы сами выбирают себе маршруты // Труд. - 2008. - 20 мая (№ 89). - С. 8.

    3. Болсуновская Н. Профориентация в Интернете: О сайтах и профориентационных ресурсах в Интернет // Народное образование. - 2007. - N 10. - С. С. 228-229.

    4. Колозариди П. О профессиях 21 века / Абитуриент. -2010.- № 1. -с. 24-26

    5. Корешкова, Людмила. Выбирая профессию - выбираем будущее / Людмила Корешкова // Библиополе. - 2010. - № 2. - С.9-11

    6. Корешкова, Л. Д. "Выбор профессии - выбор будущего" [Текст] / Л. Д. Корешкова // Новая библиотека. - 2010. - № 4. - С.37-39

7. http://www.belta.by/ Дата доступа -01.09.2017

8. http://edunews.ru/ Дата доступа -01.09.2017

9.http://kudapostupat.by/ Дата доступа -04.09.2017

10.http://www.rabotagrad.ru Дата доступа -07.09.2017

11.http://fest-guides.by/ Дата доступа -09.09.2017

12. http://cmt.brest.by




Фотоприложения:


Фото1,2. Экскурсии для учащихся в школьной музейной комнате «Спадчына» и комнате Боевой славы


Фото 3,4 Квест «По улицам Бреста»


Фото 5,6 Выездная экскурсия в Лиду




18