МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Забайкальский государственный университет» (ФГБОУ ВО «ЗабГУ») Историко-филологический факультет Кафедра русского языка и методики его преподавания
Рецензия на детскую книгу
Подготовил:
Мирсанова Ксения Владимировна,
студентка группы ФЛОз-16-1
Проверил:
кандидат филол. наук,
доцент кафедры литературы, зам.декана по учебной работе историко-филологического факультета Олеся Юрьевна Баранова.
Автор - Алексей Алексеевич Перовский (Антоний Погорельский)
Название – «Черная курица, или Подземные жители»
Место издания – Петербург
Год издания – 1829г.
проблематика
- Проблема борьбы между пороками и добродетелью в душе Алёши (добра и зла)
- Следствие получения конопляного семечка – появление пороков: праздность, стал ставить себя выше других, развил в себе нескромность, лень, враньё, злость, предал свою мечту, то есть предал то, что любил .
- Борьба, мучения – Алеше становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.
- Выздоровление – победа добра в душе ребенка.
Сюжет
Сюжет произведения развивается в двух мирах – реальном (пансион) и фантастическом (подземелье).
Главный герой знакомится в пансионе с курицей-министром Чернушкой. За ее спасение король гномов в подземелье одаривает мальчика конопляным семечком. Это семечко помогает ему отвечать на уроках. В результате использования зернышка поведение мальчика портится, он проявляет лень, зазнайство.
Однако семечко теряется, а сказка заканчивается болезнью мальчика. Выздоровев, мальчик становится прежним, послушным и ответственным ребенком.
конфликт
- Соотношения добра и зла в душе главного героя:
- Сказать ли правду взрослому и предать фантастический мир?
-Как относиться к успеху? Возгордиться ли от неожиданной большой удачи?
-Прислушиваться ли к голосу совести?
-Быть ли верным к слову?
-Преодолевать ли в себе дурное?
Композиция
Экспозиция
Описание характера Алёши, где находится, чем любит заниматься.
Завязка
Алеша заступился за курицу Чернушку.
Развитие событий
Алёша следует за Чернушкой в фантастическое подземелье. Сражение Чернушки с рыцарями. Второй поход Алёши с Чернушкой в подземелье.
Кульминация, развитие событий
Развязка
- Алёша подался искушению без труда знать все на «отлично».
- Выбор Алешей в волшебных садах подземных жителей конопляного семечка , а не других взращенных прекрасных цветов и плодов .
Разоблачение обмана, «предательство» подземных жителей.
Эпилог
- Из волшебного средства — конопляного семечка – произрастают пороки.
- Потеря Алёшей конопляного семечка - шанс без нравственных потерь выйти из сложившейся ситуации.
- Алеша находит конопляное семечко и вступает на тот же губительный путь.
Страдания Алёши от своего предательства — раскаяние Алеши, горькое, невосполнимое чувство утраты, жaлостъ к героям, с которыми надлежит расстаться, и уже ничего ни в своих поступках, ни в поступках других изменить нельзя. Все это является поводом для начала «работы души.
Уход подземных жителей (события, которые обязательно последуют, и изменить их уже не в силах никто)
Повествователь (лирический герой) Основная часть текста – повествование от лица автора
- Душа ребенка чиста и наивна
- Центральный образ сказки – образ мальчика Алёши
- Неоднозначность, многосторонность и непредсказуемость внутреннего мира ребенка
- Человеческая, мудрая христианская любовь повествователя (автора) к доброму, но легкомысленному мальчику, который глубоко страдает.
Тип героя Образ ребенка, который пройдя испытание, становится прежним, послушным, добрым, скромным и прилежным. Алёша также становится взрослее.
Алёша до получения конопляного семечка
Алёша после получения конопляного семечка
Умненький
Праздный
Миленький
Ленивый
Все любили
Начитанный
Гордый
Высокомерный
Романтик
Мечтатель
Заносчивый
Шалун
Верит в волшебство
Непослушный
Остро чувствует своё одиночество
Его перестали любить товарищи
Щедрость
Слово в произведении: деталь, повтор детали, образный строй речи.
Сказка-повесть представляется глазами ребенка, демонстрирующими своеобразие детского мышления. Это подсказало писателю отбор изобразительных средств.
-
Детали (подробности быта Петербурга XVIII века)
Описания
пейзажи старого Петербурга, точнее, одной из старейших его улиц
Первой линии Васильевского острова, с ее деревянными тротуарами, небольшими особняками, крытыми голландского черепицей, и просторными дворами, огороженными барочными досками.
одежда Алеши
«надели на него рубашку с круглым воротником и батистовыми манжетами с мелкими складками, белые шаровары и широкий шелковый голубой кушак..»; «Алёша поспешно надел свою красную бекешу на беличьем меху и зеленую бархатную шапочку с собольим околышком..» (бекеша – мужское пальто)
убранство праздничного стола
«…накрытый стол, на котором расставлены были разного рода конфеты, пироги, паштеты и фрукты. Блюда все были из чистого золота, а бутылки и стаканы выточенные из цельных брильянтов, яхонтов и изумрудов. –Кушай что угодно, - сказал министр, - с собою же рать ничего не позволяется»
сложная, сделанная по моде того времени, прическа супруги учителя
«…напомадил и напудрил у ней локоны и шиньон и взгромоздил на ее голове целую оранжерею разных цветов, между которыми блистали искусным образом помещенные два бриллиантовые перстня, когда-то подаренные мужу ее родителями учеников….»
редкое включение архаизмов и устаревших речевых оборотов. ( Архаизмы : дортуары, сени )
эпическая неторопливость экспозиции (описание Петербурга…)
Нет упрощений, такой доступности, которая достигается за счет обеднения текста
Лексика и стилистика сказки
живой, непринужденный диалог ( Н-р, диалог Алёши и кухарки Тринушки, которая хотела зарезать курицу. А Алеша спасал)
свободная, понятная, разнообразная лексика, слегка ироничная лексика ( в описании суеты в доме учителя перед приездом директора )
Сложные и не до конца понятные мысли и образы , ребенок усваивает их контекст обобщенно (Н-р, Чернушка – главный герой (министр) или героиня (курица)?)
Эмоциональная лексика ( рассказ о спасении Чернушки, о чудесных происшествиях, связанных с подземными жителями )
Воспроизведение писателем детской мысли и речи. («Если бы я был рыцарь, — размышляет Алеша, — то никогда бы не ездил на извозчике». Или: «Она (старушка-голландка) показалась ему (Алеше) как будто восковая»).
Адресат книги
- Антоний Погорельский написал сказку для своего племянника, Алексея Константиновича Толстого ( русский писатель, поэт и драматург, переводчик, сатирик из рода Толстых).
- История сказки - маленький А.К.Толстой сказал своему дяде, что он когда-то играл во дворе с курицей. Вот эти слова и стали истоком сказки.
Вывод
- Все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе надо воспитывать.
- Слушать внутренний голос совести.
- Быть требовательным к себе, преодолевать в себе эгоизм, лень, себялюбие.
- Надо старательно трудиться.
- Детское легкомыслие (так часто присущее и взрослым людям) делает несчастными и их самих, и тех, кто им дорог.
Лучше претерпеть страдания, чем из малодушия нарушить верность данному слову!!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!