СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

–«Черная курица, или Подземные жители»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рецен(5 класс) Антоний  Погорельский 

Просмотр содержимого документа
«–«Черная курица, или Подземные жители»»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего образования  «Забайкальский государственный университет»  (ФГБОУ ВО «ЗабГУ»)  Историко-филологический факультет  Кафедра русского языка и методики его преподавания   Рецензия на детскую книгу Подготовил: Мирсанова Ксения Владимировна, студентка группы ФЛОз-16-1 Проверил: кандидат филол. наук,  доцент кафедры литературы,  зам.декана по учебной работе  историко-филологического факультета  Олеся Юрьевна Баранова.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЗабГУ») Историко-филологический факультет Кафедра русского языка и методики его преподавания

Рецензия на детскую книгу

Подготовил:

Мирсанова Ксения Владимировна,

студентка группы ФЛОз-16-1

Проверил:

кандидат филол. наук,

доцент кафедры литературы, зам.декана по учебной работе историко-филологического факультета Олеся Юрьевна Баранова.

Автор - Алексей Алексеевич Перовский (Антоний Погорельский) Название – «Черная курица, или Подземные жители»  Место издания – Петербург  Год издания – 1829г.

Автор - Алексей Алексеевич Перовский (Антоний Погорельский)

Название «Черная курица, или Подземные жители»

Место издания Петербург

Год издания 1829г.

проблематика Проблема борьбы между пороками и добродетелью в душе Алёши (добра и зла) Следствие получения конопляного семечка – появление пороков: праздность, стал ставить себя выше других, развил в себе нескромность, лень, враньё, злость, предал свою мечту, то есть предал то, что любил .  Борьба, мучения – Алеше становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками. Выздоровление – победа добра в душе ребенка.

проблематика

  • Проблема борьбы между пороками и добродетелью в душе Алёши (добра и зла)
  • Следствие получения конопляного семечка – появление пороков: праздность, стал ставить себя выше других, развил в себе нескромность, лень, враньё, злость, предал свою мечту, то есть предал то, что любил .
  • Борьба, мучения – Алеше становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.
  • Выздоровление – победа добра в душе ребенка.
Сюжет  Сюжет произведения развивается в двух мирах – реальном (пансион) и фантастическом (подземелье).  Главный герой знакомится в пансионе с курицей-министром Чернушкой. За ее спасение король гномов в подземелье одаривает мальчика конопляным семечком. Это семечко помогает ему отвечать на уроках. В результате использования зернышка поведение мальчика портится, он проявляет лень, зазнайство.  Однако семечко теряется, а сказка заканчивается болезнью мальчика. Выздоровев, мальчик становится прежним, послушным и ответственным ребенком.

Сюжет

Сюжет произведения развивается в двух мирахреальном (пансион) и фантастическом (подземелье).

Главный герой знакомится в пансионе с курицей-министром Чернушкой. За ее спасение король гномов в подземелье одаривает мальчика конопляным семечком. Это семечко помогает ему отвечать на уроках. В результате использования зернышка поведение мальчика портится, он проявляет лень, зазнайство.

Однако семечко теряется, а сказка заканчивается болезнью мальчика. Выздоровев, мальчик становится прежним, послушным и ответственным ребенком.

конфликт Соотношения добра и зла в душе главного героя: - Сказать ли правду взрослому и предать фантастический мир? -Как относиться к успеху? Возгордиться ли от неожиданной большой удачи? -Прислушиваться ли к голосу совести? -Быть ли верным к слову? -Преодолевать ли в себе дурное?

конфликт

  • Соотношения добра и зла в душе главного героя:

- Сказать ли правду взрослому и предать фантастический мир?

-Как относиться к успеху? Возгордиться ли от неожиданной большой удачи?

-Прислушиваться ли к голосу совести?

-Быть ли верным к слову?

-Преодолевать ли в себе дурное?

Композиция

Экспозиция

Описание характера Алёши, где находится, чем любит заниматься.

Завязка

Алеша заступился за курицу Чернушку.

Развитие событий

Алёша следует за Чернушкой в фантастическое подземелье. Сражение Чернушки с рыцарями. Второй поход Алёши с Чернушкой в подземелье.

Кульминация, развитие событий

Развязка

  • Алёша подался искушению без труда знать все на «отлично».
  • Выбор Алешей в волшебных садах подземных жителей конопляного семечка а не других взращенных прекрасных цветов и плодов

Разоблачение обмана, «предательство» подземных жителей.

Эпилог

  • Из волшебного средства — конопляного семечка – произрастают пороки.
  • Потеря Алёшей конопляного семечка - шанс без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации.
  • Алеша находит конопляное семечко и вступает на тот же губительный путь.

Страдания Алёши от своего предательства — раскаяние Алеши, горькое, невосполнимое чувство утраты, жaлостъ к героям, с которыми надлежит расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить нельзя. Все это является поводом для начала «работы души.

Уход подземных жителей (события, которые обязательно последуют, и изменить их уже не в силах никто)

Повествователь (лирический герой)  Основная часть текста – повествование от лица автора Душа ребенка чиста и наивна Центральный образ сказки – образ мальчика Алёши  Неоднозначность, многосторонность и непредсказуемость внутреннего мира ребенка  Человеческая, мудрая христианская любовь повествователя (автора) к доброму, но легкомысленному мальчику, который глубоко страдает.

Повествователь (лирический герой) Основная часть текста – повествование от лица автора

  • Душа ребенка чиста и наивна
  • Центральный образ сказки – образ мальчика Алёши

  • Неоднозначность, многосторонность и непредсказуемость внутреннего мира ребенка

  • Человеческая, мудрая христианская любовь повествователя (автора) к доброму, но легкомысленному мальчику, который глубоко страдает.
 Тип героя  Образ ребенка, который пройдя испытание, становится прежним, послушным, добрым, скромным и прилежным. Алёша также становится взрослее.    Алёша до получения конопляного семечка Алёша после получения конопляного семечка Умненький Праздный Миленький Ленивый Все любили Начитанный Гордый Высокомерный Романтик Мечтатель Заносчивый Шалун Верит в волшебство Непослушный Остро чувствует своё одиночество Его перестали любить товарищи Щедрость

Тип героя Образ ребенка, который пройдя испытание, становится прежним, послушным, добрым, скромным и прилежным. Алёша также становится взрослее.

Алёша до получения конопляного семечка

Алёша после получения конопляного семечка

Умненький

Праздный

Миленький

Ленивый

Все любили

Начитанный

Гордый

Высокомерный

Романтик

Мечтатель

Заносчивый

Шалун

Верит в волшебство

Непослушный

Остро чувствует своё одиночество

Его перестали любить товарищи

Щедрость

Слово в произведении: деталь, повтор детали, образный строй речи.

Сказка-повесть представляется глазами ребенка, демонстрирующими своеобразие детского мышления. Это подсказало писателю отбор изобразительных средств.

-

Детали (подробности быта Петербурга XVIII века)

Описания

пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц

Первой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками.

одежда Алеши

«надели на него рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами с мелкими складками, белые шаровары и широкий шелковый голубой кушак..»; «Алёша поспешно надел свою красную бекешу на беличьем меху и зеленую бархатную шапочку с собольим околышком..» (бекеша – мужское пальто)

убранство праздничного стола

«…накрытый стол, на котором расставлены были разного рода конфеты, пироги, паштеты и фрукты. Блюда все были из чистого золота, а бутылки и стаканы выточенные из цельных брильянтов, яхонтов и изумрудов. –Кушай что угодно, - сказал министр, - с собою же рать ничего не позволяется»

сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя

«…напомадил и напудрил у ней локоны и шиньон и взгромоздил на ее голове целую оранжерею разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещенные два бриллиантовые перстня, когда-то подаренные мужу ее родителями учеников….»

редкое включение архаизмов и устаревших речевых оборотов. ( Архаизмы : дортуары, сени ) эпическая неторопливость  экспозиции (описание Петербурга…) Нет упрощений, такой доступности, которая достигается за счет обеднения текста Лексика и стилистика сказки  живой, непринужденный диалог ( Н-р, диалог Алёши и кухарки Тринушки, которая хотела зарезать курицу. А Алеша спасал) свободная, понятная, разнообразная лексика, слегка ироничная лексика ( в описании суеты в доме учителя перед приездом директора ) Сложные и не до конца понятные  мысли и образы , ребенок усваивает их контекст обобщенно (Н-р, Чернушка – главный герой (министр) или героиня (курица)?) Эмоциональная лексика ( рассказ  о спасении Чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями ) Воспроизведение писателем детской мысли и речи. («Если бы я был рыцарь, — размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике». Или: «Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая»).

редкое включение архаизмов и устаревших речевых оборотов. ( Архаизмы : дортуары, сени )

эпическая неторопливость экспозиции (описание Петербурга…)

Нет упрощений, такой доступности, которая достигается за счет обеднения текста

Лексика и стилистика сказки

живой, непринужденный диалог ( Н-р, диалог Алёши и кухарки Тринушки, которая хотела зарезать курицу. А Алеша спасал)

свободная, понятная, разнообразная лексика, слегка ироничная лексика ( в описании суеты в доме учителя перед приездом директора )

Сложные и не до конца понятные мысли и образы , ребенок усваивает их контекст обобщенно (Н-р, Чернушка – главный герой (министр) или героиня (курица)?)

Эмоциональная лексика ( рассказ о спасении Чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями )

Воспроизведение писателем детской мысли и речи. («Если бы я был рыцарь, — размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике». Или: «Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая»).

Адресат книги Антоний Погорельский написал сказку для своего племянника, Алексея Константиновича Толстого ( русский писатель, поэт и драматург, переводчик, сатирик из рода Толстых). История сказки - маленький А.К.Толстой сказал своему дяде, что он когда-то играл во дворе с курицей. Вот эти слова и стали истоком сказки.

Адресат книги

  • Антоний Погорельский написал сказку для своего племянника, Алексея Константиновича Толстого ( русский писатель, поэт и драматург, переводчик, сатирик из рода Толстых).
  • История сказки - маленький А.К.Толстой сказал своему дяде, что он когда-то играл во дворе с курицей. Вот эти слова и стали истоком сказки.
Вывод Все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать. Слушать внутренний голос совести. Быть требовательным к себе, преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие. Надо старательно трудиться. Детское легкомыслие (так часто присущее и взрослым людям) делает несчастными и их самих, и тех, кто им дорог. Лучше претерпеть страдания, чем из малодушия нарушить верность данному слову!!

Вывод

  • Все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать.
  • Слушать внутренний голос совести.
  • Быть требовательным к себе, преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.
  • Надо старательно трудиться.
  • Детское легкомыслие (так часто присущее и взрослым людям) делает несчастными и их самих, и тех, кто им дорог.

Лучше претерпеть страдания, чем из малодушия нарушить верность данному слову!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!